Правила по русскому языку спп. Сложноподчинённые предложения. Отрывок, характеризующий Сложноподчинённое предложение

Предикативные части которого связаны подчинительной связью. Сложноподчиненное предложение состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главной и придаточной.

Главная часть – основная и независимая, она определяет синтаксическую позицию придаточного предложения и функциональный тип всей сложной конструкции в целом. Придаточная часть подчинена главной части и отражает отношение зависимости одной ситуации от другой (отношения условия, причины, следствия и цели и др.)

Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье (И. Крылов).

Придаточная часть в сложноподчиненном предложении может:

  1. распространять одно слово в главном предложении: Не знаю, как смогу тебя забыть ;
  2. относиться ко всему главному предложению: Когда я вижу освещенный снег, я имя ваше вспоминаю сразу (Е. Рейн).

В связи с этим все сложноподчиненные предложения делятся на предложения нерасчлененной структуры (присловные ) и предложения расчлененной структуры (присоставные ). Части сложноподчинённого предложения объединены с помощью подчинительного союза, союзного слова (относительного местоимения или местоименного наречия), а также с помощью – интонации .

Главная часть, как правило, служит средством обозначения основной ситуации, а придаточная часть описывает ситуацию, в том или ином отношении ее мотивирующую:

Когда хлеб, тогда и мера, когда деньги, тогда и вера (Пословица). Когда мы пересекали Восточную Пруссию , видел я колонны возвращающихся пленных (Солженицын)

– устанавливается временная обусловленность ситуаций.

В сложноподчиненных предложениях с изъяснительно-объектными придаточными главная часть, помимо обозначения ситуации, также может оценочно интерпретировать сообщение в придаточной части:

Хорошо, что затяжной дождь закончился.

Основные виды сложноподчиненных предложений по значению

В языкознании существует несколько классификаций придаточных предложений, которые немного отличаются друг от друга. Согласно традиционной классификации придаточные предложения бывают трех видов: определительные, изъяснительные и обстоятельственные. Их названия соотносимы с второстепенными членами предложения, и различаются виды придаточных предложений по значению и тем вопросам, на которые они отвечают.

Придаточная часть сложноподчинённого предложения может раскрывать дополнительную информацию о предмете, явлении, лице, указывать на условия, цели или причины тех событий, о которых говорится в главной части предложении. В связи с этим выделяются три вида придаточных предложений: изъяснительные , определительные и обстоятельственные (места, времени, цели, причины, условия, уступительные, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения).

Рыбы производили на поверхности воды легкий шум, который походил на звук поцелуя (И.С. Тургенев).

Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельства, например: КАК?, КОГДА?, ГДЕ?, ЗАЧЕМ? и другие, например:

Уже совсем завечерело, когда мы возвратились домой (И.С. Тургенев).

Средства связи главного и придаточного предложений:

  1. Подчинительные союзы.
  2. Союзные слова, которые выражены относительными местоимениями или местоименными наречиями и могут сочетаться с опорными словами: Он писал о нападении японцев на Анучино, где были сосредоточены главные партизанские силы (Фадеев).
  3. Интонация.
  4. Корреляты – (указательные местоимения, употребляющиеся в главной части, и свидетельствующие о ее незавершенности: Ко мне подошел тот самый человек, с которым меня вчера познакомили в театре.
  5. Опорные слова – слова в главном предложении, которые распространяет придаточная часть предложения: Уверенность , что он меня не подведет, придавала мне сил.
  6. Порядок предикативных частей (фиксированный или нефиксированный: Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать. (Пушкин) и Как он мог так невозмутимо лгать, не понимаю.
  7. Парадигма – соотношение видовременных форм и модальных планов сказуемых: Когда мы подъехали к дому, зажгли фонари (отношение следования) и Когда мы гуляли в саду, светила луна (отношения одновременности).

Сложные предложения, это общеизвестно, представляют собой структуры, в которые входит более одного простого предложения. разделяются на три вида:

  • сложные бессоюзные (СБП),
  • сложносочиненные (ССП),
  • сложноподчиненные предложения (СПП).

Каждый вид имеет собственные особенности, но в речи их роль похожа: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, так же как бессоюзные, делают речь максимально информативной, позволяют передать разные семантические отношения, выразить стилистические особенности речи. ССП, СБП, СПП чаще всего употребляются в книжной речи. Для они часто оказываются громоздкими.

Сложноподчиненные предложения - один из самых сложных и разнообразных видов синтаксических конструкций.

Называют ССП такую синтаксическую конструкцию, в которой части связаны или союзными словами. Из этого вытекает, что в СПП части не равноценны. Зависимая часть называется придаточным предложением. Та часть, которой она подчиняется - главной. Союз или союзное слово входят в придаточное. (Когда ему стало жарко , Максим вышел на балкон. Она не пришла на праздник, потому что настроение было испорчено .)

Части СПП связаны структурно и по смыслу. Часто случается так, что главная часть просто непонятна, а потому не может существовать без придаточной. (Она чувствовала, что ее глупая выходка еще будет иметь последствия . Я тот, кто прекратит, наконец, это безобразие ).

В зависимости от союзов и значения придаточной части, сложноподчиненные предложения делятся на виды. Некоторые филологические школы делят придаточные предложения на две группы: определительные и дополнительные. Однако большинство ученых придерживаются другого мнения, подразделяя сложноподчиненные предложения на 10 видов по значению придаточных. Именно эта классификация изучается в школе.

Отвечают на вопрос (Какой?). В них придаточные присоединяются союзами (куда, откуда, который, чей и пр.) либо союзными словами (чтобы, словно, точно, будто).

*Примечание. Союзные слова являются членами предложения, союзы - не являются.

Примеры. Из квартиры напротив доносились крики (какие?), которые не давали уснуть. В окно виднелась равнина (какая?), откуда изредка доносилось непонятное громыхание. Я видел ее такой (какой?), будто она только сошла с фотографии.

Сложноподчиненные предложения с для связи частей используют союзы (как, что, чтобы, будто), союзные слова (кто, откуда, как). Придаточные в них отвечают на это главная примета придаточных изъяснительных. (Она еще раз уверилась в том (в чем?), что делегация задерживается. Она вернула поцелуй тому (кому?), кто так долго этого ждал. ).

Сложноподчиненные с придаточными образа действия (Как? В какой степени? Насколько?) используют союзы (как, словно, точно и пр.), союзные слова (насколько). (Он подготовился настолько (насколько?), насколько позволяло время и его скудный ум. )

Придаточные места (Где? Откуда?) используют союзные слова (где, там, куда и им подобные) (Я буду жить там (Где?), где солнце каждый день ныряет в море .)

Придаточные времени (Во сколько? Насколько?) присоединяются при помощи относительных слов (до тех пор пока, когда, прежде и т.п.) (Я буду повторять до тех пор (До каких пор? Сколько?), пока ты не запомнишь. )

Существуют другие виды сложноподчиненных предложений - это подчиненные с придаточными

Условия (Я прощу тебя (при каком условии?), если ты исправишь свою ошибку.)

Причины (Я очень удивилась, по той причине, что не была готова к его выходке.)

Цели (Я вернусь, чтобы мы могли сделать мир прекраснее. )

Сравнительными (Мы так обрадовались, как будто Вера была нам родней. )

Уступительными (У него все валилось из рук, как бы Сенька не старался. Вопреки шепоту, сопровождавшему ее повсюду, Нелли ходила с гордо поднятой головой.)

Следствия (Он раскричался, так что дело принимало плохой оборот. )

Присоединительные (Он был неправ, в чем и поспешил добровольно признаться.)

Понималось как объединение простых предложений, достигаемое с помощью определенных синтаксических средств и характеризующееся смысловой, конструктивной и интонационной целостностью. Но его части не являются простыми предложениями, так как: 1) они часто не могут быть самостоятельными коммуникативными единицами, а существуют только в составе сложного; 2) не имеют интонационной завершенности; 3) все предложение целиком отвечает на один информационный вопрос, т.е. представляет собой одну коммуникативную единицу. Правильнее считать их не простыми предложениями, а предикативными единицами.

Классификация сложных предложений

Разберем сложносочиненные и примеры и их классификацию. Начнем с того, что и те и другие являются сложными. Сложные предложения различаются по характеру связи, характеру предикативных единиц, порядку следования частей. Они бывают союзными и бессоюзными. Союзные, на которых мы и остановимся в данной статье, в свою очередь, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (примеры смотрите ниже).

Сложносочиненное предложение (ССП)

Структурно-семантическая классификация СПП опирается на важный формальный признак - характер синтаксической, формальной зависимости придаточной части от главной. Этот признак объединяет научные классификации В.А. Белошапковой и "Русской грамматики-80". Все СПП делятся на предложения нерасчлененного и расчлененного типа. Их дифференциальные признаки таковы.

Нерасчлененный тип

1. Придаточная часть находится в присловной позиции (относится к одному слову в главной), присловная или коррелятивная связь (относится к указательному местоимению).

2. Одна из частей синсемантична, т.е. не может быть семантически достаточной коммуникативной единицей вне состава сложного предложения.

3. Средства связи - синтаксические (многозначные) союзы и союзные слова.

Расчлененный тип

1. Придаточная часть относится ко всему главному предложению: детерминативная связь.

2. Обе части автосемантичны, т.е. потенциально способны существовать самостоятельно.

3. Средства связи - семантические (однозначные) союзы.

Самым важным признаком является первый, структурный признак.

Дальнейшая классификация СПП расчлененного типа проводится с учетом содержания, семантических аспектов (таких как время, условие, уступка, причина, цель, следствие, сравнительный, сопоставительный аспект, которыми может обладать сложноподчиненное предложение).

Примеры из художественной литературы и другие предложения:

  • Прошло уже несколько часов, с тех пор как я покинул город (временное).
  • Если сумеешь, приходи к двум часам (условие).
  • Хотя было уже поздно, в доме горел свет (уступка).
  • Свободного времени у меня почти не бывает, музыка требует полной отдачи (причина).
  • Чтобы хорошо учиться, надо потрудиться как следует (цель).
  • Его глаза сияли, как сияют на темном небе звезды (сравнительное).
  • Если он владеет мыслью, то формой он тем более владеет (сопоставительное).

Классификация СПП нерасчлененного типа прежде всего опирается на структурный признак - характер средства связи и лишь на второй ступени - на различия семантические.

Виды СПП нерасчлененного типа

1. С союзной связью: изъяснительные, определительные (количественные, качественные, квалификация) и компаративные.

2. С местоименной связью: местоименно-вопросительное и местоименно-относительное сложноподчиненное предложение.

Примеры из художественной литературы и другие предложения с союзной связью:

  • Глупо, что ты не придешь (изъяснительное).
  • Воздух так чист, словно его и нет (определительное, количественное).
  • Он говорил быстро, как будто его подгоняли (определительное, качественное).
  • Все это происходило так, будто никого не было в комнате (определительное сложноподчиненное предложение).

Примеры из литературы и другие предложения с местоименной связью:

  • Нужно было слышать, как он говорил (местоименно-вопросительное).
  • Дом, в котором мы живем, новый (местоименно-относительное, ориентированное).
  • Кто бы ни обращался, отказа не было (местоименно-относительное, неориентированное сложноподчиненное предложение).

Примеры предложений (5 класс, учебник русского языка поможет вам продолжить этот список), как вы видите, можно привести самые различные.

Более подробную теоретическую часть можно найти во множестве пособий (например, В.А. Белошапкова грамматика-80" и др.).

53. Сложноподчинённые предложения - это сложные предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Например, Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно.

Виды придаточных предложений:

  • определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое];
  • изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства];
  • времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложений, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки];
  • места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность);
  • образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала);
  • меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться);
  • причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно);
  • цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?);
  • -условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю);
  • сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы);
  • уступительные (указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно];
  • следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем домой);
  • присоединительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).

Иногда в составе сложноподчинённого предложения бывает несколько придаточных, которые могут находиться как в сочинительной связи, то есть относиться к одному и тому члену в главном предложении-быть однородными (Он рассказал мне, какой отдохнул летом и что планирует делать зимой.), так и в подчинительной связи, то есть одно придаточное является для другого придаточного предложения главным - находится в последовательной подчиненности (Я увидел, что кто-то вышел из дома, в котором. как говорили, уже десять лет не горел свет).

Сложные предложения с рваными видами связи называются сложными синтаксическими целыми, или периодом.

СП, части которого связаны подчинительными союзами (если, что, хотя и т.д.) или союзными словами (относительными местоимениями и местоименными наречиями: кто, куда, откуда и т.д.), называются СПП. Из определения следует, что главный критерий разграничения двух типов союзных СП – это средство связи между частями. Мы уже отмечали, что средство связи в ССП находится между ПЧ, не входя ни в одну из них. В СПП выделяется две части – главная и придаточная. Придаточная часть включает в себя показатель подчинительной связи – союз или союзное слово. Указанное различие между ССП и СПП можно продемонстрировать на примере предложений гибкой структуры: если мы меняем порядок следования частей, то в ССП союз остается на своем месте, а в СПП перемещается вместе с придаточной частью. Ср.:1) Мне грустно, а ему весело. → Ему весело, а мне грустно. 2) Я помогу ему, если возникнут какие-либо трудности. → Если возникнут какие-либо трудности, я помогу ему. Итак, структура элементарного СПП состоит из двух частей – главной и придаточной, показатель синтаксической связи находится в придаточной части.

Части ССП относительно независимы и равноправны, части же СПП неравноправны и несамостоятельны, о чем свидетельствует внутренняя форма используемой терминологии: главная часть может быть относительно самостоятельной, она подчиняет себе придаточную часть, которая зависит от главной и существовать самостоятельно не может. (Именно поэтому парцеллированные придаточные мы рассматривали именно как части, а не самостоятельные синтаксические единицы.) Итак, грамматически независимая ПЧ называется главной, зависимая – придаточной. По количеству ПЕ СПП, как и ССП, может быть двучленным и многочленным. Рассмотрим классификацию элементарных СПП, т.е. состоящих из двух частей.

Классификация строится на структурно-семантических основаниях, т.е. учитываются и формальные признаки, и семантические отношения между ГЧ и ПРЧ. Важнейшим формальным признаками являются, во-первых, тип синтаксической связи (присловная или неприсловная), во-вторых, вид средства связи (союзное или относительное подчинение), обязательность или необязательность коррелятов в ГЧ. На основании исследования этих элементов связи была выделена оппозиция предложений расчлененной и нерасчлененной структуры. Так как местоименные предложения, выделенные на ином основании – на основании того, к чему относится ПР Ч, в эту оппозицию строго не вписываются, то эти модели, как правило, объединяются в отдельный класс.

Рассмотрим основания для противопоставления первых двух классов:

СПП нерасчлененной структуры

СПП расчлененной структуры

по тому, к чему относится ПР Ч

присловная связь (относится к одному слову или ЦСС)

неприсловная связь (относится ко всей ГЧ, иногда к предикативному центру или полупредикативному обороту)

по характеру связи

как правило, связь предсказующая

связь непредсказующая

по средствам связи

Как правило, асемантические (синсемантичные) союзы и союзные слова

Семантические (автосемантичные) союзы (кроме относительно-распространительных СПП)

по роли коррелятов

играют важную роль (по признакам наличия/отсутствия и возможности/невозможности коррелята различаются модели предложений данного класса)

не является конструктивным элементом

по характеру значений

выражают комплекс определительных и объектных отношений

выражают различные обстоятельственные отношения

Впервые оппозиция двух классов СПП была выделена Н.С. Поспеловым, детальное описание дано в работах В.А.Белошапковой. На этих же классификационных основаниях строится типология СПП в “Русской грамматике” (1980г.)

СПП НЕРАСЧЛНЕННОЙ СТРУКТУРЫ.

Классификация внутри данного типа строится с учетом особенностей ССМ, т.е. на основании типа союзного средства, наличия или отсутствия соотносительных слов в ГЧ, природы опорного компонента и, наконец, вила синтаксических отношений между частями СП. На этих основаниях выделяют три типа СПП, которые, в свою очередь, делятся на подтипы:

    Присубстантивно-атрибутивные предложения . ССМ включает следующие конструктивные элементы: [ К (ОС) сущ.], (с.ср. ….). Как видим, структура задается грамматической природой им. сущ., а именно его способностью присоединять к себе ПР Ч со словом который или его аналогами (заместителями). ПР Ч всегда постпозитивна по отношению к опорному компоненту – контактному (определяемому) слову. Это не означает, что ПР Ч не может занимать интерпозицию в ГЧ. Сравним: Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы (Полевой); Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Самое частотное средство связи – союзное слово. Союзное слово – это функция (быть средством связи) относительных местоимений разных грамматических классов: м.-с. (кто, что ), м.-пр. (какой, который, чей ), с.-ч. (сколько ), м.-н. (где, когда ). Падежная форма изменяемых местоимений зависит от их синтаксической роли в ПР Ч, а число и род (в ед.ч.) местоимений какой, который зависят от контактного слова в ГЧ, то есть мы имеем дело с классическим примером неполного согласования, с дуплексивной связью. Например: Работа, которой я отдавал все силы, казалось, была идеально налажена (Тендряков). Форма числа и рода (ед.ч., ж.р.) зависят от распространяемого, определяемого слова – существительного в ГЧ (в нашем примере это слово работа ), а форма падежа (дат.п.) зависит от синтаксической функции, которую выполняет в придаточной части местоимение (дополнение): ср. отдавал силы (чему?) которой (= работе). Итак, какой, который согласуются с тем существительным, с которым связана ПР Ч, форма других местоимений зависит от синтаксических связей в составе ПР Ч. Сравним: Зашел сосед, чей рюкзак я брал с собой в поход. Выделяются три подтипа присубстантивно-атрибутивных предложений:

        Атрибутивно-выделительный подтип . ПЧ в таких ССМ поясняет контактное слово в ГЧ путем указания на такой признак предмета, который выделяет этот предмет из ряда однородных, выделяет какой-то определенный объект из всего класса возможных объектов. В ССМ может быть включен коррелят: [  кор. КС], (с.с. …). Например: Ничто не нарушало той отдаленно-гулкой тишины , что наступила вокруг (Фадеев); Есть, правда, люди на земле, которые могут жить с Илькой в ладу (Астафьев).

        Определительно -распространительный подтип . ПЧ называет признак, который присущ предмету, но этот признак не подается как отличительный. ПЧ характеризует предмет, обозначенный сущ. в ГЧ, добавляя какую-то новую информацию о нем. В этой модели коррелят невозможен: [ – кор. КС], (с.с. …). Например: В разгар пира зашел Травкин , которого никто не ожидал.

        Определительно -сравнительный подтип. ПЧ определяет предмет путем его сравнения. Не все ученые выделяют данный подтип из-за нетипичного средства связи – сравнительного союза. Однако в этих моделях семантика именно определительная и связь присловная: [ + кор. КС], (с.. …). Например: У меня такое чувство , будто я очутился на другой планете.

    Изъяснительно-объектные СПП . В ГЧ таких СП находится лексема, семантикой которой определяется наличие объектного распространителя. Это лексические единицы со значением восприятия, речи, мысли и т.д., иными словами: все лексемы, которые требуют обязательного заполнения своей семантической валентности, без чего их семантика оказывается не реализованной. Именно придаточная часть и заполняет обязательную семантическую валентность таких слов. Как вы поняли, в данном типе СПП реализуется обязательная синтаксическая связь. Если ПРЧ в присубстантивно-атрибутивных СПП распространяют имена существительные как часть речи, то в рассматриваемых моделях ПРЧ могут относиться к опорным словам разной частеречной принадлежности. Это могут быть глаголы типа говорить, сказать, сообщить, приказать, просить, требовать, видеть, чувствовать и т.д.; им. сущ. (часто – девербативы и слова непредметные, невещные): известие, сообщение, совет, мысль, мнение, опасение, страх и т.д.; предикативы и предикативные причастия: сказано, сообщено, обещано, решено, страшно, хорошо, обидно и т.д. Могут в качестве опорных компонентов употребляться ФЕ или описательные обороты типа: дать слово, сделать вид и т.д. Обобщая, следует подчеркнуть, что подобные лексические и фразеологические единицы называют те или иные процессы, состояния и действия, о содержании которых сообщается в ПРЧ. Поэтому опорные (контактные) слова в данных СПП называют распространяемыми. Кроме описанных опорных слов элементами модели является структурно-семантическая неполнота ГЧ и средства связи. Вот на основании типа средства связи выделяются три вида (или подтипа) изъяснительно-объектных СПП. ПРЧ обычно постпозитивна, но в экспрессивной речи структура обнаруживает гибкость, ср.: Что произошло – всем известно.

    Изъяснительно-объектные СПП с союзным подчинением . Этот подтип включает в себя несколько моделей, которые различаются структурными элементами: модальным значением ПРЧ, видом подчинительного союза и ролью коррелята в ГЧ. Во-первых, выделяются предложения с ПРЧ, сообщающей о каком-то положении дел как о реальном, в качестве средства связи используется союз что . Роль коррелята неконструктивна: его наличие или отсутствие зависит от структуры и семантики ГЧ. Ср.: 1) Он не знал, что собрание перенесли на завтра; 2) Он решил, что пора уезжать; 3) Началось с того , что Катя пожаловалась на своих товарищей . Ср. схемы: 1) [ РС  кор.], (с. что …). 2) [– кор. РС], (с. что… ). 3) [РС+ кор.], (с. что… ). Если в ПРЧ изображается динамическая ситуация, вместо союза что употребляется как : Часовой видел, как Азамат отвязал коня и ускакал. (Союз как надо отличать от омонимичного местоименного наречия: союз не имеет логического ударения, его можно заменить союзом что или опустить, наконец, местоименное наречие как употребляется в ПРЧ, изображающих способ действия). Во-вторых, выделяются предложения с ПРЧ, сообщающей о каком-то положении дел как об ирреальном, в качестве средства связи используется союзы чтобы и как бы . Например: Он сказал, чтобы ты приходил; 2) Боюсь, как бы ты не ошибся. Схемы: [ РС  кор.], (с. чтобы …); [ РС  кор.], (с. как бы …). После слов, имеющих общее значение волеизъявления, употребляется союз чтобы (частица бы сливается с союзом). ПРЧ употребляется в форме ирреального наклонения. Следовательно, структурным элементом данной модели является координация модальных планов: в ГЧ реальное наклонение в ПЧ ирреальное.

    Изъяснительно-объектные СПП с относительным подчинением . Отличие от первого подтипа заключено в том, что ПРЧ присоединяется к главной не союзом, а союзным словом. Семантика также несколько отличается: ПРЧ предает не само сообщение, а лишь его тему. В этом подтипе выделяются две ССМ: 1) с косвенно-вопросительными придаточными; 2) с косвенно-восклицательными придаточными. Мне не очень нравится эта классификация, т.к. классы выделены на разных основаниях, однако такое деление принято в учебной литературе и грамматиках. СПП с косвенно-вопросительными придаточными может использоваться коррелят. Сравним: 1) Неизвестно, куда идти [ РС кор.], (с.с. куда ). 2) Он думал о том , куда идти [ РС + кор.], (с.с. куда ). Пример с косвенно-восклицательной ПРЧ: Если б вы знали, какой наш край благодатный! (Тургенев) [РС  кор.], (с.с. какой ).

    Изъяснительно-объектные СПП с союзом-частицей ли. Особенность модели в том, что средство связи расположено внутри ПРЧ, обычно после сказуемого. По семантике модель аналогична моделям с косвенно-вопросительными придаточными. Но в этом подтипе могут быть разные по целеустановке предложения – невопросительные и вопросительные. Сравним: 1) Я не знаю, вернусь ли к обеду; 2) Вы не знаете, открылась ли библиотека после ремонта? [РС  кор.], (с.-ч. ли ). Если ПРЧ осложнена однородными сказуемыми, связанными разделительным союзом или , то частица как бы сливается с этим союзом (ведет себя аналогично частице бы в составе союза чтобы) , например: Не знаю, пойти на лекцию и ли в читальный зал.

    Сравнительно-объектные СПП. Элементы модели: [РК - компаратив], (с. чем, нежели ): Он оказался умнее , чем мы думали. Компаратив может быть наречным, именным, предикативным. Особенность модели в том, что ПРЧ не называется второй, эталонный компонент сравнения, он имплицитно содержится: степень ума не определяется, сообщается только, что в реальности она выше, чем прогнозировалось.

СПП РАСЧЛЕНЕННОЙ СТРУКТУРЫ

В соответствии с грамматическим значением и особенностями структуры выделяется 5 типов предложений расчленённой структуры:

    Временные СПП . ПРЧ содержит сообщение о положении дел, которое временными отношениями связано с событиями, явлениями, фактами, о которых сообщается в ГЧ. Это могут быть отношения одновременности, следования и предшествования. Модели гибкие, парадигматические свойства обусловлены той конструктивной ролью, которую в разных ССМ играет корреляция модальных планов и видовых значений. На этом основании выделяются два подтипа:

    1. Значение одновременности реализуется в моделях с союзами когда, в то время как, по мере того как, пока. В частях СП общий модально-временной план: Проснулась Катя, когда было совсем светло. В уточнении временного плана участвуют семантические союзы, например союз пока обозначает, что положение дел, о котором сообщается в ПРЧ, служит временным пределом того действия или явления, о котором говорится в ГЧ. Например: Пока взрослые обедали, дети весело играли. Важным элементом модели является значение вида глаголов-сказуемых. Так, если действие или процесс происходят не только одновременно, но и занимают один и тот же временной отрезок, то используются глаголы несовершенного вида: Пока шёл дождь, они не могли не любоваться оттенками серебристо-серых и голубоватых струй, сбегавших с отвесной крыши. Если действия происходят одновременно, но одно из них имеет место в один из моментов протекания другого, то используются глаголы разного вида: Пока звенел звонок, дети вскочил и со своих мест.

      Значение разновременности реализуется в моделях с союзами едва, как только, лишь только. Обычно используются глаголы совершенного вида: Лишь только небо засветилось, все шумно вдруг зашевелилось. Здесь положение дел, описанное в ПРЧ, предшествует наступлению положения дел в ГЧ. Если положение дел в ГЧ предшествует тому, что сообщается в ПРЧ, то используются союзы: прежде чем, до того как: Прежде чем приступить к выполнению задания, ознакомьтесь с инструкцией. Временной отрезок ПРЧ может включать в себя несколько действий или событий, представленных в ГЧ. Тогда, как правило, используются глаголы разных видов (в ГЧ – несовершенного, в ПЧ – совершенного): Пока он добрался до своего номера, садился отдыхать раз пять. В СПП с семантикой времени могут быть реализованы добавочные значения – ограничения и следствия или результата. Например, в СПП с союзом пока не . Ср.: 1) Пока не выучите теорию, не сможете решать тестовые задачи (последовательность временная + ограничение возможностей реализации положения дел, эксплицированного в ГЧ); 2) Он долго шел по камням, пока не взобрался на вершину мыса (последовательность временная + результат как прекращение ситуации, изображенной в ГЧ).

    Сравнительные СПП . Общая семантика сравнения конкретизируется в подтипах:

    1. Два подтипа СПП, которые имеют свободные схемы : 1) с семантикой реального сравнения и 2) с семантикой ирреального сравнения. В первых сравниваются две ситуации мыслимые как реальные. Здесь используются союзы: как, подобно тому как : Каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды (Казаков). В СПП с семантикой ирреального сравнения используются союзы: словно, будто, как будто, как будто бы, как если бы: На улицах не было ни души, словно весь город вымер. Ситуация, изображенная в ГЧ, мыслится как реально наблюдаемая, а ситуация в ПРЧ – как ирреальная (автор высказывания вряд ли полагает, что город действительно вымер). Обе модели с гибкой структурой, хотя препозиция ПРЧ явно относится к экспрессивному синтаксису.

      Сравнительные СПП, построенные по несвободным моделям . ССМ включает несколько элементов: союз, компаратив в ГЧ, инфинитив в ПЧ, негибкость структуры (ПРЧ в препозиции). Например: Чем кумушек считать трудиться , не лучше ль на себя, кума, оборотиться?(Крылов) Сравнение выражено не столь явно, как в свободных ССМ. Сравнение является основой для обозначения того действия, о котором сообщается в ГЧ как о предпочтительном.

    СПП соответствия . Строятся предложения по двум моделям – гибкой и негибкой. Негибкая структура: (чем…), [тем…]. Гибкая структура: (по мере того как…), . В СПП сопоставляются динамические, развивающиеся ситуации, действия, события, причем то, о котором говорится в ПРЧ, выступает как фон, на котором развивается второе действие, явление и т.д.. Такие модели нередко включают в класс предложений с семантикой обусловленности, но это неверно, т.к. здесь не наблюдается реализация логического отношения ‘условие → следствие’. Не стоит путать данный тип и с СПП сравнительными, т.к. семантика сравнения здесь отсутствует. Например: Чем ближе подходит к концу дневная съемка, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн). Как видим, обязательным элементом модели являются компаративы в обеих частях. Следовательно, ССМ несвободная. В предложениях с союзом по мере того как общее грамматическое значение соответствия может осложняться значением времени, например: По мере того как время близилось к полуночи, нами все больше овладевала тревога. В выражении значения принимает участие корреляция форм глаголов-сказуемых.

    СПП обусловленности . В.А. Белошапкова называет данный класс СПП детерминантными. Это обширный класс СП. Все модели, включаемые в СПП данного класса, объединяет общее значение обусловленности положений дел, изображенных в главных и придаточных частях.. В СПП обусловленности говорящий/пишущий изображает события как внутренне, логически связанные. На основании семантики ПРЧ, грамматических отношений между частями и специфики средств связи выделяют несколько подтипов СПП обусловленности:

    1. Условные СПП. В ПРЧ называется условие, при котором реализуется положение дел, изображенное в ГЧ. Средства связи – союзы: если, когда, раз (разг.), коли (устар.). Например: Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Крылов). Условие и обусловливаемое могут мыслиться говорящим/пишущим как реальные, либо как ирреальные: предполагаемые, возможные, желаемые. В последнем случае используются ПЕ в форме ирреального наклонения. Сравним: Если бы он вовремя включил свет, она бы не оступилась ; Раз вы согласились , то выполняйте все условия. Обратим внимание, что могут быть использованы двойные, производные союзы: если…то, когда…то, раз…то. Конструкция гибкая, полнота парадигмы зависит от модального плана предикативных частей: если в СПП сообщается об ирреальном условии, то возможности формообразования ограничены.

      СПП причины. ПРЧ обозначает причину того, о чем сообщается в ГЧ. В русском языке много причинных союзов, которые вносят семантические оттенки в общее грамматическое значение предложения. Например, союзы благодаря тому что и из-за того что вводят ПРЧ с противоположным значением: первый вводит ПРЧ, называющую причину, вызывающую благоприятные последствия, а второй – неблагоприятные последствия. Сравним: Благодаря тому что ввели новую технологию, качество товара улучшилось; Из-за того что сложились неблагоприятные погодные условия, большого урожая зерновых в этом году не ожидается. Составные союзы имеют книжную окраску, употребляются в деловом стиле. Союзы ибо , благо имеют книжную и высокую окраску, относятся к архаизмам. Все предложения данного подтипа делятся на предложения с гибкой и негибкой структурой. К последним относятся модели с союзами потому что, ибо, благо : они вводят постпозитивную ПРЧ. Составные союзы могут расчленяться, первая часть в этом случае актуализирует свою морфологическую природу, употребляясь в качестве коррелята. Это явление создает контаминированность структуры, например: А суматоха была оттог о, что Анна Павловна отпустила сына в Петербург на службу. Схема: [ …кор. оттого ], (что …). Расчленяться могут все союзы, кроме союза так как – он всегда располагается в ПРЧ.

      Уступительные СПП. ПРЧ сообщает о событии, вопреки которому осуществляется то, о чем сообщается в ГЧ. При уступительных отношениях ГЧ сообщает о таком положении дел, которое не должно было бы наступить, но тем не менее наступило. Поэтому ПРЧ называет как бы “несработавшую” причину. Союзы – хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай (разг.). Последние не стоит путать с омонимичными частицами. Союзы хотя, пусть, пускай могут образовывать составные союзы, что, естественно, осложняет семантику СП: Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером. Возникает контаминированная структура: (Пускай ), но . К уступительным отношениям добавляется значение, типичное для ССП, – противительное. В экспрессивной речи в качестве средств связи используются единицы, имеющие неоднозначную интерпретацию в научной и учебной литературе. Я имею в виду такие средства связи, как сколько ни, как ни. В последнее время морфологическая природа интерпретируется следующим образом: это составные союзы, образованные из м.-н. и частицы. Однако на указанные слова в устной речи падает логическое ударение, что не характерно для союзов. Например: Как ни старался понять эту теорию, мне это не удалось; Сколько ни бился над решением задачи, ответа так и не получил. Полагаю, что целесообразно выделить, вслед за Е.И.Дибровой и Е.С. Скобликовой, подобные модели в особый вид уступительных СПП – относительный подтип с обобщённо-уступительным значением. Значение уступки осложняется значениями степени и обобщения. В выражении комплекса значений, кроме союзных средств, участвует корреляция значений предикативных частей: ПРЧ утвердительная, ГЧ отрицательная.

      Целевые СПП. ПРЧ сообщает цель того, о чем говорится в ГЧ. Союзы – чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы (устар.). В роли аналогов целевых союзов употребляются частицы только бы, лишь бы. Но располагаются такие предложения в зоне переходности: между СПП и БСП. ПРЧ имеет ирреальное модальное значение, т.к. в ней сообщается не о реальном положении дел, а о желаемом. Ирреальная модальность ПРЧ – это один из элементов структуры. Форма ПРЧ не меняется, поэтому парадигма неполная. Например: Я закрыл форточку, чтобы не простудиться: Дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром. Напомню: союзы чтобы и дабы являются одновременно и средствами связи и показателями ирреального наклонения (частица бы “прячется” в союзе). Структура гибкая, но, как правило, ПРЧ постпозитивна.

      СПП следствия. Схема такова: , (так что…). Структура негибкая, союз никогда не расчленяется. ПРЧ сообщает о следствии, вытекающем из положения дел, которое изображено в ГЧ. Например: Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.

    Относительно-распространительные СПП . Иногда используется другой термин – присоединительные . Этот тип СП резко контрастирует со всеми описанными выше. Общая схема такова: , (союзное слово…). Структура негибкая, так как ПРЧ, представляя собой распространяющий компонент высказывания, занимает постпозицию. Если распространительная часть относится к полупредикативному обороту, она может занимать интерпозицию в СП. Сравним: 1) Ей нужно было не опоздать в театр, отчего она очень торопилась (Чехов);2) Страшно волнуясь, отчего на лице его выступили красные пятна, он заговорил о предстоящей женитьбе. Как видно из примеров, союзное слово выполняет анафорическую функцию. В качестве средств связи используются местоимения с так называемой вмещающей семантикой. ПРЧ распространяет ГЧ, внося какую-то добавочную информацию.

МЕСТОИМЕННЫЙ ТИП СПП

Выделение данного класса обусловлено его промежуточным положением между двумя строго противопоставляемыми категориями синтаксиса СП – моделями нерасчлененной и расчлененной структуры. В то же время все ССМ данного класса объединены по только им присущему признаку, а именно – по важнейшему конструктивному элементу, которым является способ выражения опорного слова – местоимения в ГЧ. Внутри данного класса выделяются подклассы, противопоставленные по уже известным нам основаниям: 1) средствам связи; 2) особенностям семантики; 3) возможностью соотнести ССМ с предложениями расчленённой или нерасчленённой структуры. Итак, рассмотрим типологию местоименных СПП.

          Местоименно-соотносительные предложения нерасчленённой структуры. Общая модель такова: [+ кор.], (с.с. …). Связь между придаточной и главной частями осуществляется с помощью соотнесенных в обеих частях местоимений: в ГЧ указательных и определительных, в ПР Ч – относительных местоимений. Наблюдаются следующие корреляции:

Все, всякий, каждый, тот – кто

То – что

Такой – какой

Таков – каков

Так – как

Столько – сколько

Настолько – насколько

Там, туда, откуда – где, куда, откуда

Поскольку корреляции изначально заданы, модели таких предложений являются несвободными. ПРЧ с помощью союзного слова прикрепляется непосредственно к соотносительному слову в ГЧ и наполняет его своим содержанием, т.е. соотносительное слово выполняет катафорическую функцию, если ПР Ч постпозитивна, что обычно бывает в неэкспрессивной речи. Выделение подтипов внутри этого класса СП опирается на категориальную принадлежность соотносительных слов. Так как эти слова сохраняют категориальное значение различных частей речи и соответствующие формы, то и ПРЧ, наполняя их конкретным содержанием, выступают как бы в роли аналога частей речи. Такую классификацию разработала Н.А. Николина, опираясь на идеи Ю.Л. Максимова. Если рассматривать ССМ с этой точки зрения, то следует говорить о том, что ПРЧ подвергаются своеобразной субстантивации, адъективации и адвербиализации. Это довольно смелое заявление. Но классификация получается стройной и непротиворечивой. Итак, выделяются классы:

    Субстантивный . Модель такова: [+ кор. м.-сущ.], (с.с.). Структура гибкая. Например: Кто ищет, тот всегда найдет. В ПРЧ относительное местоимение-существительное, в ГЧ – указательное местоимение-прилагательное в роли существительного. Еще примеры: Что с возу упало, то пропало; Я сделал то , что считал необходимым. Коррелят в ГЧ служит для того, чтобы указать на предмет или лицо, поэтому местоимения субстантивируются.

    Адъективный . Модель такова: [+ кор. м.-пр.], (с.с.). Структура также гибкая, но эта модель, как правило, реализуется с постпозитивной ПРЧ: Хаджи-Мурат вспомнил сына таким , каким видел его в последний раз. В ГЧ коррелят указательное местоимение-прилагательное, в ПРЧ – союзное слово, выраженное относительным местоимением-прилагательным.

    Адвербиальный . В качестве соотносительных слов выступают местоимения-наречия. Особенность этой ССМ в том, что элементами структуры являются не только соотносительные слова, но и то слово в ГЧ, к которому примыкает коррелят – местоимение-наречие, то есть схема выглядит несколько по-другому: [+ кор.м.-н. ОК], (с.с.). Например: Этот слепой не так слеп , как кажется.

          Местоименные СПП контаминированной структуры. Контаминированность проявляется в том, что ССМ данного типа обладают признаками и СПП нерасчленённой и расчленённой структуры. Выделяются два подтипа:

      СПП местоименно-соотносительные . Они строятся по модели: [+ кор. м.-н.], (с.с.). В качестве соотносительных компонентов выступают м.-н.: туда – куда, там – где, оттуда – откуда и т.д. Как видим, по своим формальным признакам эта ССМ ничем не отличается от предложений адвербиального типа, но обстоятельственная семантика (в отличие от качественно-количественной семантики!) этих СП роднит их с СПП расчленённой структуры. Кроме того, ПРЧ соотнесена не только с коррелятом, но и с предикативным центром ГЧ. Например: Алексей пошел туда , куда упал самолет. ПРЧ обозначает собственно место, может обозначать также направление движения: Он уехал туда , откуда вернулась недавно наша экспедиция. В роли коррелята могут выступать так называемые заместители указательных местоименных наречий: всюду, везде, здесь, где-то и т.д. Ср.: Всю ночь наверху , где лежала пшеница, пищали и бегали мыши (А.Толстой)

      СПП местоименно-союзного типа. В этих моделях наиболее четко проявляется контаминированность структуры и синкретизм семантики. Общая схема выглядит так: [+ кор. ОК (знам. сл.)], (союз). Контаминированность проявляется в том, что наблюдается сочетание признаков СПП нерасчленённой структуры (обязательность коррелята) и признаков СПП расчленённой структуры (отнесенность ПРЧ не только к корреляту и – главное! – союзное подчинение). Синкретизм связан с многозначностью семантики. ПРЧ всегда постпозитивна, структура негибкая. Выделяются три подтипа:

    что : Руки его дрожали до такой степени , что он не мог расстегнуть пальто; Серпилин видел своими глазами столько смертей , что давно потерял им счет (Симонов). В первом примере реализовано значение степени и значение следствия, во втором – значение меры и следствия. Итак, в этих моделях количественно-качественная семантика осложнена указанием на следствие того, о чем сообщается в ГЧ, причем следствие мыслится как реальное, о чем свидетельствует общий модально-временной план ПЧ.

    Предложения с асемантичным (синсемантичным) союзом чтобы. Модель аналогична первой, но положение дел, изображенное в ПРЧ, мыслится как ирреальное (возможное или желаемое). Например: Надо так учиться , чтобы долго помнить изученное. Семантика также синкретична: в нашем примере реализованы значения степени, следствия и цели.

    Предложения со сравнительными союзами . В этих моделях указанные выше значения осложнены сравнительной семантикой. Например: Дожди были такие , будто не вода, а серебро лилось с неба (Паустовский).

Итак, мы рассмотрели классификацию СПП, основанную на изучении типовых ССМ предложений. В данной классификации представлена типология именно предложений, тогда как в школьных грамматиках принято классифицировать СПП с опорой на тип придаточной части (придаточного предложения). Выстраивая типологию СПП, авторы некоторых школьных опираются на традиционную классификацию, которую принято называть логико-грамматической. Логико-грамматическое направление господствовало в синтаксической науке в 19 – первой половине 20 веков, в последние годы положения логического анализа вновь стали популярными. Так, В.В. Бабайцева полагает, что классификация СПП, в основе которой лежит идея Я.И.Буслаева об изоморфизме придаточных частей и членов предложения, хорошо зарекомендовала себя в школе. В.В. Бабайцева пишет: «Говорить о значении придаточного предложения – значит говорить, как оно синтаксически соотносится с главным, т.е. о синтаксическом значении всего СПП». Итак, логико-грамматическая классификация соотносит ПРЧ с каким-то членом предложения: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением или с обстоятельством (с дальнейшей детализацией: временным, причинным и т.д.). Логико-грамматическая характеристика особенно актуальна для СПП местоименного типа (такой тип в большинстве школьных учебников не описывается) и для СПП нерасчленённого состава. Тип придаточного предложения соотнесен с синтаксической функцией коррелята. Например:

(1) Что ты в деревню хочешь, это прекрасно (подлежащное);

(2) Друг мне тот , кому все могу говорить (сказуемное);

Человек дорожит тем , во что верит (дополнительное).

В системе изъяснительно-объектных СПП ПРЧ также может быть аналогичной разным членам предложения в зависимости от лексико-грамматических свойств опорного (распространяемого) слова и его роли в формировании структуры СПП. Придаточное дополнительное, если относится к глаголу в личной форме, инфинитиву, причастию или деепричастию, отглагольным словам, подлежащные ПРЧ относятся, как правило, к возвратным глаголам, к словам с семантикой существования, восприятия, внутреннего состояния Обычно коррелят подсказывает функцию ПЧ: Разумихин был тем замечателен , что никакие неудачи никогда не смущали его (дополнительное); Казаков пугало то , что они остались лицом к лицу с противником (подлежащное).

Недостатком данной классификации является то, что ПРЧ не всегда можно однозначно соотнести с членом предложения. В этом случае приходится говорить о предложениях неоднозначной квалификации. Например:1) Всем известно, что он отрицательно относится к бесплодным дискуссиям. Предложение имеет два квазисинонима с коррелятами: (1) Всем известно о том , что он отрицательно относится к бесплодным дискуссиям (дополнительное); (2) Всем известно то , что он отрицательно относится к бесплодным дискуссиям (подлежащное). В нашем примере если мы рассматриваем ГЧ как неполное двусоставное, то ПРЧ – подлежащная, а если как безличное, то ПРЧ – дополнительная. В краткой грамматике отмечается, что ПРЧ вообще не имеет аналогов среди членов предложения, если оно относится к СКС с модальным или оценочным значением, а также к именам с тем же значением. Например: Молодец, что пришел; Глупо, что так вышло.

Таким образом, используя логико-грамматический подход мы должны все СПП разделить на три группы: 1) предложения с однозначной квалификацией грамматического значения ПРЧ; 2) предложения с неоднозначной квалификацией грамматического значения ПРЧ; 3) предложения, ПРЧ в которых не имеет аналогов в системе членов предложения.

Несмотря на отмеченные недостатки логико-грамматической классификации, она имеет своих сторонников: на идеи Ф.И.Буслаева опираются такие современные синтаксисты, как В.В. Бабайцева, Е.С. Скобликова. Соблюдая преемственность синтаксической традиции, Е.С. Скобликова полагает, что во главу угла при изучении СПП необходимо поставить содержательную природу этих предложений, в то же время она выделяет и описывает классы в соответствии с функцией ПРЧ, выделяя следующие типы: предложения с придаточными изъяснительными, предложения с придаточными определительными, предложения с придаточными образа действия и степени, предложения с придаточными места, предложения с придаточными времени, предложения со сравнительными придаточными, предложения с придаточными присоединительными и предложения, выражающие отношения обусловленности. Нетрудно заметить, что частично классификация совпадает с представленной выше, частично противоречит ей. Так, типы местоименных предложений не объединены в единый класс, а распределены по другим классам, например: То, что я увидел, поразило меня (местоименно-определительное придаточное); Туман так густ, что палаток почти не разглядеть (придаточное степени); Пойдём туда, куда ходили в прошлый раз (придаточное места) и т.д.

Авторы школьных учебников (см., например, учебник для 9 класса С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А. Чешко и учебник для 8 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта) принимают данную классификацию в модифицированном виде: противопоставления придаточных дополнительных и подлежащных, определительных и сказуемных там сняты. Например, предложения типа: Представлялось, как идет по знакомой улице и Все, кого пригласили, собрались вовремя – в традиционной интерпретации принадлежат одному классу – классу СПП с придаточными подлежащными, но с точки зрения категориальных значений эти предложения разные: первое с придаточным изъяснительным, второе – с придаточным местоименно-определительным, так как оно выражает ситуативный признак лиц, обозначенных соотносительным местоименным словом в главном предложении (Ср.: Все сотрудники, которых пригласили, пришли вовремя ).

Итак, будущим педагогам необходимо знать разные классификационные подходы к анализу СПП, чтобы, во-первых, грамотно анализировать и квалифицировать синтаксические единицы и, во-вторых, быть готовым преподавать русский язык, опираясь на разные школьные учебники.

Вопросы для самопроверки:

    Что такое СПП? Как называются ПЧ СПП?

    Какие средства связи между частями СПП используются?

    По каким основаниям вы разграничиваете союзное и относительное подчинение? Приведите примеры использования в СПП омонимов: союзов и местоимений что, как, когда.

    На каких основаниях противопоставлены классы предложений расчленённой и нерасчленённой структуры?

    Как строится типология СПП расчленённой и нерасчленённой структуры? Перечислите типы и подтипы предложений разных классов.

    Почему отдельно рассматриваются местоименные СПП? На каких основаниях классифицируются?

    В чём особенность логико-грамматической классификации СПП?