Горицкий монастырь в Вологодской области: обитель неугодных жен. Горицкий воскресенский монастырь

{"format":"googlemaps3","type":"ROADMAP","minzoom":false,"maxzoom":false,"types":["ROADMAP","SATELLITE","HYBRID","TERRAIN"],"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":,"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","geoservice":"geonames","width":"auto","height":"350px","centre":{"text":"","title":"","link":"","lat":59.864112,"lon":38.257694,"icon":""},"title":"","label":"","icon":"","visitedicon":"","lines":,"polygons":,"circles":,"rectangles":,"wmsoverlay":false,"copycoords":false,"static":false,"zoom":10,"layers":,"controls":["pan","zoom","type","scale","streetview"],"zoomstyle":"DEFAULT","typestyle":"DEFAULT","autoinfowindows":false,"resizable":false,"kmlrezoom":false,"poi":true,"markercluster":false,"clustergridsize":60,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clusteraveragecenter":true,"clusterminsize":5,"tilt":0,"imageoverlays":,"kml":,"gkml":,"fusiontables":,"searchmarkers":"","enablefullscreen":true,"showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/palomnik/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\" title=\"\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0413\u043e\u0440\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\"\u003E\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0413\u043e\u0440\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0413\u043e\u0440\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c","link":"","lat":59.864112,"lon":38.257694,"icon":""}]}

Воскресенский Горицкий монастырь

Горицкий Воскресенский монастырь - женский православный монастырь в селе Горицы Кирилловского района Вологодской области России.

Расположен на берегу реки Шексны, в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Памятник архитектуры федерального значения.

Основание монастыря

Основан монастырь в 1544 году княгиней Евфросиньей Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного.

К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружная церковь. Княгиня Евфросиния заменила деревянную Воскресенскую церковь каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца. Тогда же была построена новая теплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

Из первых лет Горицкой обители сохранились только имена игумений: Анисия, Анастасия, София, Мариамиа, Анна (ум. в октябре 1569).

Известные монахини

В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по ее изволению, и для береженья велел у нее в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову». Вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Васильевича.

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В 2007 году в нём были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

В 1575 году Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарья свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. Есть сведения, что часть своего более чем пятидесятилетнего монашества она провела в Горицах.

В 1591 году после убийства царевича Дмитрия мать его, Мария Нагая была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфа. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе.

В 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, там она была пострижена под именем Ольга.

В 1727 году, после опалы Меньшикова, вместе с его семьёй 11 сентября была сослана и Варвара Арсеньева, а затем от Клина 15 октября она была отправлена под конвоем капитана Шушерина в Александров в Александро-Успенский девичий монастырь. Однако, после обнаружения в Москве подметного письма в пользу Меньшикова и открытия в розыске попыток Варвары облегчить свою учесть через заступничество духовника царицы Евдокии, она была послана в Белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и пострижена в монахини 29 мая при унтер-офицере Веревкине иеромонахом Феофаном Талузским и наречена Варсонофией.

В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II.

В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия, в миру Мария Ходнева (08.04.1778 - 18.07.1861), управлявшая ею в течение сорока пяти лет. При поддержке архимандрита Феофана Новоезерского, определенного в 1819 году благочинным Горицкого монастыря, она смогла высоко поднять духовную иноческую жизнь и внешнее благосостояние обители. При игуменьи Маврикии были пострижены монахини, проявившие себя в будущем великими подвижницами: Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцова, (15.02.1787 - 16.05.1866) и Варсонофия, в миру Мария Никитична Крымова, (30.06.1800 - 02.02.1866). В 1845 году Феофания была назначена игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря, возобновляемого в Санкт-Петербурге. Помощницей её в 20-летних трудах стала Варсонофия.

Здания монастыря

На территории монастыря расположены 3 каменных церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Много помещений расположено в монастырских стенах, а также за их пределами.


Собор Воскресения Христова (Горицы)

Воскресенская церковь

Двухэтажная каменная Воскресенская церковь построена в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. В 1611 году инокиня Марфа построила над ней квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В XVIII веке колокольня была полностью перестроена.

В настоящее время церковь не действует и нуждается в значительной реставрации.


Собор Троицы Живоначальной (Горицы)

Троицкий собор

В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы.

В советское время в соборе располагался сельский Дом культуры. После возрождения монастыря он был переведён за пределы монастыря.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Горицы)

Покровская церковь

В 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы, построена каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь. Она находится в ограде с восточной стороны монастыря.

В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время - контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью.

Монастырские стены

Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. В стене расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками. Ледники использовались вплоть до 2 половины XX века. С 3 сторон в стенах есть ворота. Главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.

Монастырский водопровод

При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник.

Водопровод действует и сейчас.

Здания внутри монастыря

К Воскресенской церкви примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся как трапезная и кухня.

В XIX - начале XX века в монастыре было построено несколько деревянных зданий, использовавшихся как жилые корпуса и мастерские. После закрытия монастыря эти здания использовались как жилые.

Введенская церковь

Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище.

Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына) (расстрелян 30 октября того же года) (официально закрыта в 1941 году). Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю.


Часовня (Горицы)

Здания за пределами монастырских стен

В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря.

Также за пределами монастыря располагались деревянные хозяйственные помещения, скотные дворы, кладовые и т. д.

Кладбище

В 1888 году с восточной стороны монастыря, на крутой горе устроено монастырское кладбище и часовня при нём.

В XX веке кладбище, как и саму гору, стали называть «Старым кладбищем».

Монастырь в XX веке

После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. В 1932 году монастырь был закрыт. Монахини разошлись по окрестным деревням. В 1937 году многие из них, включая 70-летнюю игуменью Зосиму (Рыбакову), были арестованы и расстреляны.

После войны в монастыре располагался Дом инвалидов. После его закрытия монастырь был передан музею. Была начата реставрация, но выделяемых средств было недостаточно. В 1990-х годах было начато восстановление сельской Введенской церкви, позже переданной монастырю. 6 октября 1999 монастырь был официально признан действующим.

Современное состояние

В монастыре постоянно живут 10-20 насельниц. Монастырь посещают паломники и туристы, число которых резко увеличивается летом, когда открываются туристические водные маршруты. Настоятельница монастыря - игуменья Евфалия (Лебедева). В мае 2015 года обвалилась часть стены XVI века со стороны озера.

Как добраться

Проезд: Проехать в Горицкий монастырь можно несколькими способами.

1. Из Санкт-Петербурга поездом ехать до города Череповца. Оттуда автобусом до города Кириллова (автовокзал с ж/д вокзалом на одной площади), на автобусе 2 часа (100 км). Если ехать машиной, то есть два пути: 1) на Череповец - Кириллов через Новую Ладогу, или 2) на Вытегру - Кириллов через Лодейное поле (последний вариант более короткий, но дорога не на всем протяжении хороша).

2. Из Москвы с Ярославского вокзала поездом до Вологды, а оттуда в город Кириллов идут автобусы (автовокзал с ж/д вокзалом на одной площади), на автобусе 2,5 часа (125 км). Если ехать машиной, то есть два пути: 1) на Ярославль-Грязовец-Вологду-Кириллов, или 2) на Ярославль-Пошехонье-Череповец-Кириллов.

Женский монастырь в честь Воскресения Христова в селе Горицы Вологодской епархии

Монастырь расположен в шести километрах к западу от города Кириллова , на левом берегу реки Шексны. Основан в году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна Грозного .

В Горицком монастыре жила сама основательница и невестка ее Евдокия Александровна, супруга князя Владимира Андреевича, которые в году были утоплены в Шексне по повелению царя Иоанна Грозного. В году здесь жила старица царица Дария, переведенная отсюда в Тихвинский Введенский монастырь . В году в монастыре была заключена и пострижена в монахини Ксения Годунова, переведенная потом во Владимир. В году в монастыре в заключении жила старица княгиня Елена Масальская. В году была сослана в монастырь княгиня Анна Хилкова, бежавшая в году, а в году послана в монастырь Варвара Арсеньева и пострижена здесь в монашество.

С Введенского храма началось и восстановление монастыря, который получил официальный статус 6 октября

С древних веков монастыри - это центры культуры и духовного развития. Именно в них осуществлялась связь времен и поколений. В прошлом монастыри были местом зарождения книгопечатания, письменности, летописи и грамоты. Благодаря этому сегодня ученые изучают и описывают исторические события разных периодов. Монастыри - это также приют для страждущих, укрытие для гонимых. В былые времена здесь могли спрятаться от власти неугодные ей персоны. Вот и Воскресенский Горицкий монастырь является частью великой истории Государства Российского.

Летопись

Летопись о нем была составлена в XIX веке. Изучая ее, можно сделать вывод, что здесь очень давно была пустынь (погост). Возрождение, которое пережил Воскресенский Горицкий монастырь, связано с храмом Воскресения Христова. Религиозные постройки отличались скромной красотой и величием. Воскресенский собор - это монументальное и самое старинное здание на территории монастыря. Первоначально он имел две главы. Остальные четыре с боков, имеющие железные барабаны, созданы позже. Верхнюю часть стен собора украшает северный декор. Храм выдержан в строгом стиле. Колокольню возвели в 1611 г. и перестроили в XVIII веке.

Воскресенский Горицкий монастырь практически не поменял существующий облик, сформированный в конце XVIII века, до настоящего времени. А планировка соборного комплекса почти не изменена еще с XVI столетия. Внутренние переделки и небольшие пристройки имели лишь функциональное значение. Поэтому Воскресенский Горицкий монастырь сохранил основную архитектуру. Все постройки группируются вокруг храма Воскресения Христова, располагаясь по спирали.

История основания

Монастырь основан в 1544 г. княгиней Евфросинией Старицкой. Она была вдовой удельного князя Андрея Старицкого (родного дяди царя Иоанна IV Грозного). В это время уже была деревянная Воскресенская церковь, которую заменили каменной. В 1563 г. в результате доноса княгиню лишили царского расположения. Она постриглась в монахини, смиренно взяв имя Евдокия. Вместе с ней приняли монашество и ее приближенные. Поселившись в монастыре, княгиня заботилась о его обустройстве. Из имения были перенесены золотошвейные мастерские. Первой игуменьей была старица Анна. Судьба основательницы трагична. 11.09.1569 г. по приказу царя княгиня-инокиня Евдокия и игуменья Анна были утоплены опричниками в реке. Предание про Воскресенский Горицкий монастырь гласит о том, что они были посажены в богатое судно, сильно нагруженное камнями. Оно пошло на дно сразу, как только отчалило. Тела монахинь обнаружили через несколько дней, плывшими против течения. После их стали почитать как святых.

Трагическая судьба основательницы повлияла на дальнейшую долю обители. Именитые мужья отправляли туда своих опостылевших жен, здесь жили ссыльные женщины из знатных семей. В 1569 г. обитель насчитывала 70 жительниц. В числе именитых поселенок были две жены Иоанна Грозного - А. Колтовская и М. Нагая. Также здесь обитали царевна княгини М. Черкасская и И. Милославская, позже (1739-1741 гг.) здесь под строжайшим надзором жила Е. Долгорукова (дочь А. Г. Долгорукова). Среди благодетелей - царь Феодор Иоаннович (1597 г.), последний из Рюриковичей.

По завещанию Марии Нагой в 1611 г. в обители возвели новую каменную церковь Святой великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия и колокольню. В декабре 1612 г. обитель разорили польско-литовские захватчики. В 1693 г. случился сильный пожар, погубивший большую часть имущества и деревянные постройки. Остались только обгоревшие стены от каменных храмов. Восстанавливали памятник зодчества с помощью Кирилловского монастыря. В XVI веке при Петре I монастырь оскудел и лишился всех привилегий.


Особенности устава

Устав монастыря был не похож на другие. Его определил необычный состав инокинь. В отличие от общепринятых, в обители был устав, при котором каждая жительница распоряжалась собственными средствами, имела свою келью и вела личное хозяйство, соответствующее достатку. Связь между ними поддерживалась общей молитвой и подчинением игуменье. Каждая новая инокиня вносила плату в казну на постриг и должна была обзавестись кельей, становившейся ее собственностью. Она могла ее продать или уступить кому-то на свое усмотрение. О пропитании также заботился каждый отдельно за исключением редких случаев, когда речь велась о бедной или немощной обитательнице. Тогда на собрании стариц принималось решение о выдаче небольшой помощи. В итоге такой своеобразный устав при отсутствии поддержки со стороны государства привел обитель к запустению.


Возрождение

В 1810 г. при настоятельнице Маврикии Ходневой началось возрождение. В короткий срок женский православный монастырь стал процветать. Был введен общежительный устав, это сплотило сестер. Под огороды арендовали землю и построили кирпичный завод. Началось новое строительство. На средства помощницы игуменьи матушки Феофании организовали ткацкую, живописную и золотошвейную мастерские. Со временем мать Феофания завоевала большую любовь и доверие монахинь. Она трудилась очень самоотверженно.

В 1845 г. на Феофанию приехал лично посмотреть архиепископ Новгородский Леонид. После был издан указ о ее переводе в столицу. Цель перевода - основание нового монастыря. Матушка прибыла в Петербург с тремя сестрами, к ним присоединились еще 20 горицких монахинь. 28.10.1845 г. матушку посвятили в игуменьи. Трудолюбивую монахиню ценили царские особы. Она умерла 18.07.1861 г. и похоронена с южной стороны в Троицком храме. В начале XX века Горицкий монастырь имел уровень третьего класса, насчитывал около пятисот поселенок и относился к Новгородской епархии. Сегодня его опекает Вологодская епархия, которая делает достаточно много для восстановления былой славы обители.


Новые суровые испытания

После революции 1917 г. в нем создали с/х артель «Колос», в которой работали, жили и молились монахини до самого закрытия обители в 30-х годах прошлого столетия. Настоятельницу Зосиму расстреляли. Нетрудоспособных и престарелых монахинь утопили на барже в Белом озере, остальных расстреляли или сослали. Чудом оставшиеся в живых жили в единственной действовавшей Покровской (Подгородней) церкви.

После ВОВ Воскресенский Горицкий женский монастырь превратили в Дом инвалидов, функционировавший до 1973 г. Затем церковные здания передали музею. А в Троицком соборе разместили Дом культуры, во Введенской церкви - тракторную мастерскую, в Покровском храме - правление совхоза. Воскресенский собор как памятник архитектуры XVI века передали совхозу.

Новое возрождение началось В 1996 г. усилиями настоятельницы Евфалии (Лебедевой), которая по приглашению владыки Максимилиана приехала в Горицы из Красногорского Покровского монастыря (Золотоноша Черкасской обл.).

Сегодня обитель переживает свое новое рождение. Хозяйство у монастыря большое, есть скотный двор и куры. Большинство продуктов поселенки производят своими руками. Ведутся ремонтные и восстановительные работы, расчищаются пруды. Обитель передана Вологодской епархии.


Местонахождение и паломничество

Монастырь расположен неподалеку от города Кириллова, всего в семи километрах от него. Расположилась обитель на левой стороне речки Шексна. Он построен у подножия горы Мауры, где местность насыщена живописной зеленью лугов и красотой озер. Это село Горицы, Вологодская область. Маленький поселок летом живет за счет приезжающих сюда на экскурсию туристов и паломников. Круизные суда делают в этих местах обязательную остановку. Туристы направляются в Кирилло-Белозерский, и не забывают посетить Горицкий монастырь, менее известный, но очень важный в культурно-духовном пласте, который создает Вологодская епархия в Кирилловском районе и по области, а также для России в целом. Обитель посещает множество паломников. Их число значительно увеличивается летом. Жительницы обители ведут активную общественную жизнь, общаются с местными обитателями и приезжими паломниками, ведут просветительскую и педагогическую работу.

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

Инженерно-экономический университет

Кафедра экономики и управления

Контрольная работа

по дисциплине «Культурология»

Тема: «Воскресенский Горицкий девичий монастырь»

г. Вологда


Введение

3. Горицкий монастырь сегодня

Заключение

Литература

Введение

Как известно, и в странах западной Европы, и в России монастыри с древнейших времен до наших дней играли значительную роль в формировании истории и культуры того или иного государства. Традиционно они являлись своеобразными очагами письменности, благодаря которым современные ученые могут описать различные исторические периоды многих стран. Помимо своего прямого предназначения – поддержания духовной, социально-культурной жизни в регионе, многие монастыри становились крепостями или тюрьмами для неугодных власти персон. Не стал исключением и Воскресенский Горицкий девичий монастырь.

Данный монастырь находится в селении Горицы, в семи километрах от города Кириллова Вологодской области. Монастырь расположен на левом берегу реки Шексны, у подножия горы Мауры среди живописной зелени лугов, перелесков, озер. Летом небольшой поселок живет за счет круизных судов, которые делают здесь обязательную остановку и туристы отправляются отсюда на экскурсию в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Горицкий монастырь гораздо менее известен, чем его знаменитые соседи; население его весьма невелико, но, не смотря на это, он играет важную роль в жизни Кирилловского района. В обитель приезжает множество паломников, число которых резко возрастает в летний период. Насельницы активно общаются с местными жителями, ведут просветительскую и социально-педагогическую работу.

Сейчас в обители возрождается монашеская жизнь.

1. Архитектура Горицкого монастыря

Летопись Горицкого монастыря, составленная в XIX веке и цитирующая более ранние источники, сообщает, что новая каменная церковь возводится на месте более древней "Великого князя оброчной Воскресенской церкви", которая, в свою очередь, соседствует с "ружной" Введенской. Из чего следует, что на этом месте достаточно давно существовал культовый центр в виде погоста или монастырька (пустыни).

Исследование истории возникновения и становления ансамбля Воскресенского Горицкого монастыря неразрывно связано с соборным храмом во имя Воскресения Христова. Монументальный Воскресенский собор - самое старое здание монастыря. Первоначально собор имел две главы (четыре боковые с железными барабанами - поздние). Верхние части соборных стен украшены характерным северным декором. Декоративная отделка не доминирует, что придает собору некоторую строгость. Колокольня Воскресенского собора, возведенная в 1611 году, полностью перестроена в XVIII веке. Собор является древнейшей каменной постройкой обители и фактически вплоть до начала XIX века определял облик и силуэт всего архитектурного ансамбля. Спокойные и пологие линии его кровель, немного вычурная с крупными и грубоватыми формами колокольня образуют достаточно компактный и статичный объем, который во многом определяет общую панораму ансамбля монастыря. Существующий облик памятника, сложившийся в конце XVIII века, не претерпел кардинальных перемен до настоящего времени. При этом планировочная структура соборного комплекса практически не изменилась с XVI века. Переделки внутри зданий или пристройка к южному фасаду обширной трапезной в XIX веке несли в себе чисто функциональные изменения в использовании сооружений комплекса или новые вкусовые пристрастия. Они не затронули основного ядра собора.

Основа соборного комплекса, его смысловой центр - храм во имя Воскресения Христова. Остальные постройки группируются вокруг него, осваивая пространство по спирали. К северному фасаду храма примыкает придельная церковь во имя иконы Божьей Матери Одигитрии, которая в XVI веке являлась теплым зимним храмом. Трапезная палата полностью закрывает западный фасад Одигитриевской церкви и на две трети - западный фасад Воскресенского собора, оставляя крайнее южное прясло для примыкания южной паперти трапезной. Следует упомянуть обширную одноэтажную трапезную XIX века, которая закрыла весь южный фасад комплекса, а с учетом подъема кровли (на высоту, превышающую уровень пола основного яруса собора) - и колокольню, поставленную в конце XVII века над западной стеной трапезной палаты. Исследования, проведенные в рамках подготовки проекта реставрации соборного комплекса, подтвердили единство практически всей плановой структуры обширной постройки, за исключением ранее упоминаемой поздней пристройки XIX века. Об этом свидетельствуют как архивные находки, так и специальные исследования кладочных растворов с целью их идентификации. В связи с этим следует отметить особенность состава кладочных растворов XVI века. Наполнителем в них служит не песок, как обычно, а молотая известковая крошка. Этот технологический прием на известных памятниках XVI века в Белозерье больше не встречается.

Построенный на высоком подклете, как, впрочем, и весь комплекс, соборный храм во имя Воскресения Христова относится к четырехстолпным храмам с достаточно нерегулярным планом. Следует отметить, что восточная пара столбов не только сильно смещена к алтарным апсидам, но, сливаясь с простенками между ними, в верхней своей части воспринимается как пилоны. В них устроили арочные проемы, соединяющие внутренние пространства алтаря. Алтарная часть, в свою очередь, была отделена от наоса каменной алтарной преградой, следы от нее сохранились на боковых плоскостях восточных столбов на высоте около 2,5 метра. Необходимо отметить также существование каменной скамьи "Горнего места" в центральной алтарной апсиде. Пространство храма, как уже упоминалось, достаточно нерегулярно. Это характеризуется и смещением подкупольного пространства к восточной стене основного объема и сужением его в направлении север - юг. Следует также отметить, что барабан центральной главы опирается в основном на подпружные арки между западной и восточной парой столбов. Неправильная форма основания барабана, как бы сжатого в поперечном направлении, позволила сделать переход от подпружных арок к основанию барабана правильным по всему периметру. Кольцо перехода, играющее роль парусов, имеет различную кривизну и угол наклона. Возможно, арки были рассчитаны на более низкий подъем, но, определив начало криволинейной образующей арки и уложив три-четыре ряда кладки свода, строители как бы изменили кружало и с полученной точки, как с новой пяты, возвели более высокие арки. Подобный прием встречается в этом же памятнике, но в подклете трапезной палаты, где также в процессе строительства был изменен подъем свода и, как следствие, произошло изменение кривизны образующих его арок.

К своеобразию облика собора, но уже не конструктивному, а архитектурному, можно отнести расположение порталов. Количество их достаточно традиционно - три, но располагаются они в следующем порядке: два - на западной стене, в центральном и южном пряслах, и один - на южной, в центральном прясле. Северная стена лишена была первоначально какого-либо проема. Это связано со строительством придельного храма и устройством в толще стены лестницы, ведущей на его свод. Таким образом, главный вход в собор извне расположился в южном прясле западной стены и вел в неф, где был устроен придел во имя Кирилла Белозерского.

Церковь во имя иконы Божьей Матери Одигитрии имеет общую стену с Воскресенским собором и представляет достаточно своеобразный по своей структуре объем. Ее основной ярус представляет бесстолпный храм, перекрытый лотковым сводом с распалубками и не имеющий светового барабана. Если бы не слабое скругление восточной стены, то пространство можно было бы отнести к типу закрытой паперти. Сохранившиеся остатки оконных проемов с двойной внутренней четвертью подтверждают, что помещение было теплым. Реконструкция интерьера и внешнего облика храма затруднена утратами первоначальных элементов во время позднейших переделок и разрушений.

Рассматривая Одигитриевскую церковь, необходимо помнить, что она является трапезной церковью и находится в непосредственной связи с обширной трапезной палатой. Широкие архитектурно-археологические и технологические исследования подтвердили единовременность постройки всех составляющих объема комплекса Воскресенского собора, следовательно, стена между церковью и трапезной палатой первоначальна, а существующая ныне арка относится к XIX веку.

Первоначальный вход в трапезную палату осуществлялся с двух сторон. Порталы, ведущие с папертей внутрь объема, располагались по диагонали: в восточной части южной стены и в западной части северной стены. Они имели архитектурную обработку внешней части, аналогичную порталам собора и трапезной церкви. В дальнейшем была проведена перестройка, в результате которой вход, располагающийся на северной стене, сместился ближе к западной стене и получил архитектурное оформление со стороны внутреннего пространства палаты. Это могло быть связано с тем, что после появления в 1611 году на северной паперти нового придельного храма и колокольни изменился сам характер движения внутри храмового комплекса.

В первой половине XIX века над могилами инокинь Ефросиньи и Юлиании был возведен Троицкий собор; к этому же времени относится Покровский больничный храм и низкая ограда спускающаяся к самой реке. Украшением монастырской ограды служат угловые конусовидные башенки, напоминающие оборонительные сооружения более известных соседних монастырей. Введенская церковь, в которой сегодня проходят основные богослужения, не входит в ансамбль монастыря, так как находится за его оградой.

Поиски конкретного строителя комплекса Воскресенского Горицкого монастыря не увенчались успехом: нет прямых указаний на это в тех архивных источниках, которые выявлены на данный момент. Скорее всего, в строительстве участвовали местные каменщики или артели из другого провинциального центра, не имеющие своего узнаваемого почерка и поэтому вынужденные использовать готовые формы в несколько эклектичной манере. Но это не умаляет роли и значения рассматриваемого памятника, ибо создание столь сложного как в композиционном, так и в идейно-смысловом плане комплекса главного монастырского собора позволяет оценить быстроту становления местных строительных традиций, хотя каменное зодчество Белозерья имело к тому времени лишь полувековую историю

2. История Горицкого монастыря

Воскресенский Горицкий девичий монастырь был основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря, на высоком берегу реки, где в то время уже существовала деревянная Воскресенская церковь. В том же году старая деревянная церковь была заменена каменной.

В 1563 году в результате доноса Княгиня лишилась расположения царя. (Грозный видел в лице князей Старицких угрозу, боялся их претензий на царский престол. И донос послужил поводом к расправе.) Она была пострижена в монахини под именем Евдокия и отправлена в ссылку в основанный ею же монастырь. Вместе с ней были пострижены ее приближенные боярыни и родственницы. Поселившись в монастыре, княгиня занялась обустройством обители. Кроме этого она перенесла из своего имения золотошвейные мастерские. Этим рукоделием занималась она сама, а также и прочие высокородные инокини шили золотом и низали жемчуг. Первой игуменьей монастыря стала старица Анна из рода Щенятьевых.
Судьба основательницы обители сложилась трагически. 11 сентября 1569 г. по приказу царя княгиня-инокиня Евдокия, удельная княгиня Мария, инокиня Александра (в миру княгиня Иулиания Димитриевна) и игумения Анна были утоплены опричниками в Шексне. Согласно преданию, они были посажены в богато украшенное судно, нагруженное камнями, которое пошло ко дну, лишь только отчалило от крутого берега. Тела Евдокии и Александры были обнаружены спустя несколько дней, чудным образом плывшими против течения реки. Это послужило основанием почитания их как местночтимых святых. Их с подобающей честью похоронили за алтарем Воскресенского собора и возвели часовню. А спустя много лет уже в XIX столетии над их могилами на месте той часовни был воздвигнут величественный Троицкий собор и устроена рака. Возле нее часто служились панихиды и неоднократно явлены были чудесные исцеления.

Трагическая судьба основательницы предопределила дальнейшее существование этой обители. Сановные мужья отправляли в монастырь опостылевших жен, чтобы жениться снова, сюда ссылали женщин из знатных семей, подвергшихся опале. К 1569 году число сестер обители возросло до 70-ти. Многие инокини происходили от знатных и богатых родов: в числе наиболее именитых насельниц Горицкого монастыря были две супруги Иоанна Грозного: Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна Ксения Годунова, княгини М. Н. Черкасская, И. И. Милославская и многие другие… С 1739 по 1741 годы здесь под строгим надзором жила Е. А. Долгорукова - дочь А. Г. Долгорукова, члена Верховного Тайного совета. Она была против воли объявлена невестой несовершеннолетнего Петра II, неожиданно скончавшегося. После смерти царя семья подверглась опале, а княжну Екатерину Алексеевну отправили в монастырь. После вступления на престол Елизаветы Петровны она была освобождена из заключения и выдана замуж за графа Александра Брюсова.

Горицкий монастырь обогащался не только вкладами от именитых инокинь, но также и царскими милостями к нему. Первым царственным благодетелем монастыря, после царя Иоанна Грозного, был его сын, царь Феодор Иоаннович (1597 г.), последний представитель родя Рюриковичей.

По завещанию Марии Нагой (инокини Марфы) в 1611 году Горицком монастыре была возведена новая каменная церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия, её сына, и колокольня.

Судьба Горицкого монастыря была полна суровых испытаний. Так, пятого декабря 1612 года обитель была разорена польско-литовскими "лихими людьми". Скрывшиеся на время набега в Кирилловом монастыре сестры восстанавливали обитель, которая существовала в то время на царское жалование. Кроме этого были и другие благодетели, среди именитых вкладчиков упоминаются князья Шехонские, Воротынские, Голицины, бояре Шереметевы, Хитрово, Собарины, Хатунские, Стрешневы, Ошушковы и др.

В 1693 г. случился сильный пожар, в котором погибла большая часть монастырского имущества. Остались только обгоревшие стены храмов, а их внутреннее убранство - иконостасы, утварь, облачения, книги - сгорели дотла. Такая же участь постигла все деревянные постройки. Восстанавливался монастырь при помощи Кирилловой обители.

В XVIII веке, во время царствования Петра I и последующее время монастырь стал оскудевать и старицами, и монастырскими средствами, особенно после учреждения штатов в 1764 г. Обитель лишилась земельных наделов и прежних привилегий.

Необычный состав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразие устава. В отличие от Кириллова и Ферапонтова монастырей с их общежительными основами, в Горицах жили по обособленному уставу, когда каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком.

Связь между старицами поддерживалась только общей церковной молитвой и подчинением одной игумении. Внеся плату на пострижение, каждая из вновь поступающих стариц должна была завести для себя келью, которая считалась ее полной собственностью. Старица могла продать или уступить кому-либо свою келью по своему усмотрению. О своем пропитании насельницы также должны были заботиться сами. Только в редких случаях особенно бедным или немощным по определению собрания стариц выдавалось небольшое вспомоществование. Такое своеобразие устава в сочетании с отсутствием государственной поддержки привело обитель к состоянию крайнего запустения.

Возрождение началось в 1810 году, когда настоятельницей была назначена Маврикия Ходнева - очень деятельная и духовно просвещенная монахиня. Она сумела в короткий срок привести монастырь к процветающему состоянию. Именно Маврикия Ходнева ввела в монастыре общежительный устав. Общая трапеза, общие труды сплотили оставшихся 40 сестер. Была арендована земля под огороды и построен кирпичный завод. Это позволило не только произвести необходимый ремонт, но и начать новое энергичное строительство.

Помощницей Маврикии Ходневой стала мать Феофания, которая не щадила себя в тяжких работах. На свои средства и личным трудом она организовала ткацкую, живописную и золотошвейную мастерские. В 1840 г. мать Феофания стала ризничей, рукоделия ее мастерских приносили немалый доход монастырю. Пенсию, назначенную ей как вдове героя, она отдавала в обитель и на милостыню в память мужа.

Насельницы, поначалу относившиеся к ней настороженно, вскоре полюбили ее. Как никто другой, она умела улаживать различные конфликты между сестрами обители и сохранять мир. В 1837 г. Феофания была пострижена в мантию архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Иннокентием. В 1824 г. под руководство Феофании поступила юная Мария Никитична Крымова – воспитанница графини Анны Орловой-Чесменской. 41 год прожила Мария вместе с матерью Феофанией, в полном самоотвержении и послушании своей старице. Она приняла постриг с именем Варсонофии и последовала за наставницей в Петербург. В 1845 г. архиепископ Новгородский Леонид приехал в Горицкий монастырь, чтобы лично посмотреть на мать Феофанию, перед тем, как дать указ о ее переводе в столицу для основания нового монастыря. Инициатива создания женской обители принадлежала Царской семье. Мать Феофания прибыла в Петербург с тремя сестрами – Варсонофией, Ермионой и Юлией. К ним по указу присоединились еще 20 монахинь из Гориц. 28 октября 1845 г. новая матушка была посвящена в сан игумении.

Русские цари и царицы уважали трудолюбивую Горицкую игумению. Император Александр I пожаловал в обитель великолепно вышитую Плащаницу, поднесенную ему гречанками Либериос. Император Николай I пожаловал игумении крест, осыпанный бриллиантами. Императрица Мария Феодоровна подарила в обитель Евангелие, обложенное золотом, а императрица Елизавета Алексеевна поднесла набор золотых Священных Сосудов.

Маврикия Ходнева умерла 18 июля 1861 года. Она похоронена в Троицком храме с южной стороны. На ее могиле была положена черная мраморная плита, возле которой сестры молились об упокоении ее души и просили помощи у праведницы.

На начало XX века Горицкий монастырь был третьеклассным, относился к Новгородской епархии. Имел четыре храма и три скита - Фетининский, Никулин и Зосимо-Ворбозомский, в монастыре и скитах проживало общим счетом до пятисот насельниц.

После революции 1917 года на базе монастыря была организована сельхозартель "Колос", в которой продолжали работать и молиться монахини вплоть до закрытия обители в середине тридцатых годов. Настоятельницу игумению Зосиму после нескольких арестов расстреляли. Судьба остальных монахинь также сложилась трагически: нетрудоспособные и престарелые насельницы были потоплены на барже в Белом озере, остальные - расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, сосланы в лагеря в Якутии. Оставшиеся в живых сплотились вокруг единственной действовавшей церкви - Покровской Подгородней.

После Великой Отечественной войны в стенах бывшего монастыря располагался Дом инвалидов, который функционировал до 1973 года, после чего был переведен в Череповец. Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры. В Введенской церкви расположилась тракторная мастерская, в Покровском храме – правление совхоза. Воскресенский собор, являющийся памятником архитектуры XVI века, не был передан совхозу.

3. Горицкий монастырь сегодня

Возрождение монастыря после длительного периода запустения связано с именем нынешней настоятельницы - монахини Евфалии (Лебедевой). Десять лет назад в 1996 г. по приглашению владыки Максимилиана матушка Евфалия приехала в Горицы из Покровского Красногорского монастыря г. Золотоноша Черкасской области.

Восстановление обители началось с Введенской церкви; официальный статус монастырь получил в 1990 г., а уже в 2000 г. был совершен первый постриг. В том же году Введенская церковь приходской общиной была передана монастырю. В 2003 г. главной монастырской церковью стал отреставрированный Покровский больничный храм, устроенный в 1831 г. кн. Параскевой Хованской.

На сегодняшний день население монастыря составляет 15 человек: 5 монахинь, 3 послушницы, а также трудницы.

Хозяйство монастыря весьма обширно: гектар огорода, 36 га сенокосов и 7 га сада. Имеется скотный двор, а также полсотни кур. В монастыре большинство продуктов производится своими руками, в том числе хлеб, сыр и сливочное масло. В ближайшей перспективе предполагается устройство пасеки.

Активно ведутся ремонтно-восстановительные работы: помимо храмов сделан ремонт монастырских стен, ворот и башен; оборудована кухня с просторной трапезной, сестринский корпус и больничные кельи; восстановлено здание бывшей мельницы и оборудовано под гостиницу и столярную мастерскую, выстроены небольшая звонница и гараж-ангар для автотехники. Расчищаются пруды.

Сегодня Горицкий Воскресенский монастырь передан Вологодской епархии. Такое решение приняла областная межведомственная комиссия по согласованию с Министерством культуры РФ. Монахиням, поселившимся в руинах святыни, передаются почти все храмы и строения обители. Необходимо переселить несколько семей, живущих в монастырских корпусах, и закончить строительство сельского дома культуры, который по сию пору пребывает в стенах Троицкого собора.

Заключение

Монастырь играет большую культурно-социальную роль в жизни Кирилловского района и всей Вологодской области. Летом в обители гостят воскресные школы из самых разных мест, а также дети из детских домов области. Они живут небольшими группами со своими руководителями, участвуют в богослужениях и послушаниях (огород, сенокос, дрова и пр.).

На Рождество и Пасху в монастыре проводятся праздники, на которые приходят все дети села Горицы и его окрестностей. Сестры организовывают концерты, викторины, устраивается сладкий стол и раздаются подарки. Стараниями монастыря ведется просветительская работа: в Алешинской школе уже третий год преподаются "Основы православной культуры", в Горицкой школе сестры проводят музыкальные уроки и ведут занятия по программе "Истоки", в Кирилловской школе проходят тематические беседы, при Кирилловском центре досуга молодежи действует клуб православных вожатых "Ровесник", при доме-музее Бриллиантовых - клуб "Православная беседа". Издается информационный листок, готовится к изданию новый буклет о монастыре. Собирается библиотека (уже более 2 тысяч томов), в которой кроме богословской и духовно-просветительской литературы имеются книги и по сельскому хозяйству. Гордостью книжного собрания считается подборка литературы по пчеловодству, начиная с 1902 г.

Сестры, как и встарь, занимаются рукоделием - шьют церковные облачения и монашеские одежды, реставрируют иконы. Кроме этого ухаживают за больными и престарелыми. Помогают вернуться к нормальной жизни людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.

Прибывающие в монастырь паломники могут прикоснуться к святыням обители - мощам Киево-Печерских святых, святых Феодосия и Лаврентия Черниговских, преподобного Феодосия Тотемского и Александра Свирского, блаженной Матроны Московской. В монастыре два чтимых образа Святителя Николая: один принесен по благословению Святейшего Патриарха из Москвы, а другой прославился чудесным мироточением сравнительно недавно. Особо чтится обновившаяся икона Богоматери Тихвинской, по молитвам возле которой женщины обретают радость материнства (известно 20 случаев). Возле обители есть посвященный Тихвинской иконе Божией Матери святой источник, к которому ежегодно 9 июня совершается крестный ход с водосвятием.

Таким образом, Горицкий Воскресенский монастырь, следуя многовековой традиции, является региональным центром духовно-религиозной жизни, ведя просветительскую, воспитательную и социально-педагогическую работу.


Литература

1. Еремина Т.С. Мир русских монастырей: История, предания. -М., 2002.

2. Комеч А.И. Русские монастыри: История и культура Х-ХVII столетия. – М., 2001

3. Подъяпольский С.С. Собор Белозерского Горицкого монастыря// Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989.

4. Русские монастыри: искусство и традиции. – СПб., 1997

На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Горицкий Воскресенский монастырь - женский православный монастырь в селе Горицы Кирилловского района Вологодской области России.

Расположен на берегу реки Шексны, в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Памятник архитектуры федерального значения.

Основание монастыря

Основан монастырь в 1544 году княгиней Евфросиньей Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного.

К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружная церковь. Княгиня Евфросиния заменила деревянную Воскресенскую церковь каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца. Тогда же была построена новая теплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

Из первых лет Горицкой обители сохранились только имена игумений: Анисия, Анастасия, София, Мариамиа, Анна (ум. в октябре 1569)..

Известные монахини

В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по ее изволению, и для береженья велел у нее в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову ». Вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Васильевича.

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В 2007 году в нём были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

В 1575 году Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарья свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. Есть сведения, что часть своего более чем пятидесятилетнего монашества она провела в Горицах.

В 1591 году после убийства царевича Дмитрия мать его, Мария Нагая была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфа. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе.

В 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, там она была пострижена под именем Ольга.

В 1727 году, после опалы Меньшикова, вместе с его семьёй 11 сентября была сослана и Варвара Арсеньева, а затем от Клина 15 октября она была отправлена под конвоем капитана Шушерина в Александров в Александро-Успенский девичий монастырь. Однако, после обнаружения в Москве подметного письма в пользу Меньшикова и открытия в розыске попыток Варвары облегчить свою учесть через заступничество духовника царицы Евдокии, она была послана в Белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и пострижена в монахини 29 мая при унтер-офицере Веревкине иеромонахом Феофаном Талузским и наречена Варсонофией.

В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков, это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II.

В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия, в миру Мария Ходнева (08.04.1778 - 18.07.1861), управлявшая ею в течение сорока пяти лет. При поддержке архимандрита Феофана Новоезерского, определенного в 1819 году благочинным Горицкого монастыря, она смогла высоко поднять духовную иноческую жизнь и внешнее благосостояние обители. При игуменье Маврикии были пострижены монахини, проявившие себя в будущем великими подвижницами: Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцова, (15.02.1787 - 16.05.1866) и Варсонофия, в миру Мария Никитична Крымова, (30.06.1800 - 02.02.1866). В 1845 году Феофания была назначена игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря, возобновляемого в Санкт-Петербурге. Помощницей её в 20-летних трудах стала Варсонофия.

Здания монастыря

На территории монастыря расположены 3 каменных церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Много помещений расположено в монастырских стенах, а также за их пределами.

Воскресенская церковь

Двухэтажная каменная Воскресенская церковь построена в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. В 1611 году инокиня Марфа построила над ней квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В XVIII веке колокольня была полностью перестроена.

В настоящее время церковь не действует и нуждается в значительной реставрации.

Троицкий собор

В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы.

В советское время в соборе располагался сельский Дом культуры. После возрождения монастыря он был переведён за пределы монастыря.

Покровская церковь

В 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы, построена каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь. Она находится в ограде с восточной стороны монастыря.

В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время - контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью.

Монастырские стены

Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. В стене расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками. Ледники использовались вплоть до 2 половины XX века. С 3 сторон в стенах есть ворота. Главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.

Монастырский водопровод

При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник.

Водопровод действует и сейчас.

Здания внутри монастыря

К Воскресенской церкви примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся как трапезная и кухня.

В XIX - начале XX века в монастыре было построено несколько деревянных зданий, использовавшихся как жилые корпуса и мастерские. После закрытия монастыря эти здания использовались как жилые.

Введенская церковь

Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище.

Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына) (расстрелян 30 октября того же года) (официально закрыта в 1941 году). Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю.

Здания за пределами монастырских стен

В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря.

Также за пределами монастыря располагались деревянные хозяйственные помещения, скотные дворы, кладовые и т. д.

Кладбище

В 1888 году с восточной стороны монастыря, на крутой горе устроено монастырское кладбище и часовня при нём.

В XX веке кладбище, как и саму гору, стали называть «Старым кладбищем».

Монастырь в XX-XXI веках

После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. В 1932 году монастырь был закрыт. Монахини разошлись по окрестным деревням. В 1937 году многие из них, включая 70-летнюю игуменью Зосиму (Рыбакову), были арестованы и расстреляны.

После войны в монастыре располагался Дом инвалидов. После его закрытия монастырь был передан музею. Была начата реставрация, но выделяемых средств было недостаточно. В 1990-х годах было начато восстановление сельской Введенской церкви, позже переданной монастырю. 6 октября 1999 монастырь был официально признан действующим.

В монастыре постоянно живут 10-20 насельниц. Монастырь посещают паломники и туристы, число которых резко увеличивается летом, когда открываются туристические водные маршруты. Настоятельница монастыря - игуменья Евфалия (Лебедева).

В мае 2015 года обвалилась часть стены XVI века со стороны озера.

Настоятельницы

  • Маврикия (Ходнева) (1810-1855)
  • Арсения (Клементьева) (1855-1863)
  • Филарета (Сыромятникова) (1863-1885)
  • Нила (Ускова) (1885-1895)
  • Арсения (Корчагина) (1895-1904)
  • Адриана (Свешникова) (1904-1910)
  • Асенефа (Корчагина) (1910-)
  • Зосима (Рыбакова)