Этнические взаимоотношения и причины конфликтов. Социальные взаимодействия. Социальный конфликт. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения

РЕФЕРАТ

Этносоциальные конфликты в современном обществе

по учебной дисциплине ОДБ.05 Обществознание

(21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин)

Оренбург 2015

Введение

Конфликты и их природа

Начнем с того, что конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Взаимодействие людей и их поведение вызывается одновременно их собственными личными характеристиками и окружающей средой, в которой они находятся.

В жизни нередко бывает так, что цели, стремления и убеждения одних людей могут прийти в противоречие с целями, стремлениями и убеждениями других, даже если они занимаются общим делом. Так возникает конфликтная ситуация. Слово «конфликт» – латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». Как у многих понятий, у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, конфликт – явление всегда нежелательное, его необходимо по возможности избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.

Понимая всю важность роли противоречий для понимания конфликта, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться и бесконфликтным образом. Кроме того, противоречия могут вообще существовать в бесконфликтной форме. Примером может служить противоречие между мужчиной и женщиной. Это противоречие было и будет всегда, но лишь в определенной социальной ситуации оно может приобретать конфликтную форму.



Межнациональный (этнический) конфликт – это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, этнические конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так, один из них связан с межличностными и семейно-бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно-правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

Этнические взаимоотношения и причины конфликтов

В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств, к таковым можно условно отнести только 12 стран, (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Сегодня достаточно свободный доступ к отдыху и работе за границей обусловился высоким процентом иммигрантов по всему миру, что постепенно привело к смешению всех народностей и национальностей. И, казалось бы, что в этом плохого – человечество не стоит на месте, а двигается и развивается. Но так ли это на самом деле? В действительно ли правильном направлении мы движемся, когда, взяв сейчас любую сводку новостей, то и дело натыкаемся на сообщения о том, что где-то прошёл очередной митинг, акция протеста или теракт. Причём, отметим, что большое количество этих выступлений связанно именно с межэтническим вопросом (что доказывает несомненную актуальность данной темы). Даже создаётся впечатление, что людям разных национальностей трудно жить на одной планете без попыток доказать превосходство своей национальности над другими.

Этнические конфликты стали распространенным явлением в современном мире. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими. Переход к демократизации в нашей стране и распад СССР также сопровождались острыми межнациональными, этническими напряжениями и конфликтами.

Что же движет людьми в подобных ситуациях? Чем они руководствуются, когда открыто проявляют неприязнь к себе подобным, несколько от них отличающимся? Заглянем в историю. «Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения» То есть, в процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Сам факт существования различий в психологии общностей получил широкое признание: различия могут быть ярко выражены или могут иметь лишь очерченные контуры, но они есть. Обособленность каждой общности, тем не менее, предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге. На основании опыта, полученного во время контактов, формируются этнические стереотипы, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы. Тысячелетиями проживая рядом друг с другом, народы накопили немало обоюдных обид, и отсюда закрепилось представление о том, что люди другой национальности хуже, имеют много человеческих недостатков.

В настоящее время причиной этнических конфликтов все чаще выступает рост национального самосознания малых народов. Национальное самосознание – это уровень индивидуального и общественного сознания, характеристика национальной общности, одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения. Национальное самосознание выражается в субъективном переживании человеком своей индивидуальности, понятой как целостности и уникальности, определяемых национальной принадлежностью и чувством общности с конкретным этносом.

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

– предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

– защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

– требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

– игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Нынешние конфликты имеют очевидный местный характер и проявляются в столкновениях относительно небольших групп людей. Вместе с тем наблюдаются рост числа и жестокость таких конфликтов в различных регионах (убийства и нападения с использованием расового и национального мотива), усиление враждебности, отражающееся в языке, особенно в слабо контролируемых сегментах информационного пространства – Интернете, а также тенденция перерастания возникших мелких конфликтов в групповые столкновения. Характерно и то, что конфликты проявляются, в том числе в регионах, которые считаются весьма спокойными в межэтническом отношении.

Но этого людям, по-видимому, мало, потому что подобное отношение особенно усиливается во времена, связанные с какими-нибудь крупными социальными проблемами. В такие периоды к традиционной неприязни, которая в благополучные годы как бы дремлет в сознании людей, добавляется неумение, а подчас и нежелание видеть реальные причины бед. Но ведь надо найти виновного, выместить на ком-то обиду, злость… Кроме того, неумелые правители страны, для того чтобы отвести народный гнев от себя, нередко прибегают к страшному по своей сути способу: прямо или косвенно обвиняют в несчастьях инородцев. Так, в начале XX века по царской России, переживающей экономический кризис, прокатилась волна еврейских погромов. В Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, сильны были антифранцузские, антианглийские настроения. Народы этих стран, по мнению некоторых немцев, были виноваты во всех бедах Германии. Эти настроения сыграли немалую роль в приходе к власти фашистов, утверждавших, что все расы, кроме арийской, являются неполноценными.

Межнациональные отношения… Этот термин в последнее время довольно часто доносится из радиоэфира и с телевизионных экранов, а интересующиеся горячими новостями могут встретить его еще и на страницах современных периодических изданий или популярных Интернет-ресурсов. Иногда в хорошем контексте, но чаще, согласитесь, все же в грустном или тревожном. К сожалению…

В своей статье я предлагаю рассмотреть данный термин более подробно, дать ему определение, заглянуть в историю и привести некоторые типичные примеры.

Межнациональные отношения. Определение понятия

Межнациональные отношения - это совокупность индивидуально переживаемых отношений между людьми, которые принадлежат либо к разным национальностям, либо же являются представителями различных Данное понятие изучается сразу двумя общей психологией и этнопсихологией.

Как же возникают данные отношения?

Да, собственно говоря, они складываются постепенно, в процессе трудовой или а также вытекают из семьи, быта, дружеского и любого другого неформального общения.

В зависимости от исторического прошлого той или иной страны, социально-политической обстановки, экономических, культурных и бытовых условий жизни характер таких взаимоотношений может меняться и принимать дружественные, нейтральные или же (в самом крайнем случае) негативные формы. Кроме этого, на него может значительно влиять и личная заинтересованность в общении.

Межнациональные отношения. Их разновидности и формы

Такого рода отношения могут возникнуть между представителями разных национальностей на уровне одного государства, а также они, конечно же, могут сложиться между разными государствами или нациями.

Ученым удалось выделить две основные формы межнациональных отношений:

    этнический или национальный конфликт;

    мирное сотрудничество, включающее в себя сразу несколько подвидов:

Этническое смешивание. Возникает в том случае, если различные группы, стихийно смешиваясь между собой, спустя какое-то количество лет начинают образовывать одну нацию. Как правило, это происходит через Если углубиться в историю, то можно узнать, что именно таким способом некогда появились латиноамериканцы, в традициях которых и по сей день смешаны обычаи и испанцев, и португальцев, и рабов-африканцев, и местных аборигенов.

Этническая ассимиляция или поглощение. Случается в том случае, если один народ практически полностью растворяется в другом или даже одновременно нескольких. Это может произойти как в мирный, так и в военный период. Например, без кровопролитий и порабощений удалось сформироваться США. А вот в древности все происходило намного жестче, и в качестве примера можно привести конфликт между Ассирией и Римом.

Если сценарий ассимиляции носит насильственный характер, то более крупная и сильная нация запрещает второй, например, использовать свой язык или придерживаться собственных обычаев и традиций.

Способы решения конфликтов

По мнению современных социологов и политологов, если отношения между нациями зашли в тупик и любые попытки выйти из создавшейся ситуации, в конце концов, привели к еще большему ее обострению, существует несколько реальных способов повлиять на данный конфликт:

    Признать наличие межнациональных проблем и решить их с помощью методов национальной политики.

    На уровне нации осознать неприемлемость насилия и овладения культурой другого народа. Позволить любой национальности реализовывать свои свободы и права, уважать ее самобытность, язык и обычаи, не проявляя никакой вражды или недоверия.

    Для нормализации этнополитической ситуации использовать различные рычаги экономики.

    Создавать в тех регионах, для которых характерен смешанный национальный состав, различного рода культурную инфраструктуру. Например, национальные центры, школы с возможностью посещать уроки на родном языке, а также дать возможность соблюдать все национальные традиции и обычаи.

    Организовать специальные международные комиссии, советы или другие структуры, которые будут заниматься мирным решением всех возникающих национальных споров.

Проблема межнациональных отношений возникает, прежде всего, там, где люди не слышат друг друга и не хотят даже попробовать договориться мирным путем.

На правах рукописи

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ФЕНОМЕН

СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

09.00.11 – Социальная философия

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре философии

Современной гуманитарной академии

Защита диссертации состоится «21» января 2009 года в 12:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.01 по философским социологическим наукам при Современной гуманитарной академии, ауд. 410, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гуманитарной академии

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуал ьность темы исследования. Несмотря на положительные изменения в социально-экономической сфере на территории Российской Федерации, все еще дают о себе знать проблемы, требующие немедленного и эффективного решения. Речь идет об этносоциальных конфликтах в самых различных регионах нашей страны. В связи с этим одним из важнейших основных приоритетов в научной области должен стать социально-философский анализ этноса, выступающего в качестве социального феномена и субъекта конфликта; выявление его сущности, структурных элементов и влияния на современный социум и различные сферы жизни общества.

Природные основания этноса проявляются посредством раскрытия его индивидуальной специфики, которая выражена набором устойчивых характеристик. Этнос, при их помощи, на фоне многоликого национального состава человечества становится предметом и, прежде всего, социально-философского исследования. Наука, в свою очередь, анализирует фактические данные и выделяет те или иные этнические признаки в процессе исторического развития.

В определении этноса существуют два основных подхода. Согласно первому, этносом является форма социальной группировки (общность, возникшая в процессе исторического развития), обладающей общностью территории, культуры, религии, языка, а также другими общими признаками. Сторонников данного подхода объединяет то, что они считают этнос социальным явлением ввиду того, что вне социальных институтов его не существует. Таким образом, этнос подчиняется законам развития социума и не обладает какими-либо своими особыми закономерностями. Следовательно, этносы являются социальными институтами. Согласно второму подходу, этнос – это коллектив людей, сложившийся естественным путем, выделяющийся из всех других коллективов, характеризуемый определенным поведенческим стереотипом, закономерностью изменений в процессе исторического развития и признаками комплиментарности. Здесь этнос выступает в качестве природного, биологического явления, являясь не только совокупностью признаков, но и системой, объединяющей социальное и биологическое, причем последнее играет основополагающую роль. В любом случае в процессе определения этноса важно иметь в виду, что характерные особенности этноса есть явления социального порядка.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, раскрыта степень ее разработанности в научной литературе , сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет социально-философского анализа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представлены положения, выносимые на защиту.

В первом разделе – «Этносоциальные группы в теории и практике социальных конфликтов» рассматриваются исторические этапы возникновения категории «этнос», его природная основа. Достаточно глубокому анализу, с позиции социальной философии, подвергается концепция пассионарности и междисциплинарная теория этноса, выдвинутая отечественным мыслителем, профессором. Отмечается, что сущность этноса является равнозначной воплощению в предметно-итоговом плане фрагментарности и неоднородности человеческой цивилизации. При этом этнос как самостоятельная категория соотносится и разграничивается с категориями «нация», «народ», «народность», благодаря чему поэтапно проявляется сущность и своеобразие внутренней категориальной основы этноса. Также выделяются внутренние механизмы и различные аспекты внутриэтнических процессов самоорганизации в рамках социальной синергетики. В частности, рассматриваются различные аспекты этнического самосознания в связи с территориальными факторами. В частности, отмечается, что семантическое поле национальной самоидентификации подвержено изменениям, оно включает не только собственное культурно-национальное пространство, но и черты тех этносов, которые либо принимаются, либо отвергаются, и которые, в свою очередь, влияют на национальную идентичность и собственный этнос. Этническое самосознание может содержать такие элементы, как: самооценка этничности в социально-нравственном ключе; осознание себя субъектом собственной этнической общности; понимание наличия этнопсихологических особенностей в рамках собственной этносоциальной общности; осознание неповторимых психологических особенностей у своей этнической общности; осознание неповторимости своей этнической общности, представленной особенностями этнической культуры.

Рассматривая защитные механизмы этносоциальных общностей, в качестве примера можно привести различные способы сохранения культурной самобытности: стремление к чистоте родного языка, снижение числа смешанных браков, сохранение обычаев и традиций. Ситуация меняется после того, как будет пройден бифуркационный порог, который система минует после осознания себя конкретной социальной группой как самостоятельной этнической единицы (этническое самосознание). Ассимилирующее влияние этноса в данном случае резко сокращается, особенно, когда это связано с совместными браками, эмиграцией и иммиграцией. При этом необходимо учитывать, что главное изолирующее значение имеет не только снижение количества смешанных браков, но стремление к сохранению собственной культурной самобытности, – это предохраняет формирующийся этнос от ассимиляции . Немалую роль играет также снижение заимствований в эпосе и фольклоре, стремление сохранить обычаи и традиции, желание сохранить собственный язык в чистоте. В данном отношении на первый план выходят социальные факторы, а факторы биологические – уходят на дальний план. После того, как будет сформировано этническое самосознание, задействуется система защитных механизмов, которые по отношению к достигнутой самобытности являются охранительными факторами. Данные барьеры особенно развиты в молодых и небольших этносах. Среди защитных механизмов подобного рода - религиозная и этническая нетерпимость, запрет браков без родительского благословения , хорошо развитый комплекс этических и законодательно закрепленных запретов. Прекращение действия этнических барьеров означает начало процесса ассимиляции.

При написании раздела помимо авторских концептуальных разработок использовались результаты исследования данной области, и др.; рассмотрены также другие основные подходы и концепции, которые могут быть применимы в процессе изучения этноса как социального явления и субъекта конфликта.

Во втором разделе – «Сущность, классификация и причины этносоциальных конфликтов» представлены их внутренние составляющие, типология и причины возникновения. Делается вывод, что в их основе этносоциальных конфликтов лежит противоречие, формируемое нестабильностью в обществе, отсутствием равномерности в возможностях и потребностях у представителей различных социально-этнических групп. Стабилизация социальной среды невозможна без уяснения факторов, определяющих деструктивный характер этносоциальных конфликтов, запускающих механизм межэтнического противостояния, что находит отражение в классификации этносоциальных конфликтов.

В разделе представлены две стадии развития конфликтологической парадигмы. В частности, отмечается важность рассмотрения социологического аспекта проблемы конфликта. В частности то, что концепцию социального конфликта характеризует, в первую очередь, исследование механизмов, которые обеспечивают социальный порядок. Вторая стадия обусловлена исследованием механизмов, порождающих социальные конфликты, следствием которых являются эволюционные процессы, изменяющие социальную действительность, но не дестабилизирующие ее. Именно на этой стадии развития научной мысли прилагались усилия к созданию общей теории конфликта Л. Крисберсом, К. Боулдингом и другими учеными.

Второй этап, а точнее, его центральная идея, был связан с разработкой практических и методологических проблем по предотвращению и разрешению конфликтов. Прежде всего, здесь рассматриваются вопросы методологии диагностики, регулирования и предупреждения социальных конфликтов, не исключая, однако, проведения серьезных и скрупулезных исследований в сфере общей теории разрешения конфликтов, основные положения которых представлены Д. Бертоном и другими специалистами в данной области.

Общая теория конфликта может быть результативной в процессе изучения происхождения этносоциальных конфликтов, их сущности, причин и типологии.

Структурный функционализм, выступая в качестве основного состояния социальной системы, разработанный Т. Парсонсом, отвечает за стабильность, которая поддерживается за счет тех или иных ценностно-нормативных структур. Социальный конфликт – это противоречащее одной или нескольким социальным нормам поведение, обусловливающее причину появления напряженности между структурными элементами, дисфункциональности между элементами структур социума. Поэтому любое изменение, которое происходит в обществе, становится эволюционно-адаптационным изменением системы ценностей социальной структуры, существующих нормативов, «вызываемых к жизни» попытками возвращения к норме отклоняющегося в рамках конфликта поведения.

Здесь следует отметить, что существенную роль играют нормативно-ценностные представления в общественном и индивидуальном сознании в процессе межгрупповых и внутригрупповых ролевых взаимодействий. Понимание данной структуры и ее параметров помогает осознать и понять нормативные и ролевые ожидания, социальные позиции, те или иные санкции в целях развития ролевой теории конфликтов.

Кроме того, конфликт это не только сфера стихийного проявления притязаний противостоящих сторон, но и регулируемый объект.

На протяжении всего раздела осуществлена привязка к реалиям российской действительности в этносоциальной сфере в рамках социально-философского анализа. Затрагиваются политическая, социальная и духовная сферы жизни общества.

В третьем разделе – «Идейно-политические средства противодействия этнонациональным конфликтам в современной России» рассмотрены конкретные проявления этносоциальных конфликтов: проблемы радикализации ислама, ваххабизма, национализма; предложены практические способы улучшения социально-этнической атмосферы на сопредельных с Россией территориях, а также внутри государства. Проблемы общества, его нестабильность, исторические и религиозные «корни», моральная и территориальная мобильность и другие факторы, способствующие дисгармоничному развитию системы «общество-человек», способствующие формированию этносоциальных противоречий, напрямую влияют на российскую действительность – ту каждодневную реальность, полную бытовых преступлений и террора, которая не так уж редко встречается на страницах новейшей истории.

В разделе рассматриваются религиозные факторы в связи с напряженностью в сфере межнациональных отношений. Отмечается, в частности, что ислам на Северном Кавказе выступает линией, отчерчивающей идентичность самобытных народов здесь проживающих, от территории остальной России. Своеобразие социальной среды на данной территории свидетельствует о наличии у населения особого менталитета, в котором тесным образом переплелись религия и обычаи, торжество «закона гор» и лишь немного – доставшийся в наследство от советского прошлого менталитет. Этническая конфликтогенность между Россией и Северным Кавказом обусловлена неодинаковостью во взглядах, тем более, когда речь заходит о территориальных границах. Этноцентризм (этнический эгоизм) играет в данном процессе значительную роль. Кроме этого, ислам довольно активно используется этническим сепаратизмом.

В целом, говоря об идейно-политических средствах противодействия этносоциальным конфликтам, необходимо учитывать особенности данного этнического общества, его психологию, морально-этические нормы, уровень духовного развития. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка. Всё это взаимодействует, изменяется и в целом образует поток общественной жизни, где огромную роль играет духовная жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. И какой бы богатой ни была эта жизнь, она все же ограничена, если не усвоит духовных ценностей человечества, не почерпнет из сокровищницы других народов и истории. Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного этнического общества, тем более отдельного человека.

Общенациональный гуманизм – против понятия национальной исключительности: ни одна нация в мире не имеет права на такую самооценку. Как бы велики ни были её экономические и культурные достижения, она не может претендовать на какую-то избранность и привилегированность. Каждый народ, каждый этнос в силу своего определенного исторического положения имеет определенные исторические обязанности перед самим собой и перед человечеством. Чем выше национальное самосознание народа/этноса, чем сильнее чувство национального достоинства, с тем большим уважением он относится к другим народам/этносам. Без подлинной любви к человечеству нет и не может быть настоящей любви к своей родине, своему народу.

В ходе совокупного использования в рамках социальной философии всего арсенала отечественной и зарубежной науки, изучающей общество и этносоциальные конфликты, можно будет говорить о социальном и духовном благополучии современного российского общества.

В заключении предлагаются итоги исследования, представлены выводы и теоретические обобщения, на основе которых приведены рекомендации практического характера.

Диссертацию завершает список использованной литературы, который далеко не исчерпывает все работы по теме настоящего исследования.

1. Этносоциальные конфликты как предмет социально-философского рассмотрения: подход к проблеме // Вестник МГОУ. Серия "Философские науки" (выпуск в серии № 8-9). – № 3-4. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 180 с. – С 54-60. – 0,5 п. л.

2. Сущность и классификация межэтнических конфликтов // Инновации в образовании. – № 12, 2007. – С. 53-64. – 0,5 п. л.

3. Социально-философский анализ природы межэтнических конфликтов // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании‘2007». – Том 6. Философия и филология. – Одесса: Черноморье, 2007. – 98 с. – C. 3-7. – 0,5 п. л.

4. Этносоциальные конфликты на территории Северного Кавказа: причины и следствия // Кафедральный вестник. Первый профессиональный университет. – № 4, 2007. – С. 58-67. – 0,5 п. л.

5. Радикальный ислам как объект политических манипуляций в условиях этносоциальных конфликтов // Труды СГА. - № 3, 2008. – С. 81-95. – 0,5 п. л.

6. Этносоциальные конфликты на территории современной России: истоки и пути преодоления // Сборник научных трудов по материалам Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции «Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации». – М., 2008. – С. 96-101. – 0,5 п. л.

7. Проблема трансформации русского национализма: теоретические и практические аспекты // Современное образование: инновации, экономика, право. – № 1, 2008. – С. 151-160. – 0,5 п. л.

Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 3,5 п. л.

См.: Гумилев: история людей и история природы. – М., 1993, С. 45.

См., например: Dollard J., Dооb L. W., Мiller N. E., Mowrer О. Н., Sears R. R. Frustration and Aggression. New Haven and London, 1993; Gurr T., Harff B. Ethnic Conflict in World Politics. – Boulder, San Francisco, Oxford, 1994; Gurr T. R. Minorities at Risk. А Global View of Ethnopolitical Conflicts.– Washington, 1993; Greenfeld L. Nationalism: Five Roads to Modernity. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1992; Kisriev E. Islam’s Political Role in Daghestan // Central Asia and the Caucasus. 2000. № 5; Krisberg L. Constructive Conflicts: From Escalation to Resolution. – Lanham Boulder, New York, Oxford, 1998; Olzak S. "Analysis of Events in the Study of Collective Action" Annual Review of Sociology, №.15, 1989; Sandole D. Capturing the Complexiti of Conflict: Dealing with Violent Ethnic Conflicts in the Post-Cold War Era. – London & New York, 1999; Tuminez, Astrid *****ssian Nationalism Since 1856. Lanham (Md.): Rowman & Littlefield Publishers, 2000;

См., например: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001; Андреева психология. – М.: Аспект Пресс, 1996; Государственная политика России в конфликтных зонах (аналитические материалы). Центр этнополитических и региональных исследований. – М., 1994; Тишков эволюция национальной политики в России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. – М., 1996. – № 000; Тишков В. О нации и национализме. Полемические заметки // Этнос и политика. – М., 2000; Тишков теории и политики этничности в России. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997; Тишков по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. – М., 2003; Дилигенский старый и новый (Личность в постсоветском социуме) // Полис. – 1999. – № 3; Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // http://www. soc. *****/materials/golovin/reader/dahrendorf/r_dahrendorf_ref. doc; Дмитриев: Учебное пособие. – М., 2000; О новом мышлении в межнациональных отношениях // Что делать? В поисках идей совершенствования межнациональных отношений в СССР. – М., 1989; Здравомыслов конфликты в постсоветском пространстве. – М., 1997; Здравомыслов конфликты и динамика национального самосознания россиян // Куда идёт Россия?.. Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. . – М.: «Аспект Пресс», 1996; Козер социального конфликта // Американская социологическая мысль. – М., 1996; , Попов конфликты в CCCP // Coветская этнография. – 1990. – № 1; Паин Э., Попов А. Чеченская политика России с 1991 по 1994 // Мировая экономика и международные отношения . – М., 1995. – № 5; Сахаров этапы и особенности русского национализма // Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений / Под общ. ред. , . М.: Наука, 1999; Скворцов и трансформационные процессы // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. – СПб., 1995; Степанов переходного периода: Методологические, технологические, теоретические проблемы. – М., 1996; , Куконков конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. Вып.; Boulding K. Conflict and Defence. New York, 1988. XIV.

См. также работы, в которых представлены базовые положения синергетики и возможность ее применения в философской, социальной и культурологической сферах: , Буданов основания синергетики // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс-Традиция, 2002; Каган и культурология // Синергетика и методы науки. – СПб.: Наука, 1998.

Национальная газета. – 1999. – № 3.

И др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. – М., 1999. – С. 36.

Чешко и этничность // Этнографическое обозрение. – 1994. – № 6. – С. 39.

Дмитриев: Учебное пособие. – М., 2000. – С. 61-62.

См.: Лаптев моделирование социальных процессов // Математические структуры и моделирование. Омск: ОмГУ, 1999. № 3. С.109-124.

См.: Налчаджян. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. Ереван: Огебан, 2000, С. 76 – 77; Штроо групповых защитных механизмов. «Психологический журнал» - 2001. - № 1.

См.: Гринько В. Социальная революция. Общая теория социального конфликта // http://www. *****/diskurs_s/309.html

Батыгин функционализм Толкота Парсонса // http://www. ecsocman. *****/db/msg/182195.html

Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). Под ред. д. филос. н. . – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – С. 14.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают две разновидности: отношения между разными национальностями внутри одного государства; отношения между разными нациями-государствами.

Способы мирного сотрудничества

А) Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

Б) Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.

В) Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).

Тенденции в развитии наций

1. Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

2. Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.

Формы межнациональных отношений

1. Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).

2. Ассимиляция.

3. Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

4. Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

5. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.

6. Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.

7. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

8. Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.

9. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

10. Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

11. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Межнациональный конфликт – 1) любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов; 2) одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Причины межнациональных конфликтов: социально-экономические; культурно-языковые; этнодемографические; экологические; экстерриториальные; исторические; конфессиональные; культурные.

Типы межнациональных конфликтов: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в свое время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Пути решения межнациональных конфликтов

* Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

* Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

* Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

* Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

* Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

* Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

* Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

Из книги Управление финансами автора Дараева Юлия Анатольевна

54. Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы Внешнеторговые отношения являются наиболее распространенными отношениями. Основными целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:1) защита

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Еврейский юмор автора Телушкин Джозеф

Межнациональные браки В доме звонит телефон, мать снимает трубку – на другом конце ее дочь. – Мама, я выхожу замуж. – Мазал тов! – восторженно вскрикивает мать. – Однако тебе необходимо что-то знать, мама. Джон – нееврей. Мама смолчала. – Еще он занят поисками работы.

Из книги Реестр Windows автора Климов Александр

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Разрешения на посещение закрытых районов В ряде стран есть специальные районы, в которые иностранцам вход категорически запрещен. Тех, кто туда все же просачивается, подозревают в шпионаже – со всеми вытекающими из этого последствиями. Бывают и такие районы, вход в

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

42. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Руководитель обязан вмешаться в конфликт, при этом четко разграничивая свои юридические и моральные права.Для разрешения конфликта руководитель должен:1) объективно оценить ситуацию и признать наличие конфликта, что снимет многие

Из книги Семейный вопрос в России. Том II автора Розанов Василий Васильевич

МАТЕРЬЯЛЫ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ВОПРОСА

Из книги Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты автора Ёрдег Элизабетта

Визы и разрешения Проблема виз может показаться самой большой бюрократической проблемой, на самом деле она очень банальна. Есть множество стран, для въезда в которые необходима зараннее полученная в консульстве виза. Однако, прибывая морем, почти всегда можно обойтись

Из книги 100 великих тайн Вселенной автора Бернацкий Анатолий

Солнечный парадокс: попытка разрешения Как и любая звезда, Солнце таит в себе немало загадок. Но, в отличие от звезд, которые находятся от Земли на расстоянии в десятки световых лет, до Солнца, по космическим масштабам, чуть ли не рукой подать. Поэтому для престижа

Из книги Универсальный справочник прораба. Современная стройка в России от А до Я автора Казаков Юрий Николаевич

Получение разрешения на строительство Строительство объекта недвижимости (здания, сооружения) может выполняться только при наличии разрешения на строительство. Это документ, который удостоверяет право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

Из книги Машканта.ру автора Боголюбов Юрий

Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Из книги Сила рода во мне. Как понять и познать свою связь с родом. Руководство для новичков автора Солодовникова Оксана Владимировна

Пути разрешения проблем Диагностика Существуют четкие клинические критерии андропаузы, или мужского климакса. Помимо анамнеза (фиксирования жалоб самого больного и симптомов, выявляющихся при осмотре) основным диагностическим методом является определение уровня

Из книги автора

Отношения и конфликты: их роль в семейной системе Семейная система – это структура. Она существует благодаря тем невидимым взаимосвязям, которые поддерживают ее именно в таком состоянии. Связи образуются благодаря взаимоотношениям. Стабильность для системы значит


Основные тенденции этнических процессов современности Интеграция. 1) В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз). 2) Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»). «Плавильный котёл» (melting pot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.


Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.


Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого. При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.






Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.


Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.




Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.




Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально- экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.


Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.


Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в


Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.


Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.




Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.разделение трудакапитала стандартизация


Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.






Версия 2: 1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра); 2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти; 3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое. 4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями. 5) Исторические прошлые взаимоотношения народов. 6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.




Версия 2: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно- азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.


Способы разрешения: 1) выработка уважения к национальным особенностям всех этнических групп (развитие толерантности, терпимости); 2) продуманная национальная политика (помощь в экономиче-ском и социальном развитии национальных меньшинств); 3) создание эффективных международных органов; 4) предоставление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам.


Конституция РФ: 1) ст. 2, 19: гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту; 2) ст. 26: каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества; 3) ст. 68: на всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственный языки, употребляемые наряду с русским; 4) ст. 13, 29: запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства.


Основные принципы национальной политики: 1) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка; 2) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; 3) сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации; 4) равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) гарантия прав коренных малочисленных народов;


6) право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; 7) содействие развитию национальных культур и языков народов РФ; 8) своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; 9) запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; 10) защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах.