Святой николай сербский. Николай (велимирович). Евангелие о Лазаре и богаче

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Будущий святитель родился 23 декабря 1880 года в крестьянской семье в самом центре Сербии. Его родное село Лелич расположено неподалеку от Вальева. Родители будущего архиерея, крестьяне Драгомир и Катарина, были людьми благочестивыми и пользовались уважением соседей. Их первенец вскоре после рождения был крещен с именем Никола в монастыре Челие. Раннее детство его прошло в родительском доме, где в обществе братьев и сестер мальчик рос, укрепляясь духом и телом и получая первые уроки благочестия. Мать часто водила сына на богомолье в монастырь, первый опыт богообщения крепко запечатлелся в детской душе.

Позднее отец отвел Николу в тот же монастырь учиться грамоте. Уже в раннем детстве в мальчике проявились незаурядные способности и усердие к учебе. По воспоминаниям современников, в школьные годы Никола нередко предпочитал уединение детским забавам. На школьных переменах он убегал на монастырскую колокольню и там предавался чтению и молитве. Во время учебы в гимназии в Вальево он был одним из лучших учеников. Вместе с тем ему приходилось самостоятельно заботиться о хлебе насущном. Параллельно с учебой он, как и многие его сверстники, прислуживал в домах горожан.

По окончании 6-го класса гимназии Никола хотел сначала поступить в Военную академию, но медицинская комиссия признала его не годным для офицерской службы. Тогда он подал документы и был принят в Белградскую семинарию. Здесь Никола быстро выделился своими успехами в учебе, которые были прямым следствием его упорного труда и прилежания, столь необходимого для раскрытия полученных от Бога талантов. Всегда помня о том, насколько великим грехом будет закопать талант Божий, он неустанно трудился над тем, чтобы его преумножить. Во время учебы он читал не только учебную литературу, но познакомился и со многими классическими произведениями, принадлежащими к сокровищнице мировой литературы. Своими ораторскими способностями и даром слова Никола удивлял учеников и преподавателей семинарии. Во время учебы он принимал участие в издании газеты «Христианский благовестник», где публиковал свои статьи. Вместе с тем в семинарские годы Никола терпел крайнюю нужду и лишения, следствием которых стал физический недуг, от которого он страдал на протяжении нескольких лет.

По окончании семинарии он учительствовал в селах неподалеку от Вальева, где еще ближе познакомился с жизнью и душевным устроением своего народа. В это время он близко дружил со священником Саввой Поповичем и помогал ему в его служении. Летние каникулы по совету врача Никола проводил у моря, где познакомился со святынями Адриатического побережья Черногории и Далмации. Со временем впечатления, полученные в этих краях, нашли отражение в его ранних произведениях.

Вскоре по решению церковного священноначалия Никола Велимирович вошел в число государственных стипендиатов и был направлен на учебу за границу. Так он попал на Старокатолический богословский факультет в Берне (Швейцария), где в 1908 году защитил докторскую диссертацию на тему «Вера в воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви». Следующий 1909 год он провел в Оксфорде, где подготовил диссертацию по философии Беркли, которую затем защитил на французском языке в Женеве.

В лучших европейских университетах он с жадностью впитывал знания, приобретя с годами прекрасное для того времени образование. Благодаря своему оригинальному мышлению и феноменальной памяти ему удалось обогатиться многими знаниями и затем найти им достойное применение.

Осенью 1909 года Никола возвращается на родину, где тяжело заболевает. Шесть недель он проводит в больничных покоях, но, несмотря на смертельную опасность, упование на волю Божию ни на минуту не покидает молодого подвижника. В это время он дает обет, что в случае выздоровления примет монашеский постриг и без остатка посвятит свою жизнь усердному служению Богу и Церкви. Действительно, поправившись и выйдя из больницы, он вскоре принял монашество с именем Николай и 20 декабря 1909 года был рукоположен в священнический сан.

Через некоторое время Сербский митрополит Димитрий (Павлович) направляет отца Николая в Россию для того, чтобы он ближе познакомился с русской церковной и богословской традицией. Сербский богослов проводит в России год, посещая ее многочисленные святыни и ближе знакомясь с душевным устроением русского человека. Пребывание в России оказало огромное влияние на мировоззрение отца Николая.

После возвращения в Сербию он преподает в Белградской семинарии философию, логику, психологию, историю и иностранные языки. Его деятельность не ограничивается только стенами духовного училища. Он много пишет и публикует в различных изданиях свои статьи, беседы и исследования на различные философско-богословские темы. Молодой ученый иеромонах выступает с беседами и лекциями по всей Сербии, благодаря чему приобретает широкую известность. Его выступления и беседы посвящены, в первую очередь, различным нравственным аспектам народной жизни. Непривычная и оригинальная ораторская манера отца Николая особо привлекает сербскую интеллигенцию.

Отец Николай, принимавший активное участие в общественной жизни, вызывал у многих удивление и уважение. Не только в Белграде, но и в других сербских краях начали говорить об образованном собеседнике и ораторе. В 1912 году он был приглашен на торжества в Сараево. Его приезд и выступления вызвали воодушевление в среде сербской молодежи Боснии и Герцеговины. Здесь он познакомился с лучшими представителями местной сербской интеллигенции. Яркие и смелые высказывания отца Николая не могли остаться незамеченным со стороны австрийских властей, управлявших Боснией и Герцеговиной. На обратном пути в Сербию он был задержан на несколько дней на границе, а на следующий год австрийские власти не разрешили ему приехать в Загреб для участия в торжествах, посвященных памяти митрополита Петра (Петровича-Негоша). Однако его приветственная речь все-таки была передана и зачитана перед собравшимися.

Труды отца Николая на благо своего народа умножились, когда в начале XX века Сербия вновь вступила на тернистый путь освободительных войн. Во время Балканских и Первой мировой войн иеромонах Николай не только внимательно следил за развитием событий на фронте и в тылу и выступал с речами, поддерживая и укрепляя сербский народ в его борьбе, но и непосредственно участвовал в оказании помощи пострадавшим, раненым и обездоленным. Свое жалование он пожертвовал до окончания войны на нужды государства. Известен случай, когда иеромонах Николай принимал участие в смелой операции сербских войск в начале Первой мировой войны. По воспоминаниям генерала Джукича, в сентябре 1914 года священник вместе с сербскими солдатами высадился на противоположный берег реки Савы и даже принял на короткое время командование небольшим отрядом в ходе кратковременного освобождения Земуна.

Однако как дипломат и оратор, владеющий несколькими европейскими языками, иеромонах Николай мог принести намного больше пользы сербскому народу в его неравной и отчаянной борьбе. В апреле 1915 года он был послан сербским правительством в США и Великобританию, где самоотверженно трудился на пользу сербских национальных интересов. Со свойственными ему мудростью и красноречием отец Николай старался донести до западных союзников истинную картину страданий сербского народа. Он постоянно выступал с лекциями в храмах, университетах и других общественных местах, внося таким образом неоценимый вклад в дело спасения и освобождения своего народа. Ему удалось идейно объединить не только православных, но и римо-католиков, униатов и протестантов, все более склонявшихся к идее борьбы за освобождение и объединение южнославянских народов.

Не в последнюю очередь благодаря деятельности отца Николая немалое число добровольцев из-за границы отправилось сражаться на Балканы, так что высказывание одного английского офицера о том, что отец Николай «был третьей армией», можно считать вполне справедливым.

25 марта 1919 года иеромонах Николай избран епископом Жичским, а уже в конце 1920 году переведен на Охридскую епархию. Именно возглавляя Охридскую и Жичскую кафедры владыка Николай развил во всей полноте свою деятельность по всем направлениям церковной жизни, не оставляя при этом и богословско-литературных трудов.

Вне всякого сомнения, особое впечатление на владыку Николая оказал древний Охрид – колыбель славянской письменности и культуры. Именно здесь, в Охриде, в святителе произошла глубокая внутренняя перемена, которая с этого времени была особенно явной. Это внутреннее духовное перерождение и внешне проявлялось во многом: в речах, поступках и творениях.

Верность святоотеческим традициям и жизнь по Евангелию привлекали к нему верующих. К сожалению, и теперь владыку не оставляли многие неприятели и клеветники. Но он превозмогал их злобу своим открытым сердцем, жизнью и деланием пред лицом Божиим.

Владыка Николай, подобно святому Савве, постепенно становился настоящей совестью своего народа. Православная Сербия приняла владыку Николая как своего духовного вождя. К периоду епископства в Охриде и Жиче принадлежат фундаментальные творения святителя. В это время он активно поддерживает связь с простыми верующими людьми и движением «Богомольцы», восстанавливает запустевшие святыни, полуразрушенные монастыри Охридско-Битольской и Жичской епархий, приводит в порядок кладбища, памятники, поддерживает благотворительные начинания. Особое место в его деятельности занимает работа с детьми бедняков и сиротами.

Хорошо известен основанный им приют для бедных и осиротевших детей в Битоле – знаменитый «Дедушкин Богдай». Детские дома и приюты для сирот были открыты владыкой Николаем и в других городах, так что в них содержалось около 600 детей. Можно сказать, что епископ Николай был великим обновителем евангельской, литургической, подвижнической и монашеской жизни в традициях православного Предания.

Немалый вклад был внесен им и в дело объединения всех частей Сербской Церкви на территории новообразованного королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия).

Епископ Николай неоднократно выполнял различные церковные и государственные миссии. 21 января 1921 года владыка вновь прибывает в США, где проводит следующие шесть месяцев. За это время им было проведено около 140 лекций и бесед в самых известных американских университетах, приходах и миссионерских общинах. Повсюду его принимали с особым теплом и любовью. Особым предметом забот владыки было состояние церковной жизни местной сербской общины. По возвращении на родину владыка Николай подготовил и представил Архиерейскому Собору специальное сообщение, в котором подробно описал положение дел в сербской православной общине на североамериканском континенте. 21 сентября 1921 года того же года он был назначен первым сербским епископом-администратором США и Канады и нес это послушание до 1923 года. Владыка выступает с инициативой постройки монастыря святого Саввы в Либертвилле.

Архиерей посетил американский континент и позднее. В 1927 году по приглашению Американо-югославского общества и ряда других общественных организаций он вновь приезжал в США и читал лекции в Политическом институте в Вильямстауне. Во время двухмесячного пребывания он вновь выступал с беседами в епископальных и православных церквях, в Пристонском университете и Федеральном Совете Церквей.

В июне 1936 года владыка Николай вновь назначается на Жичскую епархию – одну из старейших и крупнейших в Сербской Церкви. При нем епархия переживает настоящее возрождение. Обновляются многие древние монастыри, строятся новые храмы. Предметом особых забот стал для него имеющий неоценимое значение для Сербской Церкви и истории монастырь Жича. Здесь стараниями владыки Николая развернулась активная реконструкция с участием известных специалистов и архитекторов. В период с 1935 по 1941 год здесь были построены церковь святителя Саввы с народной трапезной, кладбищенская церковь с колокольней, новый епископский корпус и многие другие постройки, большая часть из которых, к сожалению, погибла при бомбардировке монастыря в 1941 году.

Из-за политики правительства Стоядиновича в старой Югославии святитель Николай вынужден был вмешаться в известную борьбу против подписания конкордата между югославским правительством и Римско-католической Церковью. Победа в этой борьбе и отмена конкордата во многом была заслугой владыки Николая.

Накануне Второй мировой войны святитель вместе с патриархом Сербским Гавриилом сыграл значительную роль в отмене антинародного пакта правительства с гитлеровской Германией, благодаря чему был любим народом и особенно ненавидим оккупантами. Весной 1941 года, вскоре после нападения Германии и ее союзников на Югославию, святитель был арестован немцами.

В момент нападения Германии и ее союзников и последовавшей стремительной оккупации Югославии в апреле 1941 года владыка Николай находился в своей епископской резиденции в монастыре Жича под Кральево. Сразу после установления оккупационного режима в Белграде немецкие офицеры стали приезжать в Жичу, проводить обыски и допросы владыки Николая. Немцы считали сербского святителя англофилом и даже английским шпионом. Несмотря на то, что прямых улик сотрудничества владыки с англичанами найдено не было, немцы заставили его подать прошение в Священный Синод об освобождении от управления Жичской епархией. Вскоре это прошение было удовлетворено.

Само нахождение епископа Николая в Жиче вызывало у немцев беспокойство. 12 июля 1941 года владыка был переведен в монастырь Любостиню, где провел почти полтора года. Период затвора в Любостине стал для владыки Николая довольно плодотворным в творческом отношении. Невольно освободившись от административных обязанностей, святитель направил всю свою энергию на написание новых творений. Он писал здесь настолько много, что постоянно возникала проблема с поиском бумаги.

Несмотря на то, что владыка был отстранен от административного управления, в Любостине ему все равно приходилось участвовать в жизни епархии. Приезжавшие к архиерею священнослужители информировали его о положении дел и получали от него инструкции и распоряжения. Эти визиты вызывали у немцев подозрение. В Любостине гестаповцы продолжали допрашивать владыку. Немцы в то же время пытались использовать авторитет владыки в своих пропагандистских целях, но мудрый архиерей отклонял их лукавые предложения и сумел остаться не замешанным в их планах.

Несмотря на домашний арест, святитель не оставался безучастным к судьбе горячо любимой им паствы. Осенью 1941 года немцы провели в Кралево массовые аресты и расстрелы мужского населения. Узнав о разразившейся трагедии, владыка Николай, несмотря на официальный запрет, с риском для жизни добрался до города и лично обратился к немецкому коменданту с просьбой прекратить кровопролитие.

Тяжелым ударом для владыки стала немецкая бомбардировка монастыря Жича, когда была практически полностью разрушена вся западная стена храма Вознесения Господня. Тогда же погибли все монастырские строения, включая епископскую резиденцию.

В связи с обострением ситуации присутствие владыки Николая становилось для немцев все более проблематичным. Ими было принято решение о переводе узника в более удаленное и безопасное место, в качестве которого был избран монастырь Войловица около Панчево на северо-западе Сербии.

В середине декабря 1942 года он был перевезен в Войловицу, куда чуть позже был доставлен и патриарх Сербский Гавриил. Режим пребывания на новом месте был намного суровей. К узникам была приставлена постоянная охрана, окна и двери были постоянно закрыты, запрещалось принимать посетителей и почту. Узники, включая владыку Николая, были практически полностью изолированы от внешнего мира. Раз в месяц для встречи с заключенными приезжал капитан Майер, отвечавший за религиозные вопросы и контакты с Сербской Патриархией. Немцы открывали церковь и разрешали совершать Божественную литургию только по воскресеньям и праздникам. Присутствовать на богослужении могли только заключенные. Несмотря на строгую изоляцию, известие о нахождении в монастыре владыки Николая быстро разнеслось по округе. Жители окрестных сел неоднократно пытались попасть в обитель на богослужение, но этому препятствовала охрана.

В Войловице владыка Николай не оставлял своих трудов. Он взялся за редактирование сербского перевода Нового Завета, выполненного в свое время Вуком Караджичем. Обеспечив себя наиболее авторитетными переводами Нового Завета на других иностранных языках, он приступил к работе вместе с иеромонахом Василием (Костичем). Этому труду были посвящены почти два года пребывания в Войловице. В итоге обновленная редакция Нового Завета была закончена. Помимо исправления Нового Завета владыка исписывал целые тетради различными поучениями, стихотворениями, песнями, которые он посвящал разным духовным лицам и дорогим его сердцу людям. По воспоминаниям очевидцев, владыка вырезал из белградских газет некрологи умерших с фотографиями и постоянно молился об упокоении их душ.

От тех дней сохранился написанные владыкой Николаем в одной тетради «Молебный канон» и «Молитва Пресвятой Богородице Войловачской», как и написанные позже в Вене «Три молитвы в тени немецких штыков».

14 сентября 1944 года владыку Николая и патриарха Сербского Гавриила отправили из Войловицы в концентрационный лагерь Дахау, где они оставались до конца войны.

8 мая 1945 года они оба были освобождены американскими войсками. После освобождения из концлагеря святитель не вернулся на Родину, где к власти пришли коммунисты. Более того, он был записан новыми властями в ряды народных предателей, его имя на долгие годы стало объектом грязной клеветы.

Тем не менее сербский народ со вниманием следил за деятельностью святителя за границей, с любовью внимая его устному и письменному слову. Творения святителя читались и размножались, пересказывались и запоминались надолго. Богатство в Боге – вот что пленяло душу серба во владыке. В своем сердце святитель продолжал всю жизнь творить теплую молитву о своем народе и Родине.

Несмотря на ухудшение здоровья, владыка Николай находил силы для миссионерской деятельности и церковной работы, путешествовал по просторам США и Канады, ободряя малодушных, примиряя враждующих и научая истинам евангельской веры и жизни многие ищущие Бога души. Православные и другие христиане Америки высоко ценили его миссионерские труды, так что он по праву причислен к сонму апостолов и миссионеров Нового континента. Святитель Николай и в Америке продолжил свою писательскую и богословскую деятельность как на сербском, так и на английском языках. Он старался, насколько это возможно, помочь сербским монастырям и некоторым знакомым на Родине, посылая скромные посылки и пожертвования.

В США владыка Николай преподавал в семинарии святого Саввы в монастыре Либертвилль, академии святого Владимира в Нью-Йорке, в русских семинариях – Свято-Троицкой в Джорданвилле и Свято-Тихоновской в Саут-Канаане, в Пенсильвании.

Все свободное от работы в семинарии время владыка Николай посвящал научным и литературным трудам, которые представляют собой самую выдающуюся и богатую сторону его деятельности во время пребывания в Америке. Именно здесь лучше всего проявились данные ему от Бога таланты: широта знаний, ученость и трудолюбие. При знакомстве с этой стороной деятельности владыки поражает его необычайная плодотворность. Он писал много, писал постоянно и по различным вопросам. Его перо не знало отдыха, и часто случалось так, что он одновременно писал несколько работ. Святитель оставил богатейшее литературное наследие.

На родине югославские коммунисты не забывали о владыке. Известно, что при избрании нового патриарха в 1950 году имя святителя было в списке тех архиереев, которые, по мнению властей, ни в кое случае не должны были быть допущены в число кандидатов на патриарший престол. В числе других сербских архиереев владыка был зачислен в ярые противники коммунистического режима. По решению коммунистических властей владыка Николай был лишен югославского гражданства, что окончательно поставило крест на возможности его возвращения на родину. Тем не менее Священный Синод ежегодно извещал его о предстоящих Архиерейских Соборах, приехать на которые он уже не мог.

Последние месяцы своей жизни владыка провел в русском монастыре в Саут-Канаане (штат Пенсильвания). За день до своего упокоения он отслужил Божественную литургию и причастился святых Христовых таин. Святитель мирно отошел ко Господу рано утром в воскресенье 18 марта 1956 года. Из монастыря святителя Тихона тело его было перенесено в монастырь святого Саввы в Либертвилле и 27 марта 1956 года похоронено около алтаря храма в присутствии большого количества сербов и других православных верующих из всех уголков Америки. В Сербии на известие о кончине владыки Николая во многих церквях и монастырях звонили колокола и служились поминовения.

Несмотря на коммунистическую пропаганду, почитание владыки Николая у него на Родине росло, а труды его издавались за границей. О святителе Николае как о святом первым в сербском народе стал открыто говорить еще в 1962 году отец Иустин (Попович), а святитель Сан-Францисский Иоанн (Максимович) еще в 1958 году назвал его «великим святителем, Златоустом наших дней и вселенским учителем Православия».

Мощи святого владыки Николая были перевезены из США в Сербию 5 мая 1991 года, где их на аэродроме встречал Сербский патриарх Павел, многочисленные архиереи, духовенство, монашество и народ. Торжественная встреча была устроена в храме святого Саввы на Врачаре, а затем в Жичском монастыре, откуда мощи были перенесены в его родное село Лелич и положены в храме святителя Николая Мирликийского.

19 мая 2003 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации епископа Жичского Николая (Велимировича). Определением Собора память его совершается 18 марта (в день упокоения) и 20 апреля / 3 мая (в день перенесения мощей). Общецерковное прославление угодника Божия святителя Николая, епископа Охридского и Жичского, совершено 24 мая 2003 года в храме святого Саввы на Врачаре.

8 мая 2004 года в Шабацкой епархии был освящен первый монастырь в честь святителя Николая Сербского. В этой обители находится музей святителя и «Дом владыки Николая».

Имя святителя Николая Сербского (Велимировича; 1880–1956), пламенного ревнителя, удивительного подвижника и проповедника наших дней, «величайшего серба XX века», именуемого также «сербским Златоустом», ныне хорошо известно у нас в России.

Преподобный Иустин (Попович), оценивая высокое святительское достоинство и силу пророческого прозрения владыки Николая, дерзновенно сравнивал его роль в своем народе с ролью самого святителя Саввы Сербского. И более того, в проповеди, произнесенной после панихиды по своему учителю в 1965 г., преподобный Иустин отметил: «Каждое его слово есть малое Евангелие».

И действительно, масштабы личности, полученные от Бога дарования и поистине энциклопедическая образованность позволяют поставить святителя Николая Сербского в один ряд с великими отцами Церкви. Между тем владыка особенно актуален и велик для нас сегодня еще и пламенной любовью к роду своему, что в наш расслабленный век стало уже чем-то позабытым. Святителя Николая Сербского, как и многих других выдающихся подвижников Нового времени, отличали обостренное восприятие времени и живая реакция на происходящее. Преподобный Паисий Святогорец, размышляя об особенностях добродетельной жизни в современном мире, в связи с этим писал: «В старину, если кто из благоговейных монахов тратил время, заботясь о положении дел в мире, то его надо было запереть в башню, сейчас же наоборот: благоговейного монаха надо запереть в башню, если он не интересуется и не болеет за то состояние, которое возобладало в мире».

Несомненно и то, что святитель Николай (Велимирович) был явлен сербскому народу для утешения и укрепления в один из наиболее драматичных периодов его истории, когда сербы страдали под игом богоборческой власти Иосипа Броз Тито, а остальной православный славянский мир переживал тяжкие последствия утраты Божия помазанника, удерживающего, по слову апостола, мир от окончательного воцарения зла. В данной связи весьма показательно отношение святителя Николая Сербского к нашему царю-мученику Николаю II, почитание которого началось в Сербской Церкви уже в конце 20-х гг. прошлого века. Оценивая подвиг святого государя и России по защите сербов в Первую мировую войну, святитель так скажет о нем и о Русской голгофе: «Еще один Лазарь и еще одно Косово!» Как известно, жертву святого благоверного князя Лазаря Косовского, преградившего на Косовом поле в 1389 г. путь нечестивым агарянам (турецким завоевателям) и мученически пострадавшего за православную веру и свой народ, сербская традиция истолковывает не просто как подвиг, но и как великую жертву, принесенную во искупление совокупного греха народа сербского. Итак, высочайшая похвала, какую только можно услышать из сербских уст. А еще – твердое упование на грядущее воскресение православной России и Русского Царства…

Никола Велимирович, будущий владыка Охридский, родился 23 декабря 1880 г. (по новому стилю – 5 января 1881 г.), в день святого Наума Охридского, в горном селе Лелич в западной Сербии. Старший из девятерых детей в крестьянской семье, он был отдан благочестивыми родителями в школу при монастыре Челие. На 12-м году жизни Никола становится учеником Валевской гимназии, которую оканчивает через шесть лет лучшим учеником. Затем он поступает в духовную семинарию в Белграде.

В период учебы в сербской столице юноша живет в тяжелейших материальных условиях, однако и здесь он оказывается одним из самых блестящих студентов. Согласно тогдашним порядкам, по окончании семинарии Никола получает распределение в деревню, учителем. Молодой богослов смиренно принимает сие назначение, добросовестно трудится на данном поприще, достигая немалых успехов. И тут неожиданно приходит известие о назначении ему стипендии для учебы за границей. Когда Никола прибыл в Белград из села, где учительствовал, его принял сам король. Никола получает стипендию и предписание приступить к учебе в Старокатолическом университете в Берне, как наиболее приемлемом учебном заведении для православных студентов. Приличная стипендия позволяла ему совершать поездки за пределы Швейцарии, он слушал лекции лучших профессоров теологии в различных университетах Германии.

Сдав в Берне последние экзамены, Никола защитил там в возрасте 28 лет докторскую диссертацию на тему: «Вера апостолов в Воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви». Затем он оканчивает философский факультет в Оксфорде, а докторскую диссертацию на тему «Философия Беркли» защищает уже в Женеве на французском языке. После этого Никола возвращается на родину. По прибытии в Белград он хоронит брата, умершего от дизентерии, и заражается сам. После трех дней пребывания в больнице врач заявил, что состояние его таково, что остается уповать только на Бога. И вот, после шестинедельной жестокой болезни он полностью выздоравливает и твердо решает исполнить данный им обет – стать монахом. 17 декабря 1909 г. в монастыре Раковица он принял постриг с именем Николай. Через два дня он становится иеродиаконом, а затем – иеромонахом.

В день памяти святого первомученика архидиакона Стефана иеромонах Николай произносит свою первую проповедь в Белградском кафедральном соборе. Ничего подобного не слышали доселе стены соборной церкви. Люди теснились в переполненном храме, стараясь вобрать каждое слово нового проповедника; сам престарелый король Петр I Карагеоргиевич слушал, затаив дыхание. Так велик был его ораторский и проповеднический дар, что по окончании проповеди народ едиными устами возгласил: «Живео!»

Благоволивший к Николаю митрополит Димитрий благословляет молодого иеромонаха отправиться в Россию. Уже после первых академических дискуссий со студентами и профессорами молодой сербский ученый и богослов, иеромонах Николай, стал известен и в Петербурге. Санкт-Петербургский митрополит лично ходатайствовал правительству о предоставлении талантливому сербскому слушателю бесплатного и беспрепятственного проезда по всей территории Российской империи. Николай, давно мечтавший увидеть необъятную Россию и ее главные святыни и узнать жизнь простого русского народа, с великой радостью воспользовался данной возможностью.

В мае 1911 г. телеграммой из Белграда иеромонах Николай был срочно вызван на родину. Вскоре по его возвращении состоялось заседание Священного Синода Сербской Православной Церкви, на котором было высказано мнение, что сей муж, украшенный многими добродетелями и исполненный премудрости Божией, достоин епископского сана. Решено было возвести иеромонаха Николая на пустовавшую в то время кафедру Нишской епархии. Главным инициатором был сам митрополит Димитрий, еще раньше об этом заговорили в народе. Однако Николай неожиданно отказался. Вслед за священноначалием уговорить его пытались даже министры и представители королевского двора, но он продолжал стоять на своем, так как считал себя недостойным столь высокой чести, тем более в молодые еще лета. В это же самое время Николай отклонил и заманчивые предложения, поступившие из Швейцарии, где его хорошо помнили и внимательно следили за всеми его выступлениями и публикациями. Ему предложили должность доцента и – одновременно – редактора журнала Revue internactionale de Theologie. Он вновь возвращается в Белградскую семинарию – младшим преподавателем. Много пишет, выступает с проповедями в столичных храмах.

В 1914 г. начинается Первая мировая война. Белград стал прифронтовым городом, а все население поднялось на защиту сербской столицы. Иеромонах Николай, которого война застала в монастыре Каленич, срочно возвращается в Белград, отказывается в пользу государства от своего жалованья до полной победы над врагом. А затем, хотя и не подлежал мобилизации, добровольцем отправляется на фронт, где не только ободряет и утешает народ, но и лично, в качестве полкового священника, участвует в обороне города (см.: Числов И.М. Апостол Европы и славянства // Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Библейские темы. М.: Паломник, 2007).

Осенью 1915 г. началось новое, крупномасштабное вражеское наступление. Сербская армия отступала с кровопролитными боями, вместе с ней уходили многотысячные колонны беженцев. Еще раньше иеромонах Николай был вызван в Ниш, куда с началом войны переехало сербское правительство. Премьер-министр Никола Пашич направляет его с особой дипломатической миссией в Англию и Америку. Блестящий оратор, в совершенстве владеющий английским языком, европейски образованный философ и богослов, иеромонах Николай один заменял целую команду профессиональных дипломатов. Выступал по пять–шесть раз на дню, практически не зная сна. Читал лекции в высших школах и университетах, общался с учеными, церковными деятелями, политиками; посещал светские салоны и дипломатические приемы. Был первым иностранцем, говорившим в кафедральном соборе святого Павла в Лондоне. Главнокомандующий британской армией сказал как-то на встрече с сербскими офицерами: «Вам нечего беспокоиться за исход войны, ведь у вас целых три армии: ваша собственная, мы, ваши союзники, и отец Николай».

В Америке иеромонах Николай развенчивает лживые тезисы антисербской пропаганды, выступая также перед представителями многочисленной диаспоры с призывом помочь истекающей кровью родине. Все местные сербы повторяли его речь, произнесенную в Чикаго, где уже в те годы существовала крупнейшая в Новом Свете сербская колония. Благодаря его усилиям и при поддержке известного ученого Михайлы Пупина была собрана значительная материальная помощь для сербских беженцев; тысячи сербов из Америки отправились добровольцами на Салоникский фронт, чтобы в рядах сербской армии принять участие в освобождении Сербии от оккупантов.

25 марта 1919 г. иеромонах Николай был избран епископом Жичским. Известие это застало его в Англии. На сей раз он не мог отказаться от рукоположения: послевоенная разруха, масса хозяйственных и административных проблем, в том числе внешнецерковных, решение которых требовало большого опыта и энергии, специальных знаний. Первые годы его епископского служения (с конца 1920 г. владыка Николай возглавляет уже Охридскую епархию) были связаны в основном с различными дипломатическими миссиями.

В период между двумя мировыми войнами как миссионеру Сербской Церкви ему доводилось много бывать на Западе, прежде всего в Англии и Америке, а также и в соседних балканских странах, в Константинополе, а больше всего в Греции, где он неизменно посещал Святую Гору и способствовал возобновлению общежитийного порядка в сербском монастыре Хиландар. В 1937 г. владыка Николай встал на защиту Сербской Церкви, когда она оказалась под угрозой конкордата между Ватиканом и правительством Стоядиновича, что было не чем иным, как попыткой осуществить унию с Римом. Однако благодаря святителю Николаю данные планы провалились.

Вскоре началась Вторая мировая война, когда Сербия, уже в который раз в истории, разделила свою судьбу с Россией. Гитлер, нашедший себе преданных союзников в хорватах, закономерно предполагал в сербах своих противников. Разрабатывая план вторжения в Югославию, он приказывал своему командующему Южным фронтом, в частности, следующее: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первую очередь – Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая (Велимировича)». Вскоре владыка вместе с Патриархом Сербским Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау – единственные в Европе церковные лица такого сана, взятые под стражу. Здесь владыка написал свою известную книгу «Сквозь тюремное окно» («Речи српском народу кроз тамнички прозор»).

После окончания войны епископ Николай не пожелал возвращаться в титовскую Югославию и до конца жизни своей остался в изгнании. Побыв недолго в Европе, в 1946 г. он перебрался в Соединенные Штаты Америки, где до конца дней своих продолжал миссионерскую деятельность. В эмиграции владыка написал большое количество проповедей и книг, а также был профессором православных духовных школ, преподавал в Сербской духовной семинарии имени святого Саввы в Либертвилле, но чаще обретался в русской среде – как преподаватель Свято-Владимирской академии в Нью-Иорке, Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле и Свято-Тихоновской в Саут-Кэнноне (Пенсильвания), где и скончался 18 марта 1956 г. Похоронен владыка у сербского Свято-Саввского монастыря в Либертвилле, а впоследствии останки его перенесены в Сербию. Перенос мощей владыки вылился во всенародное торжество. Ныне они покоятся в его родном селе Лелич.

Одно из центральных мест в духовном наследии святителя занимает тема Европы и ее великой богодарованной миссии. Упомянем лишь некоторые названия его работ о Европе, а также о сербской истории из числа тех, что были адресованы в основном именно западноевропейскому читателю: «Восстание рабов», «О западном христианстве», «О духовном возрождении Европы», «Сербия во свете и тьме», «Об истории», «О Европе» и др. Однако многие важные мысли на данную тему он высказывает и в прочих своих трудах, широко известных сегодня в православном мире. Так, в своей книге «Сквозь тюремное окно» он именует Европу любимой дочерью Христа. Несмотря на то что владыка писал это в самое суровое время, когда все, казалось бы, говорило против Европы, он ясно дает понять, что рано на ней ставить крест, а все его обличения обращены в большей степени не к европейцам.

Как и русские мыслители-славянофилы, много внимания уделявшие Европе и ее судьбе, святитель Николай Сербский неколебимо верил в особую миссию православных славян по отношению к прочим европейским народам, будучи убежденным, что их пример способен пробудить Европу к покаянию, позволив ей обрести ее же собственные христианские начала, благодаря коим она, по выражению А.С. Хомякова, некогда была «страной святых чудес». Подобное видение было очень близко и И.В. Киреевскому, который трезво оценивая известные заблуждения, присущие Западной Европе, все же был чужд мысли о том, что она безвозвратно погибла, и верил в возможность ее исцеления и восстания. Отсюда понята его мысль, уже в XX веке всецело разделяемая святителем Николаем Сербским, что, бездумно отрекаясь от нее, однозначно ставя знак равенства между ней и Западом наших дней, мы тем самым отрекаемся и от самих себя, от собственной великой роли и призвания. Подобный подход к творчеству святителя Николая Сербского характерен как для ведущих сербских исследователей и крупнейших издателей его трудов (митрополит Амфилохий (Радович), епископ Лаврентий (Трифунович), епископ Афанасий (Евтич) и др.), так и для современных русских исследователей, всерьез занимающихся проблемами духовного наследия святителя (И.Ф. Прийма, И.М. Числов, И.А. Чарота и др.).

Показательно, что святителя Николая роднила со славянофилами еще и всесторонняя европейская образованность. По замечанию И.М. Числова, известного ученого-сербиста и главного редактора полного собрания сочинений владыки Николая на русском языке, «владея в совершенстве основными европейскими языками, святитель Николай, подобно апостолам, обращался к каждому народу с проповедью, облеченной в сладостные звуки его родной речи, ориентируясь на конкретные представления, мышление и традиции этого народа.
Путешествуя по Святой Руси, набираясь духовного опыта и благодати от ее святынь, владыка умел впоследствии найти самые сокровенные слова утешения для своей паствы из числа русских белоэмигрантов, страдающих и скорбящих вдали от родины. Но и годы учебы в швейцарских и немецких университетах также не прошли даром. Постигнув и «острый галльский смысл», и «сумрачный германский гений», святитель оживотворил мертвенно-рассудочную и гордую мысль (ego et ratio), выраженную в прежних глаголах, так что и неверные сердца даже понуждал смиряться пред Истиной, радея о их спасении и исполнении правды Божией».

Даже беспощадно бичуя пороки современных ему европейцев (как западных, так и восточных), святитель Николай всякий раз подчеркивает, что славянство неотъемлемая часть той же Европы, зачастую ею не признаваемая и высокомерно не замечаемая Европой Западной, «философствовавшей» и «делившей греко-римское наследство» в ту пору, пока славяне ante portas отражали нашествия гуннов, монголов, турецких орд и «не давали китайскому желтому муравейнику высунуться из-за своей стены». Одновременно святитель всякий раз напоминал о насущной необходимости воссоздать былое единство в духе братской любви между всеми европейцами, что явилось бы залогом их исцеления и духовного возрождения, поскольку на них и по сей день лежит огромная ответственность за судьбы мира. «Исторически христианство было и до сих пор остается религией главным образом европейской расы», – писал святитель.

Как уже упоминалось, в настоящее время значение святителя Николая Сербского для нас исключительно велико, поскольку его труды дают надежду на обретение верного традиционного вектора нашей славянской жизни, избегая всевозможных соблазнов (например, пресловутого евразийства). Неслучайно сегодня это самый читаемый сербский автор у нас в России.

Серьезное знакомство с его литературным наследием невозможно представить без небольшой по объему, но исключительной по своему значению работы – очерка «Сербский народ как раб Божий», впервые вышедшего в издательстве «Паломник» в 2004 г. в переводе и с предисловием И.М. Числова и неоднократно переиздаваемого после на русском языке. В нем рассматриваются ключевые, судьбоносные вехи всей сербской истории сквозь призму служения Богу сербского народа от его коронованных правителей, созидавших сербскую державу, до простых крестьян. Данная работа необходима всем, кто желает получить ясное представление о сербской традиции, о роли и месте сербского народа в семье христианских народов. Интересно, что при всей своей неповторимости и уникальности – по своей значимости, глубине и силе воздействия эту книгу можно сравнить с выдающимся в своем роде трудом по русской истории митрополита Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского (Снычева) «Русская симфония». Святитель Николай с твердым упованием на безграничное Божие милосердие – вслед за преподобным Серафимом Саровским – предрекает грядущее величие Православного Царства, в котором будет место и «царству Святой Руси» и «царству балканских народов», одновременно призывая нас приложить к этому свое молитвенное дерзновение и волевое усилие.

Имя епископа Охридского и Жичского Николая (Велимировича) внесено в календарь святых Православной Церкви единодушным и единогласным решением на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви 19 мая 2003 г. Память святителя Николая совершается 18 марта в день его блаженной кончины, а также 3 мая в день перенесения его честных мощей из Америки в Сербию.

Елена Осипова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького, секретарь Общества русско-сербской дружбы

Кто убеждает меня в Воскресении Христа?

Святитель Николай Сербский: афоризмы

Проект "Мысли великих"

Пасхальные стихотворения

Из наследия свт.Николая (Велимировича)

Евангелие об Умножившем хлебы в пустом месте

Неделя восьмая по Пятидесятнице

Евангелие о молитве Господа и Спасителя за нас

Неделя 7-я по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора.

Неделя третья по Пятидесятнице. Евангелие о чистоте ума

Евангелие о Вознесении Господа

Евангелие о чудесном исцелении слепорожденного

Евангелие о чуде в Вифезде

Неделя 4-я по Пасхе

Евангелие о женах-мироносицах

Неделя шестая Великого поста, ваий (цветоносная)
Евангелие о разделении стада в присутствии Пастыря

Неделя пятая Великого поста. Евангелие о служении и страданиях Сына Божия

Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила

Евангелие о бессилии неверия и силе веры

Неделя четвертая Великого поста

Евангелие о кресте и спасении души

Евангелие об исцелении расслабленного

Неделя вторая Великого поста

Евангелие о блудном сыне

Суббота по Богоявлении. Евангелие о победе над искушениями

Евангелие о Крещении Господа

Евангелие о Первенце

Евангелие о Небесном Хлебе в соломе

Евангелие о многопопечительности и о наглой смерти

Евангелие о милосердном Самарянине

Видение невидимого

Евангелие о Лазаре и богаче

Евангелие о совершенном милосердии

Евангелие о богатом улове рыб

Неделя восемнадцатая по Пятидесятнице

Евангелие о прощении

Неделя одиннадцатая по Пятидесятнице

Чем бы было человеческое общество без прощения? Зверинцем среди зверинца природы. Чем, кроме невыносимых цепей, были бы все на земле законы человеческие, если бы их не смягчало прощение? Разве без прощения мать могла бы назваться матерью, брат - братом, друг - другом, христианин - христианином? Нет: прощение составляет главное содержание всех этих имен. Если бы не существовало слов “Прости меня!” и “Бог простит, и я прощаю!” - жизнь человеческая была бы совершенно невыносима.

В этой рубрике мы публикуем афоризмы известных людей, которые внесли уникальный вклад в мировую культуру - о христианстве, истории, любви, свободе, труде, вере, культуре и о многом другом. Продолжает проект "Мысли великих" изречения святителя Николая Сербского – одного из самых известных святых ХХ века.

Биография святителя Николая Сербского

Святитель Николай (серб. Епископ Николај, в миру Никола Велимирович, серб. Никола Велимировић; 23 декабря 1880 -- 18 марта 1956) -- епископ Сербской православной церкви,

епископ Охридский и Жичский.

Родился святитель Николай 5 января (23 декабря по старому стилю) 1881 года в селе Лелич, недалеко от сербского городка Валево. Окончил местную богословскую школу, затем в 1904 году продолжил учиться в Швейцарии, где защитил докторскую диссертацию.

В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. Преподавал в Белградской Духовной Академии. Читал лекции в Америке и Англии во время Первой Мировой войны.

В 1919 году был поставлен во епископа Жичского, а через год принял Охридскую епархию, где служил до 1934 года, когда ему вновь удалось вернуться в Жичу.

В начале Второй мировой войны пребывал в заключении в монастыре Раковица, затем в Войлицу, наконец оказался в концлагере Дахау. После освобождения перебрался в Америку, где занимался богословием и просветительством.

В 2003 году на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви причислен к лику святых.

Святитель Николай Сербский: Изречения

Бог и вера:

От Бога нас отделяет ложь, и только ложь... Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания - вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога

По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.

Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце.

Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.

Вера Христова - опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.

Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.

Не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.

Из всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь - это высшее благо, а истина - основание жизни.

Смерть не естественна, а противоестественна.
И смерть идет не от природы, а против природы...
Протест природы против смерти превозмогает все надуманные оправдания смерти.

Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.

Истина открывается любви
Искать истину - значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, - значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.

Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя - увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя - опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.

День и ночь
Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать.
Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.
Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.

Добро и зло:

Только сильный решается делать добро.

Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.

Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.

Все зло, которое люди творят под Небом - это исповедь немощи и бессилия.

Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро - тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло - быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.

Без стойкости в добре никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.

Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди - считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.

Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово - и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.

Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.

Там, где есть мужество, зло - покорный подданный; там, где его нет, зло - суверен.

Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.

Грех:

В человеке только грех - подлинное зло, а вне греха зла не существует.

Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.

Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.

Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.

Какой ужас, если твой день - то, что внешнее, твоя ночь - то, что внутри!

Желание - семя греха.

Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.

Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости - смирение, против гневливости - кротость, против малодушия - долготерпение.

Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением.

Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.

Вражда и обида:

Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет.

Никто так не боится мук, как мучающий других.

Слабость :

Преступление всегда слабость. Преступник - трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.

Гордыня и смирение:

Гордость - поистине дочь глупости...

Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.

Грустно это - не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.

Зависть:

Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.

Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.

Богатство:

Богатство - благо, когда его можно обратить в доброе дело.

Богатство - зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.

Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.

Эгоизм и альтруизм, любовь и милосердие:

Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.

Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем ее границы.

Героизм и эгоизм :

Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди - род Божий.
Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.

Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.

Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.

Мы не просто очевидцы этой жизни, мы все ее участники. А потому, что бы ни случилось в мире - это происходит и со мной.

Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.

Человек:

Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.

Добрая воля в человеке - это сила созидающая, стихословящая и поющая.

Имеющий великое имеет и малое.

Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.

Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. - Смотри и виждь!
Они говорят и его устами. - Прислушайся!

Каждый дух раскрывает себя в своем творении, и каждая тварь выражает себя через присущее ей действие.

Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса - милосердным, ни судейская тога - справедливым, ни министерское кресло - сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.

Первый голод человека - алкание истины.
Второй голод нашей души - алкание правды.
Третий ее голод - алкание чистоты.

Страх перед самим собой
Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.

Женщина:

Если высказать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мир сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мира.

Брак:

Бог благословил брак сначала в раю, а затем в Кане [Галилейской]. В браке две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают единый кров.

Воспитание:

Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.

Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.

Жизнь:

Дни поражений тяжелее забыть, чем дни побед.

Христианство:

Главных евангельских идеи - три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.

Когда в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестаёт быть алтарем любви, - тогда и стены храма уже не радуют Бога.

Государство:

Власть - это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.

Не бывает ни деспотов без людей трусливых, ни героев без милости.

Закон - паяц силы.

Борьба за власть и право - болезненное явление в человеческой истории.

В западной Сербии , во крестьянской семье, в которой было девять детей. Он был отдан набожными родителями в школу при монастыре Челие («Келии»).

По окончании гимназии в городе Валево и Белградской духовной семинарии , Никола Велимирович получил стипендию для обучения на Старокатолическом факультете в Берне , где в 28 лет ему была присвоена степень доктора богословия. Тема его доктората была: «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви». Вслед за этим Никола Велимирович блестяще заканчил философский факультет в Оксфорде и защищает свой второй, на этот раз философский, докторат.

Таким образом о. Николай посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ и никогда уже духовно не расставался с Россией. Она сделалась постоянным предметом его размышлений. С тех пор ни одна страна мира не воспринималась им с такой теплотой и родственной любовью, как Россия. В 1920-е годы, уже будучи епископом, он первым в мире заговорил о необходимости почитания памяти царской семьи. За «нерешительностью» и «безволием» последнего русского императора, о которых немало тогда говорилось среди русских эмигрантов в Сербии, он разглядел иные черты характера императора Николая II и иной смысл предреволюционных лет русской истории.

«Долг, которым Россия обязала сербский народ в году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни веки, ни поколения, - писал владыка Николай в году. - Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая ближнего своего.... Русский Царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский Царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости..»

По возвращении из России о. Николай начал публиковать свои серьезные литературные труды: «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша»...

Понимая опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка Николай возглавил так называемое «богомольческое движение» в сербском народе, призванное привлечь к церкви простых, зачастую неграмотных крестьян, живущих в отдаленных горных селах. «Богомольцы» не составляли какой-то особой организации. Это были люди, готовые не только регулярно посещать храм, но и повседневно жить по канонам своей православной веры, по христианским укладам родной страны, увлекая своим примером и других. «Богомольческое» движение, распространившееся стараниями владыки по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением.

Находясь в эмиграции в Америке , владыка продолжал служить и работал над новыми книгами - «Жатвы Господни», «Страна Недоходимия», «Единственный Человеколюбец». Его заботой была и отправка помощи в разрушенную войной Сербию . В это время все его литературные труды на Родине были запрещены и оклеветаны, а сам он, узник фашистского концлагеря, превращен коммунистической пропагандой в «сотрудника оккупантов».

Епископ Николай мирно скончался 18 марта года в русском монастыре святого Тихона в Южном Ханаане (штат Пенсильвания). Смерть застала его за молитвой.

Почитание

Из русского монастыря тело владыки Николая было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в Либертвилле (штат Иллинойс, близ Чикаго) и похоронено с почестями на местном кладбище. Последняя воля владыки - быть похороненным на Родине - в то время, по понятным причинам, не могла быть выполнена.

Прославление святителя Николая Сербского, Жичского как местночтимого святого Шабацко-Вальевской епархии совершилось в монастыре Лелич 18 марта Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября года имя святителя Николая было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием его памяти 20 апреля (день перенесения мощей), как это установлено в Сербской Православной Церкви.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Кондак, глас 3

Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

Видео

Документальный фильм "Свт. Николай Сербский" 2005 г.

Сочинения

Собрание сочинений святителя насчитывает пятнадцать томов.

  • Избранные труды на сайте энциклопедии "Азбука": http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/

Литература

  • Биография из книги "Слава и боль Сербии. О сербских новомучениках" . Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2002:

Использованные материалы

  • Прийма Иван Федорович. Слово об авторе // Святой Николай Сербский. Молитвы у озера. СПб.1995. Стр. 3-8
  • Биография на портале Православие.Ru :
  • Журнал № 53 , журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года:
  • Страница блога свящ.