Блок рычагов для управления танком. От телетанка к танку-роботу. Какой ты, на фиг, танкист

В прошлых постах мы уже потыкали в Т-34, Pz.III и Panther. Сегодня мы рассмотрим куда более серьёзный аппарат - Tiger II. Надо сказать, что почти всё сказанное относится и к Tiger I за исключением некоторых деталей, которые, конечно, отмечены.


Устройство механизма поворота
Первое, что бросается в глаза любому заглянувшему внутрь Тигра - штурвал для поворота, похожий на руль автомобиля. Вал от штурвала уходит в здоровенный металлический короб - механизм поворота. Штурвал регулируется по высоте, для этого нужно отвернуть кран, установить нужный угол и закрутить кран. Такая регулировка даёт возможность водить танк высунув голову из люка вне боевой обстановки.

Вывод: вращая вал поворота в ту или иную сторону мы можем увеличивать скорость вращения одной гусеницы и одновременно с этим уменьшать скорость вращения второй гусеницы. Таким образом мы получаем механизм поворота дифференциального типа. При езде по прямой солнечные шестерни стремятся вращать вал поворота в противоположных направлениях, поэтому они и вал оказываются заклиненными. В этом и заключено достоинство данного принципа: в Пантере нам нужны были два тормоза, которые принудительно блокировали солнечные шестерни, а тут не нужен никакой тормоз и конструкция упрощается.

Итак, для поворота нам нужно вращать вал определённом направлении. Для этого мы добавим ещё один вал и два фрикцона поворота - левый и правый. Как следует из названия, для поворота влево мы включаем левый фрикцион. а для поворота вправо - правый. Так как вал связан с фрикционами, условно назовём его валом фрикционов.

Французский танк Somua S35 оснащён похожим по устройству механизмом поворота со схожим принципом. Интересно, что как и на Тигре мехвод Somua S35 пользуется рулём:

Данный механизм обеспечивает один устойчивый радиус поворота на каждой передаче. Механизм поворота Tiger I и Tiger II устроен сложнее, он обеспечивает два устойчивых радиуса поворота на каждой передаче. Давайте посмотрим, как это было достигнуто.

Главный поток мощности идёт через коробку передач к валу эпициклов. Второй поток мощности идёт минуя коробку передач к блоку из двух шестерён, вращающихся на оси вала поворота независимо от него. С этими шестернями связаны два фрикциона. Из-за разных передаточных чисел ведомые диски этих фрикционов вращаются с разными скоростями, поэтому фрикционы назвываются Фб (быстрый) и Фм (медленный).

Итак, вал фрикционов может вращаться с двумя разными скоростями в зависимости от того, какой из фрикционов (Фб или Фм) включается). Вал поворота может вращаться в двух направлениях (при включении Фл или Фп) с двумя разными скоростями. Это значит, что механизм поворота обеспечивает два устойчивых радиуса поворота на каждой передаче.

Прямолинейное движение
Во время прямолинейного движения штурвал находится по центру, все фрикционы механизма поворота выключены. Красным показан поток мощности к ведущим колёсам, а голубым - заклиненные шестерни и валы:

Поворот
Теперь давайте повернём вправо. Отклоним штурвал вправо на небольшой угол. Гидравлический механизм включит медленный фрикцион Фм и Фп. Здесь и далее красным обозначен главный поток мощности, а голубым - вспомогательный:

Танк начнёт медленно и плавно поворачивать вправо не теряя скорости. Если мы повернём штурвал на бОльший угол до конца, то выключится фрикцион Фм и включится фрикцион Фб, а танк начнёт поворачивать с меньшим радиусом.

Теперь давайте повернём штурвал влево на небольшой угол, выключится фрикцион Фб и Фп, включается фрикционы Фм и Фл:

Разворот на месте
Помимо множества радиусов поворота при езде вперёд механизм поворота обеспечивает разворот на месте. Для этого нужно включить нейтральную передачу, а затем повернуть штурвал влево или вправо. Возможность разворота на месте с двумя разными скоростями позволяет точно позиционировать корпус танка, что очень важно при погрузке на платформы или в тесных улицах.

Для быстрого разворота на месте против часовой стрелки включим фрикционы Фл и Фб повернув штурвал влево до упора. Вал поворота будет вращать солнечные шестерни в противоположных направлениях. Солченые шестерни, в свою очередь, станут вращать водила и связанные с ними ведущие колёса в противоположных направлениях. Водила через шестерни-сателлиты будут стремиться вращать эпициклы в противоположных направлениях. Так как эпициклы связаны валом, вал и сами эпициклы заклиниваются. Именно поэтому разворот на месте осуществляется на нейтральной передаче, ведь вал между эпициклами не должен вращаться от коробки передач. Голубым обозначены заклиненные шестерни и валы:

Резервная система управления
Все четыре фрикциона механизма поворота управляются гидравлической системой. Благодаря этому механизм поворота вообще не нуждается в регулировке в процессе эксплуатации. Так как штурвал связан с гидравлической системой, его легко поворачивать (конечно, по танковым меркам). В СССР испытывались танки разных стран с точки зрения усилий на рычагах и штурвалах при вождении. Так вот, Jagdtiger с механизмом поворота от Tiger II оказался самым простым и удобным в управлении, а усилия на штурвал были наименьшими. Вот ссылка на результаты замеров, убедитесь сами .

Механизм поворота со снятой крышкой:

Но что делать, если гидравлическая система выйдет из строя? В этом случае штурвал станет бесполезным, а фрикционы перестанут включаться. На этот случай предусмотрена резервная система. Посмотрите ещё раз на схемы выше. Видно, что к выходящим из механизма поворота валам приделаны тормоза. Слева и справа от штурвала находятся два рычага, которые и управляют этими тормозами. В штатной ситуации при исправном штурвале рычаги используются для торможения. Если же гидравлика выйдет из строя, то эти же рычаги используются для поворота танка.

Если мы повернём левый рычаг, то левый вал начнёт тормозиться и левая гусеница станет вращаться медленнее. Так как правый тормоз выключен, левый вал вращать труднее, чем правый, поэтому вал поворота и солнечные шестерни расклиниваются и начнут вращаться, увеличивая скорость вращения правой гусеницы. Конечно, этот способ обеспечивает только один устойчивый радиус поворота и потери мощности будут выше, но в случае неисправности Тигр может своим ходом без проблем доехать до ремонтной базы.

Устойчивость движения
На танках VK 36.01 (H) и Tiger I ставился механизм поворота Henschel L 600 C. Собственно, схему и принцип работы этого Lenkapparat"а я выше и описал. При всех своих достоинствах он имеет один недостаток: не обеспечивается устойчивое движение при езде по прямой. То есть когда Tiger I едет по асфальту и сопротивление движению на левой и правой гусенице одинаковое, танк едет строго вперёд и никаких проблем нет. Но если Tiger I едет по бездорожью и сопротивление движению на левой и правой гусеницах отличается, их скорость меняется из-за расклинивания вала поворота и танк немного уводит в сторону. Вообще, неустойчивое прямолинейное движение - это проблема практически всех механизмов поворота дифференциального типа тех лет. Она есть, в частности, на M3 Lee, M4 Sherman, Churchill, Cromwell, Comet, Centurion и так далее.

На Panther II, Tiger II и E-100 ставился механизм поворота Henschel L 801. Он имеет точно такую же схему, как L 600 C и сходное устройство, но важное отличие. При езде по прямой фрикционы Фл и Фп были постоянно включены. Благодаря этому вал поворота принудительно заклинивался и обеспечивал устойчивое прямолинейное движение. Для поворота влево отключался фрикцион Фп, а вправо - Фл соответственно. Таким образом механизм поворота L 801 объединял достоинства независимых и дифференциальных механизмов поворота. Его схема была настолько удачна, что именно L 801 был выбран для Tiger II и Panther II в ходе унификации, а когда после войны немцы начали работу над Leopard I, в его механизме поворота использовалась эта же схема в другом исполнении под кормовое расположение трансмисии.

Оценка
Мы рассмотрели устройство механизма поворота и принцип управления штурвалом. Теперь мы можем сравнить его с другими двухпоточными механизмами поворота тех лет: с независимым механизмами поворота Panther и с дифференциальным механизмом поворота Centurion.

Достоинства:


  • Удобство и лёгкость управления

  • Наличие резервной системы управления. На Panther необходимо блокировать солнечные шестерни тормозами, если тормоза выйдут из строя, танк потеряет управляемость. На Тигре можно убить все четыре фрикциона и доехать до ремонтной базы своим ходом

  • На Centurion поворот осуществляется ленточными тормозами, а на Тигре фрикционами с гидравлическим приводом, который не требует регулировки

  • Наличие двух радиусов устойчивого поворота вместо одного на Panther и Centurion

  • Высокое качество исполнения и надёжность в работе. Это относится даже к Tiger II позднего выпуска. Трансмиссия Пантеры имеет меньше резервы из-за слабых узлов (бортовые передачи, фрикционы поворота)

  • В отличие от Centurion, обеспечивается устойчивость прямолинейного движения

Недостатки:

  • Значительные габариты механизма поворота, особенно по сравнению с компактностью аналогов на Panther и Centurion

  • Сложность устройства (четыре фрикциона, три вала дополнительного привода, гидравлическая система управления и т.д.) Centurion выгодно выделяется наиболее простым устройством

  • Для компоновки такого механизма поворота в танке с кормовым расположением трансмиссии приходится переделывать реализацию в сторону усложнения (на Leopard I для достижения компактности пришлось применить множество вложенных друг в друга валов)


На предвкушении сказываются и рассказы о могучих героях-танкистах Великой Отечественной войны, ворочающих Т-34 рычагами без гидравлики, и эпизодическая поездка «пассажиром» на громыхающей БМП.

В принципе, рассуждения верные: снаружи танк и вправду не может и не должен быть чистым, а хорошая спортивная форма оказывается кстати, когда хочешь аккуратно опустить свое тело в небольшой люк, не испачкав ногами сиденье. Однако более близкое знакомство с Т-72Б3 не оставило и следа от снисходительного скепсиса. Танк произвел на меня впечатление чрезвычайно сложной и в то же время хорошо продуманной машины. Уверен, что это самая надежная техника, которой мне приходилось управлять: кажется, сломать или испортить что-либо здесь человеку не под силу. Вместе с тем это и самая дорогая машина в моем послужном списке: танк можно было бы «сменять» на целый гараж роллс-ройсов.


Управление танком не сильно отличается от автомобильного: газ, тормоз и сцепление на своих законных местах, разве что вместо руля — рычаги. Хитрость в том, что еще до начала движения необходимо запомнить расположение всех органов управления и научиться находить их на ощупь. В походном положении механик-водитель высовывает голову из люка, диаметр которого едва превышает ширину плеч, поэтому ни рычагов, ни педалей, ни каких-либо рукояток или кнопок ему не видно. В боевом положении с закрытым люком в кабине тем более не осмотришься — темно.

Самый важный рычаг, который нужно уметь находить «с закрытыми глазами», управляет подъемом и опусканием кресла. Мне потребовалось немалое самообладание, когда на полном ходу в походном положении я вдруг провалился вниз и перестал видеть дорогу.
«Боевой» специфики машины никто не отменял: на педали сцепления и особенно тормоза здесь нужно давить изо всех сил, разгибая ногу в колене и упираясь пятой точкой в кресло. Зато 39-литровому дизелю абсолютно все равно, насколько плавно вы отпускаете сцепление, а средняя педаль чаще используется в качестве так называемого «горного тормоза»: если продавить ее почти до пола, срабатывает фиксатор. На равнинной местности «горный тормоз» служит отличным «ручником».


Качаем трицепс
Не верьте журналистам, которые жалуются, что в Lamborghini трудно садиться. Тот, кто научился аккуратно опускать себя в люк танка, запросто запрыгнет хоть в болид «Формулы-1».

Заводится танк двумя кнопками: одна запускает масляный насос, а вторая — стартер. А дальше все привычно: выжимаю сцепление, включаю первую передачу, даю газу… Поехали!

На ходу танк… легок. Наушники неожиданно комфортного шлемофона оберегают уши и от шума, и от холода. По словам командира, с такой защитой даже стрельба из пушки не кажется громкой. Наверняка вы не раз слышали, что 2,5-тонные лимузины за счет большой инерции практически не замечают колдобин на асфальте. Представьте себе, насколько плавно плывет по грунтовке махина в 46 т. Конечно же, и на большой танк найдется большая канава, но наш тест прохождения серьезных препятствий не предусматривал.

Рычаги управления на Т-72Б3 гидравлические, поэтому работать ими легко. У танка две одинаковые коробки передач (семь скоростей вперед и одна назад), каждая из которых приводит в движение свой гусеничный трак. Потянув на себя левый или правый рычаг, вы переключаете соответствующую коробку на одну ступень ниже. К примеру, если вы движетесь на первой скорости и тянете левый рычаг, левый трак останавливается, и танк поворачивает на месте с радиусом поворота, равным ширине машины. Если же вы едете на третьей передаче, то при повороте налево на левом траке включится вторая. Потянув оба рычага сразу, вы временно перейдете на вторую скорость.

Самое интересное в управлении танком — это то, что радиус поворота машины находится в жесткой зависимости от включенной передачи. Поэтому, для того чтобы ездить на танке быстро, требуется некоторая сноровка и глазомер. Заметьте, рычаги не притормаживают траки, а переключают передачи, поэтому поворот включается и выключается резко. Для автомобилиста это весьма непривычно.

Езда в боевом положении и вовсе напоминает старомодную компьютерную игру: в перископ видно область от левого до правого «крыла», «прицеливаться» помогает прочерченная центральная линия. К габаритам привыкаешь довольно быстро, а вот к посадке — нет: сидеть приходится, сильно наклонившись вперед. Распрямить спину с закрытым люком для механика-водителя непозволительная роскошь.

Какой ты, на фиг, танкист?

Простота управления танком — кажущаяся. Одно дело прокатиться по полигону, совсем другое — провести широченную машину по узкому следу минного трала или понтонному мосту, преодолеть брод, не похоронить аппарат в не замеченной вовремя канаве. Внедорожные способности танка не столь велики, как может показаться: траки траками, а 46 т никто не отменял.

Современный танк — сложная боевая машина, у которой более 200 различных органов управления. Правила требуют, чтобы ремонт танка мог производиться силами экипажа, и это требование относится не только к конструкции машины (вес гусеничных звеньев, например), но и к квалификации бойцов. Так что до настоящих танкистов нам — как до звезды.

На улице снег и грохот исполинского дизеля, а в шлемофоне — тепло, тишина и спокойный голос командира взвода, старшего лейтенанта Александра Зайцева.

Компоновка танка Т-72 - классическая, с кормовым расположением силового отделения. Внешне Т-72 очень напоминает танк Т-64.

Кликните на изображение, чтобы посмотреть продольный и поперечный разрезы танка Т-72

Отделение управления танка расположено в носовой части корпуса по оси. Оно ограничено справа правым топливным баком и баком-стеллажом, слева - левым топливным баком, щитком контрольных приборов механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади - вращающимся транспортером автомата заряжания. В отделении управления находится сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления подачи топлива и привода стояночного тормоза, избиратель передач с элементами блокирующего устройства. В отделении управления, кроме того, находятся гирополукомпас, баллоны со сжатым воздухом и аппаратура воздушного запуска двигателя, часть боекомплекта спаренного пулемета, ящик для укладки в нерабочем положении прибора ТВНЕ-4ПА, бачок для питьевой воды, топливоподкачивающий насос БЦН-1, приборы системы защиты от ОМП и другие приборы и снаряжение.

1 - педаль остановочного тормоза; 2 - педаль сцепления; 3 - ручка стопора сиденья водителя; 4 - рукоятка привода ручной подачи топлива; 5 - гирополукомпас ГПК-59; 6 - топливораспределительный кран; 7 - защитная крышка АКБ; 8 - щит контрольных приборов механика-водителя; 9 -баллон для сжатого воздуха; 10 - выключатель батарей; 11, 19- сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса; 12 - ручка защелки педали остановочного тормоза; 13 - сигнальная лампа блокирующего устройства: 14 - аппарат ТПУА-3; 15- прибор наблюдения ТНПО-168; 16 - плафон освещения; 17- сигнальные лампы датчика критической температуры охлаждающей жидкости и вызов командира; 18 - заправочная горловина бачка системы ГПО; 20 - клапан системы запуска двигателя; 21 - манометр; 22 - рукоятка крышки люка водителя; 23 - бак-стеллаж; 24 - рычаг избирателя передач; 25 - кожух для ТНПО- 168В; 26 - рукоятка привода жалюзи; 77 - рычаг управления; 28 - педаль подачи топлива; 29 - кран системы ГПО; 30 - вентилятор.

В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТНПО-168 с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него - две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днище корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода. Размещенный в отделении управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя, а не полулежа, как на некоторых западных танках. Это обеспечено установкой его сиденья в специальном углублении в днище.

Боевое отделение танка расположено в средней части корпуса и башне, и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно. В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка, автомат заряжания и приборы управления огнем. Справа от пушки расположено рабочее место командира, слева - наводчика. Справа на пушке установлен пулемет ПКТ, а над ее люлькой на крыше башни на специальных кронштейнах - базовая труба прицела-дальномера ТПД 2-49. Перед сиденьем командира и справа по борту башни установлены: электромашинный стопор пушки; пополнительный бак вертикального наведения; радиостанция Р-123М; аппарат ТПУ А-1; аппарат А-4 для подключения наружной розетки десанта; пульт загрузки автомата заряжания; карданный привод командирской башенки. У переднего бака-стеллажа на правом борту размещен баллон системы ППО.

В крыше башни над сиденьем командира расположена командирская башенка с люком, который закрывается крышкой, имеющей пластинчатый торсион. В командирской башенке установлены два прибора наблюдения ТНП-160 и командирский прибор ТКН-3. На башенке установлен зенитный пулемет НСВ-12,7. В корме башни расположен люк для выброса поддонов, механизм подъема кассет, досылатель и элементы привода крышки люка выброса поддонов. Перед сиденьем наводчика в башне установлены: прицел-дальномер с пультом управления автоматом заряжания; ночной прицел; прибор наблюдения; подъемный механизм пушки. Слева в башне установлены: распределительный щиток; индикатор количества выстрелов; аппарат ТПУА-2; механизм поворота башни с азимутальным указателем; стопор башни; электроприборы и приборы освещения. Люк наводчика закрывается крышкой, в которой имеется лючок для установки воздухопитающей трубы ОПВТ.

В средней части корпуса установлен вращающийся транспортер автомата заряжания с редуктором и стопором. Под полом транспортера на днище боевого отделения установлено вращающееся контактное устройство ВКУ-330-1. У моторной перегородки размещен средний бак-стеллаж с боеукладкой. Между ним и правым бортом установлен подогреватель двигателя с калорифером. Над подогревателем размешена фильтровентиляционная установка (ФВУ). Кроме того, в боевом отделении расположен еще целый ряд приборов и механизмов, в том числе термодатчики и трубопроводы с распылителями системы ППО.

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. Компоновка силового отделения выполнена с поперечным размещением двигателя, смещенного к левому борту. Между двигателем и моторной перегородкой размещены: расширительный бачок системы охлаждения; центробежный масляный фильтр; поплавковый клапан расширительного бачка системы питания. Между правым бортом и двигателем установлен воздухоочиститель.

Вдоль правого борта установлена гитара, передающая крутящий момент от двигателя к коробкам передач. На отдельном постаменте фундамента двигателя закреплен стартер-генератор. Конический редуктор привода вентилятора установлен на кронштейне, закрепленном на днище танка. В специальных картерах, вваренных в кормовой части корпуса с левой и правой стороны, установлены планетарные коробки передач в сборе с бортовыми передачами. На кормовом листе корпуса расположен вентилятор системы охлаждения. В силовом отделении установлены пополнительный и основной маслобаки системы смазки двигателя, а также маслобак системы смазки и гидроуправления силовой передачи. Силовое отделение закрывается крышей, состоящей из крыши над двигателем и крыши над силовой передачей. По днищу корпуса проходят торсионные валы подвески, а по бортам танка - тяги приводов управления.

Корпус танка представляет собой жесткую коробку, сваренную из броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормы, днища, а также вентиляторной и моторной перегородок и крыши над силовым отделением. Носовая часть корпуса состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, а также с передним листом крыши, бортами и днищем. Верхний лобовой лист корпуса наклонен под углом 68° к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь - стеклотекстолит - сталь) толщиной 80+105+20 мм. Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень зашиты от наиболее распространенных в 1970-е годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. При существующем угле наклона по некоторым данным она эквивалентна стальной броневой плите толщиной 500-600 мм.

1 - верхний лобовой лист; 2,3 - скобы; 4 - кронштейн ограждения фары; 5 - передний буксирный крюк; 6 - нижний лобовой лист; 7 - кронштейн балансира; 8 - подбашенная защитная планка; 9 - отбойник; 10 - выпускной патрубок; 11 - кронштейн крепления бочек; 12 - камне-отбойник; 13 - кронштейн ленты крепления бревна; 14 - задний буксирный крюк; 15, 16 -кормовые листы; 17- картер коробки передач; 18 - упор; 19 - кронштейн поддерживающего катка; 20 - кронштейн амортизатора; 21 - кронштейн кривошипа направляющего колеса; 22 - грязевой щиток

К верхнему наклонному листу приварены два буксирных крюка с пружинными защелками, два кронштейна ограждения фар, трубки для подвода электропроводов к фарам и габаритным фонарям, скобы для крепления и укладки буксирных тросов, кронштейны габаритных фонарей. На верхнем листе крепятся два наклонных щитка для защиты смотровых приборов механика-водителя от попадания на них грязи при движении танка. В месте соединения верхнего наклонного листа с передним листом крыши по оси танка сделан вырез, в который вварена шахта для установки прибора наблюдения механика-водителя. Сверху шахта закрыта козырьком, приваренным к корпусу. К нижнему броневому листу толщиной 85 мм, наклоненному под углом 60°, приварены бонки для установки оборудования самоокапывания и минного трала.

Борта корпуса - вертикальные броневые листы толщиной 80 мм в передней части и 70 мм в задней. В средней части бортов вварены подбашенные защитные планки для увеличения внутреннего объема корпуса и установки башни. К бортам и наклонным листам носовой части приварены кронштейны кривошипов направляющих колес. К каждому борту приварено по три кронштейна поддерживающих роликов и по два отбойника, предохраняющих полки от ударов гусениц, по одному отбойнику для очистки гусениц от грязи и посторонних предметов. К бортам приварены полки, несущие на себе наружные топливные баки и ящики с ЗИП. К полкам крепятся пылевые щитки, передние и задние грязевые щитки. В задней верхней части левого борта вварена зашита выпускного патрубка, под которой находится патрубок для направления выпускных газов.

Корма корпуса состоит из кормового броневого листа, листа кормы нижнего и картеров коробок передач. В верхней части кормового листа справа и слева приварены трубки для подвода электропроводов к габаритным фонарям, кронштейны габаритных фонарей, кронштейны лент крепления бревна самовытаскивания и кронштейны крепления бочек. В нижней части кормового листа приварены два буксирных крюка с пружинными защелками и бонки для крепления запасных траков. В буксирных крюках выполнены сквозные отверстия для осуществления жесткой сцепки при буксировке танка.

Крыша корпуса состоит из переднего и заднего броневых листов и вставок над подбашенными защитными планками, приваренных к корпусу, а также съемной части. Днище корпуса имеет корытообразную форму и состоит из трех штампованных деталей. Для увеличения жесткости и размещения торсионов в днище выполнены продольные и поперечные выштамповки. В днище корпуса, кроме того, вварены кронштейны балансиров. Перегородка, отделяющая силовое отделение от боевого, приварена к поперечной балке, бортам и днищу. Вентиляторная перегородка выполнена в виде спирального кожуха со съемными передними и боковыми листами, в котором размещается вентилятор системы охлаждения. Основное назначение вентиляторной перегородки - организация потока воздуха к выходным жалюзи в целях обеспечения заданного расхода воздуха через радиаторы системы охлаждения.

Для зашиты бортов танка от кумулятивных средств поражения предназначены бортовые экраны толщиной 3 мм, выполненные из алюминиевого сплава. Четыре правых и четыре левых бортовых экрана крепятся к надгусеничным полкам и передним откидным щиткам. Для сохранности при движении танка по лесистой и пересеченной местности бортовые экраны могут быть установлены в походное положение - поджаты к боковым пылевым щиткам. В боевом положении они разворачиваются вперед под углом 60°.

Башня танка представляет собой фасонную отливку из броневой стали, к верхней части которой приварена крыша, а также правая и левая головки для защиты базовой трубы прицел-дальномера. Башня имеет монолитную конструкцию с переменной толщиной стенок. Толщина лобовой брони в секторе ±30° (по другим данным ±35°) от продольной оси танка составляет 400-410 мм при наклоне 10-25°. Толщина бортов колеблется в пределах 395-440 мм при углах наклона 20-25°. В передней части башни расположена амбразура для установки пушки. В амбразуре имеются две расточки, в которые обоймами, надетыми на цапфы люльки, устанавливается пушка. К боковым поверхностям амбразуры приварены дуговые щеки, которые в сочетании с проточками в подвижной бронировке пушки образуют лабиринт, препятствующий проникновению внутрь башни свинцовых брызг (осколков) и снижающий воздействие взрывной волны. Для крепления наружного защитного чехла пушки по бокам амбразуры приварены желобки, а ниже амбразуры - желобок со сливным отверстием.

Справа от амбразуры пушки в башне имеется амбразура для спаренного пулемета. Слева от амбразуры пушки приварены кронштейн для осветителя ночного прицела и трубка для подвода электропровода к нему (только на танках ранних выпусков). В передней части и на корме башни приварены крюки для захвата башни тросами при ее монтаже и демонтаже. Правее амбразуры пулемета приварен кронштейн фары и трубка защиты электропровода. К правой половине крыши башни приварено основание командирской башенки. В левой половине крыши башни вварены основание люка наводчика, фланец для установки ночного прицела, корпус для установки прибора наблюдения наводчика, а также выполнено отверстие для установки задней подвески прицел-дальномера. В верхней части кормы башни расположены люк для выброса поддонов, отверстие, в которое вварен фланец крепления антенны, резьбовое отверстие для монтажа розетки связи с десантом, кронштейн крепления фары.

Кроме того, в кормовой части башни приварены четыре кронштейна для крепления ящика ОПВТ, два кронштейна для укладки трубы ОПВТ и скобы для крепления брезента. По бортам башни приварены поручни для десанта. Башня устанавливается на шариковой опоре, верхний погон которой соединен с донным листом башни, а нижний погон крепится к крыше корпуса. Вращение башни осуществляется с помощью гидравлического и ручного механизмов поворота (МПБ). Гидравлический МПБ располагается в левой передней части корпуса машины, ручной - в башне, слева от места наводчика.



На прошедшой выставке Армия 2015 любой желающий мог почувствовать себя членом экипажа танка Т-90с. Для этого на статической стоянке было 4 машины, в которую мог сесть любой желающий. Давайте же посмотрим, каково быть танкистом:


2. Место механика-водителя. Рычаги механизма поворота; педаль главного фрикциона (аналогично автомобильному сцеплению); педаль горного тормоза, скрытая за вентилятором (аналогично стояночному тормозу автомобиля); педаль подачи топлива; гребенка избирателя передач.

3. Всем всегда интересно, что значит «обзор как в танке». Призменный прибор наблюдения ТНПО-168 с широким полем зрения.
Для вождения в ночных условиях вместо него может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа

4. По левую руку находится приборный щиток.

5. Он же крупнее. Все приборы и тумблеры имеют защиту от повреждения или случайного переключения.

6. По правую руку рычаг избирателя передач, место для термоса, рукоятка закрытия люка, переговорное устройство, распределительные коробки.

7. А за спиной механика-водителя лишь скромный просвет в боевое отделение со стороны оператора-наводчика.

8. Рабочее место оператора-наводчика. Слева прицел ночной ПН-5, справа дневной прицел наводчика 1Г46.

9. Ночной прицел, блоки управления вооружением.

10. Справа внизу механические рукоятки поворота башни и наведения пушки, показометры углов наведения.

11. Место командира танка

12. Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки.

13. Командир окружен приборами со всех сторон.

И нет, мы сейчас не о World of tanks или симуляторах. Мы говорим о реальных боевых машинах, которые одним выстрелом могут спокойно разнести дом. Почему заговорили на эту тему? А почему бы и нет. Танк - тоже самоходная машина, и им тоже как-то управляют.

Поэтому отвлечемся от реек и насосов и поговорим о системах управления движениями танков.

История танковых систем управления

Первым танком, который использовали в боевых действиях, стал британский тяжелый танк Mark I. Это произошло 15 сентября 1916 года во время битвы на реке Сомма. В первой в истории танковой операции участвовало 144 танкиста на 18 танках Mark I.

Первый британский тяжелый танк Mark I

С тех пор прошло больше 100 лет. За это время мировое танкостроение шагнуло далеко вперед, а каждое следующее поколение танков было мощнее, быстрее, крепче и опаснее предыдущего. Само собой, что системы управления танком также постоянно модернизировали и улучшали, чтобы добавить танкам маневренности, подвижности, устойчивости и проходимости.

Так как же выглядит рулевое управление танков? Сейчас узнаете.

Сразу уточним, что и в старых, и в современных танках нет рулевого управления в обычном понимании этой фразы. Нет или редуктора, нет электроусилителей или гидроусилителей руля.

Начнем с рулевого управления первых танков, таких как Mark I. Чтобы управлять первым британским танком, нужна была слаженная работа половины команды (т.е. 4-х из восьми членов экипажа):

  • водитель танка переключал центральную механическую 2-х ступенчатую коробку передач и координировал работу остальных членов команды;
  • командир танка управлял бортовыми тормозами;
  • два помощника водителя отвечали за работу бортовых коробок передач.

Бортовые коробки передач и тормоза соединяли с ведущими задними колесами. Когда танк двигался прямо, оба колеса крутились с одинаковой скоростью за счет работы центральной коробки передач.

Чтобы развернуть танк, например, вправо, главный водитель переключал центральную коробку передач танка на первую скорость и давал команду на разворот в нужную сторону. Помощник водителя, который отвечал за работу левой бортовой коробки, переключал механизм на вторую скорость, чтобы левая гусеница начала двигаться быстрее правой, и танк начал разворачиваться вправо. Нужно повернуть влево? Второй помощник водителя увеличивал скорость движения правой гусеницы.

Когда танк заканчивал поворот в нужную сторону, помощники водителя переключали коробки на одинаковые скорости и выравнивали боевую машину. Бортовые тормоза использовали, чтобы уменьшить угол разворота и быстрее повернуть танк в нужную сторону. У первых танков не было заднего хода, поэтому чтобы поехать в обратном направлении, танк разворачивали на 180 градусов.

Прорывом стало рулевое управление танка Mark V, ведь управлять танком мог один человек. Mark V стал первым танком, в котором избавились от бортовых коробок передач, заменив их бортовыми фрикционами, и оборудовали полноценное рабочее место для водителя.

Трофейный британский Mark V на постаменте в Луганске

Теперь, чтобы повернуть танк в нужную сторону, водитель просто дергал за рулевые рычаги, которых было два - правый и левый. Рычаги отвечали за работу, соответственно, правой и левой гусениц. Нужно повернуть вправо? Водитель тянул правый рычаг на себя, правый фрикцион замедлял скорость движения правой гусеницы, и танк поворачивает вправо. К слову, на Mark V уже стояла не 2-х, а 4-х ступенчатая механическая коробка передач и теперь водитель мог лучше корректировать угол поворота на разных скоростях.

После первых удачных полевых испытаний рычажную систему управления начали использовать и в других танках. Британцы, французы, русские, немцы, итальянцы, шведы, американцы, японцы и китайцы устанавливали рычажную систему или ее модификации в свои танки. Конструкция системы настолько простая и неприхотливая, что советские танкостроители использовали рычаги для управления танками вплоть до 1980-х годов. Китайские и японские танки также долгое время оснащали только рычажными системами управления.

В то же время инженеры других стран постоянно работали над новыми системы управления боевыми машинами. Снова отличились британцы, которые в 1919 году провели первые полевые испытания танков с рулем, а не рычагами. Первыми танками с рулевым, а не рычажным управление, стали машины Vickers A4E11 и A4E12. Кстати, оба танка были плавающими.

В 1933 году уже советские ученые заменили рычаги на руль. Первым советским танком с рулем стал плавучий Т-37А. Однако, такая система управления была дороже и сложнее привычной рычажной. Поэтому в СССР от рулей в танках быстро отказались.

А вот союзники, а затем главные соперники СССР во Второй мировой войне оказались гораздо дальновиднее. Еще в 1930-тые годы немцы начали массовую модернизацию танков и других боевых машин. В результате немецкие танки стали первыми не плавающими танками, которыми управляли с помощью штурвалов, похожих на обычный руль. А самым популярным немецким танком с такой рулевым управлением стал Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 или проще говоря "Тигр".

Отреставрированный немецкий "Тигр"

Органами управления "Тигром" были руль, педали газа, сцепления и тормоза, два рычага основного и вспомогательного стояночного тормоза, рычаг коробки передач. По бокам от сиденья устанавливали аварийные рычаги управления, которые использовали, когда основная система управления выходила из строя. По сути, чтобы научиться управлять танком, достаточно было уметь управлять автомобилем.

Теперь водителю танка, чтобы повернуть машину вправо или влево, нужно было просто повернуть руль в нужном направлении. Как и прежде угол поворота зависел от скорости движения танка. "Тигры" оборудовали 12-ти ступенчатыми коробками передач - 8 передач для движения вперед и еще 4 передачи для заднего хода. И хотя немецкие "полосатые" были очень тяжелыми, опытный механик-водитель мог развернуть танк на 360 градусов практически на месте. И все благодаря задним передачам. Во время разворота одна из гусениц двигалась вперед, а вторая - назад, чтобы обеспечить разворот на месте. Во время поворотов в движении одна из гусениц просто двигалась быстрее другой.

Немецкие тяжелые танки, которые строили после "Тигра", оснащали рулями. А во время Второй мировой войны немцы переоборудовали большое количество средних и легких танков, самоходных противотанковых и артиллерийских установок, и заменили старые рычажные системы управления на более совершенные рулевые системы.

Как вы думаете, кто еще догадался массово заменить старые рычаги в танках на руль? Нет, не британцы. Этими умниками стали американцы, хотя они пришли к такому решению намного позже немцев. Самым массовым американским танком со штурвалом был М4 "Шерман". Танки "Шерман" участвовали во Второй мировой войне и были намного подвижнее и маневреннее немецких тяжеловесов.

Американский Sherman M4A4 в одном из французских исторических музеев

Рабочее место водителя "Шермана" было оборудовано штурвалом, двумя рычагами тормозов (для правой и левой гусениц), педалью сцепления, рычагом 5-ти ступенчатой коробки передач, ручным стояночным тормозом, а также ножным и ручным акселератором. Рычаги тормозов были оборудованы сервотроником, которые выполняли роль усилителей. У МКПП было 4 скорости для движения вперед и одна задняя передача.

После Второй мировой войны большинство танков выпускали со штурвалами и рулями, а рычаги использовали только как аварийную систему управления для случаев, когда основная система управления выходила из строя. Со временем даже закостенелые русские и китайские танкостроители начали ставить в танках штурвалы вместо рычагов.

Современные системы управления танками

Сейчас большинство танков, которые стоят на вооружении стран мира, оборудованы модернизированными системами управления, но главным инструментом для поворотов машин был и остается похожий на автомобильный руль штурвал.

Яркий пример современной боевой машины со штурвалом - украинский танк БМ "Оплот", который входит в десятку лучших танков мира. Экипаж танка состоит из 3-х человек - командира, механика-водителя и наводчика. Место водителя танка "Оплот" оборудовано штурвалом, педалями газа и тормоза, рычагами 12-ти ступенчатой автоматической КПП и стояночного тормоза.

Полевые испытания украинского танка БМ "Оплот"

Французский AMX-56 Leclerc - еще один представитель танковой индустрии с отлично сбалансированной системой управления. К слову, французский танк считается одним из самых маневренных в мире.

Однако не стоит думать, что танковые инженеры остановились на достигнутом и до сих пор никто не придумал альтернативной системы управления танком. Одной из альтернатив танковым штурвалам могут стать... джойстики.

Начиная с 2013 года российские инженеры работают над новой системой управления для танка Т-90МС, которая позволит заменить штурвалы технологичными и высокоточными джойстиками. Такая модернизация позволит сократить количество экипажа до 2-х человек - командира, который также будет выполнять роль водителя, и наводчика. При этом в танке прозапас оставят оборудованное место водителя со штурвалом. Таким образом, если джойстик выйдет из строя, командир может пересесть на старое место водителя и продолжить управлять танком.

Так что, кто знает, возможно, современные геймеры, которые вовсю рубятся в танковые симуляторы на компьютерах и приставках, через 5-10 лет станут очень востребованными военными кадрами благодаря навыкам управлять виртуальными боевыми машинами с помощью обычных игровых джойстиков. Поживем - увидим!