Вторая мировая война и международное право. Изменения в международном праве после второй мировой войны. Международное военное право до Мировой войны

Вторая мировая война и международное право представляют собой два тесно связанных между собой аспекта взаимоотношений между государствами в середине ХХ века , претерпевших по результатам этой войны принципиальные изменения.

Наиболее важными и общепризнанные нормами поведения государств как субъектов международных договоров являются принципы международного права . Как императивные положения, они не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

Первым в списке из десяти основных принципов международного права является принцип неприменения силы и угрозы силой.

Силовое взаимодействие между государствами в форме вооружённого противоборства с использованием вооружённых сил является войной. С точки зрения профессиональных военных война есть такой вооружённый конфликт, результат которого заранее непредсказуем. Этим война отличается от аннексии, интервенции, подавления вооружённого мятежа и тому подобного.

Политические договоры, заключённые между странами теряют своё значение, если один из партнёров перестаёт существовать или же вследствие войны все договорённости между воюющими сторонами стали недействительными

Нейтралитет прекращается и тогда, когда до этого нейтральное государство вступает в войну с уже воюющим государством, поскольку ранее нейтральное государство в этом случае не может продолжаться считаться таковым. В данном случае наблюдается грубое нарушение Международного права. Поскольку если нейтральность фактически и в законодательном смысле уже вступила в силу, подчиняющееся Международному праву государство не может отказаться от нейтральности. Исключением является случай, когда такой отказ не связан с обстоятельствами, имеющими отношение к причинам войны

Международное военное право до Мировой войны

Третья Женевская конвенция, открытая к подписанию в 1929 году, устанавливает, что законы и обычаи войны обязательны не только для граждан стран, которые ее ратифицировали, но и для всех лиц независимо от их гражданства. Таким образом, граждане любой страны несут ответственность за совершённые ими военные преступления независимо от того, подписало, или нет эту конвенцию страна, гражданами которой они являются.

Вторая мировая война

По мнению большинства интересующихся историей началась 1 сентября года нападением Германии на Польшу через неделю после подписания Пакта Молотова-Риббентропа и секретного к нему приложения о разделе сфер влияния между Германией и Советской Россией.Поводом к войне послужила организованная немцами провокация в Гляйвице. При этом Гитлер в первое время тщательно избегал применения термина "война", говоря лишь о "полицейской операции"

В соответствие с достигнутой договорённостью утром 17 сентября того же года Красная Армия перешла советско-польскую границу. Как объяснил в своём выступлении по радио советский Народный комиссар по иностранным делам Вячеслав Молотов это было сделано для того, чтобы "взять под защиту жизни и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии ", как об этом сказано в статье в советском официозе - газете "Известия" от 1. сентября 1939 года.

При этом Молотов ссылался на то, что польское государство перестало существовать и потому бывшие договорённости (под которыми подразумевался и Советско-польский договор) потеряли силу.Хотя правительство Польши покинуло страну лишь вечером этого дня, а вооружённые силы продолжали организованную борьбу ещё долгое время. В Англии было организовано Польское правительство в эмиграции Владислава Сикорского , а ушедшие на запад войсковые соединения (Армия Крайова) под командованием генерала Владислава Андерса и флота продолжали войну с Германией до её окончания.

По мнению историка Случа Советами были нарушены приведённые выше положения Международного права, которые в редакции на немецком языке записаны так:

1) Ein Staat besteht im Sinne des Völkerrechtes auch darin fort, wenn er »vorübergehend nicht die Zentralgewalt besitzt, denn er wirdnicht allein durch seine Zentralregierung, sondern durch alle seine Organe repräsentiert....Selbst die Besetzung, seines gesamten Terrritoriums durch den Gegner (>debellation<) setzt der Existenz desbesiegten Staates kein Ende.... Deswegen bleibt der Staat dasselbe Subjekt des Völkerrechtes, solange das Volk dieses Staates nicht end gültig durch den jeweils anderen Staat vernichtet bzw. zwischeneinigen Staaten aufgeteilt wird. 2) Politische Verträge verlieren zwischen den Staaten ihre Gültigkeit indem Fall, wenn eine der Vertragsparteien aufgehört hat zu existieren« oder wenn der Ausbruch eines Krieges alle politischen Verträge zwischen den kriegführenden Parteien aufhebt. 3) Die Neutralität endet u.a. in dem Fall, wenn ein bislang neutralerStaat in den Krieg gegen einen kriegführenden Staat eintritt, da esfür den jeweiligen neutralen Staat nicht mehr angemessen ist, neutral zu bleiben. In solchen Fällen handelt es sich um eine grobeVerletzung des Völkerrechtes, denn wenn die Neutralität faktisch und rechtlich bereits in Kraft getreten ist, darf ein neutraler Staat, dem als Mitglied des Völkerbundes Verpflichtungen auferlegt sind, diese nicht wieder ablegen, mit Ausnahme jener Fälle, da es aus Gründen geschieht, die nicht mit den Ursachen des betreffenden Krieges verbunden sind. (Текст отсканирован по

Послевоенные изменения

Опыт войны и анализ её причин побудил международное сообщество к совершенствованию Международного права, что нашло своё отражение в возобновлении деятельности международной организации по типу Лиги Наций (1919 год) в облике Организации Объединённых Наций (ООН, решение о создании подписано 26 июня 1945 года).

Вторая Мировая война прослужила поводом для внесения в Международное право существенных изменений, выразившихся в формулировке и реализации совершенно новых видов преступлений, а именно Преступления против мира и Преступления против человечности. Это было попыткой решить проблему войн юридическим путём.

Важнейшим событием в этом направлении стали решения Нюрнбергского военнонго трибунала (1946 год), впервые в практике судопроизводства использовавшего вновь введённые определения военных преступлений. При этом союзники, от имени которых выступал трибунал, в проблему установления вины, выразившейся в отступлении от существовавших положений военного права, добавили определением того, на чьей стороне выступал обвиняемый. Таким образом Международный трибунал превратился в оккупационный орган, решения которого опирались на факт безоговорочной капитуляции Германии.

Специфика проведённого в Нюрнберге процесса состояла и в том, что существовавшее до сего времени фундаментальное для обеспечения объективного и справедливого суда положение о том, что закон не имеет обратной силы, было расширено не в пользу обвиняемых. Вина которых была определена в связи с нарушением| норм законодательства, которые им заведомо не были известны.

Важным шагом в совершенствовании правовой атмосферы современного общества стало принятие третьей сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря года резолюции, содержанием которой является Всеобщая декларация прав человека Впервые в мировой истории появился признанный всеми подписантами общемировой документ, являеющийся сводом и определением прав, которыми обладают все люди. Этот документ носит рекомендательный характер и потому формально не является составной частью Международного права.Таким образом единой нормативной системы прав и обязанностей, в равной степени обязательных как для государств, так и их граждан до сих пор не создано.

Это даёт возможность правительствам некоторых стран игнорировать обвинения в нарушении прав человека, расценивая их, как вмешательство во внутренние дела своего государства. А существующие нормы Международного военного права, многие из которых сформулированы нечётко или вообще письменно не зафиксированы,настолько отличаются, что до сих пор по их поводу нет единой точки зрения.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Вторая мировая война опрокинула основы международного режима, сложившегося после первой мировой войны, и ряд норм и институтов международного права, закреплявших этот режим. Вместе с тем изменились важнейшие социально-политические факторы, влияющие на развитие международного права.

Прежде всего оказалась сломленной военная, экономическая и политическая мощь трёх крупных агрессивных государств (Германии, Италии и Японии), являвшихся до войны великими державами и, следовательно, имевших немалый удельный вес в международных отношениях.

Во-вторых, необычайно увеличилось международное значение Советского Союза, который сыграл решающую роль в победе над агрессивными государствами и вокруг которого объединились прогрессивные и демократические силы всего мира. Международное значение Советского Союза покоится не только на его военной, экономической и политической мощи, но и на его моральном авторитете, сильно выросшем за годы войны. "Весь мир, - писал И. В. Сталин в первомайском приказе 1946 года, - имел возможность убедиться не только в могуществе Советского государства, но и в справедливом характере его политики, основанной на признании равноправия всех народов, на уважении их свободы и независимости".

В-третьих, после разгрома гитлеровской Германии и её союзников в Европе появились демократические государства нового типа, закладывающие основы для перехода к социализму и связанные тесной дружбой с Советским Союзом: Польша, Чехословакия, Болгария и др. Они тоже составляют немаловажный фактор в укреплении мирных и демократических тенденций в международной политике.

В-четвёртых, следует отметить резко усилившийся в результате войны подъём национально-освободительного движения народов ряда колониальных и полуколониальных стран и, прежде всего, Китая.

Все указанные изменения означают ослабление сил империализма и реакции, укрепление сил социализма и демократии и, следовательно, влияют на развитие М. п. в прогрессивном и демократическом направлении. Однако наряду с ними существуют и другие факторы, действующие в обратном направлении. Прежде всего, это - реакционные правительства и правящие круги крупных капиталистических государств, в первую очередь США и Англии, которые проводят в международной политике чисто империалистические тенденции. Они старались проводить их даже во время войны, но не были способны изменить освободительный и антифашистский характер войны, обусловленный участием в ней Советского Союза. После войны различия в целях войны и в послевоенных планах стали всё больше углубляться, и сформировались две противоположные политические линии: политика СССР и стран народной демократии, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, и политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии. Империалистическая политика США и Англии, получившая столь яркое выражение в фултоновской речи Черчилля, в так называемой "доктрине Трумэна" и "плане Маршалла", наглядно проявляется в призывах к мировой гегемонии США и к походу против СССР и стран новой демократии, в организации всякого рода империалистических блоков, скрывающих под маской "обороны" далеко идущие агрессивные цели, как, например, так называемый "Западный союз", Атлантический пакт, в экспансии, в экономическом порабощении и грубом попрании независимости многих государств и вмешательстве во внутреннюю жизнь народов, в усилиях оттеснить Советский Союз от участия в международных делах и в пропаганде новой мировой войны. К этому нужно добавить сохранение очагов фашистской агрессии, существующих в масштабе целых государств, как, напр., Испания или Греция, или в виде отдельных неликвидированных фашистских групп и организаций, как, напр., в западных зонах Германии, в Италии, в Японии. Не может быть никаких сомнений, что эти очаги продолжают существовать лишь благодаря тому, что они находят питательную почву в поддержке со стороны империалистической реакции в США и в Англии.

Итак, в послевоенный период определилась новая расстановка основных политических сил, действующих на мировой арене. Образовалось два лагеря: лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей главной целью укрепление мира и демократии и ликвидацию остатков фашизма, борьбу за социализм, и лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей главной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии. Борьба между этими двумя противоположными лагерями составляет содержание современной международной жизни и определяет развитие современного международного права. Государства империалистического лагеря, стараясь сохранить наиболее реакционные институты международного права, создают также новые реакционные институты, предназначенные закрепить мировое господство империалистических держав, прикрывая его лжедемократической и лжепацифистской фразеологией. Типичными примерами могут служить такие соглашения о военной и экономической "помощи", заключённые на основе так называемой "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла", как "Западный союз" и Северо-атлантический пакт. С другой стороны, государства демократического лагеря применяют наиболее прогрессивные институты прежнего международного права, значительно углубляя их демократическое содержание, и наряду с этим создают новые последовательно демократические институты международного права, получившие, напр., весьма яркое воплощение в договорах о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве и в экономических и культурных соглашениях, заключённых Советским Союзом с государствами народной демократии и этими последними между собой. Две противоположные тенденции в международной политике и в развитии международного права резко сталкиваются между собой в организации Объединённых наций, в связанных с ней международных учреждениях и вообще когда речь идёт о применении на практике всех тех международных актов, которые были совместно приняты союзными державами во время и по окончании второй мировой войны.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

С первых дней Второй мировой войны стало ясно, что довоенное международное право хоть и запрещало ведение агрессивной войны, но не предусматривало механизма ее предотвращения. Данное положение было изменено после нападения агрессоров на СССР, когда была образована антигитлеровская коалиция, которая уже в ходе войны стала создавать нормы и механизм их реализации.

Одним из первых документов в этой области была Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства . Она была принята в 1943 г. на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании. В Декларации было сказано, что те германские офицеры, солдаты и члены нацистской партии, которые были ответственны за зверства, убийства и массовые казни, будут сосланы в те государства, в которых они совершали подобные действия для того, чтобы они были судимы и наказаны в соответствии с законом данного государства.

В Декларации не нашел решения вопрос о главных преступниках, преступления которых не связаны с тем или иным географическим местом и которые будут наказаны совместным решением правительств союзников. 8 августа 1945 г. было подписано соглашение между Великобританией, Францией, США и СССР , к которому позже присоединились Греция, Дания, Югославия, Голландия, Чехословакия, Польша, Эфиопия, Гондурас, Гаити, Венесуэла, Уругвай и др. Оно предусматривало учреждение Устава Международного военного трибунала.

Утверждению Устава Международного военного трибунала предшествовало решение Берлинской конференции 3 держав, в которым было закреплено положение о том, что военные преступники, и те, кто принимал участие в нацистских мероприятиях, должны быть арестованы и осуждены.

1 октября 1946 г. подобный суд состоялся в Нюрнберге, на нем был вынесен Приговор Международного военного трибунала. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 г. Приговор был признан ООН. Таким образом, Генеральная Ассамблея подтверждает принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала. На конференциях решались и другие вопросы, которые имеют международно‑правовое значение.

В 1943 г. была проведена Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании , где была принята Декларация о всеобщей безопасности. В данном документе выражалась необходимость в самый короткий срок образовать организацию для поддержания международного мира и безопасности.

Также на Московской конференции был принят документ «Основы нашей программы по вопросам экономического сотрудничества», который содержал в себе цели расширения международной торговли без дискриминации.



На Тегеранской конференции 28 ноября – 1 декабря 1943 г. была принята Декларация трех держав, которая признавала ответственность участников конференции и всех Объединенных Наций за создание такого мира на Земле, который бы получил одобрение у подавляющего числа жителей земного шара и который бы устранил бедность и войну на долгое время.

В Думбартон‑Оксе (США) с 21 по 29 августа 1944 г. происходили предварительные переговоры по вопросам учреждения международных организаций для поддержания мира и безопасности.

С 4 по 11 февраля 1945 г. проходила Крымская конференция. В Ялте руководители 3 держав объявили своей целью уничтожение германского милитаризма и нацизма. Особое место занимал вопрос ограничения правомочий Германии в отношении своих материальных ресурсов, а также обязать ее возместить ущерб союзным странам.

Большую роль в международном праве сыграла Постдамская конференция, ее решения и в настоящее время имеют колоссальное значение для международной политики и международного права.

Образование в 1945 году Организации Объединенных Наций положило начало современному международному праву. Хотя четкие границы между этапами развития международного права провести невозможно, поскольку образование норм международного права может быть охарактеризовано как постоянный процесс создания новых норм, изменения действующих и прекращения устаревших норм международного права, современное международное право существенным образом отличается от предыдущего. Прежде всего следует отметить, что современное международное право в значительной степени развивается под влиянием Организации Объединенных Наций.

Поскольку главной задачей международного сообщества является обеспечение международного мира и безопасности, основным средством для осуществления этой задачи выступает ООН. Несмотря на то что вооруженные конфликты так и не исчезли с лица земли, заслуги ООН в области поддержания мира значительны.

Современное международное право отличается по ряду признаков от классического.

Субъектами международного права признаются все государства, а не только цивилизованные, как это предусматривалось классическим международным правом. Современное международное право признало также, что его субъектами являются межгосударственные организации, хотя их правосубъектность является производной, вторичной и отличается существенным образом от правосубъектности государств.

Право государств на войну запрещено. Государства могут обращаться только к мирным средствам разрешения международных споров.

Если основным источником предыдущих международно-правовых систем являлись обычаи, то в современный период возросла роль международных договоров.

Осуществлена кодификация многих отраслей международного права, например дипломатического и консульского права, права международных договоров, международного морского права и др.

Ученые многих стран внесли вклад в развитие международно-правовой науки. В Советском Союзе ей уделялось значительное внимание. В послевоенный период появилась большая плеяда ученых, которые занимались различными проблемами международного права. Это М.М. Аваков, И.П. Блищенко, Р.Л. Бобров, B.C. Верещетин, Г.П. Задорожный, Г.В. Игнатенко, Ф.И. Кожевников, А.Л. Колодкин, И.И. Лукашук, А.А. Моджорян, СВ. Молодцов, Г.И. Морозов, В.К. Собакин, Г.Б. Старушенко, Г.И. Тункин, Н.А. Ушаков, Д.И. Фельдман, В.М. Шуршалов и многие другие. Их труды сыграли значительную роль в становлении отечественной науки международного права и оказали влияние на развитие международного права Международное право: учеб. для вузов /. отв. ред. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. - 4е изд.; перераб. и доп. М.: Норма, 2008. с. - 61..



Кодификация - это официальная систематизация дей­ствующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью соз­дания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации:

а) приведение действующего меж­дународного права в соответствие с потребностями данного пе­риода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сфе­ры (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, ре­комендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу­лирования. Кодификация - один из способов совершенствова­ния международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эф­фективности обычных норм международного права посредст­вом их преобразования в договорные нормы.

Интересным при­мером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. , в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на мо­мент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обыч­ные нормы, разработаны новые положения, посвященные ра­нее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.



Кодификация норм международного права всегда осуще­ствляется на официальном уровне - либо государствами по­средством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения про­грессивного развития международного права и его кодифика­ции (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специаль­но создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одоб­ряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются между­народные конференции. В рамках ООН были подготовлены та­кие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сно­шениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой кото­рых является договор как явно выраженное соглашение (Же­невские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морско­му праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах ме­ждународного права... 1970 г.).

47.Международное гуманитарное право: понятие, источники (Гаагские конвенции о законах и обычаях войны, Женевские конвенции о защите жертв войны). Принципы

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов – это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в целях ограничения в процессе вооруженной борьбы применения жестоких методов и средств ее ведения, обеспечения защиты жертв войны, а также устанавливающих ответственность за их нарушение.

Основными источниками международного гуманитарного права являются следующие международно-правовые акты:

Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года;

Ряд конвенций и Декларация о воспрещении применять пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, подписанные в Гааге в 1899 году;

Конвенция об освобождении в военное время госпитальных судов от портовых сборов, подписанная в Гааге 21 декабря 1904 года;

Гаагские конвенции об открытии военных действий, о законах и обычаях сухопутной войны, о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий, об обращении торговых судов в суда военные, о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской и сухопутной войны, декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров и другие 1907 года;

Декларация о праве морской войны, принятая в Лондоне 26 февраля 1909 года (хотя эта декларация и не была ратифицирована подписавшими ее государствами, она сохраняет свое значение, поскольку формулирует ряд общепризнанных принципов);

Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года;

Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время, приложенные к протоколу, подписанному в Лондоне 6 ноября 1936 года;

Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года (об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны) и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 года, первый касается защиты от международных вооруженных конфликтов, второй относится к положению воюющих в немеждународных вооруженных конфликтах;

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Пакт Рериха) от 14 мая 1954 года:

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года;

Конвенция о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, и четыре протокола к ней 1980 года и др. Названные международно-правовые акты составляют в основном так называемые правила ведения войны.

Принципы:

1. Принцип гуманизации вооружённых конфликтов

2. Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны

3. Международно-правовая защита жертв войны

4. Охрана гражданских объектов и культурных ценностей

5. Защита нейтральных государств

48.Характеристика принципа неприменения силы и угрозы силой. Право государств на самооборону.

Принцип не применения силы или угрозы силой .

Принцип не применения силы или угрозы силой появился в МП в период между двумя мировыми войнами, сначала как принцип запрещения агрессивной войны. Этот принцип заменил ранее существовавшее в МП право государства на войну (jus ad bellum), в соответствии с которым каждое государство могло прибегнуть к войне против другого государства в случае любого спора между ними.

Качественно новым этапом в развитии рассматриваемого принципа стало принятие Устава ООН, который не ограничился запрещением агрессивной войны, а провозгласил в п.4 ст.2 "Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций".

В уставе ООН нормативное содержание этого принципа, как и других принципов МП, не развернуто. Это было сделано в первую очередь в резолюции Генеральной Ассоциации ООН:

Декларация о принципах МП (1970 г.)

Определение агрессии (1974 г.)

Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (1987 г.)

А также вклад в дальнейшее развитие принципа внес Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) (раздел касающийся претворения в жизнь согласованных принципов).

Проанализировав эти документы, можно сделать вывод, что запрещаются:

1. любые действия, представляющие собой угрозу силой или ранее косвенное применение силы против другого государства;

2. применению силы или угрозы силой с целью нарушения существенных международных границ международных границ другого государства или для разрешения международных споров и вопросов, для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемещения;

3. Репрессиями с применением вооруженной силы; (repressaliae -удерживать, останавливать), в МП - принудительные меры, применяемые одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства. К этим запрещенным действиям относятся, т.н. "мирная блокада",т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время;

4. Организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наёмничество;

5. Организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственных территорий, направленные на совершение таких актов, в т.числе когда упомянутые акты связаны с другой силой или ее применением;

6. Военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушении Устава ООН;

7. Приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или его применения;

8. Насильственные действия лишающие народа права на самоопределение, свободу и незыблемость.

Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст.51) и по решения Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст.39 и 42).

Кроме того, принцип не применения силы не распространяются на события, происходящие внутри государства, поскольку МП не регулирует внутригосударственные отношения.

Составной частью принципа не применения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В соответствии с Декларациями 1970 и 1977 года, государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны и принять меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями, общественно-политическими движениями и т.д.

Самооборона - это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения, институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве. В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии .

Необходимая оборона представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизодический, "разовый" характер и не преследуют цели развязывания войны.

Самооборона от агрессии - это отражение актов агрессии посредством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по международному праву и, прежде всего, по Уставу ООН. При этом ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрессором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций является отражение вооруженного нападения, восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности, обеспечение привлечения правонарушителя к ответственности.

Действия государств по самообороне ни в коей мере нельзя противопоставлять принудительным мерам, осуществляемым по решению Совета Безопасности ООН. Ст.51 Устава ООН устанавливает, что Устав не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. При этом меры по Уставу ООН не отменяют и не заменяют действий по самообороне.

49.Характеристика принципа всеобщего уважения прав человека и свобод человека. Понятие и значение международных стандартов (универсальных, региональных) по правам человека

Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых Специалисты Немецкие Военные

Партизанская война и международное право

Партизанская война и международное право

В Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны изложены общие правовые нормы и положения, которые имеют отношение к партизанской войне и движению сопротивления:

1. Согласно положениям конвенции, сопротивление населения страны или ее части войскам противника допускается только до того, как страна оккупирована войсками противника, и никак не после оккупации. Что касается второй мировой войны, то теперь установлено, что все европейские страны в момент возникновения в них партизанского движения уже были прочно заняты немецкими войсками и что в большинстве из них оно началось спустя много времени после оккупации (в некоторых странах на это ушли целые годы). Уже по одной этой причине партизанская борьба противоречила международному праву.

2. Известно далее, что некоторые из оккупированных стран, например Югославия, Греция и Франция, подписали капитуляцию, на основании которой они расформировывали свои войска и отказывались от дальнейшего сопротивления. Согласно международному праву, подписанная капитуляция является обязательным документом для всех граждан капитулировавшей страны, и если какой-либо гражданин этой страны заявит, что он не признает капитуляцию, это явится грубым нарушением международного права. В этом заключается вторая причина, почему партизанская борьба в трех названных странах не соответствовала нормам международного права.

3. Международное право требует также, чтобы руководство партизанами осуществлялось через определенных ответственных лиц. Ясно, что подобные полномочия предоставляются только суверенному правительству данной страны. Правительство чужой страны или правительство, находящееся в эмиграции, таким правом не обладает. Из всех вышеупомянутых стран только Россия и Италия имели правительства, пользовавшиеся своими суверенными правами. Правительства других государств находились либо в эмиграции, либо в изгнании и потому не могли иметь непосредственной власти в своих странах. Созданное де Голлем в Африке «правительство» Франции не было даже эмигрантским, а имело скорее характер контр правительства. Его действия были тем более необоснованными, что, даже согласно американским «Rules of Land Warfare», любое эмигрантское правительство лишается права призывать народ к партизанской войне.

4. Правительство, находящееся в эмиграции, по существу, даже не имеет возможности ставить какие-либо задачи отдельным группам партизан. Так. например, югославский король не мог дать Тито, который был его открытым противником и ярым врагом четников военного министра югославского эмигрантского правительства, генерала Михайловича, никакого сколько-нибудь серьезного задания. В таком же положении оказался и греческий король, который был не в состоянии ставить какие-либо задачи руководимой коммунистами Единой народно-освободительной армии (ЭЛАС).

5. Наконец, международное военное право требует соблюдения партизанами общих правил вооруженной борьбы. Оно требует, чтобы партизаны носили какую-то форму или заметные издали знаки отличия и не прятали своего оружия. С этим последним положением несовместимо никакое коварство. Русские и итальянские партизаны, однако, вообще не признавали и не носили ни единой формы, ни знаков отличия, а французские партизаны и частично партизаны на Балканах носили форму лишь при соединении их с регулярными войсками или при зачислении их в эти войска. Но даже и в этом случае они все же оставались партизанами и сохраняли присущие им особенности.

Таким образом, любая из приведенных выше причин говорит о том, что борьба партизан противоречила нормам международного права. Не считая русских и итальянских партизан, действиями которых руководили суверенные правительства, все партизаны других театров военных действий не соблюдали ни одного параграфа положений международного права о ведении легальной борьбы. Поэтому партизаны были поставлены вне закона. Именно такую правовую ситуацию нужно брать за основу при оценке партизанской войны на любом театре военных действий.

История партизанской войны нашего времени еще не написана. Надежных источников для этого имеется очень мало. Война из-за угла, в которой бойцы маскируются большей частью под обыкновенных мирных жителей, когда удар всегда наносится из засады, а. наносящий его постоянно уклоняется от открытого боя и бесследно исчезает, такая война уже по своему существу не поддается ни письменной фиксации, ни, тем более, документированию. Потребуется собрать воедино много отдельных рассказов и воспоминаний участников, чтобы по-настоящему осветить это явление второй мировой войны. Проделать такую работу необходимо, так как это представляет большой интерес не только для историка. Чем большее место завоевывает себе в современной стратегии маневренная война, чем больше теряют значение государственные границы и чем сильнее развиваются в народах идеологические и политические противоречия, а вместе с ними и классовая борьба, тем сильнее становится опасность того, что формы партизанской войны наложат свою печать на все конфликты, которые могут возникнуть в будущем.

Поэтому проблема партизанской войны заслуживает самого серьезного внимания. Здесь прежде всего следует сделать попытку хотя бы в основных чертах изложить ход партизанской борьбы на отдельных театрах второй мировой войны.

Из книги Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых автора Специалисты Немецкие Военные

Партизанская война История войн не знает ни одного примера, когда партизанское движение играло бы такую же большую роль, какую оно сыграло в последней мировой войне. По своим размерам оно представляет собой нечто совершенно новое в военном искусстве. По тому

Из книги 1812. Всё было не так! автора Суданов Георгий

Партизанская война в России Особенно ярко стремление сделать партизанскую борьбу неотъемлемой частью всей войны выразилось в России. Еще на московском партийном съезде в 1928 году говорилось о настойчивой необходимости проведения таких мероприятий, которые в случае

Из книги Описание Отечественной войны в 1812 году автора Михайловский-Данилевский Александр Иванович

Партизанская война в Польше За свою многовековую историю Польше так часто приходилось защищаться от чужеземных захватчиков и чужеземного господства, что поляк с течением времени стал почти прирожденным партизаном. Борьба польских партизан в прошлом была обращена

Из книги 1900. Русские штурмуют Пекин автора Янчевецкий Дмитрий Григорьевич

Партизанская война в Италии Еще до выхода Италии из союза с Германией в кругах, близких к маршалу Бадольо, были проведены некоторые серьезные мероприятия для организации партизанской борьбы. Вскоре после того, как Италия 8 сентября 1943 года вышла из состава стран оси и

Из книги 1941 22 июня (Первое издаение) автора Некрич Александр Моисеевич

Вторая мировая война и право Могли ли процессы над военными преступниками создать новое международное уголовное право? Когда Черчилль 25 октября 1941 года заявил, что расплата за военное преступление, в котором обвиняется германское правительство, является одной из

Из книги 1941 22 июня (Первое издание) автора Некрич Александр Моисеевич

Могли ли процессы над военными преступниками создать новое международное уголовное право? Когда Черчилль 25 октября 1941 года заявил, что расплата за военное преступление, в котором обвиняется германское правительство, является одной из главных задач антигитлеровской

Из книги Спецназ России автора Квачков Владимир Васильевич

Малая война, партизанская война, народная война… С сожалением приходится констатировать, что слишком много мифов у нас придумано и о так называемой «дубине народной войны».Например, уже много раз цитированный нами П.А. Жилин утверждает, что «партизанское движение

Из книги Великая война не окончена. Итоги Первой Мировой автора Млечин Леонид Михайлович

Партизанская война Числительная сила воюющих армий. – Состояние их. – Образование партизанских отрядов. – Цель действий их. – Взятие Вереи. – Набеги партизан. – Действие отряда Генерала Винценгероде. – Спасение Троицкой Лавры. – Польза партизанской войны.При

Из книги Можно ли защитить Западную Европу автора Гудериан Гейнц Вильгельм

Международное сражение 30 июня В историю русских войн занесена еще одна блестящая страница… У стен недвижного Китая 30 июня 1900 г. русские войска, верные боевым заветам своей родины, одержали славную победу над неприятелем, который превосходил их численностью не менее как

Из книги Карать карателей [Хроники Русской весны] автора Холмогоров Егор Станиславович

Из книги 1812. Полководцы Отечественной войны автора Бояринцев Владимир Иванович

Международное положение СССР Высшая цель внешней политики социалистического государства заключается в обеспечении благоприятных условий для своего мирного развития. Поддерживать мир, не допускать войн и вооруженных конфликтов, дать народу своей страны трудиться и

Из книги автора

Из книги Ф. К. Гершельмана «Партизанская война». С.-Петербург, 1885 О партизанских действиях кавалерии: …причину этому надобно искать не в том, что этот вид боевой службы кавалерии есть нечто новое, но скорее в том, что он приобретает в наше время лишь большее относительное

Из книги автора

Право голоса После войны многое изменилось. Новый образ жизни прежде назвали бы аморальным. В те времена женщина в обмен на замужество, что было совершенно необходимо, потому что придавало необходимый статус, предлагала мужу абсолютную верность и покорность. Женщину

Из книги автора

VII. ЗА ПРАВО И СВОБОДУ Западная Европа хочет жить и, по нашему мнению, имеет на это право, если принять во внимание ее заслуги перед человечеством, несмотря на ошибки и слабости, которыми страдает сейчас старый свет.В результате двух тяжелых, кровопролитных и

Из книги автора

Право на Крым События вокруг референдума Крыма о воссоединении с Россией зеркально напоминают историю с отделением Украины от СССР в 1991 году. Напомню, 24 августа 1991 года Верховный совет УССР провозгласил независимость Украины, немедленно поддержанную США. К1 декабря,

Из книги автора

Международное значение Отечественной войны Историк Ханс-Йобст Краутхайм («Александр I, 1801–1825) в сборнике «Русские цари», М., 1997) так подводит итоги Отечественной войны 1812-го года:– Уничтожение основной массы великой армии и бегство её остатков, впереди которых инкогнито