Специфика рисования гуашью для начинающих

Роза - удивительный по красоте цветок с интересной формой бутона, изящными лепестками, богатой палитрой красок. Недаром королева цветов присутствует на многих поздравительных открытка, и её очень любят изображать художники. Школьникам также нравится рисовать розы, чтобы порадовать маму, бабушку, любимую учительницу или просто полюбоваться красивой композицией. Конечно, детские шедевры просты и непосредственны, но взрослым под силу помочь ребёнку усовершенствовать изобразительные навыки. Так, например, в различных техниках можно успешно использовать поэтапное рисование.

Необходимые инструменты и материалы для рисования

Для плодотворной творческой деятельности школьника взрослые, прежде всего, должны оборудовать ему рабочее место - предоставить просторный стол. Большое значение имеет удобный стул: юному художнику нельзя сидеть согнувшись.

Для работы в различных техниках понадобятся следующие инструменты:

  • листы белой бумаги формата А4;
  • цветной неплотный картон (для рисования гуашью);
  • простой карандаш (мягкий или твёрдо-мягкий), обязательно остро заточенный;
  • ластик;
  • цветные карандаши (как вариант - восковые мелки);
  • гуашь;
  • акварельные краски;
  • кисти разной толщины.

Рисовать розу можно в графической технике, цвеными карандашами, красками

Ещё одна задача взрослого - заранее подготовить технологические карты со схемами поэтапного рисования, чтобы они всегда были под рукой у ребёнка (это вполне могут быть фотографии с тематических сайтов).

Как поэтапно нарисовать розу карандашом

Роза - не только очень красивый цветок, но и довольно сложный объект для рисования (бутон состоит из множества лепестков, вложенных один в другой). Но если ребёнок будет рисовать её карандашом поэтапно, то у него всё получится.

Не нужно слишком сильно давить на инструмент при нанесении первых штрихов. Примерные очертания цветка должны быть такими, чтобы школьник легко мог стереть их в случае ошибки. Проводить более яркие линии можно на завершительном этапе работы (для этой цели можно использовать мягкий карандаш).

Бутоны роз

Цветочная композиция может состоять только из бутона (или нескольких), без стебля, в окружении лепестков.

  1. Вначале следует наметить центр бутона.

    Первый этап - обозначение центральной части бутончика

  2. После этого выстраиваем вокруг центра лепестки различной формы, внизу и вверху, по бокам. Степень распушенности цветочка зависит от того, насколько художник продлит линии бутона.

    От центра в разные стороны должны отходить лепестки произвольной формы

  3. Постепенно роза становится всё более пышной.

    Царица цветов становится всё более пышной

  4. И наконец, очаровательный бутончик готов.

    Пышный бутон уже нарисован

  5. Следующий этап рисования - изображение листиков. Они также должны быть разного размера и отличаться друг от друга по форме: одни - причудливо изогнутые, другие же - более прямые.

    Вокруг бутончика изображаются листики разного размера и формы

  6. И последний штрих - нужно обозначить прожилки на листочках, чтобы они стали более реалистичными.

    Чтобы изображение было более реалистичным, на листочках нужно обозначить прожилки

Ещё один способ изображения бутона - начинать со спиральки, постепенно выстраивая вокруг неё лепестки.

Центр бутона розы напоминает спиральку

Также очаровательно смотрятся нераспустившиеся бутоны роз. Основанием в этом случае станет небольшой полукруг - именно от него тянется стебель, внизу же бутончик окружён маленькими зелёными листочками. В верхней части нужно добавить немного лепестков: от их количества зависит степень пышности цветка.

Рисование полузакрытого бутона начинается с полукруга, внутри которого изображаются лепестки

Роза со стеблем

Следующий вариант розы - цветок со стеблем и листьями. Пусть бутон снова будет почти закрытым.

  1. Начнём с основания бутона и стебля - это не представляет большой трудности.

    Вначале изображаем стебель и остов бутона

  2. Далее дорисовываем бутон цветка и его стебель, обозначаем листья.

    Намечаем листочки и бутончик

  3. Затем листочки делаем резными, а бутончик более пышным. Цветок готов, осталось его только раскрасить.

    Изображение осталось лишь раскрасить в подходящий цвет

Рисование розы в вазе

Замечательно смотрятся на рисунках розы в вазах или горшочках. Приступая к творческому процессу, юный художник должен определиться, с чего он начнёт работу: с цветка или вазы.

  1. Бутон изображается по уже знакомой схеме: распущенным или же нераскрытым.

    Вначале обозначаем бутоны на некотором расстоянии друг от друга

  2. Затем добавляются аккуратные листочки заострённой формы.

    Дорисовываем красивые мелкие листочки

  3. На последнем этапе изображается вазочка. Можно поиграть с её формой: сделать более выпуклой в середине, в виде трапеции, длинного прямоугольника и т. д.

    Последний этап - рисование вазочки

Раскрашивание эскиза цветными карандашами

После того как ребёнок научится реалистично рисовать розы простым карандашом, можно приступать к раскрашиванию силуэта цветными карандашами или мелками. При этом учитываются следующие важные моменты.


Что касается используемой цветовой гаммы, то розы чаще всего дети изображают красными. Но этот цветок может иметь в композиции и множество других оттенков: розового, жёлтого, оранжевого, сиреневого. Эффектно смотрятся розы, окрашенные в очень тёмный оттенок красного - практически чёрный.

Отметим, что младшие школьники в своих рисунках часто просто заполняют намеченный контур нужным цветом.

В рисунках младшего школьника обычно отсутствуют без теневые переходы

Гораздо же интереснее на рисунке смотрится небольшая тень на лепестках.

В более старшем возрасте дети уже могут обозначить тень

Также эффектное художественное решение - окантовка лепестков другого цвета (например, фиолетового или коричневого, если сам он розовый или красный).

Окантовку цветочка можно сделать другого цвета - это всегда красиво смотрится

Фотогалерея: поэтапное рисование розы карандашом

Основа рисования бутона - большой круг Рисование начинается со спиральки Вокруг овала формируются лепесточки Бутон рисуется на основе овала Начинать рисунок можно и с цветка, и с горшочка Форма бутончика напоминает сердце

Специфика рисования гуашью для начинающих

Дети очень любят рисовать цветы гуашью. Ведь композиции всегда получаются яркими и выразительными. Эта техника идеальна для начинающих художников: ошибки и неточности можно замаскировать без ущерба для картины.

Поскольку гуашь непрозрачная и содержит белила, то рисовать нужно от тёмного к светлому, но не наоборот. Вначале ребёнок должен определиться с композицией и цветовой палитрой, а затем начинает раскрашивать тёмные области. Светлые блики и цветовые акценты обозначаются в финале работы.

В гуашевом рисунке особое значение имеет фон. Он может быть двух видов.

  1. Равномерное закрашивание за пределами карандашного наброска: сама роза и фон обозначаются определёнными цветами.
  2. Заливка. Вначале оформляется фон рисунка, а когда он подсохнет, рисуется непосредственно цветок (как вариант изначально можно использовать не белую бумагу, а цветной картон).

Рассмотрим конкретные примеры рисования роз гуашью.

Букет из роз

  1. Делаем карандашный набросок цветочной композиции.

    Будущие розы обозначены кружками

  2. Оттенками зелёного цвета заполняем фон и прорисовываем листочки.

    Вся поверхность бумаги, за исключением роз, закрашивается зелёными оттенками

  3. Следующий этап - оформление бутонов. Каждый из них вначале закрашивается белой гуашью. Пока она не высохла, мазками красного цвета обозначаются лепестки.

    Бутоны роз закрашиваются белой гуашью и дополняются красными мазками

  4. Заключительная часть работы - с помощью тонкой кисти белой гуашью выделяются отдельные лепестки, листочки, травинки. Композиция готова.

    Белой гуашью наносятся тоненькие декоративные детали

Роза на зелёном фоне

Гуашь хороша тем, что она позволяет рисовать на тёмном фоне. Так, для розы можно выбрать тёмно-зелёную основу.

  1. Тонкой кисточкой прорисовываем бутон розы красного цвета.

    На зелёном фоне кистью прорисовываем красный бутон

  2. Полученное изображение размываем водой.

    Размывание водой создаст переливы оттенков

  3. С помощью светло-зелёной гуаши изображаем тонкий стебель и изящные листочки. Шипы и прожилки на листьях обозначаем более тёмным оттенком зелёного.

    Разными оттенками зелёного рисуем стебель и листочки

  4. Далее делаем бутон более объёмным: обозначаем границы лепестков светло-розовым цветом.

    Бледно-розовым цветом оформляем лепестки в бутоне

  5. Заключительный этап рисунка - работа над фоном. Создадим красивые переливы с помощью зелёных мазков тёмного и светлого оттенка.

    Мазки светло- и тёмно-зелёного цвета сделают фон более выразительным

Особенности рисования акварелью

Рисование акварелью - более ответственная работа, поскольку огрехи будут уже очевидны. Зато эта техника позволяет создать нежные и изысканные цветочные композиции. После некоторой практики школьник сможет рисовать довольно реалистичные розы, от которых словно веет свежестью.

Вначале опять-таки делается карандашный набросок. Рисунок при этом должен быть чуть заметным (не нужно давить на инструмент). Затем идёт работа с акварелью. Краску обязательно размываем водой: она должна быть почти прозрачной, без явно выраженного цвета. При раскрашивании бутона лучше использовать несколько оттенков, чтобы роза выглядело натурально.

Бумагу лучше закрепить скотчем либо кнопками: когда она намокнет, а затем высохнет, могут образоваться некрасивые волны.

Рассмотрим конкретный пример.

  1. Первый этап - это карандашный набросок розы.

    Линии карандашного эскиза должны быть тонкими и неяркими

  2. Малиновую краску сильно разбавляем водой и с помощью толстой кисти наносим на поверхность бутона. Нижнюю часть его обозначаем светло-зелёной акварелью (также очень разбавленной).

    Бутон раскрашивается сильно разбавленной малиновой краской

  3. Когда начальный слой подсохнет, края лепестков оттеняются красками тёплых тонов. Фон обозначается тёмным холодным тоном (к примеру, фиолетовым). Это позволит зрительно сделать розу более яркой. При этом светлые части розы оттеняются тёмным тоном, а тёмные - соответственно, светлым. Неоднородность цвета только приветствуется: изображение будет более натуральным. Для обозначения прожилок на лепестках понадобится тонкая кисть. Ею прорабатывается основание и серединка бутона. Важно не переборщить с тёмными оттенками: иначе узор может стать «мультяшным».