Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - а. Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - а уклониться от обязанностей; творение художника

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Чередование гласных в корнях – зар -, - зор - Учитель русского языка МБОУ Мотыгинская СОШ №2 Волкова О.А.

Проверка о бгорелый разрастаются водоросли коснуться расположиться к остлявый гористый косьба сгореть росток наслаждаться

Прочитайте стихотворение. Спишите 3 предложение, выполните его синтаксический разбор. Вот и лето. Жарко, сухо; От жары нет мочи. Зорька сходится с зарею. Нет совсем и ночи. По лугам идут работы В утренние росы; Только зорюшка займется, Звякают уж косы. (И.Суриков)

Тема:«Буквы а и о в корнях – зар -, - зор -»

Цели: познакомиться с правописанием гласной в корне - зар - /- зор -, научиться определять условия выбора о –а.

Корректор Догорала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.

Корректор Догорала румяная з А ря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все оз А рилось мягким сиянием. Верхушки деревьев заг О релись нежным светом. Красой солнца оз А рена гладь озера.

Рефлексия Я узнал… Я понял, что… Теперь я могу… У меня получилось …

Домашнее задание 1. С. 108 (выучить правило), упр.194 (обязательное), 2. Составить словарный диктант из 15 словосочетаний, включив в каждое слова с изученной орфограммой (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА "Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ...

Готовимся к ОГЭ. Конспект дополнительного занятия (с презентацией) по русскому языку в 6 классе «Правописание гласных в корне слова»

Данное занятие будет интересно учителям, ведущим планомерную, систематическую работу по подготовке учащихся к сдаче экзаменов....

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных в корнях слов" в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...

«Безударные гласные корня» - Подготовка отчета о проделанной работе. Творческое название. Русский язык Литературное чтение Окружающий мир Участники учащиеся 3 класса. Мы работали над опасными местами в словах. Темы для самостоятельных исследований учащихся. Как проверить написание безударной гласной в корне слова? Вопросы учебной темы.

«Слова с двумя безударными гласными в корне» - Различие. Лист диагностики. Буква гласная. Упражнение. Слова с двумя безударными гласными в корне. Работаем с учебником. Голова. Молчанка. Царь Кащей. Планета знаний. Знание чередований. Слова. Способы проверки. Предложение. Запись.

«Гласная в корне» - 6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 3. Из предложения 15 выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. 1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. сочЕтание. урОвень. Каждый правильный ответ – 1 балл. 7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. скАчи. Безударные непроверяемые.

«Беглые гласные» - Содержание. Изменение основы. Существительные с суффиксом -ёнок (-онок). Исключения. Гласные О и Е современного русского языка чередуются с нулем звука. Существителные с суффиксами -анин, -янин, -чанин. Сон - сна. Песок - песка. Существительные с суффиксом -j в основе мн. ч.. Морфонология имён существительных мужского рода.

«Буквы О, Ё в корне слова» - Шоколад. Третий лишний. Вставленные буквы. «Лишнее» слово. Слово. Расчёты были выполнены с ошибками. Ошибка. Номер. Кроссворд. Сам себе голова. Как сказать одним словом. Пчёлы. Словосочетания. Парашют сшит из разноцветного шёлка. Угрожающее жизни человека состояние.

«Безударная проверяемая гласная корня» - Задание. Проверяемая безударная гласная в корне слова. Продолжи высказывание. Сколько раз встречается проверяемая безударная гласная в корне слова. Выбери слова, в которых есть безударный гласный в корне. Какую безударную гласную надо написать. В каком слове есть безударная гласная в корне слова. Какую безударную гласную надо написать.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правописание корней с чередованием а - о (-гар - ― -гор-, -зар - - -зор -) Автор: Титова Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ «Беляницкая СОШ Сонковского района Тверской области»

Изл жение, прил гательное, возл жить цветы, прил жение к журналу, предпол жение, сл гаемое, сл жение, пол жение, изл гать, низл жить, пол гается, отл жить. -От чего зависит правописание о - а в корнях – лаг - ― - лож -, - кас - ― - кос - ? Работа с сигнальными карточками о о о о о о о о а а а о а

Найдите и запишите слова с чередующимися корнями Бутерброд. Чудак - математик В Германии жил. Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот. Вот так Человек Изобрёл Бутерброд. Сложил, положил

Буквы о – а в корнях -гар - ― - гор -, - зар - ― - зор - Значение слов: Гореть- поддаваться действию огня Сгорать- уничтожаться огнём Угорать- отравиться угаром

Орфография Кореньград

Перед вами слова: Гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный. -Разведите эти слова по их родовым гнёздам. Значение одного – «возвышаться», другого – «пылать».

Проверим Возвышаться Пылать гора гореть гористый загар горный угарный

Давайте подумаем, когда будем писать А, когда О? Загар Нагар Разгар Огарок Угар Гарь Загореться Выгореть Разгореться Выгоревший Горючее Сгорание

По правилу, где командует ударение, живут корни зар - зор, и клан- клон.

Загорелый, наклоненье – Растворенье, озаренье – Что писать под удареньем, Что писать без ударенья? Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Если ж звук без ударенья, Вызывает он сомненья.

Рассуждать будем так: 1. Определяю, в какой позиции гласный звук Сильная (под ударением) Слабая (без ударения) Вывод: пишу, как слышу Вывод: пишу: - гор-, но -зар -

Заполните таблицу, используя следующие сочетания: -гор- -гар- Подг.ревший пирог, г.ревая дорожка, наг.р от свечи, г.рячий чай, дог.рающий закат, уг.рный газ, несг.раемый шкаф, заг.релый юноша, разг.рающийся костёр, цистерна с г.рючим, сильный уг.р

Гор- -гар- Подгоревший пирог Гаревая дорожка Горячий чай Нагар от свечи Догорающий закат Угарный газ Несгораемый шкаф Сильный угар Загорелый юноша Разгорающийся костёр Цистерна с горючим

Гаревая дорожка – дорожка для спортивного бега со специальным покрытием из гари. Гарь – мелкие, сыпучие остатки от сгорания каменного угля.

Работа с перфокартой 1.Выр…щенный, подр…сли, зар…сли 2.Зал…жить, безотл…гательное дело,сл…жить руки 3. К.…саться, соприк…сновение, неприк…сновенный запас 4.Р…стительное масло, прик…саться к утюгу, р…сток 5. К…снулся пальцем, неосторожное прик…сновение, отр…стает 6. З…рька, з…гар, приг…релый пирог 7. З…рница, уг…рный газ, подг…ревшая каша

Составьте рассказ о том, что нового вы узнали на уроке.(Не заучивайте параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести примеры). Кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику.(п.51) Для тех, кто любит творчество, задание другое – придумать сказку о гор - гар. Домашнее задание

а а а а а а а а о о о о о

Ресурсы: http://artofwar.ru/r/rybak_e_i/msworddoc-18.shtml заря с берёзой http://old.uralpress.ru/art99123.htm утренняя заря http://lol54.ru/other/11155-ogon.html огонь http://www.greenmama.ua/nid/1734148/mode/comm/ гора http://www.pressfoto.ru/@mr.brightside/?page4 http://namonitore.ru/wallpapers/big/rossip_ostrovov_1280.html острова http://muz-na-chas.okis.ru/price.html поклон бутерброд http://justclickit.ru/other/house.php дом http://justclickit.ru/other/house.php дом http://justclickit.ru/other/house.php дом http://www.gifmania.ru/Animated-Gifs-Animated-Letters/Animations-Punctuation-Marks/Images-Question-mark/index12.htm вопрос чел. http://www.gifmania.ru/Animated-Gifs-Animated-Letters/Animations-Punctuation-Marks/Images-Question-mark/index10.htm знак вопроса http://forum.nashtransport.ru/index.php?autocom=blog&blogid=156&showentry=4227 гаревая дорожка


Урок по русскому языку для 6 класса

Тема урока: «Правописание гласных О-А

в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»

Цели урока :

- образовательные : формирование навыка написания гласных О-А в корнях –ГОР-ГАР;

- развивающие : развивать критическое мышление у обучающихся;

- воспитательные : воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.

Задачи урока :

- дидактическая : создание условий для моделирования в совместной деятельности обучающихся «открытия» нового знания средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

- учебная : определение условий выбора гласных О-А для правильного написания слов с корнями –ГОР-ГАР-.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Технология : технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование : дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация.

Ход урока:

1 .Актуализация имеющихся знаний .

Стадия вызова

1)Ребята, момент какой спортивной игры вы видите на слайде?(слайд 1)

Работа с текстом.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А (слайд 2).

Баскетбол.

Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба разг…рается.

Слова, с какими орфограммами встретились в тексте? (с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).

2) Прием «Знаю-хочу узнать-узнал » (далее ЗХУ).

Работа с таблицей (слайд 3)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Учащимся предлагается заполнить 1 графу таблице (что я знаю об условиях выбора гласных А-О в корнях – ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).

Снова обращаемся к тексту (к слову разг…рается - слайд 4).

Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?

Предлагаю ребятам заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (что я хочу узнать).

2. Определение темы и целей урока.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? (Тема урока записывается на доске).

Какие цели мы можем перед собой поставить?(учащиеся формулируют цели урока).

3. Изучение нового материала.

Стадия осмысления

Учащимся предлагается проанализировать слова, выделив в них корни(слайд 5):

заг о р еть заг а р

г о р елый ог а р ок

Создание проблемной ситуации.

Обращаю внимание ребят, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.

Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения).

Поставьте ударения в данных словах. Учащиеся сами делают вывод о том, что выбор букв О-А в корнях –ГОР-, -ГАР- зависит от ударения (слайд 6).

Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику (читаем орфограмму №27).

Вернемся к тексту о баскетболе. Букву О или А необходимо написать в слове разг…рается ?

4. Закрепление изученного материала .

1) Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв О- А в корнях –ГОР-, -ГАР-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составитьте с одним из словосочетаний предложение (слайд 7):

Г…рючее вещество, уг…рный газ, газовая г…релка, сг…рать от нетерпения, подг…ревший пирог, бронзовый заг…р, ог…рок свечи, выг…реть на солнце, г…рящие глаза, заг…релый юноша, заг…реться идеей.

2) Работа с триггерами (слайд 8): найдите слова с ошибками в написании гласных О-А(огарок, загарать, угореть, выгареть, загар, гарелый, сгарел, угарный, пагарельцы).

Стадия рефлексии

Итак, что сегодня на уроке мы узнали о написании букв О-А в корнях

–ГОР-, -ГАР-?

Учащимся предлагается заполнить графу 3 в таблице ЗХУ (что я узнал). Соотнесите 2 и 3 графы таблицы ЗХУ. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

    Теперь мы с вами умеем правильно делать выбор букв А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-; -ГАР-, -ГОР-.

Предлагаю ребятам написать сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Зимний вечер в городе» (слайд 9), используя слова с чередующимися гласными А-О.

Пока ребята пишут, создаю музыкальный фон (прослушивание аудиозаписи «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).

Несколько учащихся читают свои работы, предлагаю свой вариант сочинения.

Зимний вечер в городе.

На город медленно опускался вечер. На тротуары тихо ложился мягкий снежок. Вот в небе загорелись первые звездочки.

Все деревья, растущие в палисаднике, покрыты инеем. Это мороз своей искусной рукой прикоснулся к деревцам, превратив их в великолепные скульптуры.

    Работа с перфокартой «Буквы О-А в чередующихся корнях»

(слайд 10).

Учащимся предлагается вставить в таблицу буквы О-А:

р..стительность

возл…гать

к..сание

сл…гаемое

подг…ревший

перег..реть

прик…саться

выр..щенный

уг…рный

зар…сли

к…снуться

разр…статься

ог…рок

к…сательная

предпол..гать

Взаимопроверка в парах: предлагаю правильный ответ. Если задание выполнено правильно, то из букв А (необходимо соединить их) получится цифра 5 (слайд 11):

А А А

А о о

А А А

о о А

А А А

5.Итоги урока .

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?

6.Информация о домашнем задании.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся составить по рисункам рассказ (упражнение 150) о догадливом рыбаке, используя слова с корнями –ГОР-, -ГАР-.