Девять муз Древней Греции: чем вдохновляли творцов и какими дарами обладали? Аполлон и музы Мифа древней греции аполлон и музы

Аполлон и его музы.

Древнегреческая мифология повествует, что весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках громовержца Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Музы:

Каллиопа "прекрасноголосая" · муза эпической поэзии и науки, она выдается меж всеми другими музами. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и отилем - заостренной грифельной палочкой для начертания букв - в руках. "Песни времен героических в книге хранит Каллиопа", - писал древнеримский поэт Авсоний.

Сыновьями Каллиопы и Эагра (или Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей. По некоторым источникам, ее сыном также считают фракийского героя Реса, убитого под Троей Диомедом.

Клио, Клия · одна из девяти олимпийских муз, муза истории, та, "которая прославляет". В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен. О Клио известно, что она влюбилась в Пиера, сына Магнета, и родила сына Гиацинта.

Мельпомена · муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). От бога реки Ахелоя родила сладкоголосых сирен, прославившихся своим пением.

Полигимния, Полимния · сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала "запомнить схваченное". Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу. Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке.

Талия, Фалия · одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове. От Талии и Аполлона родились корибанты. Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностю Геры муза скрылась в надрах зели, где от нее родились демонические существа - палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Терпсихора · считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".

По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен. Существует миф, по которому она - мать певца Лина (по другой версии его мать - Урания). Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Урания · муза астрономии, девушка с глобусом и циркулем (или указательной палочкой) в руках, в других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви. По некоторым версиям, мать певца Лина, которого родила от Аполлона.

Эвтерпа · муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес, герой, погибший от руки Диомеда под стенмаи Трои.

Эрато · одна из муз, ей отводилась роль покровительницы лирической и любовной поэзии. Изображалась с кифарой в руке.

Аполлон и его музы.

Древнегреческая мифология повествует, что весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках громовержца Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Музы:

Каллиопа "прекрасноголосая" · муза эпической поэзии и науки, она выдается меж всеми другими музами. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и отилем - заостренной грифельной палочкой для начертания букв - в руках. "Песни времен героических в книге хранит Каллиопа", - писал древнеримский поэт Авсоний.

Сыновьями Каллиопы и Эагра (или Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей. По некоторым источникам, ее сыном также считают фракийского героя Реса, убитого под Троей Диомедом.

Клио, Клия · одна из девяти олимпийских муз, муза истории, та, "которая прославляет". В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен. О Клио известно, что она влюбилась в Пиера, сына Магнета, и родила сына Гиацинта.

Мельпомена · муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). От бога реки Ахелоя родила сладкоголосых сирен, прославившихся своим пением.

Полигимния, Полимния · сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала "запомнить схваченное". Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу. Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке.

Талия, Фалия · одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове. От Талии и Аполлона родились корибанты. Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностю Геры муза скрылась в надрах зели, где от нее родились демонические существа - палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Терпсихора · считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".

По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен. Существует миф, по которому она - мать певца Лина (по другой версии его мать - Урания). Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Урания · муза астрономии, девушка с глобусом и циркулем (или указательной палочкой) в руках, в других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви. По некоторым версиям, мать певца Лина, которого родила от Аполлона.

Эвтерпа · муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес, герой, погибший от руки Диомеда под стенмаи Трои.

Эрато · одна из муз, ей отводилась роль покровительницы лирической и любовной поэзии. Изображалась с кифарой в руке.

Миф "Аполлон и музы" является одним из самых известных произведений древней Греции. Автора или хотя бы приблизительную дату создания назвать практически невозможно. Миф "Аполлон и музы" обязательно включается в школьную программу во многих странах мира. Существует несколько вариантов оригинала, которые незначительно отличаются.

Также есть несколько переводов разных людей, трудившихся, преимущественно, в эпоху СССР.

"Аполлон и музы"

Миф был создан задолго до появления христианства. Поэтому первоначальный вариант претерпел фольклорные народные изменения. Тем не менее, исследователям удалось практически полностью воссоздать оригинал. Связано это с тем, что миф написан в стиле эпической прозы, которую легко отличить от "народного" фольклора. Миф "Аполлон и музы" описывает поднятие бога на Олимп. На этой горе восседали главные боги. Там всегда были интриги и вражда. Практически у каждого бога был свой враг или завистник. Постоянный шум. И среди этой суеты появляется Аполлон в сопровождении 9 муз. Он играет на кифаре. Музы поют и танцуют вокруг него. Боги тут же стали завороженно слушать. Даже грозный Зевс не проронил ни слова. Орёл, Гера, Артемида - все смотрели на прибывших. Их пение заставило забыть о передрягах и просто наслаждаться.

Основной посыл этого мифа - поиск гармонии в искусстве. 9 муз представляли различные науки и искусства. Легенда говорит читателю о том, что даже лучшие из лучших могут позволить себе забыться в музыке. Главенство Аполлона является олицетворением превосходства прекрасного. Он будто бы человек, которого вдохновляет творчество (за что отвечают музы).

Аполлон

Миф "Аполлон и музы" отводит значительную роль - Аполлону. Он является одним из самых почитаемых в греческой мифологии. Ему посвящено множество скульптурных композиций. Даже через тысячи лет Аполлон всё ещё является именем нарицательным, которое обозначает физическую силу и красоту человека.

Музы

Музы являются покровительницами искусств. Их образы также по-прежнему используются во многих языках. Например, всем известное слово "музыка" берёт свои корни именно в древней Греции, только тогда оно обозначало искусство в целом. По легенде, музы родились от самого Зевса. Каждая женщина отвечает за определённую науку или ответвление искусства. Музы приходят к смертным чтобы вдохновить их. За это они строят богиням храмы и пишут поэмы. Почти половина муз отвечает за поэзию. Миф "Аполлон и музы" описывает их облачёнными в белоснежные одеяния и венки. Помимо пения, богини также водят хороводы, к которым позже присоединяются другие обитатели Олимпа.

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника бог света Апполон водил хороводы с девятью музами, дочерями Зевса и Мнемосины. В свободное же от хороводов время каждая из муз занималась исключительно своим делом. Евтерпа музицировала. Терпсихора плясала. Рачительная Урания пересчитывала звёзды. Хохотушка Талия что-то рассказывала смешное сидящей с трагическим выражением лица Мельпомене. Полигимния, как обычно, кривлялась перед зеркалом, одновременно сочиняя гимны. Клио рассказывала разные истории, и Каллиопа, слушая их, писала очередной эпос. А маленькая Эрато, уединившись в беседке, поросшей диким виноградом, размышляла о любви…

Не босяк я и не лузер,

Не богач, не нувориш…

Вот и прилетают Музы.

Как тут не поговоришь?

За окном фонарь, скучая,

Освещает старый двор…

А я с Музами за чаем

Начинаю разговор.

Мы всегда равнялись на героев,

Тех, что Васнецов нарисовал.

И у нас они ходили строем,

И по трое также, но в подвал.

Мужики-то были не из слабых,

Правда, попадались и что зря,

Но зато побили б наши бабы,

Если надо, и богатыря.

Подвиги? Да, было их навалом!

Например, получку донести.

Так что, далеко всем «Калевалам»

И «Манасам», Господи прости!

Жизнь бурлила: свадьбы и разводы,

И «Любовь» - вновь крики - « да совет!»,

У кого-то отходили воды,

Кто-то отходил и на тот свет.

Вздохи, поцелуи, треск пощёчин,

Ругань, клятвы, правда и враньё…

Кто же скажет, что тогда не очень

Было это наше бытиё.

Знал район и радости, и горе,

Шёл через проблем дремучий лес…

Поднимали дух нам пляж и море -

Самые из всяких расчудес.

Подвиг? Ежедневно!.. Знай Европа

На какие жили мы шиши!..

Если есть желанье, Каллиопа,

Ты сама уж эпос напиши.

В жизни торопливой

Оглянуться рад.

Отмотайте, Клио,

Времечко назад.

Нарисуйте просто

Яркое панно,

Где рвёт абрикосы

Стайка пацанов.

Ничего, что рано,

Сладости в них нет,

«Канчик» для оравы

Слаще всех конфет.

Хоть ругали крепко

За набеги те,

Тьма была на ветках

Загорелых тел.

Нипочём советы

И скандалов шторм…

Уходили летом

На подножный корм:

Ситного горбушка,

Резанная вдоль,

Спички, закидушка

И, конечно, соль.

Хоть и быстро, Боже,

Время ты пронёс,

Но остался всё же

Старый абрикос.

Клио, мой поклон вам,

Я вернусь в ваш сад,

Отмотаем снова

Времечко назад.

Помнишь, Терпсихора,

Девочку с косой?

Мы за ней в ту пору

Бегали гурьбой.

Тонкая фигурка,

Клетчатый жакет…

Расступались урки

И смотрели вслед.

Шествовала Светка

Гордо и легко.

В сумочке - балетки,

Ленты да трико.

Красота с талантом!

Удавался ей

Танец на пуантах,

«Танец лебедей».

Чтоб сказать «Приветик!»

Я за ней иду,

Наломав букетик

В нашем Ботсаду,

Ну же, парень местный,

Робкие - не мы!

Вновь перед подъездом

Становлюсь немым.

Помнишь, Терпсихора,

Девочки глаза,

Что люблю которой

Так и не сказал?

Евтерпа, там - прекрасное «фоно»,

Пусть пальцы пробегут дорожкой гаммы…

И прилагал старание едва,

И ноты открывал как можно реже,

Была мне наша шумная братва

Важнее и понятней всех «сольфеджий».

Теперь бы я в компаниях блистал

Своим искусством, и, услышав пьесу,

Та, о которой тайно я мечтал,

Взглянула б с неподдельным интересом.

И с ней бы на последний ряд в кино

Пошли б мы на сеанс индийской драмы…

Какая жалость, что давным-давно

Не принял я совета строгой мамы.
5.

Лиф лиловый - цвет татарника

Много-много лет назад,

Крыша тёплая «Ударника»

И сентябрьский звездопад.

Планетарием Урании

Ты, как все, увлечена.

Я ж тобою в сердце раненый.

Что молчишь? Твоя вина!

Видишь, пояс Орионовый…

Где-то там ещё Стрелец…

Звёзд холодный свет неоновый…

Детства нашего конец.

Скоро встанет утро раннее:

Был гражданский - стал солдат.

Я прошу тебя, Урания,

Нам звезду на память дать.

На ученьях свет подфарника

И письмо вернут назад

Крышу тёплую «Ударника»

И сентябрьский звездопад.

День июньский был обычным.

Каждым летом каждый год

Массовик-затейник зычно

Раззадоривал народ.

Люд гадал на «чёт и нечет»,

Попугай тащил «судьбу»…

Только привезли под вечер

Вальку в цинковом гробу.

Плач стоял на всю округу,

В дом не закрывалась дверь,

Со своим прощались другом,

Вдруг узнав про «боль потерь».

Всё казалось, финт пацанский,

Шутка, розыгрыш, игра…

На черта нам тот Доманский!

Нет Валюхи со вчера.

Как-то остро пахло морем,

Вкруг акация цвела…

Почерневшая от горя

Мама Валина брела.

Жизнь - театр? Банальна фраза!

И не хочешь перемен,

А прижмёт она, зараза,

Безо всяких Мельпомен.

Полигимния, а помнишь,

Жил у нас когда-то мим -

Вся вина пред властью в том лишь,

Что бродил, как пилигрим.

Всё умел, всё знал, всё видел,

Показать любого мог,

В повседневности - не лидер,

В пантомиме - царь и бог.

А на набережной летом

Голова кружилась аж:

Ходят все, едят при этом,

В общем, шáбаш! Иль шабáш?

Карусель вертелась с хрустом,

Обозренья колесо…

Он стоял же грустно грустный

Точной копией Марсо.

Зрелища иного сорта

Модны были в тот момент,

Потому как на курорте

Поменялся контингент.

Из толпы, текла что мимо,

(Так, фланировал народ!)

Обратился кто-то к миму:

Глянь-ка, сурдоперевод!

Что, болезный, в ритме буден

От общения отвык?

Иль, боронь нас Боже, труден

Государственный язык?

Ну-ка, всё скажи словами!

Спой нам что-нибудь, хоть гимн!

Только и развёл руками

Постаревший сразу мим.

Согласись со мною, Талия,

Крым, конечно, не Италия.

Но у нас чего не жить?

И забуду все места ли я,

Где ходили те, чьи талии,

Как у джин лоллобриджид?

Поднапрячься, вспомним даже мы,

Дúва та жила за кряжами

И трудилась продавцом,

Летом же у нас наряженной

Гордо шествовала пляжами

С ослепительным лицом.

Волос помню цвета меди я.

Только - недотрога, вредина!

Это - пляж! Никто не съест!

Отвечала мне, мол, леди я…

В общем, чистая комедия!

Проскучала весь заезд.

Евпаторию с Италией

Буду сравнивать едва ли я,

Но совет приезжим дам:

Ценен отдых не квартирами

И не морем с сувенирами -

Должен быть РОМАН у дам.

Спишь, Эрато, иль мечтаешь?

Что, не понял? Сочиняешь?..

Как же всё легко у вас!

Проведи-ка мастер-класс!

Впрочем, нет, я не сумею -

От учения совею.

Тропы?.. Рифмы?.. И слова?

Что-то кругом голова…

Ты ж писал когда-то рондо.

Тамаре из жилфонда.

Да, мы с ней лишь пару фраз…

Рондо? Томке? Вот те раз!

А брюнетку, помнишь, Свету?

Завлекал её сонетом…

Значит, это был сонет!

Маета от этих Свет.

А, в семидесятом, летом,

Нину развлекал куплетом?

Нину?.. Родом из Ухты?

Я куплеты пел? Ух, ты!

Вспомни и москвичку Эмму,

Ты ж ей целую поэму

В две тетрадки посвятил!..

Молодым и глупым был.

Так, и рондо, и куплеты,

И поэмы, и сонеты

Пишешь, и у дам, у всех

Стопроцентный ждёт успех?

Стопроцентный? Ну, не знаю.

Девяносто обещаю!

Жаль, не знал, а то б дал жару!

Нынче ж только мемуары.

Ночь рассвет уже встречает…

О, будильника трезвон!

Чашечки с остывшим чаем…

Что то было? Явь иль сон?

Детство, юность … Это свято!

Музы?.. Заглянут опять?

Я не знаю, но Эрато

Обещала прилетать.

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины *1, - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.
*1 Богиня памяти.
Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.