Эссе на тему портрет идеального учителя. «Сочинение Н. В. Гоголь Портрет. Министерство просвещения республики молдова

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14
Эссе
«Портрет современного педагога»

Тверь, 2016
“Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить”
А. ДистервегШколы хороши лишь настолько, насколько хороши работающие в нем учителя. Учитель – это сама душа процесса образования.
Какой же он, идеальный учитель сегодня? Современный учитель… Каким он должен быть, какими качествами должен обладать, чтоб учить детей в современной школе?
«Современный учитель должен быть современным» - с этим мнением согласны и учителя, и учащиеся. Но что значит, быть современным? Не секрет, что время не стоит на месте, стремительно меняется объём и качество информации, содержание школьных программ, учебников, методических материалов. Применение компьютерных технологий становится обычным в деятельности современного учителя. Конечно, компьютер поможет добыть информацию, книга даёт пищу для размышления, но учить и воспитывать может только учитель. В последнее время много говорится о реформировании образования, о модернизации школ, внедрении новых стандартов обучения и современного оборудования. Но не надо забывать о роли учителя в процессе обучения. Его влияние на молодое поколение очень важно. С ним дети часто общаются больше, чем с родителями, много времени отдающими работе. Работа современного учителя – наполнять мир ученика нравственными красками, верить в хорошее и видеть то лучшее в учениках, чего пока что нет, но обязательно проявится потом.
Главная задача современного учителя – учить учится, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания. И, конечно же, рядом с ними должен быть учитель-помощник, учитель-партнёр и сотрудник. Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор. Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Современный учитель должен быть профессионалом во всем.
Главной целью работы современного педагога является воспитание настоящего человека: грамотного, творческого, старательного и отзывчивого.
Огромное количество притч об учителях существует сегодня. Но мне близка по духу именно эта. В ней сказано следующее.
«Однажды ученики спросили Учителя: что самое главное в его профессии? И Учитель сказал им, что ответит на этот вопрос позже.Он предложил своим ученикам сходить к высокой горе. Перед тем, как тронуться в путь, Учитель накормил их соленой пищей. Придя к горе, ученики пожаловались, что очень хотят пить. Тогда учитель отправил их искать родник. Но ученики пришли обратно, ничего не найдя.Учитель подробно объяснил им путь к воде. Ученики напились сами и принесли воды Учителю. Но он достал полный сосуд воды из своей котомки и сказал: «Вот это и есть моя главная задача. Сначала я вызвал у вас жажду, потом указал верный путь к нему, направил вас в нужном направлении, затем показал, что желаемое может быть совсем рядом, надо только захотеть и позаботиться об этом».
Притча показывает, что только мудрый педагог сможет научить детей думать, чувствовать и действовать самостоятельно, планировать своё будущее, оценивать свою деятельность, брать на себя ответственность и участвовать в принятии решений.
Бесспорно, учитель несет детям знания. Умение и готовность постоянно учиться – это то качество, в котором более всего отражается специфика данной профессии. Умения самоорганизации и самоконтроля - качества, без которых учителю XXI века никак не обойтись.
Меня настолько заинтересовал данная тема эссе, что я решила задать вопрос детям: «Каким они представляют себе современного учителя?». Вопрос был задан детям разного возраста. Вы знаете, ответы были не однозначными. Мнения учащихся среднего и старшего звена несколько расходились…Ученики старшего звена ответили, что «современный учитель должен идти в ногу со времени, должен быть эрудированным», «должен заинтересовать своим предметом», «уважать мнение каждого ученика, понимать подростка и слышать его душу», «должен быть готовым оказать помощь и поддержать в трудную минуту», «должен быть современных взглядов», «модно и современно одетым». А учащиеся 7,8 классов хотят видеть современного учителя «добрым и отзывчивым», «заботливым», «любящим детей», «общительным и весёлым», «чтобы не кричал на детей».
Интересно отметить, что в обеих возрастных группах ученики обратили большое внимание на такие качества, как:
доброжелательность и понимание
умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться
оптимизм
организованность, активность, энергичность
неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение
умение заинтересовать своим предметом
Опрос учащихся показал, что среди положительных качеств педагогов они отмечают следующие: доброту, справедливость, понимание, юмор, ум, искренность, строгость, общительность. К отрицательным качествам отнесли: несправедливость, безграмотность, грубость. Всё это говорит о том, что дети большее предпочтение отдают человеческим, а не профессиональным качествам педагога.
Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества:
знание предмета
умение доходчиво объяснить материал
владение различными педагогическими приемами
разумное сочетание требовательности и уважения к учащимся
четкое управление учебным процессом и внеурочной деятельностью детей
способность заинтересовать своим предметом
успехи учеников
стремление к новациям в обучении
Учителя, при обсуждении проблемы «какой учитель нужен школе» отметила, что в первую очередь, школе нужен учитель-профессионал. Только такой педагог сможет научить детей думать, чувствовать и действовать самостоятельно; планировать своё будущее, оценивать свою деятельность, брать на себя ответственность и участвовать в принятии решений.
Но как бы, ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, которые во многом способствуют успеху в работе. Я считаю, что современный учитель должен обладать такими личностными качествами как: ответственность, трудолюбие, правдивость, добросовестность, благородство, доброта. И ученики хотят видеть в нем доброту, справедливость, понимание, юмор, ум, искренность, строгость, общительность. Крайне неприятны детям такие качествам, как несправедливость, безграмотность, грубость. Всё это говорит о том, что дети большее предпочтение отдают человеческим, а не профессиональным качествам педагога.
Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения. Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Настоящему учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет только в том случае, если он чувствует заинтересованность учителя. Мне всегда хотелось доверять детям, помогать находить правильный путь, и если даже ученик ошибся, обманул – главное это его поддержать, направить и показать что многие люди совершают ошибки – главное, это во время их исправить. Я думаю, что современный педагог должен не только обучить детей своему предмету, но и воспитать в них качества личности, человека с большой буквы. Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав?» Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Народная мудрость гласит: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем.
Учитель должен быть добрым, чутким, эрудированным, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они ожидают от меня многого. И я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Вместе с ними я делаю открытия, первые шаги не только в мир знаний, но и в реальный мир, в свой мир, в свою жизнь. Учитель должен помочь ребятам объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив. Научить правильно, действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Учитель должен стать для ученика другом, товарищем, помощником.
Я считаю, что современный учитель должен обладать такими личностными качествами как: ответственность, благородство, доброта, правдивость, добросовестность, трудолюбие, аккуратность, любознательность, находчивость, сообразительность, выдержка, организованность, решительность, требовательность к себе, вежливость, тактичность, фантазия и выдумка, чуткость, самокритичность, толерантность. Современный учитель-это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке, а когда, выходя из класса, дети говорят: «Нам было очень интересно и комфортно с вами. Спасибо за урок!» - и это самое главное богатство.
Я считаю, что современный педагог - это человек с твердой жизненной позицией, сам социально активный, уважающий порядок, умеющий вести конструктивный диалог, работающий постоянно над повышением своего кругозора, формирующий научный тип мышления у своих учеников, развивающий творческие личностные качества детей, придающий особое значение формированию базовых умений, УУД, обеспечивающих возможность планировать свои действия, нацеленные на достижение определенного результата, формирование навыков здорового образа жизни и социального здоровья. Это педагог, ориентирующий на принятие социальных ценностей «могу, хочу, должен», воспитание лидерских качеств человека-творца, человека-исследователя, человека-гражданина.
Современный учитель должен обладать приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Учитель должен уметь слушать, понимать, сострадать, поощрять, прощать ученика.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Рисуя портрет современного учителя, я считаю, что
прежде всего, он должен любить детей. Не разделяя их на шумных и тихих, послушных и капризных, прилежных и не очень. На том простом основании, что они - дети.
Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа.
Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама.
Джованни РуффиниЧетыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала:
-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала:
-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.
Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи учителя. Именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.
Свечой, которая зажгла моё сердце, для меня стали мои учителя. Я сама являюсь ученицей своей школы, той в которой сейчас работаю. Ведь только благодаря человеческим качествам моих учителей, я захотела вернуться именно в мою школу. Мою родную школу. Где меня любили, где я чувствовала поддержку и взаимопонимание. Где мне всегда было хорошо. Мне было и есть, у кого поучиться. Огромное спасибо моим педагогам.
Я с детства видела, как их любят и уважают ученики, родители, коллеги по работе. Учителя открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. Так было и со мной. Мне всегда нравилось проводить время в школе, помогать учителям. Меня тянуло как магнитом. И в один прекрасный момент я сама того не понимая вернулась обратно в школу. Но уже не выпускником, а учителем все той, же родной мне школы. В выборе профессии я не ошиблась. Школа - это особый мир. Здесь каждый день не похож на предыдущий. Жизнь в школе «бьет ключом», постоянно надо спешить, спешить дарить свою энергию, знания, умения своим ученикам.
Я очень люблю свою профессию и рада, что судьба дала мне возможность называться этим не простым, но замечательным словом «Учитель».
Учитель - это тонкая работа
Он - скульптор, он - художник, он - творец
Не должен ошибаться ни на йоту,
Ведь человек - труда его венец.
Любить работу в наше время сложно
И труд подобный увлечёт немногих,
Но отказаться просто невозможно
От выбранной судьбою нам дороги.
А у работы нашей, без сомненья
Поверьте, не изменится названье.
И это - главное, пожалуй, увлеченье,
Всё потому, что наше в нём призванье.

Эссе

учитель начальных классов

МАОУ Новоселезнёвская СОШ

филиал Ильинская СОШ

Тюменской области

Казанского района

Новосёлова Галина Владимировна

2016

Эссе

«Портрет современного педагога»

В нём будет мудрость талантливо–дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле...
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
(Р. Рождественский)

Учитель! Каждый человек, оглядываясь в прошлое, вспоминает свое детство. И непременно найдет в глубинах памяти светлые чувства и мысли, обращенные к школе, к учителю.

Учитель! С этим словом связаны самые теплые воспоминания о детстве. Учитель встречает детей впервые на пороге школы и провожает в самостоятельную жизнь. Профессию учителя называют вечной. Профессия учителя - это каждодневный нелегкий труд и ежедневный праздник победы знаний. Нет для Учителя большего счастья, чем успехи своих учеников.

Каким же должен быть учитель? Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу.

Что же сейчас, спустя тридцать лет, может измениться в мечтах детей? Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям. Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Холодность, корысть, расчётливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду.

Образ учителя у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос.

Какие же качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени. А какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени.

Рисуя портрет современного учителя, я считаю, что:

Прежде всего, он должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Учитель не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.

Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа.

Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Настоящему учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен учителю.

Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав?». Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

Кроме того, всякий учитель должен следовать основным постулатом педагогики. Вот, например, один из них: «Никогда не говори плохо ребёнку о его родителях, даже если они этого заслуживают».

Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость, крики, оскорбления в школе недопустимы. Мне трудно также представить себе учителя, плохо владеющего культурой речи, не умеющего грамотно выразить свои мысли.

Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики и технологии, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.

Учитель должен быть внимательным, добрым, заботливым. Он должен принять и полюбить каждого ребенка, вошедшего в класс. Дать частичку своего тепла, проявить большое терпение по отношению к ним, научить всему тому, что ты знаешь и умеешь.

«Я в благодарность за уроки жизни,

Склоняю низко голову свою,

Среди профессий обществу полезных,

Учительству я сердце отдаю»

Я очень рада, что стала учителем. Ведь каждый день, проведенный в школе, возвращает нас в детство. Хотя нам порой бывает нелегко сеять в душах детей «разумное и вечное».

Профессию учителя я выбрала уже давно, и с каждым днём понимаю, что не случайно. В другой деятельности я себя и представить не могу. Я даже дня не могу обходиться без своих учеников, которые уходя на выходные, уже мечтают о том, чтобы скорее наступил очередной понедельник. Приятно, когда выйдешь на крыльцо школы, а тебя уже окружила толпа детишек и все что-то рассказывают свое, каждый стремится быть первым. Только дети понимают состояние учителя. Поэтому в школу прихожу всегда в приподнятом настроении, ведь дети всегда чувствуют настроение. Для меня моя работа-это смысл жизни. Ученики - это как цветочки, у которого свой цвет настроения, свои привычки, свои поступки.

Учителем может быть не каждый. Учитель-это дар природы, талант. Без учителей нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным. Учитель-это незаменимый человек, он все для своих учеников, все для своей страны.

« Такая есть профессия – учитель.

По – моему, ее важнее нет.

Преподаватель, мастер, просветитель,

Хранитель знаний, детских душ творитель,

Учитель держит на себе весь свет».

Сочинение

Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.
Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

«Портрет современного педагога»

«Учусь у времени, в котором я живу, учусь у детей, которые рядом».

«Быть человеком значительно труднее, чем им называться. Если хотите, чтобы Ваши воспитанники были Людьми, будьте Человеком прежде всего ВЫ».

В. Сухомлинский.

Учитель - это удивительная профессия, вне времени. Каждый из этих учителей имеет многолетний педагогический стаж, подтверждая, что не место красит человека, а человек – место. Учитель, по моему мнению, должен быть человеком универсальным и многогранным. Нужно много знать и уметь. И если начать перечислять качества педагога, то такие понятия, как любовь, сердечность, доброжелательность, стоят не на последнем месте.

Окружающий нас мир за последние годы стал другим. Он стал динамичным, постоянно изменяющимся. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы. Наши учащиеся живут и взрослеют в такое время, которое психологи называют временем «информационного взрыва», интенсивных межличностных контактов, когда дружеские и деловые связи современного человека, как правило не ограничиваются только своей средой, а напротив очень часто выходят за ее пределы. Именно поэтому освоение того или иного языка должно строиться с учетом современных мировых тенденций и охватывать различные сферы использования, чтобы подготовить учащихся к жизни в условиях мультилингвизма и глобализации, к диалогу в межкультурной коммуникации,

Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В «Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан» указывается, что успех модернизации образования напрямую связан с уровнем профессионально-личностной готовности педагогов к работе в условиях изменившейся парадигмы образования, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В соответствии с современными требованиями каждый школьный предмет, в том числе и казахский язык, своими целями и задачами образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности. Часто приходят на ум слова Василия Сухомлинского: «Наша задача - каждым делом удивить ребенка».Поэтому, я постоянно ищу что-то новое, интересное, перерабатываю это под себя и отдаю детям. Применяя новые стратегии, методы, приемы стремлюсь не просто к накоплению багажа знаний у каждого отдельно взятого учащегося, а развитию ряда навыков, которые будут способствовать их дальнейшему обучению и всестороннему развитию. Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно.

Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.
К своим урокам стараюсь подходить творчески: создание реальных ситуаций общения, ролевые игры, использование ИКТ - все это помогает активизировать познавательную деятельность учащихся и достигать поставленные цели. Приходиться тщательно продумывать свой урок, учитывать способности и интересы учеников конкретного класса, на уроке быть внимательным наблюдателем, отслеживать развитие учащихся, их непосредственную работу на уроке, наблюдать над тем как ученики учатся, рассуждают, чем интересуются. Стараюсь чётко определить роль и место каждого урока в представляемой теме, в программе в целом. Уделяю большое внимание формированию мотивов учения, для чего использую интернет и практический материал, это даёт возможность ученикам на уроках увидеть его практическое применение.
Уроки-соревнования, игры развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. На уроках использую элементы театрализации, ролевых игр.
Пытаясь разбудить детскую мысль, заставляю ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую уроки-дискуссии, семинары, создаю проблемные ситуации, задаю проблемные вопросы.
На уроках казахского языка часто использую групповые формы работы учащихся. В результате класс превращается в коллектив личностей. Один – красноречивый докладчик, расскажет о чем-то интересном, необычном, другой – неплохо рисующий, создаст постер, оформит кластер, третий – особо неравнодушный к компьютеру, приготовит презентацию по теме; четвертый, любитель всех и все покритиковать, проанализирует работу своих одноклассников, выявив все ее достоинства и недостатки и т.д. Детям такой вид деятельности очень нравится.
Нередко учащиеся проводят работу в парах, что позволяет обеспечивать регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой и мысленной активности каждого обучающего. Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности.
Диалог на уроке - это особая форма взаимодействия между учениками, которая способствует развитию у учащихся их интеллектуальных способностей и результативности в обучении. Особенность диалогового обучения заключается, в том, что общение повышает речевую и мыслительную активность детей.

Оценивание учащихся происходит в ходе ежедневных опросов, рефлексии, на тестировании, и практических занятиях. Нередко использую различные таблицы для само - и взаимооценивания.
Нет радостнее зрелища, когда уверенно отвечает сильный ученик, речь его плавно льется, он спокойно оперирует той лексикой и оборотами, что требуется знать и что он сам узнал. Но ещё больший праздник, когда начинает работать ученик, ранее испытывавший трудности в обучении, и в глазах его видится интерес.
Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо.

ЭССЕ НА ТЕМУ:

« ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

Решетникова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 12»

Эссе «Портрет современного учителя»

Учитель 21 века - творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта.

Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

"Учитель, независимо от пола, должен одеваться строго, скромно, чисто и опрятно, избегать ярких, кричащих цветов. Уже внешним видом он сможет подавать ученикам пример хорошего вкуса. Конечно, обувь должна быть тщательно вычищенной, прическа - аккуратной, а маникюр - классическим. Однако одежда - лишь часть облика, важна манера поведения.

Современный учитель должен идти в ногу со временем” - с этим мнением согласны и учителя, и учащиеся. Но что это значит? Не секрет, что время не стоит на месте, стремительно меняется объем и качество информации, содержание школьных программ, учебников, методичек. Применение компьютерных технологий становится обычным в деятельности педагога. Конечно, компьютер помогает добыть информацию, книга дает пищу для размышления, но учить и воспитывать может только учитель. Его задача – наполнять мир ученика нравственными красками, верить в хорошее и видеть то лучшее в учениках, чего пока нет, но обязательно проявится потом, а еще научить его учиться так, чтобы ученик умел и хотел самостоятельно добывать знания. И, конечно же, рядом должен быть учитель-помощник, учитель-партнер и сотрудник.

Учитель, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных. Со временем, все выше становится уровень требований, предъявляемый нам. Сегодня мы действительно должны знать и уметь многое, иначе будем не интересны своим ученикам. Но нельзя забывать о нравственных качествах. А для этого нужно, чтобы зрячим было наше сердце, главный педагогический инструмент учителя. Инструмент познания самого себя, жизни, души ребенка.

Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Только хорошо владеющий методикой педагог может правильно организовать педагогическую деятельность, подготовиться к уроку. Сейчас много говорят об инновациях в образовательном процессе. Единого представления об инновациях у учителей нашей школы нет. Не каждый педагог осмыслил собственную обучающую, развивающую и воспитательную роль в современном педагогическом процессе. Не каждый учитель готов сделать ученика равноценным участником педагогического процесса. Пока не каждый учитель выявил для себя первоочередные задачи обучения.

Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа.

Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить.

Какое бы ни было общественное мнение, ясно одно, стране нужны новые педагогические кадры и новые специалисты, как бывшие выпускники школ, способные реализовать себя в будущем. А что касается личности учителя, то я думаю, сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:
У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.
Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.

И - искренний, индивидуальность.

Т - тактичный, толерантный, терпеливый.

Е - естественный, единомышленник.

Л - любящий детей, любящий свою работу.
Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!

и эта истина будет неподвластной времени.

Литература

1. Бордовская И. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вуза. М.: Питер, 2005.

2. Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие / под ред. А. С. Роботовой, Т. В. Леонтьевой, И. Г. Шапошникова/ М.: Академия, 2008.

3. Колесникова И. А., М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование. Учебное пособие для высших учебных заведений, М., Академия, 2006.

4. Колесника И. А., Борытко Н. М., Поляков С. Д. Воспитательная деятельность педагогов. Учебник для высших учебных заведений М.: Акакдемия, 2008.

5. Фроловская М. Н. Становление профессионального образа мира педагога: Автореферат. дис. …, 2009.

6. http://nsportol.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2011/09/25/esse-portret sovremennogo-uchitelya-s-uchetom.

7.http://konovalovanata.ucoz.ru/publ/ehsse_portrer_sovremennogo_uchitlija_s_uchetom_kompetentnogo_podkhoola_v_obuchenii/1–1-0–5.