Объединенный комитет начальников штабов. Комитет начальников штабов Вооружённых сил США. Подчинённые органы комитета начальников штабов

В последние год-два в связи с активизировавшейся отечественной реформой Вооруженных сил обострились дебаты между сторонниками сохранения в принципе исторически сложившейся системы руководства ВС и "радикалами", выступающими за четкое разграничение функций административного и оперативного управлений военной организацией страны. Причем и те, и другие зачастую и к месту, и не к месту апеллируют к странам Запада, прежде всего к США, где, мол, такая система со всеми своими минусами (указывают первые) и плюсами (подчеркивают вторые) существует уже долгие годы, но при этом не всегда четко представляют ее (системы) суть. Попробуем разобраться.

СПЕЦИФИКА РУКОВОДСТВА ВС США

К примеру, руководство американскими вооруженными силами осуществляется по административной и оперативной линиям. В первом случае - через министра обороны и руководителей видовых министерств: министров армии (сухопутных войск), ВВС и ВМС (гражданских лиц, сфера деятельности которых охватывает в основном военно-политические и административно-финансовые вопросы). Второй контур руководства предполагает задействование в определенной степени двух компонентов: комитета начальников штабов (КНШ), включающего начальников штабов СВ, ВМС, ВВС и коменданта морской пехоты (но не главнокомандующих в "отечественном" понимании этого термина), и, самое главное, главнокомандующих Объединенными командованиями (ОК) ВС США. Именно повседневное руководство в мирное и военное время этими оперативно-стратегическими объединениями, состоящими из формирований американских ВС как минимум от двух видов, в различном сочетании в зависимости от стоящих перед ОК задач (если ОК - функциональные и региональные) и специфики регионов (если ОК региональные), и олицетворяют собой суть оперативного принципа руководства вооруженными силами США, поскольку именно главнокомандующие OK являются непосредственными проводниками в жизнь силовых аспектов военной политики американского государства.

В соответствии с законодательством США, специфика административно-оперативной (стратегической) системы руководства ВС страны заключается в следующем:

Президент и министр обороны образуют "национальное военное руководство", которое включает в себя элементы как административного, так и оперативного управления, выливаясь в стратегическое руководство ВС США в целом;

Министры видов ВС, несущие ответственность за финансово-административное обеспечение курируемых ими видов ВС, являются членами специального консультативного органа при министре обороны - Совета по строительству ВС при МО, через который они осуществляют взаимосвязь с национальным военным руководством. В состав Совета входят министр обороны (председатель), его первый заместитель и заместители, министры видов ВС и комендант морской пехоты;

Начальники штабов видов ВС, а также комендант морской пехоты являются членами КНШ и таким образом принимают участие в решении ряда вопросов оперативного руководства вооруженными силами, разрабатывая через аппарат КНШ соответствующие рекомендации для президента и министра обороны с последующей их реализацией в рамках оперативного управления ВС в целом или их видов. С другой стороны, не являясь главкомами возглавляемых ими видов ВС, а начальниками штабов и, в соответствии с американским законодательством, наделенные полномочиями "советников своих гражданских патронов" (т.е. видовых министров), они представляют собой как бы связующее звено между административной и оперативной ветвями руководства американскими вооруженными силами;

Главнокомандующие Объединенными командованиями являются непосредственными проводниками силовой политики американского военно-политического руководства, "замыкаясь" непосредственно через министра обороны и КНШ (а практически зачастую минуя его) на верховного главнокомандующего ВС - президента.

Особенностью организации и функционирования КНШ является весьма высокая степень правовой регламентации его деятельности на уровне законодательных актов конгресса. Наиболее значительными законами в этой области являются закон "О национальной безопасности" 1947 г., уточняющие его законы 1953, 1958 гг. и т.н. закон Голдуотера-Николса 1986 г.

В настоящее время непосредственное оперативное руководство ВС США осуществляется по линии президент-министр обороны-главнокомандующие Объединенными командованиями. Министерства видов ВС, через которые президент и министр обороны осуществляют административное руководство ВС, обязаны свои финансовые расчеты и предложения, сообразуясь с представленным администрацией оборонным бюджетом страны, соотносить с силами и средствами, выделенными или предлагаемыми к выделению (в зависимости от уже утвержденного или предполагаемого к утверждению - раз в два года - "Плана Объединенных командований", уточняющего задачи и зоны ответственности этих объединений), в интересах непосредственно Объединенных командований ВС США.

Следовательно, ни КНШ, ни его председатель фактически не располагают полномочиями непосредственного руководства войсками. В этих рамках за ними закреплена только функция "осуществления связи между главнокомандующими ОК и министром обороны с президентом при непосредственном руководстве последними войсками". Реально это означает, что президент и министр обороны осуществляют "непосредственное" руководство ВС США через председателя КНШ и напрямую - через главкомов ОК.

В настоящее время насчитывается девять Объединенных командований (пять региональных - Европейское, Тихоокеанское, Центральное, Центральной и Южной Америки, Единых сил, и четыре функциональных - Стратегическое, Космическое, Специальных операций и Стратегических перебросок).

В ходе становления и развития административной системы руководства вооруженными силами США отмечался ряд проблем, которые не изжиты до сих пор и которые в основном выражаются в нарушениях взаимодействия главкомов ОК с начальниками штабов видов ВС, периодических трениях между "видовиками" и др.

МОДЕЛИ РУКОВОДСТВА ВС

В целом система административно-оперативного руководства ВС США представляет собой одну из двух существующих в настоящее время в мировой практике основных моделей руководства вооруженными силами. И если рожденная и сформированная в США система относительно четкого раздельного административного и оперативного руководства ВС (т.н. "англо-саксонская модель"), воспринятая и копируемая многими государствами мира, в основе своей в принципиальном плане предполагает функционирование "сепаратно" развивающихся видов ВС под номинальным контролем со стороны комитета начальников штабов (тех же видов), то альтернативная ей так называемая "прусская модель", на которой базируется отечественное военное строительство, предполагает объединение вооруженных сил страны в "единую команду" под жестким контролем их организации, функционирования и развития со стороны "интегрального (объединяющего) органа" - генерального штаба. С одной стороны, отдавая должное "истинно" американской традиции "независимого" развития отдельных видов ВС при "мягком контроле" со стороны КНШ (отсюда якобы "свобода" в формулировании и реализации оперативно-тактических концепций, заказов "необходимых" ВВТ и т.д.), некоторые западные военные теоретики и специалисты, при поддержке определенных кругов в законодательных структурах их стран, все в большей степени склоняются к необходимости интеграции (объединения) отдельных видов ВС в "единую команду", соответственно под более жестким контролем со стороны управляющих и контролирующих инстанций, то есть выступают за преобразование "разрозненных" органов управления ВС в единый механизм управления ими - некое подобие генерального штаба.

ЧТО ПРИМЕНИМО К РОССИИ?

Если сравнить происходящие процессы в странах с "англо-саксонской моделью" военного устройства с отечественными, то было бы некоторым преувеличением говорить о том, что у нас реформа развивается как бы в обратном направлении - от "прусской" к "англо-саксонской модели", поскольку, как представляется автору, судя по открытым выступлениям в печати, в том числе и на страницах "Независимого военного обозрения", отечественные теоретики военной реформы не только не определили конечные цели преобразования существующих структур управления ВС, но и по-настоящему не разобрались в нюансах, не вскрыли позитивные и негативные стороны обеих моделей и, самое главное, возможность и последствия кардинальной реструктуризации системы управления ВС РФ.

Во-первых, принимая во внимание исторически сложившуюся, оставленную в наследство от СССР т.н. "прусскую модель" с "русской спецификой" руководства и организации Вооруженных сил, и настоятельную необходимость их приведения в соответствие с возможностями страны, нельзя допустить "слепого" копирования военного строительства в США или каком-либо другом государстве мира.

Во-вторых, с учетом наработанного некоторого позитивного опыта функционирования двух формально разделенных, но зачастую дублирующих ветвей руководства вооруженными силами в большинстве государств Запада следует скорректировать развитие военной реформы в нашей стране. Фактически это, как представляется, должно привести к разграничению административных и оперативных функций на оперативно-стратегическом уровне управления. И если с административным контуром все ясно (Министерство обороны, главкоматы видов ВС), то оперативные функции в этом случае могут быть полностью переданы от главкоматов (с соответствующим упразднением штабов видов ВС) к аналогичным по сути американским ОК отечественным Оперативно-стратегическим командованиям (ОСК) (региональным), создание которых предполагалось в ходе реформирования ВС РФ на базе военных округов, и сформированным функциональным - космическому, ракетно-ядерному (стратегическому), транспортному (стратегических перебросок) и др. Особенностью же реструктуризации отечественной системы управления должно стать исключение кардинальной "ломки" апробированных десятилетиями функций и структур Генерального штаба (или его аналога) и его ядра - ГОУ, ГРУ, ГОМУ и др. При этом в ГОУ возможно перераспределение функций между управлениями в целях усиления подразделений, осуществляющих оперативное планирование и управление, объединенными формированиями вплоть до ОСК.

В-третьих, так называемые другие войска, если модель раздельного оперативного и административного руководства будет взята за цель и эталон реформы, должны быть либо подчинены главкомам ОСК (в регионах), либо сведены в функциональные командования (пограничное, железнодорожное и др.) с подчинением их через министра обороны (тыловое снабжение, финансирование и т.п.) непосредственно Верховному главнокомандующему - президенту. При этом весьма значительная экономия людских, материальных и финансовых ресурсов не может вызвать сомнений.

    - … Википедия

    Комитет начальников штабов (англ. Chiefs of Staff Committee) состоит из наиболее высокопоставленных лиц вооружённых сил Великобритании. История Первоначально Комитет начальников штабов был организован в 1923 году в качестве подкомитета… … Википедия

    Объединённый комитет начальников штабов США и Великобритании (Combined Chiefs of Staff) создан весной 1942 года. Находился в Вашингтоне, но подчинялся одновременно двум главам союзных государств (США и Великобритании). Объединённый комитет… … Википедия

    Официальная символика объединённого комитета начальников штабов вооружённых сил США Объединённый комитет начальников штабов (англ. Joint Chiefs of Staff, JCS, ОКНШ) группа главнокомандующих в американской армии, представляющих все основные… … Википедия

    Официальная символика объединённого комитета начальников штабов вооружённых сил США Объединённый комитет начальников штабов (англ. Joint Chiefs of Staff, JCS, ОКНШ) группа главнокомандующих в американской армии, представляющих все основные… … Википедия

    Эмблема командования США в зоне Африки Объединённое командование вооружённых сил США в зоне Африки (United States Africa Command, USAFRICOM, AFRICOM) межвидовое высшее объединение (орган управления), зона ответственности которого будет охватывать … Википедия

    - (англ. Unified Combatant Command) (UCC) военное формирование вооружённых сил США, которое формируется из не менее двух различных видов вооружённых сил. Организовано либо по географическому признаку (по территории ответственности англ. Area … Википедия

Подполковник В. Филиппов

Соединённые Штаты Америки - самое мощное государство капиталистического мира, политический и военный центр империализма. Американский империализм выступает как наиболее реакционная и агрессивная сила современности.

Главным орудном осуществления агрессивных замыслов милитаристских кругов США являются вооруженные силы, которые выступают в роли мирового жандарма. Они расположены как на континенте США, так и за его пределами (в настоящее время американские войска и базы находятся на территории более 60 государств мира).

Высшим оперативным и административным органом вооруженных сил США является комитет начальников штабов (КНШ). Он выполняет также роль консультативного органа и штаба в цепи оперативного управления между министром обороны и главнокомандующими (командующими) объединенными и специальными командованиями вооруженных сил (рис. 1)

Организация и функции комитета начальников штабов. КНШ состоит из председателя и четырех членов: начальников штабов трех видов вооруженных сил (армии. ВВС, ВМС) и коменданта морской пехоты, который участвует в работе комитета только при обсуждении вопросов, относящихся к морской пехоте.

Председатель комитета начальников штабов является высшим по должности офицером в вооруженных силах. Он назначается президентом по рекомендации и с согласия сената из числа генералов (адмиралов) сроком на два года. Помимо участия в работе КНШ в качестве его председателя, он готовит повестки заседаний комитета и информирует министра обороны о тех вопросах, по которым члены комитета не имеют единого мнения. Председатель осуществляет также общее руководство работой объединенного штаба.

Рис. 1. Комитет начальников штабов и подчиненные ему органы руководства вооруженных сил США

Члены комитета начальников штабов в отличие от председателя несут ответственность за свой вид вооруженных сил. На них возложены следующие задачи: административное руководство своими видами сооруженных сил, участие в планировании и разработке предложении КНШ, участие в оперативном руководстве войсками в качестве представителен органа (штаба) министерства обороны. Они выполняют роль главных военных советников президента, Совета национальной безопасности и министра обороны.

Комитет начальников штабов имеет следующие основные функции; разрабатывает стратегические планы и обеспечивает стратегическое руководство вооруженными силами, включая руководство операциями, которые проводят главнокомандующие объединенными и специальными командованиями; разрабатывает сводные планы военной мобилизации и тылового обеспечения; дает рекомендации министру обороны относительно создания и организационной структуры объединенных и специальных командований; проверяет планы главнокомандующих объединенными командованиями; планирует проведение объединенных операций, а также боевую и оперативную подготовку войск; представляет министру обороны соображения по военным потребностям и стратегическому планированию, необходимые для разработки бюджетов, программ оказания военной "помощи" иностранным государствам, планов мобилизации промышленности и программ научных исследований.

Рабочим органом комитета начальников штабов является объединенный штаб, который осуществляет непосредственную разработку планов и мероприятий, касающихся вооруженных сил в целом.

Объединенный штаб насчитывает 400 офицеров и состоит из семи управлении: личного состава, оперативного, планирования, связи и электроники, моделирования и проигрыша различных вариантов войны, тыла и административного (рис. 2).

Рис. 2. Организация объединенного штаба комитата начальников штабов вооруженных сил США

Каждое управление состоит из отделов и выполняет функции в соответствии со своим предназначением. Организационная структура объединенного штаба может меняться в зависимости от обстановки и с учетом стоящих перед КНШ и штабом задач. Его личный состав представлен примерно поровну от сухопутных войск, ВВС и ВМС (включая морскую пехоту). В комитете начальников штабов, но вне рамок официального объединенного штаба имеется, кроме того, большое количество различных организаций - директоратов, агентств, специальных групп и т. д., которые подчинены либо оперативному управлению, либо управлению планирования, либо непосредственно начальнику объединенного штаба. Фактически они входят в состав объединенного штаба, но на них не распространяется установленный конгрессом лимит в 400 офицеров. С учетом этих органов в КНШ работает до 2000 человек, из которых около 1000 офицеров.

Подчиненные органы комитета начальников штабов. В настоящее время создано десять управлений министерства обороны, из которых четыре подчиняются министру обороны через КНШ: разведывательное, ядерных боеприпасов, связи и картографическое.

Разведывательное управление министерства обороны было создано в 1961 году для решения следующих задач: организация, руководство и управление всеми разведывательными органами, которые вошли в состав разведывательного управления или приданы ему; координация и контроль за выполнением разведывательных функций органов разведки видов вооруженных сил; контроль за выполнением планов и программ, входящих в сферу ответственности управления; достижение максимальной экономии и эффективности расходования средств разведки; обеспечение разведывательными данными основных органов министерства обороны; сбор, обобщение и оценка всей необходимой разведывательной информации по военным вопросам; разработка принципов и порядка ее сбора и обработки, установление очередности ее получения, а также оценка документов, получаемых от министерств видов вооруженных сил; участие в разработке государственных оценочных документов для Совета национальной безопасности США.

Численность личного состава разведывательного управления министерства обороны составляет около 6000 человек, из которых примерно 50% гражданские служащие.

Управление ядерных боеприпасов было создано в 1959 году. Оно явилось преемником управления по разработке специальных видов оружия, созданного в 1947 году после ликвидации Манхэттенского инженерного округа, где производились работы по созданию атомной бомбы. Управление в основном сохранило свои функции и по общим вопросам стало подчиняться министру обороны через КНШ, по вопросам, связанным с научно-исследовательской работой, усовершенствованием, испытаниями и оценкой образцов,- директору НИОКР. а по остальным- помощнику министра обороны по атомной энергии.

Оно координирует работу с национальными органами по вопросам, относящимся к исследованиям, разработке, производству, накоплению запасов и испытанию ядерного оружия; консультирует и помогает комитету начальников штабов в выработке рекомендаций, касающихся состава запасов, распределения и рассредоточения ядерного оружии: осуществляет планирование и надзор в области проведения испытаний ядерного оружия: проводит инспекторские смотры объектов, на которых собирается, ремонтируется или хранится ядерное оружие, его компоненты и вспомогательная техника и оборудование; руководит рядом учебных и ознакомительных курсов по ядерному оружию. В штатах управления ядерных боеприпасов насчитывается около 6500 человек, из них 4200 военнослужащих.

Управление связи было создано в 1960 году с целью осуществления оперативного руководства и управления системой связи вооруженных сил, которая включает все средства и объекты связи, а также для руководства научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, планированием и строительством. В управлении связи насчитывается 2500 человек, из них 1500 военнослужащих.

Картографическое управление было создано в 1972 году. Оно объединило в своем составе около 75% сил и средств всех компонентов министерства обороны и министерств видов вооруженных сил, занимающихся вопросами геодезии и картографии.

Управление организует работу в области составления, издания, распределения и рассылки топографических, авиационных, космических и морских навигационных карт и информационных навигационных справок, таблиц и извещений, а также несет ответственность за обеспечение морскими картами и навигационными данными торгового и пассажирского флотов США, всех судов, совершающих рейсы в американские порты. В его подчинении находятся аэрокосмический, гидрографический и топографический центры и картографическая школа.

Вооруженные силы США организационно сведены в объединенные и специальные командования, структура которых претерпевала изменения в течение всего периода после второй мировой войны. В настоящее время в вооруженных силах США существует шесть объединенных и два специальных командования (рис, 1). Силы и средства, входящие в их состав, согласно закону 1958 года в оперативном отношении подчиняются главнокомандующим (командующим) этими командованиями. При выполнении боевых задач командования подчиняются министру обороны и президенту через КНШ. Боевые задачи им определяются и ставятся министром обороны с согласия президента через комитет начальников штабов.

Каждое из шести объединенных командований имеет боевые задачи, соответствующие определенному географическому району, а каждый главнокомандующий несет ответственность за подготовку планов ведения боевых действий в зоне его ответственности.

Боевые задачи, стоящие перед объединенными и специальными командованиями, можно сформулировать следующим образом: ведение боевых действий, стратегических или не стратегических по масштабу я различных по напряженности; обеспечение безопасности определенных районов, начиная от защиты и эвакуации населения США н кончая нанесением ядерного удара вооруженными силами; подготовка планов для большого количества возможных вариантов ведения боевых действий [планирование на случай непредвиденных обстоятельств); оказание военной помощи; обеспечение американского военного представительства и участия в многосторонних союзах.

Объединенное командование войск готовности (до 1972 года - ударное командование) создано с целью обеспечения возможностей для быстрой переброски по воздуху боевых сил и средств на заморские территории, если этого требует обстановка. Кроме того, командование несет ответственность за ведение боевых действий в случае необходимости в районах Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки (южнее Сахары).

Объединенные командования вооруженных сил США в Европейской зоне и зоне Тихого океана в основном несут ответственность за ведение боевых действий в соответствующих географических районах при любых непредвиденных обстоятельствах. Главнокомандующий объединенным командованием вооруженных сил США в Европейской зоне одновременно является верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО в Европе и отвечает за ведение боевых действий в Европе, осуществляемых совместно с вооруженными силами стран - участниц НАТО или же только вооруженными силами США, если этого требует обстановка.

Объединенное командование вооруженных сил США в зоне Атлантического океана не имеет в своем составе соединений и частей сухопутных войск и ВВС. Оно предназначается в основном для участия во всеобщей войне на море. Его главнокомандующий одновременно является верховным главнокомандующим вооруженными силами НАТО на Атлантике и несет ответственность за ведение боевых действий в поддержку вооруженных сил США в Европейской зо-не, а также за участие в стратегической ядерной войне, так как в состав объединенного командования вооруженных сил США в зоне Атлантического океана входят атомные ракетные подводные лодки.

Объединенное командование вооруженных сил США в зоне Центральной и Южной Америки главным образом отвечает за организацию обороны зоны Панамского канала, а также за оказание военной помощи странам Латинской Америки и выполнение планов ведения боевых действии при любых непредвиденных обстоятельствах, которые могут возникнуть в Латинской Америке.

Объединенное командование вооруженных сил США в зоне Аляски несет ответственность за оборону этого географического района, однако при выполнении боевых задач главнокомандующий этим командованием по существу является командующим командованием в рамках объединенного командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента.
Специальное командование воздушно-космической обороны обеспечивает противосамолетную, противоракетную и противокосмическую оборону континентальной части США. Командующий командованием ВКО одновременно является главнокомандующим объединенным командованием ВКО Североамериканского континента, состоящим из американских и канадских сил и средств ВКО.

Специальное стратегическое авиационное командование несет основную ответственность за ведение стратегической ядерной войны. В его составе объединены все межконтинентальные баллистические ракеты типа "Минитмэн" и "Титан", а также стратегическая авиация ВВС США.

Военно-транспортное авиационное командование , переведенное на положение специального с 1977 года, объединяет в своем составе все части стратегической и тактической транспортной авиации (на схеме не показано). Оно предназначено для выполнения воздушных перевозок в интересах всех видов вооруженных сил и обеспечения перевозок по заданиям правительства. Основной задачей командования является обеспечение стратегических перебросок войск из США на заморские ТВД.

Для лучшей координации в вопросах распределения целей и задач комитет начальников штабов образовал управление планирования стратегических целей, начальник которого - командующий САК (по совместительству) .

Кроме вышеуказанных управлений и командований, комитету начальников штабов подчинены два военно-учебных заведения (университет национальной обороны и командно-штабной колледж), а также большое количество представителей, представительств и военных делегаций вооруженных сил США. в том числе следующие представители: на переговорах по ограничению стратегических вооружений, по взаимному и сбалансированному сокращению вооруженных сил, в военно-штабном комитете ООН. военном комитете НАТО, группе военных заместителей СЕНТО. Межамериканском совета обороны.

Оперативное управление вооруженными силами. Для обеспечения президента, министра обороны и комитета начальников штабов информацией о вооруженных силах США и их союзников, противника и нейтральных стран, о состоянии стратегических наступательных и оборонительных сил, а также другими сведениями в США создана глобальная система оперативного управления вооруженными силами. Она позволяет с помощью ЭВМ накапливать, анализировать и выдавать необходимые для принятия решений данные, а также в короткие сроки передавать приказы и распоряжения. Глобальная система оперативного управления вооруженными силами США представляет собой комплекс стационарных и подвижных командных центров и пунктов, оборудованных вычислительной техникой и объединенных в единое целое с помощью средств связи.

Основными абонентами системы являются основной и запасный командные центры и воздушный командный пункт вооруженных сил. Все они подчинены оперативному управлению объединенного штаба комитета начальников штабов вооруженных сил США.

Основной командный центр расположен в Пентагоне (г. Вашингтон). Он оснащен современными средствами связи, а также обработки и отображения обстановки. Здесь организовано круглосуточное дежурство во главе с генералом (адмиралом).

Запасный командный центр оборудован в штате Мэриленд, а воздушный командный пункт - на самолетах ЕС-135 и Боинг 747. дислоцирующихся не авиабазе Андрюс (штат Мэриленд). Оба они, так же как и основной командный центр, оснащены соответствующими средствами связи и обработки данных и находятся в готовности взять на себя управление вооруженными силами вместо основного командного центра (в случае необходимости).

Командный центр вооруженных сил опирается на автоматизированные системы управления видов вооруженных сил к командований.

Командный центр имеет свой узел связи, который может устанавливать связь с командными пунктами видов вооруженных сил, объединенных и специальных командований, а также с оперативными органами государственного управления, органами разведки и т. д.

Для обеспечения связью президента США с министерством обороны, комитетом начальников штабов и министерствами видов вооруженных сил, министра обороны и комитета начальников штабов с министерствами видов вооруженных сил, объединенными н специальными командованиями, министерств видов вооруженных сил с главными штабами и командованиями, объединенных и специальных командовании между собой и подчиненными командованиями в вооруженных силах США создана объединенная система связи министерства обороны, которая занимает ведущее положение в национальной системе связи. Она представляет собой комплекс ретрансляционных узлов, соединенных между собой магистральными линиями, к которым с помощью местных линий подключаются оконечные узлы, обслуживающие высшие органы управления вооруженных сил.

Основными компонентами объединенной системы связи министерства обороны являются глобальные системы сухопутных войск, ВВС и ВМС, автоматизированная система цифровой связи, автоматизированная система телефонной связи, автоматизированная система закрытой телефонной связи, военная спутниковая система связи, а также средства связи, обеспечивающие глобальную систему оперативного управления вооруженными силами Соединенных Штатов Америки, и специальные стратегические сети связи.

Комитет начальников штабов - это коллегиальный орган оперативного управления вооруженными силами. Он работает под непосредственным руководством министра обороны и президента страны. Решения в нем принимаются голосованием. Вопросы, которые выносятся на обсуждение КНШ, отбираются непосредственно председателем комитета. О всех вопросах, по которым не было достигнуто единогласия в комитете, председатель информирует министра обороны. В этом случае документ возвращается в комитет либо передается на решение министру обороны или президенту.

Председателю КНШ предоставлено право принимать и самостоятельные решения с последующей информацией членов комитета в следующих случаях:

При срочной необходимости использования вооруженных сил, когда время не позволяет провести консультацию с членами КНШ;

Когда порядок использования вооруженных сил был заранее определен директивами, планами и указаниями КНШ;

Если председателю известна общая точка зрения членов комитета по аналогичным вопросам;

Когда вопросы не настолько важны, чтобы консультироваться с членами КНШ.

В связи с тем что стратегическое командование и руководство вооруженными силами тесно переплетаются с планированием внешней политики, координация стратегических и внешнеполитических планов зачастую проводится между представителями КНШ и государственного департамента. Это значит, что комитет начальников штабов оказывает серьезное влияние на разработку политических планов правительства.

Одним из важных факторов участия КНШ в политике является поддержка монополий, специализирующихся на производстве оружия и военной техники, что приводит к росту военно-промышленного комплекса. Практически за каждым членом КНШ стоит определенная группа военно-промышленных магнатов. Постоянные споры между армией, ВВС и ВМС свидетельствуют о борьбе не только между видами вооруженных сил за приоритет, но и между монополиями за выгодные военные заказы.

Свое влияние комитет начальников штабов использует для разжигания "холодной войны" и гонки вооружений, и в первую очередь в области производства стратегического ракетно-ядерного оружия. Он направляет свои усилия также на ослабление контроля за деятельностью военных органов со стороны конгресса и гражданских властей.

Зарубежное военное обозрение, 1977 , №3, с.9-15

С 1986 года упразднена обязанность Комитета по непосредственному оперативно-тактическому управлению войсками в зоне боевых действий. Оперативно-тактическое командование группировками Вооруженных сил на ТВД передано начальникам оперативных штабов на ТВД , которые получают приказы на боевое применение непосредственно от министра обороны и президента - главнокомандующего ВС США. За КНШ остаются функции оперативно-стратегического планирования, докладов главнокомандующему и министру обороны, организация боевой подготовки и обучения кадров военнослужащих всех родов войск, обеспечение боеготовности группировок ВС США на мировых ТВД.

Текущий состав

Имя Занимаемая должность в КНШ Вид вооружённых сил
Генерал Джозеф Данфорд Председатель Корпус морской пехоты США
Генерал Пол Дж. Селва Вице-председатель ВВС США
Генерал Марк А. Милли Начальник штаба сухопутных войск США СВ США
Генерал Роберт Неллер Комендант корпуса морской пехоты США Корпус морской пехоты США
Адмирал Джон Ричардсон Начальник штаба морских операций США ВМС США
Генерал Дэвид Гольдфейн (David L. Goldfein) Начальник штаба ВВС США ВВС США
Генерал Джозеф Л. Ленгиел Начальник управления национальной гвардии США Национальная гвардия США

См. также

  • Объединённый комитет начальников штабов США и Великобритании

Напишите отзыв о статье "Объединённый комитет начальников штабов"

Ссылки