Что собой представляет украинский бтр, который испытал порошенко. Что собой представляет украинский бтр, который испытал порошенко Боевой опыт применения

Концептуально бронетранспортер БТР-4 «Буцефал» по собственному предназначению соединил внутри себя функции и бронетранспортера и боевой машины пехоты для огневой поддержки мотострелковых подразделений на поле боя. Конструктивным различием бронетранспортера БТР-4 является компоновочное решение по размещению десанта в кормовой части корпуса с возможностью десантироваться через задние двери под прикрытием бронетранспортёра.

Современный украинский бронетранспортер БТР-4 «Буцефал» - видео

Бронетранспортёр БТР-4 состоит из 3-х отсеков: в фронтальной части находится отделение управления, в каком расположены рабочие места командира и механика-водителя; в кормовой части находится десантное отделение, в каком расположены рабочие места наводчика вооружения и семерых десантников; в средней части размещено моторно-трансмиссионное отделение с установленным силовым агрегатом. Отделение управления и десантное отделение соединены меж собой с помощью прохода-лаза вдоль правого борта, который служит для эвакуации экипажа и десанта, также для проведения работ при обслуживании систем мотора и коробки. По мере надобности боевое и десантное отделение БТР-4 без конфигурации компоновочных решений по силовой установке и коробки стремительно трансформируется для сотворения широкого семейства боевых машин.

На базе бронетранспортёра БТР-4 были разработаны и сделаны последующие модификации:

БТР-4А с боевым модулем «Гром» , силовой установкой с дизельным движком итальянской компании «Iveco» мощностью четыреста 30 л.с. и узлами коробки украинской разработки и производства.

Силовой установкой с дизельным движком германской компании «Deutz» мощностью четыреста 40 два л.с. и автоматической коробкой переключения передач американской компании «Allison». Другие узлы коробки взаимозаменяемые с подобными узлами бронетранспортера БТР-4Е. Установлены колёса в составе – шин 365/80R20 XZL французской компании «Michelin» с дисками конторы «Hutchinson».

Силовой установкой с украинским дизельным движком 3ТД-3А мощностью 500 л.с. и узлами коробки украинской разработки и производства; Также специально для бронетранспортера БТР-4Е был разработан и сделан боевой модуль БМ-7 «Парус», который вобрал в себя все положительные выработки ранее изготавливаемых боевых модулей. Массивное вооружение (30 мм автоматическая пушка КБА-2, 30 мм автоматический гранатомёт КБА-117, 7,62 мм пулемёт КТ-7,62, ПТРК Барьер), стабилизированное (Стабилизатор СВУ-500-4Ц) в 2-ух плоскостях и снаряженное современной системой управления огнем, позволяют вести огнь через телевизионные прицелы с дистанционным управлением, как с места, так и слету, как деньком, так и ночкой. Всеполноценно вести огнь могут как наводчик вооружения, так и командир со собственного рабочего места. При всем этом командир дополнительно со собственного рабочего места может следить за полем боя через панораму радиального обзора «Панорама-2П» системы «Трек-М» и давать целеуказания наводчику либо вести огнь без помощи других, переключив управление вооружением на свое рабочее место. Дистанционно управляемый модуль вооружения позволяет наводчику-оператору вести огнь, оставаясь снутри корпуса БТР-4.

Фото БТР-4 с боевым модулем «БАУ-23х2»

Предусмотрена возможность оснащения БТР-4 другими боевыми модулями украинской разработки, к примеру: «Гром», «Шквал», «Штурм» либо БАУ-23.

На базе бронетранспортера БТР-4Е сотворено целое семейство бронированных машин, а конкретно: командирская машина БТР-4К, командно-штабная машина БТР-4КШ, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-4РМ, бронированная мед машина БММ-4С. В две тыщи тринадцать году ГП «ХКБМ» разработало и представило новейшую модификацию БТР-4В - бронетранспортер БТР-4МВ. Четкая масса БТР-4МВ не объявлена. Заявлено, что она составляет 17,5 тонн + 3% при стандартной противопульной броне и добивается 21,9 т + 3% при усиленном противоснарядном бронировании.
На новеньком украинском бронетранспортере БТР-4МВ установлен германский шестицилиндровый дизель Deutz BF6M1015CP мощностью четыреста 50 л.с. Данный агрегат обеспечивает бронетранспортеру БТР-4МВ скорость до 100 10 км/час. Припас хода - 600 70 км. Главные тактико-технические свойства в целом совпадают из БТР-4В. Более того, БТР-4МВ даже после усиления бронирования сохранил плавучесть и может передвигаться в плавь со скоростью до 10 км/час. Количество забугорных плавающих бронетранспортеров с защитой такового уровня на рынке довольно ограничена.

В первой половине июля две тыщи двенадцать года на местности Страны Кувейт состоялись сравнительные испытания бронетранспортёра БТР-4В представителями Министерства обороны Страны Кувейт. Соперником украинского БТР-4В являлся – бронетранспортёр VBCI с колёсной формулой 8х8 производства французской компании NEXTER. Тесты проводились в томных погодных критериях при температуре окружающего воздуха от +48˚С до +55˚С, в солнечную сухую погоду с частыми ветрами переменного направления, сопровождаемыми пыльными бурями. За время проведения испытаний бронетранспортер БТР-4В прошёл 600 50 км, причём около 50% в критериях пустыни, преодолевая бессчетные песочные барханы и низины. Программку вождений БТР-4В выполнил на оценку - отлично, полосу препятствий и барханы БТР-4В преодолел без замечаний. Также БТР-4 провел стрельбовые тесты из 30-мм пушки и 7,62 мм пулемета, выполнил постановку дымовой завесы гранатами 3Д6.

Отстрелялся БТР-4В хорошо, программку выполнил, вписался в украинский норматив, точность составила 0,3 (3 попадания из 10 выстрелов), отказов системы вооружения не обнаружилось. Подготовительные отборочные испытания в объёме требований кувейтской программки украинский бронетранспортер БТР-4В, выдержал без замечаний. Для украинского БТР-4В по результатам подготовительного отбора в Кувейте все сложилось отлично. Даже в особенности отлично на фоне параллельно выполняющего ту же программку французского бронетранспортера VBCI. Французский бронетранспортер VBCI тяжелее от украинского, моднее, с боевым модулем с тепловизором, с гидропневматической подвеской, с немерянной бригадой обслуги - только три водителя! Дистанцию меж украинской и французской машинами кувейтцы заставляли повсевременно соблюдать, общение меж экипажами пресекали. Во время испытаний отъездил французский бронетранспортер VBCI на оценку - удовлетворительно. Во время преодоления препятствий бронетранспортер VBCI закопался в песок, ров шириной два метра не смог преодолеть - застрял, но «танцуя» на подвески выкарабкался.

К примеру украинский бронетранспортер БТР-4В просто на скорости ров перелетел. А вот при стрельбе, хотя точность и потрясающая (точность 0,9), но тепловизор у французского VBCI погорел (матрица не охлаждалась и шли неизменные засветки), пришлось французам подсвечивать мишень машиной сопровождения. Кувейтцы сделали подготовительный вывод, что французская машина прихотливей украинского БТР-4В, электроника у французского VBCI повсевременно выходит со строя, локальный климат снутри французской машины таковой же как и на украинской (тоже в французов не хватает производительности кондюка). К тому же во время испытаний французы на VBCI делали по два - три подхода.
Сравнительные испытания бронетранспортёра БТР-4В проявили, что украинский бронетранспортёр БТР-4 обладает высочайшими тактико-техническими чертами, способен эксплуатироваться в разных погодных зонах, и по большинству характеристик не уступает наилучшим мировым аналогам, таким как французский бронетранспортер VBCI.

Тактико-технические свойства БТР-4 «Буцефал»

Боевая масса, т 21,9
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 7
Размеры БТР-4 Длина корпуса, мм - 7650
Ширина корпуса, мм - 2900
Высота, мм - 2860
Клиренс, мм - 460
Бронирование железная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)
Вооружение автоматическая пушка 30-мм КБА-1 (2А72),
пулемет 7,62-мм КТ,
ПТРК «Барьер»,
30-мм АГС-17
Движок ЗТД-3, мощность мотора 500 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 110
Припас хода по шоссе, км 690
Колёсная формула 8×8
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стена, м 0,5

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

1. Фотографии

2. Видео

3. История

Работы над разработкой БТР-4 стартовали в 2002 году в инициативном порядке в рамках опытно-конструкторских работ «Ладья» в Харьковском конструкторском бюро машиностроения.

Первый показ всем желающим произошел через четыре года.

В ноябре 2008 года началось серийное производство.

Спустя три месяца был продемонстрирован вариант бронетранспортера, оборудованного боевым модулем Бм-7 «Парус».

В начале 2015 года было заявлено, что по итогам полугодового использования БТР-4Е в боевых условиях, конструкцию бронетранспортера дополнили усовершенствованиями и улучшениями в общем количестве свыше 900.

4. Конструкция

Функционал БТР-4 заключается в огневой поддержке служащих мотострелковых подразделений и их транспортировке. Также его используют для снабжения подразделений, способных воевать в разнообразных условиях, а также при применении другой стороной оружия массового поражения. Он может применяться как базовая машина для обеспечения морской пехоты и спецсил быстрого реагирования. Эксплуатация бронетранспортера возможна в разных климатических условиях, во все времена суток, передвигаться он может по любому покрытию, в том числе и в случае его отсутствия. Допустимая температура воздуха – от -40 до +55.

4.1 Компоновка

В переднем отделении БТР-4 находится отделение управления, в заднем – десантное и боевое, а посередине – моторно-трансмиссионное.

Такая схема дает возможность трансформировать десантное и боевое отделения, не меняя компоновку по трансмиссии и силовой установке при производстве широкого семейства БТР. Грузподъемность шасси дает возможность создавать различные модификации и модернизации, а также дополнять БТР дополнительной броневой защитой для безопасности перед малокалиберными автоматическими пушками.

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

  • Длина корпуса, см: 765
  • Ширина корпуса, см: 290
  • Высота, см: 286
  • Клиренс, см: 46.

5.2 Бронирование

  • Тип брони: катаная стальная гомогенная (противоосколочная, противопульная).

5.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: КБА-1 (2А72), 30 мм
  • Тип пушки: малокалиберная нарезная автоматическая пушка
  • Боекомплект пушки: 400
  • Углы ВН, град.: −25…+30°
  • Дальность стрельбы, м: ОФЗС и БОТС: 4000; БТС: 2000; ПТУР: 5,0
  • Прицелы: оптико-телевизионная система со стабилизацией поля зрения и лазерным дальномером в горизонтальной и вертикальной плоскостях
  • Пулемёты: 1 × 7,62-мм КТ
  • Другое вооружение: 1 × 30-мм АГС-17; ПТРК «Барьер».

5.4 Подвижность

  • Тип двигателя: ЗТД-3
  • Мощность двигателя, л. с.: 500
  • Скорость по шоссе, км/ч: 110
  • Запас хода по шоссе, км: 690
  • Удельная мощность, л. с./т: 20,2
  • Колёсная формула: 8×8
  • Тип подвески: торсионная индивидуальная с гидравлическими амортизаторами
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, см: 50
  • Преодолеваемый ров, см: 200
  • Преодолеваемый брод: плавает, до 10 км/ч.

5.5 Остальные параметры

  • Классификация: БТР
  • Боевая масса, кг: 21900
  • Экипаж, чел.: 3
  • Десант, чел.: 7.

6. Модификации

  • БТР-4А – установлены боевой модуль «Гром» и двигатель Iveco. Заказан Министерством Обороны Украины. Впоследствии может быть установлена башня БМП-3. Возможно дополнительное оборудование боевыми модулями Шквал, БАУ-23х2, БМ-3М Штурм, а также башней от БМП-1, БТР-80 либо БМП-2
  • БТР-4В – установлен дизель (442 л.с.), боевой модуль БМ-7 «Парус» и АКПП. Предназначался для Македонии, но договор был расторгнут
  • БТР-4Е – модифицированный линейный вариант. Установлен боевой модуль БМ-7 «Парус». Заказ Ирака.
  • БТР-4Е1 – модифицированный БТР-4Е. Усовершенствована защита, благодаря комплекту навесной брони.
  • БТР-4МВ (2013) – отличия от конструкции БТР-4Е следующие: возможность оборудования дополнительной защиты (включая керамической), обновленная форма корпуса в носовой части, из-за которой увеличилась безопасность во фронтальной проекции (сняты бронированные стекла, а также боковые двери механика-водителя и командира. Теперь для этих членов экипажа предусмотрены отдельные люки), установлены более мощный двигатель и аппарель в корме. Бронирование корпуса защищает от пуль 7,62×54 мм на дальности 300 см, в лобовой проекции защита противостоит пулям 12,7×99 мм на дальности 300 см.Также бронированная защита дает баллистическую защиту третьего уровня по стандарту STANAG 4569.

7. Машины на базе

  • БРМ-4К — разведывательная машина.
  • МОП-4К — машина огневой поддержки.
  • БРЭМ-4 — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, заказ Ирака.
  • БРЭМ-4РМ — бронированная ремонтно-эвакуационная машина.
  • БСЭМ-4К — бронированная санитарно-эвакуационная машина на основе БТР-4, заказ Ирака.
  • БММ-4С — бронированная медицинская машина на основе БТР-4Е
  • БТР-4К — командирская машина, заказ Ирака.
  • БТР-4КШ — командно-штабная машина, заказ Ирака.

Украинский плавающий бронетранспортер БТР-4 «Буцефал» разработан в начале 2000-х годов Харьковским конструкторским бюро машиностроения им. А.А.Морозова. Бронетранспортер БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР-4 «Буцефал» используется для оснащения подразделений, способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения.

БТР-4 «Буцефал» может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. Бронетранспортер может выполнять поставленные задачи как днём, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от −40 до +55 °C. Принят на вооружение в 2011 году. Стоимость одного БТР-4 в среднем от 25 до 29 млн. рублей.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :
Масса:
— 17,5+3% т (с противопульной защитой)
— 25+3% т (с дополнительной бронёй)

Тип и модель двигателя: двухтактный дизель 3TD
Скорость:
— 110 км/ч (шоссе)
— 60 км/ч (просёлок)
— 10 км/ч (в воде)

Мощность двигателя: 500 л.с.
Запас хода: 690 км
Подвеска: колесная 8×8
Вместимость (чел.): Экипаж: 3 (водитель, командир, стрелок); Десант: 7-9

Бронетранспортёр БТР-4 имеет три отделения :
Переднее -отделение управления
Среднее - моторно-трансмиссионное отделение
Заднее - боевое и десантное отделения
Подобная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания широкого семейства машин. Грузоподъёмность шасси бронетранспортера позволяет создавать не только варианты исполнений и семейство машин, но и устанавливать дополнительную броневую защиту против автоматических малокалиберных пушек.

ВООРУЖЕНИЕ :
— Боевой модуль «Гром» — 1×30 мм автоматическая пушка, 1×7,62 мм пулемет, 1х30 мм гранатомет, 4хПТУР «Конкурс» или «Барьер».

— Боевой модуль «Шквал» — 1×30 мм автоматическая пушка, 1×7,62 мм пулемет, 4хПТУР «Конкурс» или «Барьер», либо 2хПТУР и 30-мм автоматический гранатомет.

— Боевой модуль «БАУ-23» — 2х23 мм автоматические пушки, 1×7,62 мм пулемет.

— Боевой модуль БМ-7 «Парус» — 1×30-мм пушка ЗТМ-1, 30-мм автоматический гранатомет, пулемет калибра 7,62-мм и спаренная установка противотанкового управляемого вооружения «Барьер» с максимальной дальностью полета ракеты 5500 м.

Бронетранспортер БТР-4 имеет несколько модификаций :
БТР-4К — командирский вариант БТР-4
БТР-4КШ — командно-штабной вариант БТР-4
БСЭМ-4К — бронированная санитарно-эвакуационная машина на базе БТР-4
БРМ-4К — боевая разведывательная машина на базе БТР-4
БРЭМ-4 — ремонтно-эвакуационная машина на базе БТР-4
МОП-4К — машина огневой поддержки на базе БТР-4
БТР-4Е — экспортный вариант БТР-4
БТР-4КЕ — экспортный вариант БТР-4К
БТР-4КШЕ — экспортный вариант БТР-4КШ
БСЭМ-4Е — экспортный вариант БСЭМ-4К
БРЭМ-4Е — экспортный вариант БРЭМ-4

В декабре 2009 года Ирак заключил договор с Украиной на поставку 420 машин:
— 270 в БТР-4 С БМ-7 «Парус»,
— 80 командных машин БТР-4К,
— 30 командно-штабных машин БТР-4КШ,
— 30 бронированных медицинских машин БСЭМ-4К,
— 10 бронированных эвакуационных машин БРЭМ-4.
В конце 2010 года первая партия из-за проблем с орудиями была задержана, после чего 1-я и 2-я партии были слиты в одну. В результате первая партия из 26 машин прошла приёмку в марте 2011 года, а 20 апреля отправлена в Ирак.

/По материалам morozov.com.ua и ru.wikipedia.org /

Не клевещите на Буцефал (Украинский БТР-4 - удар по самолюбию оборонщиков РФ)

Большая часть предприятий советского ВПК после развала СССР досталась России. Второй по значению военно-промышленный потенциал получила Украина. С того времени украинские успехи на мировом рынке вооружений крайне болезненно воспринимаются в Российской Федерации. В частности, гордость русской «оборонки» крайне задела перспектива международных контрактов на поставку созданного в начале 2000-х годов в Харькове колесного бронетранспортера БТР-4, предлагаемого на экспорт под звучным именем «Буцефал». Что же представляет собой эта машина и почему в борьбе за иностранные заказы она теснит российские аналоги?

Вот он какой

Как правило, все едкие комментарии российской стороны относительно успехов украинского оружия сводились и сводятся к одному - ничего нового «оборонщики» соседней страны сделать не могут, торгуют техникой еще советских времен. Можно подумать, Россия продает что-то другое. Танк Т-90 такой же русский, как Т-80УД - украинский. Оба - советские.

В российских СМИ нередко встречаются высказывания, что БТР-4 также не принадлежит к числу новых разработок: это, мол, всего лишь развитие БТР-80. Авторы подобных утверждений скорее всего просто не знают, о чем пишут. Развитием БТР-80 является совсем другой бронетранспортер - БТР-3.
Прототип БТР-4, созданный в ХКБМ имени О. О. Морозова в рамках ОКР « Ладья», впервые продемонстрировали на выставке « Аэросвит» в 2006 году. Под обозначением БТР-4Е 24 июля 2012 машина была принята на вооружение украинской армии.

БТР-4 - плавающий бронетранспортер с колесной формулой 8x8. Предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою.
Максимальная боевая масса - 17,5 тонны, с дополнительной бронезащитой - до 25 тонн. Экипаж - три человека: командир, оператор, водитель. Десант - 7-9 человек.
Дизельный двигатель ЗТД мощностью 500 лошадиных сил обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе 110 километров в час, на плаву - 10 километров в час, запас хода по топливу - 690 километров.
БТР оснащен дистанционно управляемым модулем вооружения « Парус», в состав которого входят 30-мм автоматическая пушка, спареный с ней 7,62-мм пулемет, 40-мм автоматический гранатомет, ПТРК «Барьер» с четырьмя ПТУР (максимальная дальность стрельбы - пять километров).
Предусмотрена возможность оснащения машины и другими боевыми модулями, например «Гром», «Шквал» или БАУ-23.
Бронетранспортер может использоваться в условиях применения противником оружия массового уничтожения.

БТР-4 производится в версиях командирской (БТР-4К), командно штабной (БТР-4КШ), разведывательной (БРМ-4К), ремонтно-эвакуационной (БРЕМ) машины, а также машины огневой поддержки (МОП-4К), санитарно- эвакуационной (БСЕМ-4К) и других.
Главная же особенность « Буцефала» - широко распространенная во всем мире компоновочная схема, которая принципиально отличается от принятой в качестве базовой при создании советских колесных бронетранспортеров. В передней части находится отделение управления, в средней - моторно-трасмиссионное, а в задней расположены боевое и десантное отделения. Такая компоновка обеспечивает более безопасный выход десанта из машины под огнем противника.
Дистанционно управляемый модуль вооружения позволяет оператору вести огонь, оставаясь внутри корпуса БТР.

При необходимости боевое и десантное отделение без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии, быстро трансформируются для создания широкого семейства боевых машин. Не лишним будет напомнить, что такая компоновка принята в качестве стандарта в странах блока НАТО.

Договоренности и намерения
В декабре 2009 года Ирак подписал контракт с Украиной о поставке 420 « Буцефалов»: 270 в варианте БТР-4 с боевым модулем «Парус», 80 командирских машин БТР-4К, 30 командно штабных БТР-4КШ, 30 санитарных БСЕМ-4К и 10 ремонтно-эвакуационных БРЕМ-4.
В конце 2010 года отправление первой партии бронетранспортеров было задержано по причине незначительных проблем с пушкой, после чего отправку машин 1 и 2-й партий объединили в одну.

В сбое виновата не столько украинская сторона, сколько иракская. Специалисты по Ираку не приехали на тестовые испытания, а затем и вовсе попросили перенести сроки принятия « Буцефалов» на более поздний срок.
Первая объединенная партия (26 машин) была принята только в марте 2011 года и 20 апреля была отправлена в Ирак. В начале мая 2012-го иракцы приступили к приему 2-й партии в составе 62 БТР. До конца года заказчику планируется передать и 3-ю партию БТР-4 - 94 бронетранспортера.

Ситуация с македонским контрактом не столь однозначна. По итогам работы выставки IDEX-2009 в Абу-Даби, где украинский БТР стал одним из самых популярных экспонатов, было объявлено, что Македония рассматривает возможность закупки до 200 БТР-4 с немецким двигателем Deutz. Ряд экспертов высказывали сомнение в заявленном количестве машин, поскольку реально македонской армии требует не более 80 бронетранспортеров.
И здесь, как «чёртик из табакерки», выскочила американская компания Defence Solutions, Inc. Ее глава Тим Ринггольд заявил о присоединении к готовящемуся контракту. В частности, он сообщил: «Defense Solutions становится членом команды потому, что БТР-4 предлагает лучшее соотношение цена-качество на рынке, и потому, что Украина и Македония является важными союзниками США в глобальном противодействии террору». По словам бизнесмена, предусматривается, что БТР-4 будет производиться на Украине, собираться в Македонии, а Defense Solutions обеспечит снабжение консорциума разрешенных к экспорту американских технологий, использование которых позволит сделать новую боевую бронированную машину (ББМ) совместимой со стандартами НАТО. Речь, среди прочего, идет о двигателях, трансмиссии, системах связи, системе управления огнем и, возможно, вооружении.
Ринггольд подчеркнул, что объем мирового рынка БТР-4, который отвечает стандартам НАТО, в ближайшие десять лет может составить 2500-4000 машин средней стоимостью 1,5-2 миллиона долларов за каждую в зависимости от конфигурации. Руководитель Defense Solutions утверждал, что даже с полностью интегрированными технологиями, БТР-4 будет самым дешевым в своем классе по расходам на эксплуатацию и станет замечательным предложением для новых членов НАТО и миротворческих операций ООН. Таким образом, можно сделать вывод, что американцы допускают продвижение нового изделия на восточноевропейский рынок, а также поставку его своим союзникам в «горячие точки», например в Ирак и Афганистан. Такой «зигзаг удачи» мог бы стать новым уникальным этапом в развитии украинской легкой бронетехники.
Но после всех заявлений о намерениях, никакой новой информации по македонскому контракту или об украинско-американском сотрудничестве в производстве БТР-4 не появилось.

Болезненная реакция
Другое дело, контракт Украины с Казахстаном. На оборонной выставке KADEX-2012, которая проходила в Астане 3 мая 2012 года, государственные компании двух стран - «Укроборонпром» и « Казахстан инжиниринг» подписали соглашение о совместном производстве БТР-4 для казахстанских вооруженных сил. В целом планируется изготовить 100 машин: 10 - в текущем году, 90 - в следующем. Выпуск бронетранспортеров намечено организовать на базе одного из предприятий национальной компании « Казахстан инжиниринг», начиная с крупноузловой сборки и с постепенным увеличением количества комплектующих и запасных частей, которые будут изготовляться казахстанской стороной, а также расширением линейки производимых модификаций.

В этом событии, собственно, нет ничего особенного - Россия уже давно потеряла монополию на продажу оружия странам так называемого ближнего зарубежья. Да и сокрушаться особенного повода нет - практически одновременно с БТР-4, Казахстан заключил из Рособоронэкспортом контракт на поставку 90 бронетранспортеров БТР- 82. Не хотят казахстанские товарищи «класть все яйца в одну корзину» и правильно делают. Удивляет в связи с казахстанским контрактом другое - болезненная реакция некоторых российских СМИ и ряда экспертов. Они, например, выражая удивление по поводу приобретения Астаной «ненадежных» украинских бронетранспортеров, ищут в этом соглашении коррупционный след.
Позволительно спросить: а чем российская техника более надежна? Чем продукция Харьковского дважды ордена Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Флага и Красной Звезды завода транспортного машиностроения имени В. О. Малышева хуже продукции Арзамасского машиностроительного? Считает ли кто-то серьезно, что уровень технической культуры в России более высок, чем на Украине?

Стоило бы задуматься
Еще один « экспертный» опус: « Хотя БТР-4 и представляет достаточно серьезный шаг в сторону современной концепции колесного бронетранспортера в сравнении с семейством БТР-80, однако при этом БТР-4 явно уступает наиболее современным западным образцам. БТР-4 обременен рядом откровенно отсталых или неудачных технических решений. «Кабиноподобная» носовая часть корпуса, заимствованная от БТР Fuchs 70-х годов, выступающая сильно вперед, имеет недостаточную защищенность и не соответствует современным требованиям противоминной защиты».

Читая подобный вывод, точно не знаешь, что делать - смеяться или плакать... Носовая часть БТР-82, в сущности, заимствованная от БТР-60ПБ 60-х годов, защищенность тоже недостаточная да и о противоминной защите говорить не придется. По большому счету - это все тот же советский бронетранспортер, лишь слегка « улучшенный». Нет ни перехода на модульную конструкцию корпуса, ни модулей вооружения, которые можно было бы изменять в зависимости от спектра выполняемых задач на той же базе, и так далее.
Разработчики, похоже, как и раньше, собираются воевать на этой машине с блоком НАТО, предварительно бросив на Центрально-Европейскую равнину десяток атомных бомб.

Экспертам, обеспокоенным успехами БТР-4 (невзирая на истерию) на мировом рынке вооружений, вместо того, чтобы брызгать слюной в угаре великодержавного шовинизма, стоило бы задуматься: почему машина, которая отвечает стандартам НАТО (а теперь в мире это подобие знака качества), появилась на Украине раньше, чем в России? В чем здесь дело? Судя по всему, в том, что в Украине нет нефти и газа, а значит, приходится выкручиваться, что-то придумывать и выдумывать. Отсутствует у украинских товарищей и мания величия, которая мешает созданию принципиально новых образцов техники. Они не считают свои танки, БТР, БМП, пушки, самолеты и так далее лучшими в мире.
Конечно же, БТР-4 - не предел совершенства, в машине немало недостатков и детских болезней. Однако ключевым в его оценке является уже упоминавшееся соответствие стандартам НАТО и привлекательное соотношение цена-качество, чем аналоги западного производства похвастаться не могут. К примеру, достаточно успешно продвигается в последние годы на мировой рынок финский БТР Patria, который стоит в пять раз дороже, а с надежностью у него тоже есть проблемы. Тем не менее, в отсутствие предложений от российского ВПК, эта машина уже заинтересовала и Министерство обороны РФ, которое собирается закупить 500 таких экземпляров. А вот БТР-4 Россия уже точно не закупит. Впрочем, это тема для отдельного разговора.