Договор о сокращении ядерных вооружений. Сокращение вооружений или перевооружение. "Ограничение и сокращение стратегических вооружений" в книгах

  • 5. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве
  • 2. По сфере действия:
  • 7. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • Тема 3. Принципы международного права 8. Понятие и классификация принципов между­народного права
  • 9. Содержание основных принципов междуна­родного права
  • Тема 4. Субъекты международного права
  • 12. Признание, его виды и юридические последст­вия. Правопреемство в международном праве
  • Тема 5. Мирное урегулирование международных споров 13. Международно-правовые средства разреше­ния международных споров
  • 14. Судебное разрешение международных спо­ров. Разрешение споров в рамках междуна­родных организаций
  • Тема 6. Международные договоры f
  • 15. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г.
  • 16. Стадии заключения международных догово­ров. Ратификация. Вступление в силу. Регист­рация
  • 17. Форма и структура международных догово­ров. Оговорки
  • Тема 7. Права человека и их защита 19. Понятие прав и свобод человека и их класси­фикация
  • 20. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка
  • 23. Международные стандарты прав человека. , Международные процедуры и механизмы за- f щиты прав человека
  • 25. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
  • 26. Дипломатические представительства. Дипло­матические привилегии и иммунитеты. Дипло­матический корпус
  • 27. Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
  • Тема 9. Право международных организаций 28. Понятие, классификация, правовая природа и
  • 29. Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и со­держание Устава оон
  • 30. Генеральная Ассамблея оон. Совет Безопасности оон. Экономический и социальный совет оон
  • 31. Краткая характеристика организации Северо­атлантического договора (нато) и Организа­ции американских государств (оаг) как регио­нальных международных организаций по Ус­таву оон
  • 32. Организация по безопасности и сотрудничест­ву в Европе: становление и развитие, источ­ники, органы
  • Тема 10. Обеспечение международной безопасности 33. Право международной безопасности: понятие, системы, цели
  • 34. Коллективная безопасность (универсальная и региональная)
  • 35. Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений
  • 36. Международное право и ограничение ядер­ных вооружений. Конвенции
  • 37. Конвенции о запрещении бактериологическо­го и химического оружия
  • Тема 11. Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества
  • 38. Международное экономическое право: поня­тие и субъекты, цели и принципы
  • 39. Международные организации, действующие в сфере экономических отношений
  • Тема 12. Территория и другие пространства 40. Территория в международном праве: понятие,
  • 42. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
  • 2) Обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
  • 3) Обмен небольшими участками в случае демаркации границы.
  • 43. Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.
  • Тема 13. Международно-правовой статус l арктики и антарктики
  • 44. Юридический статус и правовой режим Аркти­ки. «Секторная теория»
  • 45. Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ре­сурсов. «Система Договора об Антарктике»
  • Тема 14. Международное морское право
  • 47. Внутренние морские воды- Территориальное f море. Открытое море
  • 48. Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона
  • 50. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода
  • Тема 15. Международное воздушное право f 51. Международное воздушное право. Понятие,
  • Тема 16. Международное космическое право
  • Тема 17. Международное экологическое право f
  • 55. Международное экологическое право. Понятие, специальные принципы
  • 56. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции
  • 57. Международно-правовая защита животного и растительного мира
  • 58. Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции
  • Тема 18. Международное уголовное право f
  • 60. Международные преступления: субъекты, объ­екты. Понятие и виды международных престу­плений
  • 61. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями между­народного характера
  • Тема 19. Вооруженные конфликты
  • 63. Начало войны и его правовые последствия. F Театр войны. Нейтралитет в войне f
  • 64. Запрещенные средства и методы ведения войны
  • 66. Международно-правовые последствия окон­чания войны
  • Тема 20. Ответственность в международном f праве f 67. Понятие и основания международно-право­вой ответственности субъектов международ­ного права
  • 68. Виды и формы международной ответственно­сти
  • 35. Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений

    Разоружение - комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и лик­видацию. Общая межд.-правовая основа разоружения содержится в п. 1 ст. 11 Устава ООН. Он относит «прин­ципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» к числу «общих принципов сотрудничест­ва в деле поддержания мира и безопасности». Рас­смотрение этих принципов входит в компетенцию Гене­ральной Ассамблеи, которая выносит по этим вопро­сам рекомендации Совету Безопасности и членам ООН. Совет Безопасности несет ответственность за формулирование «планов создания системы регулиро­вания разоружений»; в решении этой задачи ему со­действует Военно-штабной комитет, который дает со­веты и оказывает помощь по вопросам, относящимся к «регулированию вооружений и возможному разоруже­нию».

    Отечественная доктрина так трактует нормативное со­держание принципа разоружения: строго и неуклонно со­блюдать действующие договоры о разоружении, участ­вовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки вооружений и ра­зоружение; добиваться создания новых норм, заключе­ния договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобъемлющем и полном разоружении под строгим межд. контролем.

    Основными источниками норм в области разоруже­ния являются международные договоры: универсаль-

    ные (например, Договор о нераспространении ядерно­го оружия 1968 г.); региональные (Договор о запреще­нии ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограни­чении систем противоракетной обороны 1972 г.). Дого­воры можно также классифицировать по целям и объ­ектам.

    МП не содержит нормы, прямо обязывающей государ­ства разоружаться. Суть основного обязательства в дан­ной области заключается в том, чтобы «в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и пол­ном разоружении под строгим и эффективным межд. контролем» (ст. 6 Договора о нераспространении ядерного оружия).

    Частичные меры по разоружению: запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства, накопления, развертывания и примене­ния, ограничение некоторых видов вооружений в количе­ственном и качественном отношении, сужение возмож­ности качественного совершенствования оружия, сокра­щение сферы или районов размещения различных ви­дов вооружений.

    Разоружение предусматривает существование ин­ститута межд. контроля, который можно опреде­лить как совокупность методов наблюдения за осу­ществлением договорных обязательств и анализа полученных данных. Существуют как национальные технические средства контроля (искусственные спут­ники Земли, сейсмические станции и др.), так и межд. средства контроля (например, межд. группы инспек­торов).

    36. Международное право и ограничение ядер­ных вооружений. Конвенции

    Ядерное оружие относится к оружию массового уничто­жения, комплекс норм МП в этой области особенно развит. Ядерное оружие еще не запрещено, но Генеральная Ас­самблея ООН уже приняла несколько резолюций о запре­щении применения ядерного оружия. Запрещается испы­тывать ядерное оружие в атмосфере, в космическом про­странстве и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространст­ве и под водой 1963 г.). Любые ядерные взрывы, а также размещение ядерного оружия запрещены в Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.), Латинской Америке (Дого­вор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.), южной части Тихого океана (Договор о безъядер­ной зоне в южной части Тихого океана 1985 г.), на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и дру­гих видов оружия массового уничтожения 1971 г.), на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности го­сударств на Луне и других небесных телах 1984 г.).

    Существующие нормы направлены на то, чтобы предот­вратить распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его каким-либо государством, помимо пяти, признанных обладающими им (США, Россия, Великобрита­ния, Франция и Китай). Сложности с соблюдением режима нераспространения ядерного оружия возникли в связи с прекращением существования СССР, в результате чего имевшееся у него ядерное оружие оказалось на террито­рии четырех независимых государств - бывших союзных республик (Беларуси, Казахстана, России и Украины).

    Актуальной проблемой является регулирование ядер­ных стратегических вооружений (СВ). Термин «СВ» условен и ныне охватывает межконтинентальные балли­стические ракеты, тяжелые бомбардировщики как носи­тели бомб, баллистических и крылатых ракет, баллисти­ческие ракеты, запускаемые с подводных лодок, а также средства противоракетной обороны.

    В соответствии с ныне действующими обязательства­ми в отношениях между Россией и США запрещается развертывание систем противоракетной обороны терри­тории страны либо создание основы для такой системы, а для разрешенных систем действуют определенные ко­личественные и качественные ограничения (Договор меж­ду СССР и США об ограничении систем противоракет­ной обороны 1972 г.).

    Регулирование ядерных СВ до недавнего времени осу­ществлялось только в советско-американских отношениях (Временное соглашение о некоторых мерах в области ог­раничения наступательных СВ 1972 г., Договор об ограни­чении наступательных СВ 1979 г., который так и не всту­пил в силу, хотя применялся на протяжении нескольких лет, Договор о сокращении и ограничении наступатель­ных СВ 1991 г.), однако после прекращения существова­ния СССР участниками этого процесса в той или иной сте­пени стали указанные бывшие союзные республики (что нашло отражение в факте подписания ими и США в 1992 г. Протокола к Договору о сокращении и ограничении насту­пательных СВ 1991 г.), притом что полноправным участ­ником переговоров должна оставаться только Россия (в 1993 г. РФ и США подписали Договор о дальнейшем со­кращении и ограничении наступательных СВ).

    РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРА СНВ-2

    Американское руководство поддерживало президента М.С.Горбачева до попытки государственного переворота в СССР 19 августа 1991 г. Осознав, насколько слабы его позиции, Соединенные Штаты переориентировалось на контакты с президентом РСФСР Б.Н.Ельциным. США были заинтересованы в том, чтобы Москва, связанная с Вашингтоном договоренностями, стала гарантом нераспространения ядерного оружия бывшего СССР. В Вашингтоне опасались появления новых ядерных держав в лице Украины, Белоруссии и Казахстана, на территориях которых было дислоцировано советское ядерное оружие. Требовалось предотвратить утечку атомного оружия и технологий его производства в страны, которые стремились стать ядерными. Москва тоже не хотела превращения бывших советских республик в ядерные государства. Вот почему происходило сближение США и России в вопросе о «ядерном наследии» СССР.

    В феврале 1992 г. президент России Б.Н.Ельцин совершил первый официальный визит в Вашингтон. Хотя визит носил ознакомительный характер, в его ходе в Кэмп-Дэвиде была подписана Декларация о новых отношениях между РФ и США, в которой обе страны заявили о том, что не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В документе содержался ряд важных новаций. Во-первых, в нем впервые говорилось о готовности России и США сотрудничать в утверждении «общих демократических ценностей». Это было шагом вперед по сравнению с периодом 70-х годов, когда основой отношений между СССР и США провозглашалось мирное сосуществование.

    Во-вторых, в документе было сказано о стремлении США и России создать «новый союз партнеров». Это позволяло вести речь о переходе Москвы и Вашингтона от ситуативного сотрудничества на базе сходства интересов по ограниченному кругу вопросов к союзническому типу отношений, подразумевающему наличие обширной сферы общих устремлений, устойчивой ориентации на сотрудничество и взаимную терпимость. В-третьих, в документе говорилось о наличии для России и США «общих опасностей», что в принципе могло означать намерение подчеркнуть доверительный и долговременный характер российско-американского сближения.

    В июне 1992 г. президент Б.Н.Ельцин отправился в Вашингтон вторично. В Хартии российско-американского партнерства и дружбы, подписанной во время встречи, ничего не говорилось о «новом союзе партнеров», и слово «партнерство» фигурировало только в названии одного из разделов этого документа без пояснения, что это партнерство должно подразумевать. Это воспринималось как признак желание обеих сторон или одной из них отказаться от форсированного сближения.

    В американской и российской элитах шли дебаты о допустимых пределах российско-американского сближения. В США предстояли президентские выборы, и соперники критиковали Дж.Буша за его внешнюю политику. В Москве, в Верховном совете России и в обществе в целом, шла борьба между сторонниками и противниками Б.Н.Ельцина. Российские левые считали политику Б.Н.Ельцина не соответствующей интересам страны.

    В Вашингтонской хартии 1992 г. содержалось положение о «неделимости» безопасности Северной Америки и Европы. В нем было сказано: «Безопасность неразделима от Ванкувера (тихоокеанский порт в Канаде на канадско-американской границе - Ред.) до Владивостока». Из смысла текста хартии следовало, что Россия впервые официально связала свою национальную безопасность с национальной безопасностью стран НАТО. Это не было заявкой Москвы на присоединение к Североатлантическому альянсу, но свидетельствовало о том, что в понимании российского руководства обеспечение безопасности России мыслилось в контексте сотрудничества с ним.

    Особое значение имела первая часть хартии, где оговаривались принципы, которым обязывалось следовать российское руководство в проведении внутренней политики. К ним были отнесены демократия, свобода, защита прав человека, уважение прав меньшинств, в том числе национальных. Это был первый случай в российской истории, когда в документе, заключенном с иностранным государством, регламентировались положения, касавшиеся государственного строя и внутренних дел России. Хартия представляла собой «кодекс поведения», которому российское руководство обязалось следовать. Фактически Москва согласилась признать за США право быть неформальным арбитром в оценке российских реформ. В литературе стало фигурировать выражение «домашнее задание» России - набор принятых ею на себя морально-политических обязательств относительно проведения внутренних преобразований, которые должны были подготовить ее к полноценному партнерству с Западом.

    В российском политическом сообществе возник поток комментариев о российско-американском «союзе» («партнерстве»). Большая часть рассуждений не имела под собой реальных оснований. Отношения России и США стали невраждебными. Но для их преобразования в союзнические или партнерские требовались солидные экономические и иные основания, которые не могли сложиться быстро. Поэтому российско-американские отношения в 90-х годах уместно определять как «квази-союз» - то есть «почти», «незавершенный» союз.

    Улучшение наметилось в торгово-экономических отношениях России и США. В июне 1992 г. вступила в силу договоренность о предоставлении сторонами друг другу режима наибольшего благоприятствования. Это не означало, что США отменили поправку Джексона - Веника 1974 г. Она продолжала действовать, но американская администрация смогла добиться согласия конгресса предоставить России искомый режим сроком на один год. С тех пор он предоставляется России ежегодно решением сената по упрощенной процедуре. Но на постоянной основе режим наибольшего благоприятствования России не предоставлен. США сохранили возможность оказывать на нее давление посредством угрозы отменить его в любое время.

    Для экономических отношений России с США и другими странами Запада важное значение имело решение о роспуске КОКОМ (Комитета по контролю за экспортом в социалистические страны), принятое в ноябре 1993 г. в Гааге на совещании стран-участниц этого комитета. Вместо КОКОМ была создана организация по контролю за экспортом товаров и технологий двойного назначения и обычных вооружений в государства, политика которых вызывает озабоченность международного сообщества.

    В ноябре 1992 г. республиканская партия потерпела поражение, и президентом США стал кандидат от демократов Билл Клинтон. Формирование «квази-союзнических» отношений между Россией и Соединенными Штатами продолжилось. В США говорилось о том, что основой российско-американского сближения является сотрудничество в демократическом преобразовании России, строительстве в ней свободного общества и рыночной экономики. На несколько лет идея «демократической солидарности» России и США, России и Запада заслонила противоречия, которые существовали в российско-американских отношениях.

    3 января 1993 г., еще до вступления в должность новоизбранного президента, Дж.Буш-старший посетил Москву. В ходе его визита был подписан российско-американский Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2, START II). При подписании стороны исходили из того, что договор вступит в силу после того, как Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицируют договор СНВ-1 от 1991 г. и присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств. Договор предусматривал сокращение к январю 2003 г. числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц.

    Договор был ратифицирован конгрессом США в январе 1996 г. В июне 1995 г. он был внесен на ратификацию в Федеральное Собрание России. Процесс ратификации затянулся до 1997 г. Российский депутатский корпус не соглашался утвердить договор, официально ввиду отсутствия в бюджете средств на реализацию обязательства по замене разделяющихся головных частей российских ракет моноблочными боеголовками. На самом деле, позиция депутатов была связана с начавшимся к тому времени обострением российско-американских разногласий из-за вмешательства стран НАТО в Боснии и планов расширения НАТО на восток, в которых Москва усматривала угрозу для российских интересов.

    История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

    http://www.diphis.ru/transformaciya_rossiysko_amerikan%C2%ADskih_otnosh-a1510.html

    СОКРАЩЕНИЕ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ

    1. Каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и пусковые установки МБР, баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР, боезаряды БРПЛ и вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу Договора о СНВ и в дальнейшем суммарное количество для каждой из Сторон, подсчитываемое в соответствии со статьями Ш и IV настоящего Договора, не превышало применительно к боезарядам, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками, количество между 3800 и 4250 единицами или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из Сторон, но в любом случае не превышающее 4250 единиц.

    2. В пределах ограничений, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, суммарные количества для каждой из Сторон, не превышают:

    a) 2160 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми БРПЛ;

    b) 1200 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР типов, за которыми числится более одного боезарядами

    c) 650 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми тяжелыми МБР.

    3. По выполнении обязательств, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, каждая из Сторон осуществляет дальнейшее сокращение и ограничение своих МБР и пусковых установок МБР, БРПЛ и пусковых установок БРПЛ, тяжелых бомбардировщиков, боезарядов МБР, боезарядов БРПЛ и вооружении тяжёлых бомбардировщиков таким образом, чтобы не позднее I января 2003 года и в дальнейшем суммарное количество для каждой из Сторон, подсчитываемое в соответствии со статьями III и IV настоящего Договора, не превышало применительно к боезарядам, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжёлыми бомбардировщиками, количество между 3000 и 3500 единицами или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из Сторон, но в любом случае не превышающее 3500 единиц.

    4. В пределах ограничений, предусмотренных в пункте 3 настоящей статьи, суммарные количества для каждой из Сторон не превышают:

    a) количество между 1700 и 1750 единицами для боезарядов, которые числятся за развернутыми БРПЛ, или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из Сторон, но в любом случае не превышающее 1750 единиц;

    b) ноль единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР типов, за которыми числится более одного боезаряда; и

    c) ноль единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми тяжелыми МБР.

    Из Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)

    РАТИФИКАЦИЯ ДОГОВОРА

    Государственная Дума в пятницу на закрытом пленарном заседании рассмотрела вопрос о ратификации Договора СНВ-2 и документов, связанных с Договором по ПРО от 1972 года. Впервые парламент провел обсуждение и ратификацию международных договоров без участия представителей СМИ.

    Все примыкающие к залу заседаний помещения были опечатаны службой охраны, а в коридорах громко звучала музыка. Подобные меры предосторожности, по словам полномочного представителя президента в Госдуме Александра Котенкова, объяснялись тем, что для убеждения настроенных против утверждения Договора депутатов требовались "весомые секретные аргументы".

    Напомним, что Договор СНВ-2, предусматривающий сокращение ядерных вооружений США и России до 3,5 тыс. единиц, подписанный в 1993 году, был внесен в Госдуму на ратификацию еще в 1995 году. Однако, левое большинство Госдумы прежнего созыва все это время тормозило рассмотрение вопроса о ратификации Договора. Между тем, Сенат США ратифицировал договор в январе 1996 года. В соответствии с Договором, Россия берет на себя обязательство уничтожить ракеты с разделяющимися головными частями. США взамен сокращает боезаряды на ракетах морского и наземного базирования.

    Депутаты Госдумы приняли законопроект "О ратификации документов в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г.". За ратификацию проголосовало - 413 депутатов, против - 8, воздержалось - 1.

    В пакете документов ратифицировано также соглашение "О мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами", определяющее порядок обмена между сторонами - участниками Договора информацией о планах по созданию противоракетных систем, их техническому испытанию и эксплуатации.

    Сложившаяся после Второй мировой войны система межгосударственных отношений практически с самого на чала характеризовалась жестким противостоянием двух военно-политических группировок во главе с США и СССР. Это противостояние двух мировых систем базировалось на глубоких идеологических и геополитических противоречиях, подкрепленных политикой взаимного ядерного сдерживания. Такое положение вскоре нашло свое материальное воплощение в гонке вооружений, которая создавала реальную угрозу возникновения ядерной катастрофы. Эта угроза в свою очередь инициировала поиск сторонами выхода из «ядерного пата» на пути переговоров по снижению нарастающей опасности.

    На первых порах эти переговоры затрагивали в основ ном политические проблемы, что способствовало прояснению позиций сторон в этой чрезвычайно важной и чувствительной сфере взаимоотношений двух великих держав и их роли в системе международной безопасности. Постепенно были достигнуты первые результаты на пути предотвращения расползания ядерного оружия на планете. Разумеется, никакие международные соглашения не могут дать полных гарантий в деле нераспространения этого оружия массового уничтожения, однако они создают определенные барьеры на его пути и мобилизуют общественное мнение в борьбе за устранение этой опасности. Карибский кризис 1962 года, поставивший мир на край пропасти ядерного уничтожения, придал мощный импульс поискам путей снижения этой опасности, оказал благотворное влияние на ход пере говорного процесса между Советским Союзом и Соединенными Штатами.

    Первым международным соглашением на пути ограничения «вертикального» и «горизонтального» распространения ядерного оружия явился Договор 1963 года о запрещении ядерных испытаний в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. Уже в ту пору появился реальный шанс всеобъемлющего запрещения ядерных испытательных взрывов (в том числе и под землей). Однако вследствие позиции США, основанной на утверждении о невозможности осуществлять эффективный контроль за подземными испытаниями, этот шанс был надолго упущен. Потребовалось более трех десятилетий для того, чтобы мировое сообщество смогло добиться заключения Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). В ходе весьма напряженных международных переговоров с участием СССР и США были согласованы позиции сторон по предотвращению «горизонтального» распространения ядерного оружия. Проект Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН, и 1 июля 1968 года одновременно в Москве, Вашингтоне и Лондоне началось его подписание. Договор вступил в силу в марте 1970 года.

    В сообщении, опубликованном в день подписания ДНЯО, была впервые официально зафиксирована глубокая взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений: «Между правительствами СССР и США достигнута договоренность вступить в ближайшее время в переговоры относительно комплексного ограничения и сокращения как систем доставки наступательного стратегического оружия, так и систем обороны против баллистических ракет».

    Длительные переговоры, осложнившиеся обострением политической ситуации в результате ввода советских войск в Чехословакию, все же завершились успехом. 26 мая 1972 года в Москве генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и президент США Ричард Никсон подписали Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений и Договор об ограничении систем противоракетной обороны.

    Наступивший период некоторого спада напряженности в отношениях между СССР и США дал импульс поиску дальнейших путей по предотвращению возможного военного конфликта. Этому в немалой степени способствовало достижение Советским Союзом ядерного паритета с США. Такая ситуация делала бессмысленной развязывание ядер ной войны, поскольку лишала нападающую сторону возможности одержать в ней победу. Очередной раунд советско-американских переговоров в области разоружения завершился подписанием 18 июня 1979 года Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Ввод советских войск в Афганистан привел к отказу американской администрации от ратификации этого соглашения, однако обе стороны, понимая его значение, практически выполняли взятые на себя в этом документе обязательства.

    Достигнутый к началу 1970-х годов паритет между СССР и США в области стратегических ядерных вооружений обострил внимание высшего военно-политического руководства Америки к соотношению сил в Европе. Стратеги Пентагона хорошо сознавали, что ракетно-ядерное оружие средней дальности, даже при его полном равенстве у двух сторон, создает значительный военный перевес в пользу США. Это объяснялось тем, что советское оружие такого класса не смогло бы нанести удар по территории Соединенных Штатов, в то время как американские средства средней дальности прямо предназначались для нанесения ударов по важнейшим целям в Советском Союзе и по отношению к нему, по существу, являются стратегическим оружием.

    Выполняя решение Совета НАТО, США в 1980 году приступили к размещению новых ракет на территории Англии, ФРГ и Италии. Это вызвало серьезную озабоченность в СССР, поскольку указанные средства обладали все ми свойствами оружия первого удара и даже при полном равенстве количества советских и американских ракет в Европе в стратегическом отношении они создавали серьезное военное преимущество США и НАТО.

    Очередной раунд советско-американских переговоров был открыт в марте 1985 года. Рассматривались три взаимосвязанные проблемы: стратегические наступательные вооружения, космические вооружения и ядерные средства средней и меньшей дальности.

    В январе 1986 года Михаил Горбачев выступил с программой ликвидации всего ядерного оружия к 2000 году, которая была расценена на Западе как пропагандистская. Однако эта инициатива оказала существенное влияние на формирование позиции делегации Советского Союза на переговорах. Это касалось, прежде всего, придания приоритетного значения политическим факторам перед военно-техническими и даже стратегическими. СССР в ходе переговоров пошел навстречу пожеланиям США и дал согласие на включение в формат переговоров ракет меньшей дальности, а также снял свое прежнее требование об учете вооружений средней дальности союзников США - Великобритании и Франции. Большую роль в обеспечении успеха на переговорах имело достижение сторонами согласия о выделении проблемы ядерного оружия средней и меньшей дальности из «пакета» разоруженческих проблем в отдельный формат переговоров, что позволяло более успешно двигаться по пути к под писанию Договора. В результате весьма напряженных переговоров Договор РСМД был подписан 8 декабря 1987 года и в июне следующего года вступил в законную силу.

    В соответствии с Договором, стороны до 1 июня 1991 года ликвидировали два класса вооружений, прекратили их производство и испытания. Были также ликвидированы позиции развертывания этих средств и ракетные операционные базы. СССР ликвидировал ракеты средней дальности SS-20, SS-4, SS-5, ракеты меньшей дальности ОТР-22 и ОТР-23, а также крылатые ракеты наземного базирования РК-55. В общей сложности было уничтожено 1846 ракет. Соединенные Штаты ликвидировали ракеты средней дальности «Першинг-2» и крылатые ракеты наземного базирования BGM-109G, раке ты меньшей дальности «Першинг-1». Всего США уничтожили 846 ракет.

    С момента подписания этого Договора прошло немало времени, однако до сих пор он остается объектом весьма противоречивых суждений в смысле оценки его влияния на безопасность России. Сторонники Договора справедливо указывают, на то, что американские ракеты средней и меньшей дальности по отношению к России являются стратегическим оружием, обладающим малым подлетным временем (10-12 минут), высокой точностью и способны на нести обезоруживающий первый удар по важнейшим объектам на ее европейской территории. Поэтому в военном отношении Договор безусловно способствовал укреплению стратегической стабильности и безопасности СССР. Положительным моментом соглашения явилась также договоренность об уничтожении корпусов боеголовок. Это определялось тем, что предусмотренные Договором классы вооружений ликвидировались полностью, и в данном случае забота о «возвратном потенциале» была абсолютно не актуальной.

    В то же время оппоненты Договора указывали на численное неравенство ликвидированных ракет СССР и США и особенно на необоснованное уничтожение ракет ОТР-23 («Ока»), имевших дальность менее 500 километров и формально не подпадающих под юрисдикцию Договора. Кроме того, они указывали на то, что уничтожение корпусов боеголовок яви лось лишь половинчатым решением, поскольку в Договоре не был предусмотрен демонтаж самих ядерных боезарядов и они могли быть использованы для снаряжения других боеприпасов. Так, вскоре стало известно, что ядерный боезаряд ракеты «Першинг-2» был приспособлен для оснащения основной тактической авиабомбы США В-61. Новая конструкция боеприпаса получила наименование В-61 модель 10.

    Переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений в формате СНВ-1 велись начиная с 1985 года, когда стороны сформулировали и предъявили друг другу свои предложения. Предложение СССР предусматривало сокращение СНВ на 50%, при условии запрета на вывод оружия в космос. При этом первоначально в количественный за счет состава американских стратегических средств должны были включаться ракеты средней дальности и самолеты среднего радиуса действия, достигающие территории СССР. Американская сторона предложила сократить количество МБР, БРПЛ и ТБ до уровня 1600- 1800 единиц, а число боезарядов на них - до 6000 единиц. Серьезные разногласия выявились в вопросах о подуровнях для отдельных компонентов СЯС. СССР настаивал на том, чтобы в рамках общих ограничений на количество носителей и боезарядов каждая из сторон самостоятельно определяла их распределение по компонентам триады, при этом на любом из них (МБР, БРПЛ и ТБ) не должно быть более 60% от общего числа боезарядов.

    Позиция США базировалась на том требовании, что бы в пределах 1600-1800 носителей число МБР и БРПЛ не должно превышать 1250 единиц, а число боезарядов на них не более 4500, при этом на МБР - не более 3000 единиц.

    Советская сторона предложила также наложить запрет на крылатые ракеты большой дальности (более 600 кило метров) всех видов базирования. В свою очередь делегация США настаивала на том, что ограничению подлежат толь ко крылатые ракеты воздушного базирования с дальностью полета свыше 1500 километров. При этом их количество для каждой из сторон не должно превышать 1500 единиц. Делегация США также добивалась согласия на запрещение мобильных ракетных систем, новых (модернизированных) тяжелых ракет SS-18, а также зачисление средних бомбардировщиков Ту-22МЗ в разряд стратегических . Не соглашаясь друг с другом по поводу основных параметров предстоящего договора, стороны обвиняли друг друга в стремлении заполучить себе определенные преимущества. Это во многом определялось значительной асимметрией стратегических ядерных сил СССР и США. Продолжение активного обсуждения обоюдных предложений позволило постепенно (хотя и довольно медленно) добиваться сближения позиций сторон.

    В ходе переговоров возникли трудности с определением правил засчета количества боезарядов, числящихся за тяжелыми бомбардировщиками, в связи с многовариантностью состава ядерных боеприпасов, которыми могут оснащаться ТБ. Среди них - крылатые ракеты большой и малой дальности, оснащенные как ядерными, так и обычными боезарядами, ядерные бомбы свободного падения. Компоновка бомбовых отсеков и устройств крепления ра кет легко изменяется и позволяет значительно увеличить количество поднимаемых боеприпасов.

    В ходе длительных обсуждений были выработаны компромиссные правила засчета, которые и легли в основу определения суммарного количества боеприпасов тяжелых бомбардировщиков. За каждым бомбардировщиком, оснащенным ядерным оружием, не являющимся крылатыми ракетами большой дальности, засчитывается один боезаряд независимо от того, сколько ракет малой дальности и бомб свободного падения он несет.

    Для СССР за каждым ТБ, оборудованным под крылатые ракеты большой дальности, засчитывается 8 боезарядов, а у Соединенных Штатов - 10 боезарядов на не более чем 150 бомбардировщиках. Такие правила засчета обусловили возможность для США, в случае необходимости, превысить договорной уровень в 6000 боезарядов примерно на 2000-2500 единиц, размещая на самолетах-носителях предельно возможное количество боеприпасов.

    Это была значительная уступка со стороны СССР, но она в определенной степени компенсировалась тем, что в составе советских СЯС сохранились два компонента, которых не было у США, - тяжелые МБР шахтного и МБР мобильного (грунтового и железнодорожного) базирования. При этом для МБР мобильного базирования были установлены ограничения на неразвернутые ракеты, что должно было обеспечить предотвращение быстрого перезаряжания этих установок.

    По условиям Договора, Соединенным Штатам пред стояло сократить число носителей на 30% и боезарядов - на 43%, а Советскому Союзу - соответственно на 35% и 42%. При этом необходимо заметить, что СНВ-1 допускал понижение в определенных пределах числа боезарядов на МБР и БРПЛ, а также предусматривал уничтожение плат форм, на которых крепятся боеголовки, что должно было затруднить размещение на ракетах «возвратного потенциала» в случае нарушения или выхода страны из Договора.

    Советская сторона, оценивая провозглашенную президентом Рейганом программу СОИ, уже тогда предвидела опасность нарушения баланса в стратегической области со стороны США путем развертывания широкомасштабной ПРО территории страны и поэтому настаивала на увязке СНВ-1 с Договором по ПРО. Однако в этом вопросе Москва встретила упорное, сопротивление американской стороны, которая была категорически против увязки этих двух документов.

    В результате напряженной шестилетней работы в июле 1991 года были достигнуты компромиссные решения, и был подписан долгожданный Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений - СНВ-1, который вступил в силу в декабре 1994 года, после подписания так называемого Лиссабонского протокола о присоединении к СНВ-1 и к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств Украины, Белоруссии и Казахстана.

    Важной характерной чертой СНВ-1 явилась содержащаяся в нем тщательно разработанная система контроля за его выполнением. В ее основе лежат основные положения, сформулированные еще в период «холодной войны», когда недоверие двух стран друг к другу было чрезвычайно велико. Система контроля базируется на двух «китах»: использовании национальных технических средств и проведении инспекций на местах. Тщательно разработанная система контроля СНВ-1 распространяется и на положения Договора СНВ-2, во многом обеспечивая преемственность этих двух важнейших международно-правовых документов.

    Однако уже в ходе переговоров стало ясно, что подготавливаемый Договор не свободен от ряда недостатков, устарел еще до его подписания, не решает ряда серьезных проблем разоружения, и сторонам необходимо продолжать усилия по дальнейшему сокращению ядерных арсеналов. При этом в ходе переговоров советская сторона поддалась нажиму США в отношении тезиса о «дестабилизирующем характере многозарядных ракет шахтного базирования». На самом же деле дестабилизирующие свойства этих МБР не носят абсолютного характера. Они проявляются исключительно в условиях кризисной ситуации, когда обе стороны готовы нажать на ядерную «кнопку».

    В условиях нормальных, а тем более партнерских отношений, о переходе к которым уже не раз заявляли президенты России и США, шахтные МБР, наоборот, выполняют стабилизирующую роль, удерживая стороны от сползания к кризисной ситуации. Характерно, что подобные ограничения не касались многозарядных ракет морского базирования, в которых США традиционно имеют преимущество перед Россией. При этом известно, что в обычных условиях 50-60% американских и 70-80% российских ПКСН находятся постоянно на береговых базах и в случае первого удара могут быть легко уничтожены вместе с сотнями и тысячами размещенных на них боеголовок. Это действительно создает серьезную мотивацию для нанесения внезапного первого удара.

    Таким образом, несмотря на существовавшие различия в идеологическом и политическом плане, СССР и США смогли преодолеть разногласия, характерные для 1950-первой половины 1980-х годов, и ко второй половине 1980-х годов смогли прийти к компромиссу в вопросах ядерных вооружений и значительно сократить их количественную составляющую, наметив тем самым магистральный путь к глобальной ядерной безопасности.

    комплекс мер, направленных на количественное снижение производсва и накопления ракетно-ядерного оружия, сокращение сферы или районов их развёртывания и сужение возможности качественного совершенствования стратегических вооружений; одно из важнейших направлений международной политики по устранению угрозы ядерной войны, укреплению доверия и безопасности. К стратегическим вооружениям относятся: наземные межконтинентальные баллистические ракеты (МБР); баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ); крылатые ракеты (КР) большой дальности различного базирования; их пусковые установки (ПУ); ракетные подводные крейсеры стратегического назначения; тяжелые бомбардировщики (ТБ); боезаряды МБР, БРПЛ и КР, вооружения ТБ; средства ПРО; средства противокосмической обороны (ПКО); системы обнаружения и предупреждения о ракетном нападении и др. Для ограничения и сокращения стратегических вооружений СССР и США заключили Договор об ограничении систем ПРО 1972, Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения сратегических наступательных вооружений 1972 (ОСВ-1), Договор об ограничении сратегических наступательных вооружений 1979 (ОСВ-2), Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987, Договор о соглашении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 (СНВ-1), Договор о дальнейшем сокращении и ограничении сратегических наступательных вооружений 1993 (СНВ-2), а также ряд др. российско-американских документов (меморандумов, соглашений), уточняющих и расширяющих содержание подписанных ранее документов. Это процесс способствует улучшению российско-американских отношений и снижению международной напряженности. Позиция РФ в этом вопросе - сократить накопленные в годы "холодной войны" избыточные арсеналы стратегических вооружений, оставив необходимые средства для эффективной обороны и политики сдерживания агрессора.


    • - составная часть Верховного командования ВМС. Создано 1.10. 1934 в составе Морского руководства на базе отдела BW Общего управления и 1.6. 1935 вошло в состав созданного ОКМ, а с 7.11...

      Военно-морской флот Третьего рейха

    • - главный орган политической и военно-стратегической разведки США, существовавший в годы второй мировой войны...

      Контрразведывательный словарь

    • - установленный США и их союзниками обширный перечень товаров, запрещенных или ограниченных для вывоза в страны Восточной Европы и страны социалистической ориентации...

      Большой экономический словарь

    • - Пункт договора, ограничивающий права лица на осуществление торговых операций или на занятие профессиональной деятельностью...

      Экономический словарь

    • - "...Прогрессивная технология: технология, которая может быть использована для развития и совершенствования вооружения и ВТ на рассматриваемую временную перспективу.....

      Официальная терминология

    • - перечень товаров, экспорт которых из страны запрещается, ограничивается или контролируется с целью предотвращения ущерба ее национальной безопасности...
    • - Во время 1-й мировой войны физик-квакер Л.Ф. Ричардсон заметил, что англо-германская гонка вооружений состоит в том, что количество дополнительных кораблей, построенных Британией в период В,...

      Политология. Словарь.

    • - СНВ между СССР и США подписан в Москве 31.7.1991...

      Политология. Словарь.

    • -) Предварительные обсуждения вопроса об ограничении количества ракет и бомбардировщиков дальнего радиуса действия обеих сверхдержав начались в 1967 г. Были прерваны американцами после...

      Политология. Словарь.

    • - ОСВ-1 - временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26.5.1972, срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет - национальными техническими средствами. 24.9...

      Русская энциклопедия

    • - "..."Включение в состав вооруженных сил" означает поступление обычного вооружения в эксплуатацию даже на ограниченный период времени.....

      Официальная терминология

    • - "...Перспективная технология: технология, которая предоставляет возможности для военно-технического прогресса или появления качественно новых систем в области вооружения и ВТ.....

      Официальная терминология

    • - ....

      Энциклопедический словарь экономики и права

    • - ...

      Энциклопедический словарь экономики и права

    • - ОСВ-1 - временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26.5.1972 - срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет - национальными техническими средствами. 24.9...

      Большой энциклопедический словарь

    • - ГО́НКА, -и,...

      Толковый словарь Ожегова

    "Ограничение и сокращение стратегических вооружений" в книгах

    Диалог по вопросам стратегических вооружений

    Из книги Сугубо доверительно [Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.)] автора Добрынин Анатолий Фёдорович

    Диалог по вопросам стратегических вооружений В первые месяцы правления Джонсона Советское правительство стремилось завязать диалог с новой администрацией по широкому кругу вопросов. Однако представители администрации, хотя и были внешне доброжелательны, по существу,

    1. Ограничение морских вооружений, 1922 - 1937

    Из книги Флот двух океанов автора Морисон Сэмюэль Элиот

    1. Ограничение морских вооружений, 1922 - 1937 Хотя Соединенные Штаты приняли активное участие в Первой Мировой войне, характер военных действий, которые вела страна, принципиально отличался от той войны, в которую вылилось участие во Второй Мировой войне. Первая война была

    «Видимо, американским военным и связанным с ними политикам удалось если не сорвать, то затормозить «ОСВ-2». Возможны ли, на ваш взгляд, дальнейшие шаги по ограничению стратегических вооружений?»

    Из книги СССР. 100 вопросов и ответов автора Прошутинский В

    Гексаграмма № 60 Ограничение (Ограничение)

    Из книги Золотая книга гаданий автора Судьина Наталья

    Гексаграмма № 60 Ограничение (Ограничение) Б. Х. Ваше время пришло, активно принимайтесь за дело, но, разумеется, помня о необходимой предусмотрительности, иначе все усилия пойдут прахом. Не принимайте слишком поспешно то предложение, которое вам только что сделали или

    ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

    Из книги История гуманоидных цивилизаций Земли автора Бязырев Георгий

    ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ Что наша жизнь - метафора Поэта, Развернутая молнией с небес, Игра воображения и света, Иллюзия несчастий и чудес. Весь мир - театр. Меняем платья, роли, Меняем разум, души и сердца. Мы в роли до такой врастаем боли, Что забываем зрителя - Творца! Что

    ОГРАНИЧЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ

    Из книги Тупик либерализма. Как начинаются войны автора Галин Василий Васильевич

    ОГРАНИЧЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ Ограничение и сокращение вооружений было предусмотрено «четвертым пунктом» Вильсона: «соответствующие гарантии, данные и принятые, что вооружение народов будет уменьшено до низшей меры, совместимой с национальной безопасностью». Однако в

    Глава 3. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами

    Из книги Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве автора Решетникова И. В.

    Глава 3. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами ГПК РФ ввел судебную процедуру для ограничения или лишения

    Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

    Глава 31. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами Статья 281. Подача заявления об

    Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами

    Из книги Как самостоятельно написать заявление в суд автора Сергеев Николай Алексеевич

    Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами Заявление об ограничении гражданина в

    § 5 Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами

    Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

    § 5 Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами В соответствии со ст. 21 ГК способность

    34. Обязательные и исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы, арест

    Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

    34. Обязательные и исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы, арест 1. Обязательные работы – наказание в форме выполнения осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (вид обязательных

    Глава 31. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНИНА, ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ, ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ

    Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

    Глава 31. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНИНА, ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ, ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ

    Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

    Глава 31. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНИНА, ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ, ОГРАНИЧЕНИЕ ИЛИ ЛИШЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДОХОДАМИ СТАТЬЯ 281. Подача заявления об

    Переговоры по сокращению стратегических ядерных и обычных вооружений

    Из книги Полвека в авиации. Записки академика автора Федосов Евгений Александрович

    Переговоры по сокращению стратегических ядерных и обычных вооружений В конце 80-х годов все больше стало проявляться стремление руководства СССР к переговорам с политическими кругами США по сокращению вооружений. Уже довольно плодотворно шли переговоры по сокращению

    Договоры об ограничении стратегических вооружений и Иранский кризис

    Из книги Радиоэлектронная война (От Цусимы до Ливана и Фолклендских островов) автора Арканжелиc Марио де

    Договоры об ограничении стратегических вооружений и Иранский кризис Вьетнамо-китайская война разразилась как раз в то время, когда США и СССР находились в преддверии подписания договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). Обеим сторонам пришлось приложить

    Сенат США после восьмимесячных дебатов ратифицировал Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). За ратификацию документа проголосовал 71 сенатор из 100. Против были 26 членов верхней палаты Конгресса.

    Вокруг ратификации документа шли ожесточённые споры. До последнего момента были сомнения, что американцы одобрят договор, поскольку в последнее время республиканцы пытались торпедировать практически все инициативы главы американского государства. Сторонники президента Барака Обамы из Демократической партии располагали только 59 голосами при 67 необходимых. Так что им нужно было склонить на свою сторону часть республиканцев. Как показали результаты, данная цель была достигнута.

    Но чтобы уменьшить недовольство республиканцев, в документ пришлось включить специальную резолюцию, которой не было в первоначальном тексте документа. Сенаторы потребовали от президента США взять обязательство по проведению модернизации ядерной системы страны, а также провести переговоры с Россией относительно устранения неравенства по тактическим ядерным вооружениям.

    Российские официальные лица успели поприветствовать решение сенаторов. Глава МИД Сергей Лавров заявил, что они сделали важный шаг. Правда, он оговорился, что российским депутатам понадобится время для изучения резолюции. В то же время, глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов предположил, что российский парламент без особых проблем ратифицирует документ уже в ближайшие дни.

    Напомним, что договор по СНВ был подписан Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля в Праге. Согласно документу, каждая сторона сократит свой стратегический арсенал до 1550 боеголовок. Договор также обязывает Россию и США ограничиться 700 развёрнутыми носителями — межконтинентальными баллистическими ракетами, баллистическими ракетами подводных лодок и стратегическими бомбардировщиками, находящимися на боевом дежурстве. Число неразвёрнутых носителей не должно превышать 800.

    Долгое время стороны вели напряженный диалог о связке СНВ и противоракетной обороны (ПРО). Россия настаивала, что сокращая наступательные вооружения, надо решать вопрос и с оборонительными. США же говорили об отсутствии взаимосвязи между СНВ и ПРО. В итоге в документе детально вопрос противоракетной обороны прописан не был.

    "Стороны признают наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающую важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений и то, что нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений сторон", — говорилось в тексте соглашения.

    Именно этот пункт вызывал наибольшее недовольство республиканцев. Они полагали, что Обама пошёл на недопустимые уступки России и требовали больших ассигнований на развитие ПРО и её развертывание в Восточной Европе. В итоге согласия по данному вопросу Россия и США так и не достигли.

    Что касается условий договора по СНВ, то срок его действия — 10 лет. Причем если одна из договаривающихся сторон сочтёт, что некоторые положение документа нарушают её безопасность, она получит право выйти из документа. Предполагается, что новый договор вступит в силу в 2011 году.

    Насколько выгоден этот договор России и почему прежде вопрос о его заключении поднимали Штаты? Своими мыслями в интервью "Правде.Ру" поделился первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

    — Почему американцы так долго затягивали ратификацию СНВ-3?

    — Сегодня американцы всячески пытаются показать, что они, пойдя на заключение этого договора, оказали тем самым России какую-то милость. Нас не должно вводить в заблуждение то, что республиканцы долго затягивали его принятие, одновременно давя на Обаму. И дело обстояло ровно наоборот: именно США всячески пытались уговорить нас пойти на заключение нового СНВ.

    — Насколько новый договор выгоден сторонам?

    — Это ловушка для нас. Мы выиграли лишь в том, что благодаря усилиям экспертов команды Леонида Ивашова добились того, что носителей остается не 200, как того хотели американцы, а 700. Такое желание США было неслучайным. Согласно планам развития американской ПРО к 2020 году, к этому времени она должна получить способность перехватывать 220 МБР вероятного противника.

    В таком случае наличие у нас сил ядерного сдерживания уже не могло остановить американскую агрессию против России.

    — А в чем минусы нового соглашения?

    — Во-первых, американцы "продавили" выгодный для себя пункт по ПРО. Фактически, положение о ней в документе зафиксировано лишь на словах и США могут развивать её как хотят, ничем не ограничиваясь.

    Во-вторых, до заключения СНВ-3 НАТО не имела над нами решающего превосходства по боеголовкам. США и их союзники превосходили нас по их количеству на 30 процентов, что не было критично.

    Теперь же ситуация будет совершенно иная. По количеству находящихся на боевом дежурстве боеголовок НАТО получит превосходство в 2 — 2,5 раза. Однако реально дисбаланс будет еще больше, поскольку Штаты отстояли наличие у себя так называемого "возвратного потенциала". Речь идет о тех боеголовках, которые они снимали с боевого дежурства и складировали. И чтобы снова привести их в боевую готовность, требуется не так много времени. Таким образом, общее превосходство над нами НАТО по количеству боеголовок составляет восемь с лишним раз.

    В-третьих, в договоре никак не затронуты неядерные силы, развитие которых уже через несколько лет может свести к минимуму наличие у нас стратегических сил. В первую очередь, речь идет о крылатых ракетах, в частности, о гиперзвуковом ракетном оружии. Оно позволит решать те же задачи, которые решает ядерное оружие, но без его применения. И то, что мы продавили большее количество носителей, чем хотели американцы, уже не будет играть особой роли.

    Дело в том, что гиперзвуковые ракеты с радиусом действия в пять тысяч километров и скоростью полета до трёх километров в секунду, обладающие большой разрушительной мощностью, будут способны за считанные минуты поразить объекты вероятного противника, который даже не успеет принять решение об ответном ударе и как-то их защитить.

    В России таких вооружений не существует, поскольку во времена Ельцина все эти разработки были прекращены, тогда как в Штатах они испытываются полным ходом. В этих условиях мы абсолютно отстаем от НАТО.

    — Получается, что после реализации положений СНВ-3, США с нами начнут разговаривать более жестко?

    — Заключение СНВ-3 является одним из звеньев стратегии США по сохранению управлением миру. Разумеется, хотя и не стоит на другой же день ожидать немедленного удара. Американцы создают условия, при которых мы будем для них не опасны, и они смогут получать от нас то, чего они хотят. Прежде всего, речь идет о получении дешевых ресурсов и выгодных Штатам политических решений Москвы.

    Дело в том, что рассматривать заключение СНВ-3 следует параллельно с тем, что происходит в мире. А мир никак не может решить проблему глобального кризиса, который только углубляется и всё глубже захватывает всё новые страны.

    Причем западная цивилизация все больше начинает сталкиваться с китайской и арабо-мусульманской цивилизациями. Особенно беспокоит Запад активное развитие Китая, который начинает теснить его с сырьевых и прочих рынков. Напомню, что одним из главных источников процветания западной цивилизации и является дешевое сырье. А дальнейшее развитие Китая, Индии и Бразилии может привести к тому, что дешевого сырья уже не будет, а его источники окажутся в руках этих "поднявшихся с колен" держав.

    А это уже означает конец власти над миром транснациональных корпораций, контролируемых еврейским капиталом. В этих условиях предотвратить нежелаемые процессы можно лишь, притормозив развитие Китая и других держав. Ключевым моментом здесь было бы отрезать их от источников сырья, одним из которых является Россия. А заключение СНВ-3 дает США серьезный рычаг для воздействия на нас. Если мы откажемся плясать под их дудку, то против нас будет применена сила, с которой мы уже не сможем совладать".