На сколько лет избирается президент российской. На сколько избираются Президенты в других странах? Подсчет голосов и опубликование результатов


является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней политики.

Это приглашение является де-факто плодом широкого гражданского и общественного согласия, результатом воли подавляющего большинства болгарских граждан. Могут ли некоторые люди с претензиями демократов уважать плюрализм и свободу, игнорируют волю гражданского общества?!

Программа торжеств очень богата. Разумеется, мы также воздаем должное представителям других стран, которые внесли свой вклад в наше освобождение, а не только на фронт, такие как румынские и финские войска. Мы будем отдать дань уважения западным дипломатам, журналистам и общественным деятелям, принявшим дело болгарской свободы. Вспомним только американского дипломата Скайлера, английского журналиста, а также американского МакГагана или французского гуманиста Виктора Гюго.

Президент определяет основные направления внешней политики.

На какой срок избирается президент Российской Федерации?

Борис Ельцин вновь был избран главой государства уже на 4 года. 31 декабря 1999 года Российской Федерации Б.Н.Ельцин подписал Указ о своей отставке.

С 31 декабря 1999 г. Исполняющим обязанности Российской Федерации стал Владимир Владимирович Путин.

Но мы должны четко заявить, что главная заслуга нашего избавления - это Россия, и мы будем нечестны и неблагодарны, если не будем отмечать эту яркую годовщину должным образом поклонением пролитой кровью братского русского народа за свободу Болгарии и как часть славянских и православных солидарность. Официальным представителем, лицом российского государства, русского народа является именно ее прямой и демократически избранный президент.

Историческая справедливость призывает нас к этому. Согласно геополитическим теориям, в основе каждой цивилизации лежит определенный тип культуры, традиций и духовности, а основным элементом является религия. Болгария - это славянское и православное государство, а не англосаксонское или католическое, как того хотелось бы. Мы и Россия принадлежат к цивилизационной модели - славяно-православной. По этим причинам Болгария и Россия имеют особые отношения - это законное понятие в дипломатических отношениях, которое уважают международные партнеры соответствующего государства, если оно четко определяет этот факт.

26 марта 2000 г. Путин был избран Президентом Российской Федерации также на 4 года. 14 марта 2004 года Путин был избран Президентом Российской Федерации на второй срок.

Он мотивировал это тем, что, исходя из современного состояния социально-экономического положения в стране, некоторые проекты (в частности, программы развития экономики, сельского хозяйства, образования, науки, спорта, внешнеполитических связей и т.д.) носят весьма долгосрочный характер. Поэтому, по словам, Владимира Путина, за четыре года невозможно говорить о каких-либо значительных результатах деятельности президента.

Конституция Российской Федерации

Президенты Российской Федерации

Первый, Борис Николаевич Ельцин, был России с 1991 по 1999 год - два президентских срока, и именно под его руководством была разработана Конституция (Основной закон) 1993 года.

Такие отношения имеют много других стран. Возьмем англосаксы - у Британии и Соединенных Штатов есть особые отношения и держаться за них, то же самое с немецкой моделью - для немцев и австрийцев. Болгария и Россия также имеют свои особые отношения с русскими кириллицей, святыми книгами Православия, первым патриархом Киевской Руси Циприан и освобождением из России в Болгарию. Это исторические факты, которые невозможно преодолеть или повиноваться!

Что именно мы делаем сегодня? Переписывая историю и отрицая, что Россия освободила нас. И наши дети сразу после Освобождения построили более 400 памятников благодарности русским братьям, которым сегодня - 140 лет спустя, благодарный болгарский народ, люди всех поколений предлагают цветы в память о героях. В то время как небольшая, но уполномоченная часть нашей элиты под иностранным диктатом переписывает историю и сжигает мосты с Россией, наши национальные интересы находятся под давлением: трубы Газпрома окружают нас, а не строят «турецкий поток» с утечкой в ​​Грецию и Италию, реакторы АЭС «Белене» стоят как памятник криминальной лени.

Вторым Президентом России стал Владимир Владимирович Путин, который также избирался Президентом два раза – в 2000 и 2004 году.

Третьим Российской Федерации, стал Дмитрий Анатольевич Медведев – он был избран на эту должность всенародным голосованием 2 марта 2008 года.

На какой срок избирается президент россии

прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Биографии президентов России

1996 С августа 1996 года – заместитель управляющего делами Российской Федерации. 1997 С марта 1997 года – заместитель Руководителя Администрации Российской Федерации, начальник Главного контрольного управления Российской Федерации. 1998 С мая 1998 года – первый заместитель Руководителя Администрации Российской Федерации. 1998, 1999 В июле 1998 года назначен директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одновременно – с марта 1999 года – Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Слово «инаугурация» происходит от латинского «inaugure » — «посвящаю «.

В разных странах мира церемония вступления в должность имеет свои особенности.

Болгария, не становясь региональным энергетическим и геополитическим центром Балкан, продолжает оставаться беднейшей страной в Европейском союзе и НАТО без видения развития с трагическими демографическими и социальными показателями. Отношение к России в этом контексте является национальной изменой, которую будут платить поколения болгар.

Болгария нуждается в диалоге с российским руководством в сферах экономики, энергетики, туризма. Естественным местом для такого диалога является именно положительная атмосфера общего праздника, и естественным собеседником этого диалога является Президент Российской Федерации Владимир Путин. Медленно и медленно униполярный мир становится многополярным.

Традиция вступления в должность руководителей Российского государства в новейшей истории невелика. Она начинается со вступления в должность Президента СССР М.С. Горбачева. Первый и единственный в истории СССР Президент избран 14 марта 1990 года на III Съезде народных депутатов СССР.

На какой срок избирается президент россии

Ещё в 2006 году тогдашний председатель ЦИК России Вешняков и спикер Госдумы Грызлов заблаговременно подрядились зомбировать электорат, объявив, что хотя по конституции «Одно и то же лицо не может занимать должность Российской Федерации более двух сроков подряд», но в 2012 году Путин якобы может избираться в президенты и на третий срок, поскольку, видите ли, не подряд(!) конституция такое допускает.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ это

Одно и то же лицо не может занимать должность П. РФ более двух сроков подряд (это значит, что после перерыва оно снова может претендовать на избрание). По прежней Конституции Президент не мог быть депутатом, занимать должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имел права на предпринимательскую деятельность. Действующая Конституция этих запретов не содержит.

На какой срок избирается Президент РФ?

Да и граждане не могут дать объективной оценки деятельности главы государства за столь непродолжительный период времени.

Выборы президента, согласно российскому законодательству, осуществляются путем проведения тайного всенародного голосования; о дате их проведения сообщается Советом Федерации не позднее чем за 90 дней.

Важную роль в этом процессе играет Россия. Лидеры ранга Меркель и Трамп уже дали понять и признали, что без России проблемы безопасности в Европе и борьба с терроризмом не будут решены. Этот союз России с Западом в борьбе с терроризмом уже включен в повестку дня Европейского Союза, и нынешние и последующие союзные президенты, естественно, превратят это в приоритет, будут искать пути диалога и конкретные совместные инициативы. То есть визит президента Путина не повредит болгарскому председательству в ЕС, и наоборот - он заполнит его новым контентом!

К кандидатам на столь высокую должность предъявляется ряд требований, которые должны быть ими соблюдены в обязательном порядке.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

Во время президентства мы можем стать мостом диалога между ЕС и Россией, особенно приоритетом «Безопасность в Европе и борьбой с терроризмом», которую наше руководство уже определило как важную часть повестки дня президентства. И, наконец: те, кто выступает против визита Путина сегодня, являются внепартийными партиями, которые люди не хотят выдвигать в качестве своих представителей в законодательном органе, согласно всем опросам, они имеют символический рейтинг 2-3%. В то же время все социологические данные показывают, что более 80% болгар хотят развивать дружеские отношения с Россией.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Какая позиция весит больше, каждый может судить сами! Владимир Владимирович Путин - президент России, бывший премьер-министр и президент «Единой России». Он провел два срока в офисе, и это было максимальное время, которое разрешала ему Конституция России. Затем Путин «четыре года» перешел на пост премьер-министра, а его последователь Дмитрий Медведев стоял во главе страны.

Правительство Путина в Российской Федерации

Сначала Владимир Путин возглавлял Российскую Федерацию в то время, когда стране приходилось сталкиваться с серьезными проблемами на международном и национальном уровне. Парализовано, в частности, ростом внутренних конфликтов. При поддержке тогдашнего мэра Санкт-Петербурга Анатолий Собчак стал главой Отдела внешних связей.

Комментарий к Статье 81 Конституции РФ

1. В данной статье устанавливаются общие принципы занятия и последующего замещения должности Президента РФ в соответствии с Конституцией. Частью 1 комментируемой статьи определено: лицо на эту должность может быть избрано только гражданами РФ; такое избрание может считаться легитимным, если оно осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избрание лица Президентом РФ на срок - шесть лет.

Обмен сообщениями президента и премьера

Дмитрий Медведев стоял во главе страны. Владимир Путин, как и ожидалось, стал кандидатом от «Единой России» на очередные президентские выборы, которые состоялись в марте, а Путин выиграл первый раунд с 63, 6% голосов. Затем Дмитрий Медведев переместился на пост премьер-министра.

Президент Виктор Янукович бежал из страны, а оппозиция создала проправительственное правительство и главу государства. Представители Автономной Республики Крым выступали против нового политического порядка Украины. Полуостров стал главным бастионом пророссийских противников смены режима.

Первые выборы Президента РФ в соответствии с действовавшей нормой Конституции состоялись в 1996 г., последующие - в 2000 г., 2004 г. и 2008 г. на срок четыре года. Согласно п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" установленные ею полномочия Президента до истечения срока (пять лет), на который он был избран (в 1991 г.), осуществлял Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России.

Путин назвал этот шаг необходимым для защиты российских граждан и солдат от российской базовой станции на автономном полуострове. «Крым всегда был и будет оставаться неделимой частью России, и мы передали это сознание из поколения в поколение». Участие в выборах достигло 83 процентов, и почти 97 процентов избирателей проголосовали за отделение от Украины. Однако этот результат ставится под сомнение тем, что украинцы и крымские татары бойкотировали референдум. В Севастополе, который имеет особый статус, Россия проголосовала отдельно за присоединение к России.

Настоящая редакция ч. 1 о шестилетнем сроке полномочий Президента РФ вместо существовавшего с 1993 г. четырехлетнего срока приведена в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его опубликования 31 декабря 2008 г. (РГ. 2008. 31 дек.).

На опросы пришли более 89 процентов избирателей, и 95, 6 процента избирателей поддержали отделение от Украины. Президент России Владимир Путин впоследствии признал независимость Крыма и вместе со своими политическими представителями и представителями города Севастополя подписал договор о присоединении к Российской Федерации.

Время жаловаться, утешать и надеяться созревать в Израиле. Визит премьер-министра Израиля в Сочи на этой неделе состоял в том, чтобы найти способы облегчить боль Израиля. Те, кто уже слишком задолжен, им не нужен Израиль для финансов или обороны. Необходимость поиска новых сильных союзников позволяет игнорировать официальный протокол посещения. Здесь заканчивается забава для Израиля. Запланированная продолжительность переговоров была превышена. Это тема Ирана и ее нынешняя способность влиять, частично контролировать события в Ираке и Йемене.

Применяется в отношении Президента РФ, избранного после вступления в силу названного За кона.

Каждый гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать Президента РФ. Гражданин РФ может избирать и быть избранным Президентом РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, какой-либо партии. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. комментарии к ст. 19, 32, 60).

И Иран угрожает уничтожением Израиля. В такой оценке Ирана президент Путин мог выступать в качестве психотерапевта только для премьер-министра Нетаньяху. Время созрело даже для Ватикана. Он послал в Россию государственного секретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина. В среду Пьетро Паролин тоже был в Сочи.

Он встретился с президентом Путиным после длительных переговоров с премьер-министром Нетаньяху. Таким образом, попытка России обратить внимание на необходимость учета традиционных ценностей в новом формирующемся мировом порядке. Вторичные аспекты, к которым мы выдаем в Венесуэле, укрепление отношений с Италией и еще способность Нетронутая России интегрировать многие религиозные меньшинства, не будет писать. Это невозможно сделать в продвинутом капитализме или в промышленности. Не в Армении, где говорится: в принципе Да.

Каждый избиратель в выборах Президента имеет один голос, участвует в выборах на равных с другими избирателями основаниях, голосует лично путем подачи бюллетеня. Должна обеспечиваться тайна голосования.

Назначение выборов Президента, включая досрочные выборы, - обязанность Совета Федерации (см. комментарий к п. "д" ч. 1 ст. 102).

В дополнение к возвращению, это помогает успокоить сон и кальмаров. Модернизация политической системы для того, чтобы идти по пути к реальной справедливости в обществе, в том числе органической реформы образования и Центрального банка. Авторское мнение может не соответствовать редакционному мнению.

В течение двух лет мы ждем нашей 100-летней годовщины со дня основания независимой Чехословакии. У нас будут две крупные выборы и еще одно драматическое развитие миграционного кризиса, террористические атаки в Европе и российская агрессия. Милош Земан снова был избран президентом. Он начал свою кампанию в российском ресторане для некурящих и курил сигарету со всеми его любимыми лозунгами: «Остановите всех, кто не соответствует нашим правилам и привычкам»! Пролетарская элита страны давно не могла договориться о приемлемом кандидате, поэтому многие здравомыслящие люди столкнулись с самим собой, но они поссорились в теплице пражского кафе.

Вопросы о досрочном прекращении, как и продлении срока полномочий Президента, а также о проведении досрочных выборов Президента либо о перенесении сроков проведения таких выборов не могут быть вынесены на референдум (п. 2 ч. 5 ст. 6 Закона о референдуме).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, по смыслу ч. 1 ст. 81 Конституции, в ней выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина РФ избирать и быть избранным на подлинно свободных выборах во все органы народного представительства (см. Постановление КС РФ от 22.01.2002 N 2-П*(952)).

Он был переписан русскими деньгами, поддержанными Мартином Неджедли, и координировался Милошем Земеном, который только плавал на волне страха без какого-либо конструктивного мировоззрения в будущем. Этого было достаточно, потому что умершие демократы через три года после начала миграционного кризиса закончились дискуссиями о том, почему люди плохо относятся к мигрантам, и даже представить себе реалистичный план «осязаемый» за пределами Праги и приемлемый кандидат.

Автор: Иллюстрация - Павел Рейсенауэр. Андрей Бабиш выиграл выборы с 10-процентным началом второй социал-демократии. Он впервые выступил в качестве премьер-министра на своем новом собственном телевидении, где он дал интервью самому себе. В Агроферте была введена бизнес-форма движущегося мандата - утром менеджер работает в штаб-квартире Агроферта, днем ​​он входит в состав отдельных государственных учреждений. Оппозиция, ослабленная голосами националистических партий, очень фрагментирована.

Первое - наличие гражданства РФ без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом России лица, имеющего двойное и множественное гражданство.

Второе - ограничение права гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента.

Третье - постоянное проживание гражданина, избранного Президентом, т.е. на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание (за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны) можно понимать как непрерывное проживание на территории Российской Федерации.

Конституция не содержит формулы "кандидат на должность Президента Российской Федерации", но исходя из указанных конституционных положений, они (кандидаты) имеют равные права (гарантии) и несут равные обязанности. Президент, баллотирующийся на второй срок, как и лицо, временно исполняющее обязанности Президента, вправе продолжать выполнять свои полномочия и в период избирательной кампании.

3. Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной (в том числе "советской") государственности, так и опыт зарубежных стран. Поскольку в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом "президентской республики", обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации.

Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.

Учитывая положение Президента как "первого" должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы - палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 ст. 81 Конституции служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти (см. комментарии к ст. 10, 11, 13, 32, ч. 4 ст. 78, ст. 80, 83-89). Следует также иметь в виду, что в сфере кадровых полномочий Президента - формирование Правительства, Администрации Президента, федерального корпуса судей, руководителей исполнительной власти в субъектах РФ, прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка РФ и многих других финансовых и экономических структур, ключевые назначения в системах обороны и безопасности, правоохранительных органах, назначение и отзыв дипломатических представителей РФ и других должностных лиц, т. е. решение (участие в решении) десятков тысяч кадровых вопросов.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (см. комментарий к ст. 83), а по совокупности конституционных полномочий - осуществлять руководство Правительством (см. комментарии к статьям гл. 4). При этом в Конституции нет прямой характеристики Правительства как высшей исполнительной власти в стране во главе с Председателем Правительства (см. комментарии к ст. 10, ч. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 78, гл. 6 - ст. 110-117). Председатель Правительства определяет основные направления деятельности и организует его работу (см. комментарий к ст. 113), однако в Конституции нет формулы, что Председатель Правительства руководит Правительством. Вместе с тем в числе конституционных функций Правительства - осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (см. комментарий к п. "д" ч. 1 ст. 114). Определение же основных направлений внутренней и внешней политики государства - конституционное полномочие Президента (ч. 3 ст. 80).

Комментируемое положение во взаимосвязи с п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции являлось предметом публичного рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает. Имеющий переходный характер п. 3 раздела второго Конституции был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может. Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент (на тот момент - Б.Н. Ельцин), являясь согласно ч. 2 ст. 80 Основного Закона гарантом Конституции и прав граждан, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах не будет баллотироваться на должность Президента на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании (Определение КС РФ от 05.11.1998 N 134-О*(953)).

При досрочном прекращении исполнения Президентом своих полномочий по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции, толкование которой также дано Конституционным Судом, проводятся выборы нового Президента в соответствии с Конституцией (Постановление КС РФ от 06.08.1999 N 10-П*(954)).

Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 81). Конституция устанавливает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3). Следовательно, никто не может присваивать властные полномочия Президента, осуществляемые им единолично (Постановление КС РФ от 11.08.2000 N 12-П*(955)).

В Российской Федерации до 2008 г. не было случая, когда бы Президент по истечении срока полномочий сразу же занимал должность Председателя Правительства РФ, т.е. "вторую" по значимости конституционную должность. Не знают такой практики и большинство зарубежных государств. Конституция и вся практика ее реализация до 2007-2008 гг., как уже было отмечено, убедительно свидетельствовали о действии в России режима президентской республики.

Последующие события: формирование Государственной Думы только на партийной основе, наличие во главе партийного списка на первых пропорциональных выборах действующего Президента РФ - не члена партии, последующее избрание съездом этой партии того же лица лидером (председателем) партии, концентрация в руках одной партии конституционного большинства в Думе, выдвижение и назначение с согласия Государственной Думы новым Президентом РФ прежнего Президента на пост Председателя Правительства, наличие большинства членов правящей партии в верхней палате - Совете Федерации, безусловное доминирование (до 75%) членов правящей партии среди глав исполнительной власти субъектов РФ, равно как и большинство членов и сторонников этой партии более чем в 2/3 парламентов субъектов РФ, - вызвало дискуссию о возможной трансформации Российской Федерации без изменения действующей Конституции из президентской республики в парламентско-президентскую и даже в парламентскую республику.

После вступления в должность нового Президента РФ (7 мая 2008 г.) складывается следующая конструкция российской власти: новый Президент опирается на партию, имеющую конституционное большинство в Государственной Думе, не являясь членом этой партии; прежний Президент, полномочия которого длились два срока подряд, занимает должность и председателя указанной партии, не являясь ее членом, и Председателя Правительства РФ одновременно. Примечательно, что партия конституционного большинства на одном из последних съездов изъяла из своего устава положения, указывающие на партийную принадлежность председателя партии. В итоге складывается (может сложиться) модель с двумя центрами власти - сильный Президент и сильный Председатель Правительства, возглавляющий указанную партию. Как будет функционировать эта система власти, может показать только практика, и что принципиально важно - насколько адекватна ее нынешняя конституционная основа.

Сегодня есть различные мнения: одни полагают, что высокая партийная должность в соединении с премьерством обеспечивает Председателю Правительства РФ реальные рычаги власти в стране - под его контролем оказывается и исполнительная власть, и законодательная. Другие считают, что указанная партия важна для Председателя Правительства лишь на определенный период, что подтверждается тем, что даже в качестве партийного лидера он отказался от членства в данной партии. Вопрос остается прежним: означает ли указанная конструкция начало политической, а значит и конституционной, реформы в России и трансформацию президентской республики?

Президент РФ Д.А. Медведев, выступая 5 ноября 2008 г. с Посланием Федеральному Собранию, характеризовал Российскую Конституцию как эффективную, а роль Президента и федерального парламента, избираемых всенародно и действующих от имени всей страны, как "несущие конструкции", на которых держится все здание демократического государства.

Действующая Конституция закрепляет разграничение полномочий, как и основы взаимодействия, прежде всего между Президентом РФ и Правительством РФ как коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации (см. комментарии к ст. 10, 11, 78, 83, 110, 114-117), а не между Президентом и Председателем Правительства. Конституционные полномочия последнего персонифицируются только в части представления Президенту предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатур в состав Правительства, определения основных направлений деятельности Правительства и организации его работы в рамках основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ и в соответствии с его указами (см. комментарии к ст. 80, 112 и 113). В случаях и пределах, установленных Конституцией, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ, а также ставит перед Госдумой вопрос о доверии Правительству (см. комментарии к ст. 92 и ч. 4 ст. 117). Принятие решения об отставке Правительства, а значит и его Председателя - полномочия Президента РФ (п. "в" ст. 83). За период осуществления полномочий первого и второго Президентов РФ обязанности Председателя Правительства осуществляли 10 человек.

В отличие от Президента именно Правительству РФ как коллегиальному органу власти Конституцией предоставлено право принимать обязательные к исполнению в Российской Федерации правовые акты, которые могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115), использовать законодательную инициативу в парламенте, в том числе и в части предложений о поправках и пересмотре Конституции (ст. 104 и 134), обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ст. 125). При этом в Конституции нет нормы о том, что Председатель Правительства возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Конституция не содержит каких-либо положений, допускающих занятие одним и тем же лицом должности Президента три срока подряд и более. В этом плане уход лица с поста Президента по истечении исполнения им президентских полномочий в течение двух сроков подряд является не чем иным, как подчинением первого лица государства Конституции.

Из практики зарубежных стран: на четыре года и не более двух сроков подряд избирается Президент США; на пять лет (без указания в Конституции возможности повторного избрания) избирается Президент Французской Республики; на пять лет избирается Президент Республики Казахстан без ограничения сроков в отношении первого президента республики; на пять лет избирается Президент Республики Беларусь без указания каких-либо ограничений на переизбрание.

4. Избрание Президента РФ - предмет ведения Российской Федерации. Поэтому формула "федеральный закон" в ч. 4 комментируемой статьи включает, помимо Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы (см. комментарии к п. "г" ст. 71 и ч. 1 ст. 76). При этом "порядок выборов", регулируемый соответствующими законами, включает в себя широкий круг отношений, связанных с избранием и вступлением Президента в должность. Конституционная норма, закрепленная в ч. 4 ст. 81, исключает принятие подзаконных актов, определяющих порядок выборов Президента.

Следует особо подчеркнуть, что существует единственный источник легитимизации Президента - всенародные выборы на альтернативной основе (см. комментарии к ст. 3, 32, ч. 4 ст. 81). Из Конституции не вытекает, что такой, пусть даже частичной, легитимизацией может быть "подобранный" кем-либо кандидат, "преемник" Президента, лицо, "отобранное" ("назначенное") действующим Президентом, и т.п. Иное превращало бы демократические выборы в их имитацию, могло бы приводить к нарушению конституционных норм. Подобная ситуация противоречит и самой сути конституционного статуса Президента как главы государства, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80, ст. 82), т.е. и конституционных избирательных прав.

Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, Закон об основных гарантиях, Закон о выборах Президента РФ, иные федеральные законы. В числе последних также и федеральные конституционные законы, регулирующие отдельные вопросы в связи с выборами Президента (Законы о референдуме, о ЧП, о Конституционном Суде РФ, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении").

Непосредственно Конституцией регулируются следующие вопросы порядка выборов Президента: назначение выборов Советом Федерации; момент, с которого Президент приступает к исполнению полномочий и прекращает их исполнение; срок (не позднее трех месяцев), в течение которого должны состояться выборы Президента с момента досрочного прекращения полномочий Президентом (см. комментарии к п. "д" ч. 1 ст. 102 и ч. 1 и 2 ст. 92).

Общее значение для выборов, включая выборы Президента, имеет Закон об основных гарантиях. Данный Закон и Закон о выборах Президента РФ должны применяться во взаимосвязи. Основные понятия и термины, используемые в последнем, применяются в том же значении, что и в Законе об основных гарантиях, если иное не предусмотрено Законом о выборах Президента РФ.

Действующий Закон о выборах Президента РФ от 10.01.2003 N 19-ФЗ - четвертый в период действия Конституции закон с аналогичным названием (1995 г., 1999 г., а до 1995 г. действовал Закон от 31.12.1990, в соответствии с которым был избран 12 июня 1991 г. на первый срок первый Президент РФ).

Регулируя избирательные права граждан при выборах Президента, Закон о выборах Президента РФ устанавливает, что не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, занимающий на день опубликования решения о назначении выборов на должность Президента второй срок подряд, а также имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства (ст. 3).

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательную округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории России, считаются приписанными к федеральному избирательному округу (ст. 4 Закона).

Закон фиксирует обязанность проведения выборов Президента в сроки, установленные Конституцией, обязывая Совет Федерации принимать решение о назначении выборов не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем такого голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента и в котором четыре года назад был избран Президент. В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий; при этом сроки осуществления избирательных действий, установленные данным Законом, сокращаются на одну четверть. Если в период, когда должно быть принято решение о назначении выборов, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения (ст. 5 Закона).

В отличие от прежнего регулирования, действующий Закон принципиально иначе регулирует право выдвижения кандидатов на должность Президента. Если ранее право выдвижения кандидата принадлежало непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам, то сейчас кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Законом о политических партиях принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Такая группа должна насчитывать не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом, в установленном Законом порядке пройти регистрацию в ЦИК РФ. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны в краткий срок собрать не менее 2 млн. подписей избирателей при условии, что на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Закон освобождает от сбора подписей избирателей политические партии, федеральный список кандидатов которых допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов Госдумы (ст. 6, 29, 34, 35, 36).

Закон о выборах Президента РФ в соответствии с Конституцией и указанной позицией Конституционного Суда (см. комментарий к п. 3 ст. 81) определил, что гражданин РФ, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий (ч. 3 ст. 6).

Гражданам РФ, политическим партиям, иным общественным объединениям гарантируется право на предвыборную агитацию, под которой понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него. Обеспечение свободы предвыборной агитации - обязанность государства. Кандидатам должны гарантироваться равные условия доступа к СМИ (ст. 8).

Конституционный Суд РФ, основываясь на Конституции (ст. 19 и 55), Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19), установил, что выборы могут считаться свободными только тогда, когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений.

Поэтому законодатель обязан обеспечить право граждан на получение и распространение информации о выборах, соблюдая баланс конституционно защищаемых ценностей - право на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П*(956)).

Конституционным принципам демократического правового государства, признающего политическое многообразие и многопартийность, не отвечает практика уклонения кандидатов в Президенты РФ, в том числе как членов партий, так и беспартийных, от публичных дебатов с изложением их позиций о состоянии и развитии основных направлений внутренней и внешней политики страны, что ограничивает права граждан - избирателей на участие в управлении делами государства (см. комментарий к ч. 1 ст. 32).

Закон о выборах Президента РФ, состоящий из 12 глав и 88 статей, детально регламентирует все стадии избирательного процесса: статус, формирование и деятельность избирательных комиссий, образование избирательных участков и составление списков избирателей, роль политических партий в избирательном процессе, процедуры выдвижения и регистрации кандидатов и их статус, вопросы информирования избирателей и предвыборной агитации, порядок голосования и определения результатов выборов, обжалования нарушений избирательных прав граждан и ответственности за нарушения законодательства о выборах Президента, порядок финансирования выборов, а также срок вступления в должность Президента.

Избранным считается кандидат на должность Президента, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 76). Данное положение с учетом отмены порога явки избирателей применено впервые на выборах 2008 г. (на всех предыдущих выборах Президента действовала норма, согласно которой выборы признавались состоявшимися, если в них принимали участие не менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования). Если ни один из кандидатов не был избран, через 21 день проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (ст. 77). В случае когда выборы Президента будут признаны несостоявшимися или недействительными либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента, при этом сроки осуществления избирательных действий по решению Совета Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 78).

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента, осуществляется за счет средств федерального бюджета, что также находит отражение в соответствующем федеральном законе. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании (ст. 9).

Уголовная и административная ответственность за нарушение порядка выборов Президента устанавливается соответственно УК и КоАП. Разрешение избирательных споров регулируется ГПК и Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Налоговым кодексом регулируется порядок проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках дохода кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности (ст. 102). Согласно УПК ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено в отношении зарегистрированного кандидата в Президенты только с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (ст. 450).

Разрешение дел о конституционности федеральных законов, регулирующих порядок выборов Президента, осуществляется в соответствии с Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд, рассматривая дело о проверке конституционности положений Закона об основных гарантиях и ГПК, установил, что ЦИК РФ при рассмотрении споров в суде не только не может наделяться полномочиями по принятию обязательных для суда решений по вопросам осуществления правосудия, но и не должна ставиться в особое положение по отношению к другим участникам процесса, поскольку иное вступает в противоречие с ч. 3 ст. 123 Конституции, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (Постановление от 25.02.2004 N 4-П*(957)).

Все выборы Президента (1991 г., 1996 г., 2000 г., 2004 г. и 2008 г.) проходили на альтернативной основе, в том числе с повторным голосованием в 1996 г. Кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, являющиеся членами органов управления организаций независимо от форм собственности, высший орган управления которых собрание (за исключением политических партий), а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Исчерпывающий перечень такого рода "преимуществ" закрепляется в Законе о выборах Президента РФ, который в то же время делает исключение в запрете на использование на безвозмездной основе или на льготных условиях служебных транспортных средств для Президента, баллотирующегося на второй срок, и лиц, пользующихся транспортными средствами в соответствии с законодательством РФ о государственной охране (ст. 40, 41).