Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов (4 января , Москва - 30 января [11 февраля ] , Тегеран) - русский дипломат , поэт , драматург , пианист и композитор , дворянин . Статский советник (1828) .
Грибоедов известен благодаря блестяще рифмованной пьесе «Горе от ума » (1824), которую до сих пор весьма часто ставят в театрах России. Она послужила источником многочисленных крылатых фраз .
Энциклопедичный YouTube
- В Петербурге памятник А. С. Грибоедову (скульптор В. В. Лишев , 1959 год) находится на Загородном проспекте на Пионерской площади (напротив Театра Юного зрителя)
- В центре Еревана есть памятник А. С. Грибоедову (автор - Оганес Беджанян, 1974 год), а в 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвящённая А. С. Грибоедову.
- В Алуште памятник А. С. Грибоедову установлен в 2002 году, к 100-летнему юбилею города.
- В Москве памятник А. С. Грибоедову находится на Чистопрудном бульваре .
- В Великом Новгороде А. С. Грибоедов увековечен в памятнике «Тысячелетие России», в группе скульптур «Писатели и художники».
- В Волгограде, на средства армянской общины города, установлен бюст А. С. Грибоедова (на улице Советской, напротив поликлиники № 3).
- В Тбилиси памятник А. С. Грибоедову находится на набережной Куры (скульптор М. Мерабишвили, архитектор Г. Мелкадзе, 1961).
- В Тегеране у российского посольства есть памятник А. С. Грибоедову (скульптор В. А. Беклемишев, 1912).
- Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита ».
- В Крыму, в Красной пещере (Кизил-Коба), в честь пребывания А. С. Грибоедова названа галерея.
- Библиотека национальных литератур имени А. С. Грибоедова.
- Центральная библиотека имени А. С. Грибоедова Централизованной библиотечной системы #2 ЦАО г. Москвы. К 100-летию со дня основания библиотеки в ней открыт мемориальный музей. Вручается премия имени А. С. Грибоедова.
1 / 5
Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гжибовский (польск. Jan Grzybowski ), в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гжибовский . При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года Фёдор Акимович Грибоедов .
По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения , что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву (это тщательно скрывал сам драматург). В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским , французским , немецким и итальянским . Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык .
Война
Восторженно-лирическое «Письмо из Брест-Литовска к издателю», опубликованное в «Вестнике Европы», написано им после награждения Кологривова в 1814 году «орденом Святого Равноапостольного Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня (4 июля) в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу .
В столице
В 1815 году Грибоедов приехал в Петербург , где познакомился с издателем журнала «Сын Отечества» Н. И. Гречем и знаменитым драматургом Н. И. Хмельницким .
Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады „Ленора“» - отзыв на критические замечания Н. И. Гнедича о балладе П. А. Катенина «Ольга».
Тогда же имя Грибоедова появляется в списках действительных членов масонской ложи «Соединённые друзья » . В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи «Du Bien».
Летом поступил на дипломатическую службу, заняв должность губернского секретаря (с зимы - переводчика) Коллегии иностранных дел. К этому периоду жизни литератора также относятся его знакомства с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером , работа над стихотворением «Лубочный театр» (ответ на критику М. Н. Загоскина в адрес «Молодых супругов»), комедиями «Студент» (совместно с П. А. Катениным), «Притворная неверность» (совместно с А. А. Жандром), «Своя семья, или Замужняя невеста» (в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким).
Дуэль
В 1817 году в Петербурге произошла знаменитая «четверная дуэль» Завадовского-Шереметева и Грибоедова-Якубовича.
Грибоедов жил у Завадовского и, будучи приятелем известной танцовщицы Санкт-Петербургского балета Авдотьи Истоминой , после представления привез её к себе (естественно, в дом Завадовского), где она прожила двое суток. Кавалергард Шереметев, любовник Истоминой, был с ней в ссоре и находился в отъезде, но когда вернулся, то подстрекаемый корнетом лейб-уланского полка А. И. Якубовичем , вызвал Завадовского на дуэль. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, а Шереметева - Якубович; оба также обещали драться.
Первыми вышли к барьеру Завадовский и Шереметев. Завадовский, отличный стрелок, смертельно ранил Шереметева в живот. Поскольку Шереметева надо было немедленно везти в город, Якубович и Грибоедов отложили свой поединок. Он состоялся в следующем, 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию .
Грибоедов был ранен в кисть левой руки. Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране .
На востоке
В 1818 году Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах Персии. Перед отъездом в Тегеран завершил работу над «Пробами интермедии». К месту службы отправился в конце августа, спустя два месяца (с кратковременными остановками в Новгороде, Москве, Туле и Воронеже) прибыл в Моздок, по дороге в Тифлис составил подробный дневник с описанием своих переездов.
В начале 1819 года Грибоедов завершил работу над ироничным «Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января» и, вероятно, стихотворением «Прости, Отечество!», тогда же отправился в свою первую командировку к шахскому двору. По дороге в назначенное место через Тебриз (январь - март) продолжил вести путевые записки, начатые в прошлом году. В августе вернулся обратно, где принялся хлопотать за участь русских солдат, находившихся в иранском плену. В сентябре во главе отряда пленных и беглецов выступил из Тебриза в Тифлис, куда прибыл уже в следующем месяце. Некоторые события этого путешествия описаны на страницах грибоедовских дневников (за июль и август/сентябрь), а также в повествовательных фрагментах «Рассказ Вáгина» и «Ананурский карантин».
В январе 1820 года Грибоедов снова отправился в Персию, дополнив журнал путевых дневников новыми записями. Здесь, обременённый служебными хлопотами, он провёл больше полутора лет. Пребывание в Персии невероятно тяготило писателя-дипломата, и осенью следующего, 1821 года по состоянию здоровья (из-за перелома руки) ему, наконец, удалось перевестись поближе к родине - в Грузию. Там он сблизился с прибывшим сюда же на службу Кюхельбекером и начал работу над черновыми рукописями первой редакции «Горя от ума».
С февраля 1822 года Грибоедов - секретарь по дипломатической части при генерале А. П. Ермолове , командовавшем русскими войсками в Тифлисе . Этим же годом нередко датируется и работа автора над драмой «1812 год» (по всей видимости, приуроченная к десятилетнему юбилею победы России в войне с наполеоновской Францией).
В начале 1823 года Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет жил в Москве, в с. Дмитровском (Лакотцы) Тульской губернии, в Петербурге. Здесь автор продолжил начатую на Кавказе работу с текстом «Горя от ума», к концу года написал стихотворение «Давид», драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего», водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (в кооперации с П. А. Вяземским) и первую редакцию знаменитого вальса «e-moll». К этому же периоду жизни Грибоедова принято относить и появление первых записей его «Desiderata» - журнала заметок по дискуссионным вопросам русской истории, географии и словесности.
Следующим, 1824 годом датируются писательские эпиграммы на М. А. Дмитриева и А. И. Писарева («И сочиняют - врут! и переводят - врут!..», «Как распложаются журнальные побранки!..»), повествовательный фрагмент «Характер моего дяди», очерк «Частные случаи петербургского наводнения» и стихотворение «Телешовой». В конце этого же года (15 декабря) Грибоедов стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности .
На юге
В конце мая 1825 года, в связи со срочной необходимостью вернуться к месту службы, литератор отказался от намерения посетить Европу и уехал на Кавказ. Впоследствии он выучит арабский , турецкий , грузинский и персидский языки . Первым преподавателем, обучавшим Грибоедова персидскому языку, был Мирза Джафар Топчибашев . Накануне этой поездки он завершил работу над вольным переводом «Пролога в театре» из трагедии «Фауст», по просьбе Ф. В. Булгарина составил примечания к «Необыкновенным похождениям и путешествиям…» Д. И. Цикулина, напечатанные в апрельских номерах журнала «Северный архив» за 1825 год. По дороге в Грузию наведался в Киев, где встретил видных деятелей революционного подполья (М. П. Бестужева-Рюмина , А. З. Муравьёва , С. И. Муравьёва-Апостола и С. П. Трубецкого), некоторое время прожил в Крыму, посещая имение своего давнего приятеля А. П. Завадовского . Грибоедов путешествовал по горам полуострова, разрабатывал план величественной трагедии о Крещении древних русичей и вёл подробный дневник путевых заметок, опубликованный лишь через три десятилетия после смерти автора. По утвердившемуся в науке мнению именно под влиянием южной поездки им была написана сцена «Диалог половецких мужей».
Арест
По возвращении на Кавказ Грибоедов, вдохновлённый участием в экспедиции генерала А. А. Вельяминова , написал известное стихотворение «Хищники на Чегеме». В январе 1826 года был арестован в крепости Грозная по подозрению в принадлежности к декабристам ; Грибоедов был привезён в Петербург, однако следствие не смогло найти доказательств принадлежности Грибоедова к тайному обществу. За исключением А. Ф. Бригена , Е. П. Оболенского , Н. Н. Оржицкого и С. П. Трубецкого , никто из подозреваемых не дал показаний в ущерб Грибоедову. Под следствием он находился до 2 июня 1826 года, но так как доказать его участие в заговоре не удалось, а сам он категорически отрицал свою причастность к заговору, его освободили из-под ареста с «очистительным аттестатом». Несмотря на это некоторое время за Грибоедовым был установлен негласный надзор.
Возвращение на службу
В сентябре 1826 года вернулся на службу в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность ; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран ; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) года на княжне Нине Чавчавадзе , с которой ему довелось прожить всего несколько месяцев.
Гибель в Персии
Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тебризе при дворе принца Аббаса-Мирзы , но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран . Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа из тысяч религиозных фанатиков перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцова .
Обстоятельства разгрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Вернувшись в Россию, он написал, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Сам он спрятался в другом помещении и, по сути, мог описать только то, что слышал. Все оборонявшиеся погибли, и прямых свидетелей не осталось.
Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37 товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем .
Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида . Летом 1829 года на могиле побывал Александр Пушкин. Также Пушкин писал в «Путешествии в Арзрум», что встретил арбу с телом Грибоедова на горном перевале в Армении, впоследствии названном Пушкинским .
Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука . В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах» . Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов , украшал трон Великих Моголов . Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.
На могиле Александра Грибоедова его вдова, Нина Чавчавадзе, поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!» .
Творчество
По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам» : его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер ; впрочем, ценили его и «арзамасцы », например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин .
Ещё в годы учёбы в Московском университете () Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение В. А. Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В 1814 году в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» ().
Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.
«Горе от ума»
Музыкальные произведения
Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он - автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната - самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.
Память
Памятники
Музеи и галереи
Улицы
на Украине -
а также в городах Бельцы (Молдавия),Алматы (Казахстан), Батуми и Тбилиси (Грузия), Ашхабад (Туркменистан),
Театры
Библиотеки
Кинематограф
Другое
Биография и эпизоды жизни Александра Грибоедова. Когда родился и умер Александр Грибоедов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты драматурга, изображения и видео.
Годы жизни Александра Грибоедова:
родился 4 января 1795, умер 30 января 1829
Эпитафия
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Надпись, сделанная женой А. Грибоедова на его надгробном памятнике
Биография
Александр Сергеевич Грибоедов оставил след в русской литературе как автор одного произведения — знаменитой пьесы «Горе от ума». Всё, написанное им до этой вещи, было ещё по-юношески незрело, а написанное после — автор не успел довести до конца. Между тем Грибоедов был человеком блестящего ума и разносторонних талантов: он сочинял музыку, прекрасно играл на фортепьяно, писал критические статьи и очерки, выдвинулся на дипломатической службе. Возможно, не оборвись его жизнь так трагически, сегодня потомкам досталось бы гораздо более обширное наследие Грибоедова.
Грибоедов родился в Москве, в богатой семье и с самого детства отличался живым и острым умом и способностями к обучению. В возрасте 6 лет Грибоедов свободно говорил на трёх иностранных языках, позднее выучил ещё три.
После окончания университета Грибоедов какое-то время отдал военной службе, но вскоре оставил её ради писательских упражнений, столичной жизни и, впоследствии, дипломатической карьеры. Грибоедов был отправлен на восток, затем на Кавказ, выучил ещё четыре языка и продолжал работать над переводами, стихотворениями и вещами в прозе.
Там же, в Тифлисе, Грибоедов женился на красивой и знатной девушке, княжне Нине Чавчавадзе. Увы, молодым удалось прожить вместе лишь несколько месяцев.
Смерть Грибоедова в расцвете сил стала внезапной и трагичной. Толпа религиозных фанатиков разгромила русское посольство в Тегеране и убила всех, кто там находился. Тело Грибоедова было так изувечено, что опознать его удалось только по следу от дуэльной раны на руке.
Грибоедов был похоронен в Тифлисе, близ церкви Св. Давида на склоне горы Мтацминда. К столетней годовщине его гибели в 1929 г. на месте погребения драматурга и его жены был открыт пантеон, где упокоились останки многих выдающихся общественных деятелей Грузии.
Линия жизни
4 января 1795 г.
Дата рождения Александра Сергеевича Грибоедова.
1803 г.
Поступление в Московский университетский благородный пансион.
1805 г.
Работа над первыми стихотворениями.
1806 г.
Поступление на словесное отделение Московского университета.
1808 г.
Получение звания кандидата словесных наук, продолжение обучения на нравственно-политическом, а затем на физико-математическом отделениях.
1812 г.
Вступление в добровольческий Московский гусарский полк графа Салтыкова.
1814 г.
Первые литературные опыты (статьи, очерки, переводы) во время службы в звании корнета.
1815 г.
Переезд в Петербург. Публикация комедии «Молодые супруги».
1816 г.
Уход с военной службы. Вступление в масонскую ложу. Появление замысла комедии в стихах «Горе от ума».
1817 г.
Поступление на дипломатическую службу (губернский секретарь, впоследствии — переводчик Коллегии иностранных дел).
1818 г.
Назначение на должность секретаря в Тегеране (в Персии).
1821 г.
Перевод в Грузию.
1822 г.
Назначение на должность секретаря при генерале Ермолове, командующем русской армией в Тифлисе.
1823 г.
Возвращение на родину, жизнь в Петербурге и Москве.
1824 г.
Завершение комедии «Горе от ума».
1825 г.
Возвращение на Кавказ.
1826 г.
Арест по подозрению в принадлежности к декабристам, следствие в Петербурге, освобождение и возвращение в Тифлис.
1828 г.
Назначение министром-резидентом в Иране, женитьба на княжне Нине Чавчавадзе.
30 января 1829 г.
Дата смерти Александра Грибоедова.
18 июня 1829 г.
Похороны Грибоедова в Тифлисе, близ церкви Св. Давида.
Памятные места
1. Дом № 17 по Новинскому бульвару в Москве, где родился и вырос Грибоедов (реплика оригинального здания).
2. Московский университет, где учился Грибоедов.
3. Дом № 104 (доходный дом Вальха) по наб. канала Грибоедова (ранее — Екатерининского канала) в Петербурге, где драматург жил в 1816-1818 гг.
4. Дом № 25 на пр. Кирова (бывшая гостиница «Афинская») в Симферополе, где Грибоедов жил в 1825 г.
5. Дом № 22 по ул. Чубинашвили в Тбилиси (ранее — Тифлис), ныне дом-музей Ильи Чавчавадзе, где состоялось венчание его внучки Нины с Грибоедовым.
6. Пантеон Мтацминда в Тбилиси, где похоронен Грибоедов.
Эпизоды жизни
В 1817 г. произошла знаменитая четверная дуэль с участием Грибоедова, причиной которой послужила знаменитая балерина Истомина. Грибоедов и его противник Якубович стрелялись годом позже первой пары дуэлянтов, и в этой дуэли Грибоедов получил ранение в руку.
Знаменитый ми-минорный вальс, написанный Грибоедовым, считается первым русским вальсом, партитура которого сохранилась до нашего времени.
К моменту свадьбы с Грибоедовым Нине Чавчавадзе было всего 15 лет, но после смерти супруга она сохранила ему верность и носила траур по нему до собственной кончины в возрасте 45 лет, отвергая все ухаживания. Верность погибшему мужу снискала его вдове уважение и славу среди тифлиссцев.
Заветы
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете».
«Счастливые часов не наблюдают».
«Не наслажденье жизни цель,
Не утешенье наша жизнь».
Два вальса А. Грибоедова
Соболезнования
«Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил свое отечество, как Грибоедов любил Россию».
Фаддей Булгарин, писатель и критик
«Кровь сердца всегда играла у него на лице. Никто не похвалится его лестью; никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обманывать — никогда».
Александр Бестужев, писатель и критик
«В Грибоедове есть что-то дикое, de farouche, de sauvage, в самолюбии: оно, при малейшем раздражении, становится на дыбы, но он умен, пламенен, с ним всегда весело»
Пётр Вяземский, поэт и критик
ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич родился - драматург, дипломат.
Происходил из старинного дворянского рода.
Александр Сергеевич с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками, изучал также латинский и греческий языки и впоследствии персидский, арабский и турецкий. Отлично играл на фортепьяно и написал несколько музыкальных композиций. Воспитателями его были библиотекарь Московского университета Петрозилиус, потом Б. И. Ион, питомец Геттингенского университета; в дальнейшем образование шло под руководством философа, филолога и искусствоведа И. Т. Буле.
Летние каникулы юноша проводил у богатого дяди - А. Ф. Грибоедова в Смоленской губернии. В Москве Грибоедовы были связаны родством с Одоевскими, Паскевичами, Римскими-Корсаковыми, Нарышкиными и знакомы с огромным кругом столичного барства.
Около 1803 Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион.
В 1806 был принят в Московский университет, занимался по программам трех факультетов (словесного, юридического и физико-математического) и в 1812 был «готов к испытанию для поступления в чин доктора» (прав).
В Благородном пансионе и в университете Александр Сергеевич мог общаться со многими будущими декабристами: И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым , Никитой и Артамоном Муравьевыми, В. Ф. Раевским , С. П. Трубецким, А. И. Якубовичем и другими.
В начавшуюся Отечественную войну патриотизм увлек поэта на военную службу. Грибоедов добровольцем зачислился корнетом в Московский гусарский полк. Однако полк всю осень и декабрь 1812 простоял в Казанской губернии.
В декабре 1812 полк был присоединен к Иркутскому гусарскому полку под командой генерала Кологривова. Вскоре Грибоедов стал адъютантом самого Кологривова и принимал участие в комплектовании кавалерийских резервов в Белоруссии, о чем напечатал статью в «Вестнике Европы» (1814). В Белоруссии он подружился с С. Н. Бегичевым. Не побывав ни в одном сражении, по окончании войны Грибоедов подал прощение об отставке «для определения к статским делам».
В 1817 был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел в Петербурге; познакомился с Пушкиным и Кюхельбекером .
В Петербурге Грибоедов вошел в общественные, литературные и театральные круги. Он общается с членами нарождавшихся тайных организаций, участвует в двух масонских ложах, знакомится со многими литераторами. Грибоедов А. С. выступает и в журналистике (эпиграммой «От Аполлона» и антикритикой на Н. И. Гнедича в защиту Катенина), и в драматической литературе -
«Молодые супруги» (1815),
«Своя семья» (1817; в сотрудничестве с Шаховским и Хмельницким),
«Притворная неверность» (1818),
«Проба интермедии» (1818).
В костромском имении матери Грибоедова начались волнения крепостных, вызванные непосильными налогами. Волнения превратились в целое восстание, продолжавшееся несколько лет. В конце концов, Настасья Федоровна вынуждена была продать крепостных в другие руки, что сильно подорвало материальное положение семьи. Это вынудило Александра Сергеевича искать постоянной службы.
В начале 1818 в министерстве иностранных дел организовывалось русское представительство при персидском дворе; поверенным при шахе был назначен С. И. Мазарович, секретарем при нем - Грибоедов А.С.
В августе 1818 Александр Сергеевич покинул Петербург. В Тифлисе он сблизился с «проконсулом Кавказа» А. П. Ермоловым. Герой Отечественной войны 1812, человек большой культуры и личного обаяния, Ермолов сильно повлиял на «молодого человека» (как он сам называл Грибоедова) в вопросах общей политики и международных отношений. В частности, сильным было это влияние на взгляды и действия Грибоедова в Грузии и Персии.
В Грузии Александр Сергеевич очень скоро вошел в дружеские отношения с местной передовой национальной интеллигенцией. Объединению русской и грузинской интеллигенции служил дом П. Н. Ахвердовой. Она была воспитательницей Нины Чавчавадзе, на которой Грибоедов женился (1828). Александр Сергеевич вошел в близкое общение с грузинскими поэтами - своим будущим тестем А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, Г. Орбелиани.
В феврале 1819 русская дипломатическая миссия прибыла в Тавриз, резиденцию наследника престола Аббаса-Мирзы, была принята в Тегеране шахом и потом вернулась в Тавриз. По Гюлистанскому трактату, русская миссия имела право требовать возвращения русских солдат - пленных и дезертиров, служивших в персидских войсках. Грибоедов разыскал до 70 таких солдат и привел этот отряд осенью 1819 в Тифлис. Ермолов представил его к награде.
С ноября 1821 по февраль 1823 Грибоедов служил в Тифлисе при Ермолове секретарем по иностранной части, разъезжал часто с ним по Кавказу. В Тифлисе он общался с Кюхельбекером, который приехал туда в декабре 1821 и прожил до мая 1822. В то время Грибоедов уже работал над «Горем от ума» и читал другу комедию, сцену за сценой, как они создавались. После отъезда Кюхельбекера в Россию он сильно затосковал по родине и через Ермолова исходатайствовал себе отпуск в Москву и Петербург. В конце марта 1823 он был уже в Москве. Здесь он прочел Бегичеву первых два акта «Горя от ума» (в ранней редакции). Вторые два действия комедии были написаны летом 1823 в тульском имении Бегичева.
В сентябре Грибоедов возвратился в Москву. Здесь он продолжал работать над текстом комедии, читал ее в литературных кругах. Вместе с П. А. Вяземским он написал водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» , с музыкой А. Н. Верстовского.
В июне 1824 Александр Сергеевич переехал в Петербург, опасаясь, очевидно, что московская цензура не разрешит печатание комедии «Горе от ума», сатирически изображающей московское барское общество.
Грибоедов читал свою комедию в театральных и литературных кругах Петербурга. Но провести пьесу на сцену не удалось, несмотря на влиятельные связи и хлопоты. В печать же цензура пропустила только отрывки: 7 -10 явление первого действия и третий акт с большими сокращениями. Появление отрывков в альманахе Булгарина «Русская Талия на 1825 год» вызвало целый поток критических статей в петербургских и московских журналах, в том числе декабриста А. А. Бестужева .
«Горе от ума» быстро распространилось в бесцензурных полных списках. Но угрюмое настроение не покидало поэта. Он пытался поехать за границу. Такие попытки он делал и ранее, не удалось это и в 1825. Тогда Грибоедов отправился в Киев и Крым, чтобы оттуда вернуться на Кавказ.
В мае 1825 Грибоедов прибыл в Киев, где изучал древности. Встречался с членами тайного декабристского общества: князем Трубецким, Бестужевым-Рюминым, Сергеем, Матвеем и Артамоном Муравьевыми. Среди них возникла мысль привлечь Грибоедова к тайному обществу, но вопрос о формальной принадлежности Грибоедова к организации декабристов остается неясным. Александр Сергеевич разделял скептицизм Ермолова в отношении революционного военного восстания.
Вернувшись на Кавказ в конце сентября, в укреплении Каменный Мост, на реке Малке, Грибоедов написал стихотворение «Хищники на Чегеме» , навеянное недавним нападением горцев на станицу Солдатская. К концу января 1826 в крепость Грозную собрались Ермолов, Вельяминов, Грибоедов, Мазарович. Здесь Грибоедов был арестован, 11 февраля 1826 он уже сидел на гауптвахте Главного штаба в Петербурге. В Следственной комиссии и в письме к царю он решительно отрицал свою принадлежность к тайному обществу. Такое отрицание было смелым тактическим приемом.
Александр Сергеевич Грибоедов сочувствовал идеям декабристов, их протесту против самодержавия и крепостного права. Вместе с тем он скептически смотрел на осуществимость конспиративного движения и видел в декабризме немало слабых сторон. Александр Сергеевич не разделял радикальных социально-политических мнений, какие формировались в Южном обществе и в Обществе соединенных славян. Он ближе был к умеренному Северному обществу, а в нем - скорее ближе к центру, чем к левому или правому крылу. Возможно, что имело место заступничество И. Ф. Паскевича, члена Следственной комиссии, как и расчет Николая I сохранить на Востоке выдающегося дипломата. Комиссия постановила освободить его, Грибоедов получил «очистительный аттестат» и прогонные деньги и был произведен в надворные советники.
Июнь и июль Грибоедов прожил в Петербурге. Это было для него тяжелое время. Радость освобождения меркла при мысли о казненных или сосланных в Сибирь друзьях. К концу июля он приехал в Москву, куда собрался весь двор и войска к коронации нового императора; здесь же был и Паскевич. Неожиданно сюда пришло известие, что персияне нарушили мир и напали на русский пограничный пост. Николай I был этим разгневан, винил Ермолова в бездействии и командировал на Кавказ Паскевича с большими полномочиями. Ермолов подал в отставку, а Грибоедова перевели на службу к Паскевичу. К служебным неприятностям присоединилось еще физическое недомогание - стали часто повторяться приступы лихорадки и нервные припадки. Еще тяжелее было политическое и моральное положение Грибоедова Паскевич был крупным представителем дворянско-крепостнической реакции. Он сурово обращался с декабристами, сосланными на Кавказ, а Александр Сергеевич стремился облегчить их участь, в частности он хлопотал об А. И. Одоевском , А. А. Добринском, братьях Бестужевых.
Паскевич поручил Грибоедову заграничные сношения с Турцией и Персией. Он вел огромную переписку Паскевича, участвовал в обсуждении военных действий, терпел все лишения походной жизни, принял на себя дипломатические переговоры с Персией в Дей-Каргане и Туркманчае. После побед Паскевича, взятия Эривана и оккупации Тавриза был заключен Туркманчайский мирный договор, выгодный для России.
Паскевич командировал Грибоедова для представления Туркманчайского трактата царю в Петербург. 15 марта 1828 Александр Сергеевич был принят царем; Паскевич получил титул графа Эриванского и миллион рублей награды, а Грибоедову - чин статского советника и четыре тысячи червонцев. В Петербурге он прожил три месяца, собирался выйти в отставку. Но в Персии не оставалось русского опытного дипломатического представителя. Выбора не было: ехать должен был Грибоедов. Он был назначен министром-резидентом при шахе. Вместе с юной женой Грибоедов прибыл в Тавриз. В Персии у него было два трудных поручения: взыскивать контрибуцию за прошлую войну и разыскивать и отправлять в Россию русских подданных, попавших в руки персиян или, нередко, бежавших от крепостной неволи или жестокой солдатчины. То и другое вызывало озлобление в персидском народе. Чтобы уладить дела, он выехал в Тегеран к шаху, оставив жену в Тавризе. В Тегеране обострились споры из-за контрибуции и из-за пленных. Грибоедов дал приют в миссии бывшему русскому подданному, евнуху шахского гарема, и двум армянкам из гарема зятя шаха Алаяр-хана. Вспыхнул бунт. В деле сказались интриги английских дипломатов. По Туркманчайскому и Адрианопольскому мирным договорам, Россия усилила свое влияние, политическое и экономическое, на Востоке, подрывая тем самым влияние Англии. При попустительстве персидских властей русская миссия, во главе с Грибоедовым, была истреблена 30 янв. 1829 (кроме секретаря посольства Мальцева). Тело Грибоедова было доставлено из Тегерана в Тифлис и погребено на горе святого Давида. Жена Грибоедова поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Творчество Александра Сергеевича Грибоедова органически связано с политическим движением в стране после Отечественной войны 1812. Он печатался в течение 14 лет, но его литературное наследие невелико. В нем совершенно нет эпической прозы и почти отсутствует лирика. Больше всего у Грибоедова драматических произведений, но большинство из них, за исключением знаменитой комедии, невысокого достоинства. Ранние пьесы интересны только потому, что в них постепенно вырабатывался язык и стих. По форме они совершенно ординарны, как десятки тогдашних пьес в жанре легкой комедии и водевиля. По содержанию гораздо значительнее пьесы, написанные после «Горя от ума»:
«1812 год» ,
«Грузинская ночь» ,
«Радомист и Зенобия» , но они дошли до нас только в планах да в отрывках, но которым трудно судить о, целом; достоинство стиха здесь сильно понижается, и сценарии их слишком сложны и обширны, чтобы вместиться в рамки стройной сценической пьесы.
В наброске пьесы «1812 год» (название условное) слышатся отклики пережитого автором патриотического подъема в Отечественную войну. В пьесе затронута тема крепостного права - в связи с характеристикой роли народа и дворянства в войне.
В трагедии «Грузинская ночь» Грибоедов снова ставит проблему крепостного права. Грузинский князь в обмен на коня отдает другому князю отрока-крепостного, сына своей кормилицы, теперь няни его дочери. Кормилица упрекает князя в бесчеловечном поступке, но ее сын остается в рабстве; тогда кормилица замышляет месть - и на этом строится развитие драмы.
Еще значительнее незаконченный текст историко-политической драмы «Радомист и Зенобия» (из истории древней Грузии и Иверии). В споре деспота Иверии Радомиста с послом Рима Касперием последний кичится свободой отечества - восхваляет римскую доблесть и патриотизм, а восточный властелин похваляется слепой преданностью своих подданных и возражает, что Рим стал «самовластной империей». В дальнейшем предполагалось изобразить придворных. В плане трагедии имеются явные намеки на декабристское время: всевластие временщика Арфаксада (Аракчеев), готовность к цареубийству Ашода (Якубович), вражда к иноземцам (немцеедство) и так далее. Если бы эта социально-историческая трагедия была закончена, она стала бы документом декабристской художественной литературы. Но пьеса оставлена Грибоедовым в отрывках.
В историю литературы Александр Сергеевич вошел как автор «Горя от ума». Над пьесой он работал несколько лет. Она была закончена в деревне Бегичева в 1823. Перед отъездом в Петербург Грибоедов подарил Бегичеву рукопись комедии, которая хранится теперь в Государственной исторической библиотеке в Москве (Музейный автограф). В Петербурге он вновь совершенствовал пьесу, например вставил сцену заигрывания Молчалина с Лизой в четвертом акте. Исправленный список был подарен им в 1824 А. А. Жандру («Жандровская рукопись», хранится там же).
В 1825 отрывки комедии были перепечатаны в «Русской Талии» Булгарина («первопечатный текст»).
В 1828 Грибоедов поручил Булгарину для печатания список «Горя от ума», вновь пересмотренный («Булгаринский список», хранится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). Эти четыре текста и образуют цепь дошедших до нас авторизованных текстов.
Между тем для всех поколений читателей и критиков была очевидна тесная связь «Горя от ума» с декабризмом. Эта связь определялась не принадлежностью Грибоедова к тайным организациям, а глубоким кровным родством его с социальной средой, что непосредственно и проявилось в идеологии и патетике пьесы. Идеологически и в художественном творчестве Грибоедов шел в первом ряду дворянских революционеров; недаром декабристы с таким энтузиазмом приняли «Горе от ума»; пока цензура запрещала печатать полный текст комедии, декабристы в Петербурге списывали ее целой группой под общую диктовку и распространяли. Известно, что комедия «Горе от ума» была напечатана в двух разных подпольных изданиях, вышедших, очевидно, из полковых типографий. Но списки распространялись не только в передовой дворянской среде, но и в широких кругах демократической разночинской интеллигенции. Легенда о 40 тысячах списков должна быть отвергнута, но мы вправе говорить о многих сотнях рукописных экземпляров.
Комедия преисполнена отголосков тогдашней общественной жизни: ученый комитет, карбонарии, толки о камерах, то есть палатах депутатов, о суде присяжных, о Байроне и многих других. Есть резкие выпады против злоупотреблений крепостного права.
Реакционное значение скалозубовщины - аракчеевщины обостряло политическую сатиру на характерные особенности военно-феодальной монархии, которая сложилась в те времена. С горячим сочувствием отзывается Грибоедов о новых людях, друзьях Чацкого. Созданием образа Репетилова он сатирически откликнулся на расплодившийся вокруг декабризма мелкий либерализм. Идеологически «Горе от ума» кровно роднится с гражданской поэзией тех времен. Читатели-современники воспринимали «Горе от ума» как смелый памфлет-сатиру. Изобилие художественно-сатирических элементов дает «Горю от ума» место в первом ряду художественных достижений раннего критического реализма. Это подкрепляется анализом пьесы. Реалистичен ее язык. Выработка литературного языка была огромной проблемой для писателей декабристской эпохи. Грибоедов А.С. последовательно истреблял элементы книжности и заменял их элементами речи живой, разговорной. В комедии встречаются старинные, слова и речения но употреблены они художественно целесообразно. Речь отдельных персонажей мастерски индивидуализирована. Речь Скалозуба складывается из отрывочных слов, коротких фраз, пересыпана профессиональными военными словечками. Молчалин избегает грубых, простонародных выражений. Он немногословен: не смеет своего суждения иметь. Замечательно выдержана речь Хлестовой. Это язык знатной московской барыни, умной и бывалой, но малокультурной, матери-командирши в богатых барских гостиных. Роль Лизы задумана и композиционно организована Грибоедовым как традиционная роль конфидентки в любовной интриге барышни, тем не менее в речи Лизы немало элементов живого просторечья. Фамусовская Москва говорит бытовым языком, московским наречием. Порой бывает трудно отличить речь барыни от речи горничной. Речь изобилует реалиями, она элементарна, образна, тяготеет к повседневности. Иные задачи должна была разрешать речь Чацкого и речь Софьи. Язык этих персонажей призван выразить сложную гамму чувств: любовь, ревность, душевную боль, гражданскую скорбь, иронию, сарказм и так далее. В языке Софьи проступают всего явственнее понятия психологические, этические. Многочисленны они и в речах Чацкого: «когда все мягко так и нежно, и незрело», «лицо святейшей богомолки», «ум с сердцем не в ладу», «смятенье», «жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным», «слабодушие, рассудка нищету», «жалчайшее созданье», «та страсть, то чувство, пылкость та», «где прелесть этих встреч, участье в ком живое?», «что хуже в них - душа или язык?».
Но существенной особенностью речей Чацкого является их социально-политическая идейность и патетика. В речах Чацкого свой особый словарь: «участье», «гений», «безлюдье», «чужевластье», «слабодушие», «биенье», «пылкость», «уничиженье»; свой строй эпитетов: «неподражаемый», «разгневанный», «бессловесный», «подлейший», «алчущий», «творческий», «рабский», «величавый»; свой синтаксис - с развитыми формами предложения, простого и сложного, с тяготением к периодическому построению.
Явственно стремление художника выделить двух героев не только в образности, но и по языку, иному, чем бытовая речь других персонажей,- языку, богатому инверсиями, анафорами, градациями, антитезами, патетикой.
Язык Чацкого и Софьи обработан драматургом тоже реалистически. Лирический стиль давался труднее бытового. Тем не менее, и здесь огромны достижения автора в словесном выражении сложной психологии. Заслугой драматурга-реалиста было воссоздание речи дворянской интеллигенции декабристской поры. Как и в речах Софьи, Фамусова и Хлестовой, в речи Чацкого найдутся слова и речения из простонародной и живой дворянской, московской, речи: «окромя», «пуще», «ни на волос», «не вспомнюсь» и др. Но ошибочно было бы включать речь Чацкого в речь московского фамусовского общества. Современники с наибольшей остротой воспринимали публицистичность речей Чацкого, роднящую их с языком петербургской, декабристски ориентированной литературы. Популярным словом в декабристской патриотической лексике было слово «отечество» и словосочетания, с ним связанные. У Чацкого: «Где, укажите нам, отечества отцы...» Декабристы во славу вольности писали оды. У Грибоедова - «Вольнее всякий дышит». Даже у Фамусова: «Он вольность хочет проповедать». Слово «свобода» и производные от него нашли отклик в монологе Чацкого: «К свободной жизни их вражда непримирима». В декабристской лексике было распространено слово «раб» в значении политически угнетенного или развращенного человека и производные от него; у Чацкого: «в раболепстве самом пылком». В Музейном автографе комедии Загорецкий говорит: «Я сам ужасный либерал и рабства не терплю до смерти». Характерно употребление слова «народ»: «Чтоб умный, бодрый наш народ». Знамениты слова Чацкого: «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья».
Огромно значение «Горя от ума» в обновлении стихотворного языка, в культуре комедийного диалога, в обогащении литературной речи живым просторечием.
Анализ художественной формы «Горя от ума» подтверждает отход Грибоедова как от традиций классицизма, так и от новейшей легкой комедии и распространенной тогда романтической драмы. Стремление писать «свободно и свободно» приводило его к реализму, к самобытности. Реалистической формы требовала сама русская жизнь. В печати критики разделились на два лагеря. Реакционеры стремились опорочить художественные достоинства комедии, уронить Чацкого. На сторону «Горя от ума» встала вся прогрессивная критика. Всех ярче и глубже написал о «Горе от ума» А. А. Бестужев в декабристском альманахе «Полярная звезда».
Проблема национального будущего, проблема социально-исторического оптимизма в «Горе от ума» была близка декабристам. Борьба между Фамусовым - Скалозубом и Чацким кончается в пьесе как будто неблагополучно для Чацкого: он бежит из Москвы. Некоторые литературоведы спешили приписать Чацкому «разочарование в человечестве», «безысходный пессимизм». Но Герцен думал иначе: Чацкий, «если уцелел 14 декабря, то, наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом». Внутреннее бессилие фамусовского общества и внутренняя сила Чацкого понятны читателю и зрителю. Автор верит в эту силу и в ее конечную победу над внешним гнетом. Он сочувствует своему герою в его борьбе за «свободную жизнь». Оптимизм его был близок декабристам. Реалистический метод у писателей-декабристов только намечался. Грибоедов А.С. пошел дальше. «Горе от ума» целиком отвечало задачам сатирического изображения. И оно же одновременно с «Онегиным» поставило проблему реалистического изображения современной жизни.
Гончаров в «Мильоне терзаний» убедительно показал, что в «Горе от ума» - две драмы, общественная и психологическая. Общественная драма и драма психологическая уравновешены в «Горе от ума» и композиционно, и по содержанию. Не внешняя любовная интрига, типичная для старой легкой комедии, а именно драма любви - вот огромное завоевание драматургии Грибоедова. В горячих похвалах Софьи Молчалину он мастерски раскрывает то развращающее влияние косной социальной среды, под которое подпадает и эта сильная девушка. Реалистично, психологически убедительно изображает Александр Сергеевич в четвертом действии душевную катастрофу Софьи. По существу, «Горе от ума» не комедия, а драма, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. Победа реализма у Грибоедова была и победой гуманизма. Воинствующий гуманизм наиболее ярко сказался в монологах Чацкого. Это - гуманизм декабристский. Гражданская патетика Чацкого действовала на последующее поколение читателей, напр. на молодого Добролюбова.
«Грибоедовская Москва» не является только широкой рамой для психологической драмы Чацкого - Софьи. Наоборот, интимная драма личности осмысляется как результат драмы общественной, социальной. Первое название драмы было еще значительнее: «Горе уму». Сопоставление Чацкого и барской Москвы - это не только контраст данного индивидуального характера и окружающей среды. Это - столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического мира с новыми людьми. Драматург создает наряду с индивидуальными образами еще один образ - коллективный, образ барского общества. Грибоедов гениально изобразил быт фамусовской Москвы. Но в «Горе от ума» воссоздана еще иная Москва - социальная, барская, крепостническая, воинствующая, нимало не комическая. Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житейскими Идеалами, искалечила Софью Павловну. Ее отец - яркий представитель Москвы. На балу у Фамусова столкновение двух общественных групп изображено Грибоедовым с замечательной реалистической силой. В гостиной собирается как бы летучий митинг - целый суд над Чацким и его единомышленниками. Это - кульминация социальной драмы.
Высокое идейное и моральное значение «Горя от ума» по достоинству оценил В. И. Ленин. В его сочинениях находим многие десятки цитат и ссылок на « Горе от ума». Острая и афористичная речь Грибоедова перешла в пословицы и поговорки.
В истории русского театра «Горе от ума» занимает важное место. С 1830-х годов и до наших дней комедия не сходит со сцены столичных и периферийных театров. «Горе от ума» иллюстрировали Павел Соколов (1850), М. Башилов (1862), Д. Н. Кардовский (1913, 1915), Н. Кузьмин (1958) и многие другие художники.
Умер - , Тегеран.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь.
2. Степан Никитич Бе́гичев (1785–1859) – полковник, русский мемуарист; брат Д. Н. Бегичева и Е. Н. Яблочковой. В 1813 г. служил адъютантом при генерале А. С. Кологривове вместе с братом Дмитрием и А. С. Грибоедовым. Входил в ранние декабристские организации. Был членом Союза благоденствия. В 1820-е годы дом Бегичева был одним из центров культурной жизни Москвы. Здесь бывали А. С. Грибоедов, В. Ф. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, Д. В. Давыдов, А. Н. Верстовский. По личным воспоминаниям написал «Записку об А. С. Грибоедове» («Русский вестник», 1892).Князь Александр Александрович Шаховско́й (1777–1846) – русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских. С 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга. В 1811-1815 годах Шаховской принимал активное участие в деятельности «Беседы любителей русского слова». В это время он пишет стихотворную комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды». По художественным достоинствам эта пьеса возвышалась над всем, что было создано в России в области стихотворной комедии после «Ябеды» Капниста и до «Горя от ума». ()
10. Гнедич Николай Иванович (1784–1833) – поэт и переводчик. Грибоедов написал критическую статью против Гнедича, который резко критиковал перевод Катениным баллады Бюргера «Ленора». Образцовым переводом этого произведения Гнедич счел балладу Жуковского «Людмила». Грибоедов отметил неточности перевода Жуковского , смягчившего стиль подлинника, и встал на защиту простонародного перевода Катенина. Несмотря на эту резкую критику, Грибоедов ценил Гнедича как писателя и переводчика. В 1824 г., возвратившись в Петербург, он счел необходимым посетить его и в письме к П. А. Вяземскому 27 июня писал: «Гнедича я видел, несмотря что у него и галстук повязан экзаметром, в мыслях и словах и поступи что-то надутое, но кажется, что он гораздо толковее многих здесь» (
Александр Грибоедов является великим русским драматургом, поэтом, музыкантом и статским советником. Мало кому известно о том, что помимо писательской деятельности, он был еще и выдающимся дипломатом.
В 1808 г. юноша продолжил учебу в том же университете на этико-политическом факультете.
Через 2 года он получил степень кандидата прав и остался в учебном заведении изучать и естественные науки.
Параллельно с этим Грибоедов интересовался музыкой, и даже сочинял композиции. К сожалению, из его музыкального до наших дней дошло только 2 вальса.
Окружение Грибоедова
Друзьями Грибоедова были дети из дворянских семей. Помимо этого он имел близкие отношения с будущими декабристами, обсуждая с ними разные «запретные» темы. В этом плане он был похож на другого великого писателя – .
Александр обладал острым чувством юмора, а также являлся чрезвычайно сообразительным, находчивым и веселым человеком. Благодаря этим качествам он был душой любой компании.
Также Грибоедов любил беседовать с людьми, принадлежащими к числу интеллигенции. Он часто проводил время с дипломатами, поэтами, артистами и музыкантами.
Интересен факт, что с Грибоедовым поддерживал дружеские отношения , считая его одним из самых умных людей .
В 19-летнем возрасте он написал комедию «Молодые супруги». После ее постановки в театрах , комедия получила множество положительных отзывов со стороны простых зрителей и критиков.
После этого Грибоедов написал еще несколько произведений, а также перевел на французскую комедию «Притворная неверность».
Дуэль
Однажды поручик Шереметьев признался Грибоедову в том, что танцовщица, которую он любил, изменила ему с графом Завадовским.
В связи с этим Шереметьев вызвал графа на дуэль, попросив Грибоедова стать его секундантом.
Александр Сергеевич долго уговаривал приятеля, чтобы тот отказался от этой затеи, однако тот ни за что не соглашался.
В итоге дуэль состоялась, а бедный поручик был смертельно ранен в живот.
Возможно, дело бы на том и закончилось, однако между Якубовичем, секундантом Завадского, и Грибоедовым произошла ссора, которая тоже привела их к дуэли.
Но поскольку раненого Шереметьева пришлось срочно везти в больницу, поединок решили перенести.
В результате дуэль состоялась в следующем, 1818 году. На ней поэт был ранен в кисть.
Политическая биография
В 1818 г. царский чиновник Симон Мазарович предложил Грибоедову занять должность секретаря посольства в Персии, на что тот сразу же согласился.
За 3 года работы Александр Сергеевич в совершенстве овладел новым для себя языком.
Он даже начал сочинять стихи на персидском языке. Однако пребывание на чужбине тяготило дипломата, и он постоянно мечтал о возвращении на Родину.
Обладая глубоким умом и высокой культурой, Грибоедов сумел добиться выдающихся результатов на дипломатическом поприще.
Он внес огромный вклад в составление Туркманчайского договора, а также сыграл важную роль во время русско-персидской войны.
В Тегеране Александр Грибоедов работал над мирным договором, условия которого персы никак не желали выполнять.
Вскоре в биографии дипломата произошло роковое событие, повлекшее за собой трагическую смерть.
Инцидент в посольстве
Занимаясь дипломатическими делами, Грибоедов сумел забрать из гарема премьер-министра Персии Аллаяр-хана двух армянок, которых он планировал отправить на родину.
Однако оскорбленный Аллаяр-хан стал тайно подстрекать народ к волнениям. Это привело к тому, что толпа религиозных фанатиков начала угрожать жизни дипломата.
Здесь следует добавить еще один факт. Дело в том, что у Грибоедова был слуга по имени Александр. Так вот когда бывших наложниц привели в посольство, чтобы потом отправить их в Армению, слуга начал приставать к ним.
Женщины, не желавшие уезжать на родину, где их ждала нищета, воспользовались моментом и, выскочив на улицу, стали кричать, что их бесчестят.
В ту же минуту разъяренная толпа персов набросилась на тех, кто был в посольстве. Началась кровавая резня, во время которой были убиты охранники и все чиновники со слугами.
Смерть Грибоедова
Когда обезумевшая толпа ворвалась в комнату Грибоедова, он с удивительным спокойствием спросил, чего они хотят. Поскольку дипломат разговаривал на чистом персидском языке, это смутило бушующий народ.
Однако внезапно на голову Александра Сергеевича упал камень, так как мятежники к тому времени уже разобрали перекрытие.
Тут же на потерявшего сознание дипломата набросилось несколько десятков ослепленных злобой персов, и его начали яростно рубить шашками.
Труп Грибоедова был настолько изуродован, что опознать его удалось только по шраму на кисти руки, который остался после дуэли с Якубовичем.
Интересен факт, что у Грибоедова была возможность укрыться от нападения в армянской церкви, но он отказался от этого.
Из всех членов посольства в живых остался только Иван Мальцев, который сумел спрятаться в сундуке.
После случившейся трагедии в Тегеране был объявлен государственный траур. Таким образом, власти старались продемонстрировать сожаление о разбойном нападении на русское посольство.
Затем, чтобы замять преступление своего народа, персидский шах отправил в Российскую империю внука с множеством дорогих подарков, в числе которых был алмаз «Шах», украшенный разными драгоценными камнями.
Александр Сергеевич Грибоедов был убит 30 января 1829 г. в возрасте 34 лет. Его тело доставили в Тифлис и похоронили на горе Мтацминда, в гроте возле храма Святого Давида.
Через несколько месяцев на могиле драматурга побывал Александр Пушкин.
Личная жизнь
Единственной супругой в биографии Грибоедова была Нина Чавчавадзе, на которой он женился за год до смерти.
На момент резни в Тегеране, девушка находилась на 8 месяце беременности. Чтобы не беспокоить ее трагическими известиями, факт гибели супруга старались скрывать.
Однако родственники Нины решили все-таки рассказать ей об этом, поскольку боялись, что она узнает о гибели мужа от чужих людей.
Узнав о разгроме русской миссии и убийстве мужа толпой фанатиков, она тихо заплакала. Спустя несколько дней у нее начались преждевременные роды, в результате которых ребенок не выжил.
![](https://i1.wp.com/interesnyefakty.org/wp-content/uploads/Aleksandr-Griboedov-i-Nina-CHavchavadze.jpg)
После этого Нина до конца дней оставалась одна, навсегда оставшись верной покойному супругу. Вскоре ее стали называть «черной розой Тифлиса».
На могиле мужа Нина Чавчавадзе поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!».
Творчество Грибоедова
После прочтения этого произведения, Пушкин сказал, что «половина стихов должна войти в пословицу». В будущем это и произошло.
Стоит заметить, что пьеса вызвала критику со стороны властей, поскольку в ней обличался господствующий режим.
![](https://i2.wp.com/interesnyefakty.org/wp-content/uploads/Pamyatnik-Griboedovu-v-Moskve-na-CHistoprudnom-bulvare.jpg)
Интересен факт, что название данного произведения появляется в песне «Красно-желтые дни».
Если вам понравилась биография Грибоедова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт сайт . С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку.