Что не характерно для публицистического стиля. Что такое и как используется публицистический стиль речи

Публицистический стиль речи – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Используется в политической литературе, в СМИ (в газетах, журналах, на радио, на телевидении), в документальном кино. Таким образом, сфера употребления публицистического стиля – политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, быт, текущие события (его еще называют «летописью современности»). Синонимы: газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный. Естественная форма бытования – письменная. В устной речи – доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях. Задачи – сообщение новостей, их комментирование. Функции: воздействующая, информационная. Общие черты: сочетание экспрессии и стандарта, выразительность речи, социальная оценочность, документальность, эмоциональность, субъективность изложения, непосредственное обращение к читателю, персонализированность.

Современная газетная проза эмоциональна, личностна, пристрастна. До середины 80-ых гг. автор в газетной прозе – обобщенное лицо, рупор партии, издающего органа. Публицистика, безусловно, отражает настроение времени, изменения, которые происходят в обществе, в человеке.

Лингвистические черты:

I. Лексика. Используется общелитературная лексика, которая становится собственно публицистической по причине переноса значений, например, в следующих лексемах произошел перенос значения: сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль. В результате мы видим, что эти слова стали в обновленном виде активно использоваться в публицистике в ином контексте. Широко используется позитивно и негативно оценочная лексика (веха, форум, свершения – злодеяния, клика, клеймить). В публицистике очень часто меняются значения с «+» на «-»: слова «бизнес», «бизнесмен» имели до 80-ых гг. XX века отрицательный смысл, сейчас, наоборот, имеют положительный смысл. Произошла нейтрализация значения в слове «элита». В публицистике активно используется ирония. За текстами публицистического стиля всегда видна конкретная личность. Авторское «я» носит черты мягкости, человечности, раскованности. Визитная карточка публицистики – газетизмы (слова и выражения, употребляемые только в рамках данного стиля): агентура, акробаты благотворительности, акула пера, желтая пресса, вандал, жупел, зубр, кликуша, плутократ, пошехонец, опиум для народа.

II.Грамматика.

2.1. Словообразование. Используются существительные с иноязычными суффиксами (утопизм, космизм, провокация, продукция), прилагательные с иноязычными аффиксами (телегеничный, биогенный, диссертабельный, коммуникабельный), прилагательные с русскими и старославянскими приставками (вне-, внутри-, меж-, про-, противо-, со-, все-, пре-, вос-), иноязычные приставки (анти-, архи-, де-, дез-, пост-, транс-, контр-, гипер-), сложные слова (взаимовыгодный, повсеместный, добрососедский, торговопромышленный).



2.2. Морфология. В публицистике достаточно часто происходит отступление от норм литературной речи. Использование разговорных флексий привносит в речь особый оттенок доверительности: вместо в цехе – в цеху, тракторы – трактора. Существительные часто обрастают отвлеченным и обобщенным значением (читатель, пенсионер, избиратель). Не используются местоимения я, мои. Вместо них – мы, наш. Часто употребляемые формы – глаголы в настоящем времени.

2.3.Синтаксис. Речь в публицистике должна быть яркой, эмоциональной, выразительной. Поэтому использование стилистических фигур – необходимый компонент стиля. Наиболее популярны инверсия (обратный порядок слов), анафора (единоначатие), эпифора (одинаковые концовки), параллелизм (лексический, синтаксический), риторические вопросы, обращения. Характерна правильность построения предложений. Используются разные формы речи в зависимости от жанра. Монологическая речь – в аналитических жанрах; диалог, прямая речь – в интервью. Так как речь должна быть эмоциональной, используются разные предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Чаще других – все виды односоставных предложений. Номинативные, присоединительные, парцеллированные конструкции придают речи фрагментарность, выполняют контактоустанавливающую функцию. Для публицистики характерно «нанизывание» однородных членов предложения.

В публицистике активно используются методы риторики, теории аргументации, методы социального, политического анализа.

Имеется два подстиля: газетно-информационный, собственно публицистический. Сфера применения газетно-информационного подстиля – периодическая печать, политического подстиля – политический аспект в подходе к действительности.

Информационные жанры : хроника, информационные заметки, интервью, репортаж, отчет. Аналитические жанры: статья, корреспонденция,беседа, обзор, обозрение. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия.

Публицистический стиль занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе, масштабу влияния на развитие литературного языка, формирование языковых вкусов, речевых норм превосходит художественную речь. Велика роль СМИ в формировании, изменении языковых норм, стилевых особенно. Многие языковые средства апробируются сначала в публицистике. Но отрицательное влияние публицистики на литературный язык тоже имеется – это злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушение языковых норм.


Тема: Публицистический стиль. Основы публичной речи

План

1. Общая характеристика публицистического стиля

2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства ихвоплощения

3. Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры красноречия

4. Основные этапы подготовки публичного выступления

5. Логические основы речи. Аргументация

6. Взаимодействие оратора и аудитории

7. Виды дискуссионной речи

1. Общая характеристика публицистического стиля

Публицистический стиль (от лат. publicus – общественный) обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологических, общественно-экономических, культурных и других. Данный стиль является наиболее популярным их всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой информации: его образцы представлены на страницах газет, журналов, в оперативно издаваемых книгах и брошюрах, в материалах радио-, кино- и тележурналистов, а также в Интернете.

Основными функциями публицистического стиля (публицистики) являются информирование (сообщение) и воздействие , причём первичной функцией является информирование. Публицистика позволяет массовой аудитории получать оперативную информацию о событиях в стране и мире, о новостях политики, науки, спорта и т. д. Таким образом, информация , содержащаяся в публицистических текстах, специфична. Её отличают:

    как правило, злободневность и актуальность проблематики;

    разнообразие содержания, поскольку публицистика отражает разные аспекты нашей жизни: политический, экономический, нравственный и т. д.;

    предназначенность массовой, весьма неоднородной и чаще всего рассредоточенной аудитории: ведь мы читаем газету, слушаем радио чаще всего в одиночку (исключение составляют кинозрители и отчасти телезрители, а также слушатели публичного выступления оратора, хотя интересы этой аудитории также могут быть весьма разнообразны;

    стилистическая неоднородность речевого (о чём подробнее будет сказано в § 2. данной лекции) и визуального оформления.

Не менее важна для публицистики функция воздействия (волюнтативная) . Ведь в коммуникативное намерение автора входит не только сообщение на ту или иную тему, но надежда на отклик читателя (слушателя), на общественный резонанс. Наряду с информацией фактологического плана, публицистическое произведение содержит и её авторскую интерпретацию, оценку, комментарий. Оно воздействует на наши чувства и разум, и это влияние осуществляется за счет не только эмоциональности, экспрессивности, но и продуманной логики изложения материала. Поэтому для аналитических жанров публицистики (см. табл. 2) система аргументов, логических суждений является обязательной. Следует отметить также, что воздействовать в публицистике можно как открыто, «прямолинейно», так и завуалировано. В последнем случае точка зрения автора (СМИ) может быть выражена, например, через порядок расположения (последовательность) журналистских материалов, через изобразительный ряд, интонацию радио- или телеведущего и т. д.

Функция воздействия публицистики традиционно тесно связана с такими понятиями, как агитация и пропаганда.

Агитация – это распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующих жизненную позицию массового адресата по конкретным ситуациям. Агитационные материалы передают идейно-эмоциональное отношение автора и СМИ к фактам, событиям, процессам и др. Типичным образцом агитации являются предвыборные листовки и видеоролики кандидатов.

Пропаганда – это деятельность по распространению фундаментальных идей, знаний, формирующих массовое сознание, а также миросозерцание конкретного человека, дающая массовому адресату ценностные ориентиры для понимания процессов, происходящих в обществе. В первую очередь популяризируются взгляды, которых придерживается владелец и/или редакция СМИ (а также стоящие за ней общественно-политические силы), по кардинальным вопросам жизни. Так, например, «глянцевыми» изданиями последовательно пропагандируется буржуазный образ жизни.

Названные выше функции в равной степени характерны и для публицистического стиля, и для журналистики, однако эти термины не следует отождествлять. Первый термин значительно шире, поскольку к публицистике, помимо жанров, представленных в средствах массовой информации, относятся также литературно-критические произведения, а также общественные (публичные) выступления на собраниях, митингах, пленумах и др. Публицистические произведения издаются в виде книг; да и многие школьные сочинения и эссе также носят публицистический характер. Таким образом, создать публицистический текст, выражая в нём собственное мнение по поводу тех или иных событий и явлений, способен любой человек, владеющий публицистическим стилем. Однако в нашем обыденном сознании термин публицистика прежде всего ассоциируется всё же с журналистикой (журналистами) и политикой (политиками).

Публицистика существует как в письменной, так и в устной форме. Поскольку смотрят и слушают сегодня гораздо больше, чем читают и пишут, особое значение в современных условиях приобретает радио- и телепублицистика. Кроме того, существуют публицистические жанры, совмещающие словесный и визуальный компоненты: плакат, карикатура, теле- и радиопередачи, театрально-драматические постановка и др.

Какие виды и формы публицистики Вам лучше всего знакомы? Какие теле- и радиопрограммы Вы предпочитаете?

Что Вы читаете из современной прессы?

2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их

воплощения

Сфера употребления и основные функции публицистики определяют его важнейшие стилевые черты, представленные в табл. 1

Таблица 1

Основные стилеобразующие черты публицистического стиля

Функция

Соответствующие

функции стилеобразующие черты

Сущность понятия

Информативная

Документальность

Отражение новых социально значимых сведений о действительности: фактов, событий, процессов и др.

Достоверность

Соответствие действительности, объективность.

Оперативность

Сочетание новизны сообщаемой информации и быстроты её речевого оформления

Доступность

Ориентация на понятную массовому адресату или целевой аудитории форму изложения информации

Волюнтативная

Выразительность

Коммуникативно-целесообразное проявление авторской индивидуальности в тексте

Тенденциозность

Выражение в тексте какой-либо идеи, направленности во взглядах и намерениях; предвзятость, пристрастность

Полемичность

Выражение противоборства идей, мнений, суждений; спор при обсуждении каких-либо проблем

Призывность

Выражение в тексте побуждения к действию

Разумеется, стилеобразующие черты проявляются в речевых произведениях разных жанров неодинаково и не в равной степени. Как уже отмечалось, в основе публицистических сообщений лежит самая разнообразная информация; этот фактор, а также различия в способе подачи материала и порождает многообразие жанров. Типология основных жанров публицистики дана в табл. 2

Таблица 2

Основные жанры публицистики

Типы жанров

Жанры

Информационные

Заметка, хроника, корреспонденция, информационное интервью, репортаж, блицопрос, пресс-конференция, некролог

Аналитические

Статья, аналитическое интервью, обзор СМИ, журналистское расследование, обозрение, рецензия, комментарий, круглый стол, диспут

Агитационные

Брошюра, листовка, плакат, дебаты

Художественно-публицистические

Очерк, фельетон, эссе, памфлет, пародия, сатирический комментарий

Теперь поговорим подробнее о некоторых стилеобразующих чертах публицистики применительно к разным жанрам.

В связи с документальностью следует остановиться на таком понятии публицистики (и журналистики), как факт-новость. Ведь в мире происходит множество событий, но отбираются для освещения далеко не все. Критериями отбора являются их масштабность, конфликтность, способность вызвать интерес у широкой аудитории.

Одна из важных составляющих документальности – это фактографичность , которая предполагает указание места, времени и обстоятельств свершения факта, события, а также их участников. Достоверность, столь необходимая в информационной и аналитической публицистике, в меньшей степени свойственна художественно-публицистическим, а также агитационным жанрам. В очерках, например, допустима некоторая доля вымысла; фельетонам, памфлетам, листовкам свойственно использование преувеличения (гиперболы) или, напротив, приуменьшения (литоты). А вот о репортаже говорят, что он отражает действительность в наименее искажённом виде.

Естественно, в журналистских произведениях оба эти свойства «поддерживаются» и неязыковыми средствами: видеорядом, фотографиями, аудиозаписями и т. д.

Оперативность публицистики (особенно применительно к работе СМИ) обусловлена целым рядом причин, в том числе наличием конкуренции «на рынке новостей» и периодичностью издания (передачи, программы). А с технологической точки зрения она связана со способом фиксации и передачи информации. Так, если говорить о размещении публицистических материалов в СМИ, то следует иметь в виду, что среди существующих четырёх подсистем журналистики (печать, радио, ТВ и Интернет-СМИ) наименее оперативна, именно в силу технических причин, печать (газеты, журналы, книги и др.). А быстрее всего способны откликаться на события Интернет и радио.

Кроме того, для создания аналитических материалов, а тем более художественно-публицистических произведений, посвящённых той или иной проблеме, необходимо гораздо больше времени, чем для написания текстов информационного плана.

Доступность публицистического текста во многом носит относительный характер, и оценить это качество можно лишь с учётом адресата. Доступным является текст, уровень сложности которого (с точки зрения информативного содержания и композиционно-речевого оформления) соответствует фоновым знаниям и интеллектуальному уровню адресата. Другими словами, публицист должен быть уверен в том, что используемые им термины, заимствования, прецедентные тексты и т. д. должны быть понятны потенциальному читателю (слушателю). Разумеется, отдельные выражения в тексте спортивного (экономического, политического, музыкального и др.) обозревателя могут быть и не понятны широкой аудитории, однако сам этот факт не свидетельствует о нарушении автором коммуникативных норм.

Одно из главных качеств публицистики – выразительность. Дело в том, что основной задачей публициста является не только пробуждение интереса к своему устному или письменному выступлению, но и удержание этого интереса. Ведь именно выразительное выступление публициста расценивается нами как удачное, эффективное.

Выразительность состоит из многих «слагаемых», главными из которых являются экспрессивность, оценочность и образность. Экспрессивность – это выражение субъективного отношения автора текста к предмету речи и/или к адресату за счёт использования необычных и/или неожиданных в данной ситуации языковых и речевых средств. Антиподом экспрессивности является всё стандартное, привычное, ожидаемое, а наиболее типичным средством выражения стандартного являются речевые стереотипы (Подробнее о речевых стереотипах см. в лекции № 6, § 6.4). Оценочность подразумевает выражение положительной или отрицательной оценки предмета речи. И в целом, для публицистического стиля характерно открытое, незавуалированное выражение точки зрения автора, его оценки фактов, процессов и т. д. Образность как художественное отражение действительности, разумеется, характерна для художественно-публицистических жанров (Более глубоко это понятие раскрывается в лекции № 10, § 10.3.).

(газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология , эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы , восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Функции публицистического стиля:

  • Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
  • Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей

Задача речи:

  • воздействовать на массовое сознание
  • призывать к действию
  • сообщать информацию

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально–деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.

Это очень важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Публицистический стиль" в других словарях:

    Публицистический стиль - (газетно публицистический, газетный, политический, газетно журнальный) – один из функц. стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П. с. используется в политической… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ (от лат. publicus – общественный) СТИЛЬ. См. функциональные стили …

    публицистический стиль Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Публицистический стиль - (газетно публицистический, газетный, политический, газетно журнальный) Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    публицистический стиль - см. стиль языка + публицистика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    публицистический стиль - разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации. См. также публицистика … Словарь литературоведческих терминов

    СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ - СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ. См. публицистический стиль … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    - [манера] сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? стиля, чему? стилю, (вижу) что? стиль, чем? стилем, о чём? о стиле; мн. что? стили, (нет) чего? стилей, чему? стилям, (вижу) что? стили, чем? стилями, о чём? о стилях 1. Стилем называют… … Толковый словарь Дмитриева

    стиль речи - ▲ стиль излагать стиль речи характер изложения. разговорный стиль. книжный стиль. художественный стиль. публицистический стиль. научный стиль. наукообразный. официально деловой стиль. канцелярский стиль [язык]. протокольный стиль. протоколизм.… … Идеографический словарь русского языка

    СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ - СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ, объединенная определённым функциональным назначением система языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность литературного языка. Композиционно речевая… … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Контрастивная стилистика. Газетно-публицистический стиль в английском и русском языках , А. Д. Швейцер. В предлагаемой читателю книге известного отечественного лингвиста А. Д. Швейцера определяется предмет контрастивной стилистики, намечаются принципы контрастивно-стилистического анализа,…

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и т.д. Газетно-публицистический (публицистический) стиль речи представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.

Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. С одной стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но, с другой стороны, газетный репортаж существенно отличается от других газетных жанров - информации, очерка, фельетона и др.

Однако все жанры публицистики имеют много общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. И эти общие черты обусловлены наличием у них общей функции. Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам и всегда выполняют - наряду с информационной - воздействующую функцию. Характер воздействия может быть прямым и открытым. Например, на митинге ораторы открыто призывают массы поддержать или отвергнуть то или иное решение правительства, того или иного оратора, политика и т.п.

Характер воздействия может быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов (ср. информационные программы радио, телевидения). Однако сам отбор фактов, их более или менее подробное рассмотрение, характер подачи материала тоже предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.

Характерная особенность публицистики состоит также в том, что она воздействует не на одного человека, а именно на массы, на общество в целом и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется авторская индивидуальность. Однако в данном случае автор проявляет себя не только как конкретная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, выразитель определённых социальных идей, интересов и т.д.

Поэтому основным признаком, доминантой публицистического стиля является социальная оценочность , что и проявляется как в самом отборе фактов, степени внимания к ним, так и в использовании экспрессивных языковых средств.

В целом публицистическому стилю присуще постоянное чередование экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессивных средств в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения.

Например, метафоры холодная война, железный занавес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.

Такое противоборство и взаимодействие экспрессии и стандарта вполне закономерно. Воздействующая функция обусловливает постоянное стремление публицистики к экспрессии, но потребность в выразительных и изобразительных средствах вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все события современности. Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесены с определёнными общественно-политическими и другими ситуациями. И текст, построенный в привычной, стандартной форме, легче пишется и легче усваивается. Не случайно такие стереотипы наиболее часто встречаются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчёт о работе парламента, правительства и т.д. В других жанрах (очерк, фельетон и др.) речевых стандартов меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приёмы, речь индивидуализирована.

К стандартно-информативным средствам, используемым в публицистическом стиле, можно отнести следующие:

Языковые средства Примеры
Общественно-политическая лексика. Общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, парламент, дебаты.
Терминология науки, производства и других социальных средств. Как говорят специалисты Института земного магнетизма Российской академии, основной поток солнечного вещества прошёл в стороне от Земли... На начало века пришёлся пик одиннадцатилетнего цикла солнечной активности . За 6 дней вдвое возросло число обращений за врачебной помощью страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы .
Книжная лексика абстрактного значения. Интенсифицировать, конструктивный, приоритет.
Собственные имена. Следующую встречу большой восьмерки было решено провести в Канаде . После разговоров о возможной отставке итальянский тренер «Спартака» выдал со своим клубом лучший матч в сезоне. Президент В.В. Путин выступил с обращением к участникам форума.
Аббревиатуры, то есть сложносокращённые слова. ЮНЕСКО, СНГ, ООН.
Газетные клише, то есть устойчивые словосочетания и целые предложения. Сложная политическая обстановка; резервы повышения эффективности; выйти на проектную мощность.
Многочленные словосочетания. Вместе с делегацией в КНДР направилась рабочая группа по подготовке предложений по вопросам модернизации корейских дорог .
Полные предложения с прямым порядком слов. Вчера министр путей сообщения Н. Аксёненко во главе делегации МПС РФ вылетел в Пхеньян.
Сложные и осложнённые предложения с причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями и т.п. Ожидается, что в ходе встречи министров будет решён ряд вопросов, связанных с соединением Транскорейской магистрали с Транссибом.

Среди экспрессивно-воздействующих средств необходимо выделить следующие:

Языковые средства Примеры
Уровень языка: Лексика и фразеология
Лексика различной стилистической окрашенности. Прокол неискушённого в интригах политика; в один из райотделов милиции Хабаровска мужик притаранил пушку; Пентагон с бессильным отчаянием наблюдает, как китайские эксперты потрошат сверхсекретный самолёт; раскочегарить государственную машину - дело не для слабых .
Газетизмы, то есть единицы, широкоупотребительные именно в этой сфере и почти неупотребительные в других сферах. Свершения, неуклонный, почин, происки, обуздание, злодеяния, военщина, бесчинства, единодушно, сплочённость.
Тропы , то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.
а) Метафора , то есть употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Предвыборный марафон; политический фарс; заповедник расизма; политический пасьянс.
б) Метонимия , то есть употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи (смежности) между этими предметами или явлениями. Золото (в значении «золотые медали») досталось нашим спортсменам. Лондон (в значении «правительство, правящие круги Великобритании») дал согласие участвовать в военной операции совместно с Вашингтоном (в значении «правительство, правящие круги США»).
в) Синекдоха , то есть разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет, и наоборот - название целого употребляется вместо названия части. При этом часто единственное число употребляется вместо множественного числа и наоборот. На презентации преобладали малиновые пиджаки (вместо - состоятельные люди, условно называемые сейчас новыми русскими). Защита (вместо - защитник) требует полного оправдания вдовы Рохлина. Даже самый взыскательный покупатель найдёт здесь товар по душе.
г) Эпитет , то есть художественное, образное определение. Грязная война; бандитские цены; варварские методы.
д) Сравнение , то есть троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака. Снежная пыль столбом стояла в воздухе. Было заметно, что «лучший учитель России», выходя на сцену, волновался как первоклассник .
е) Перифраза , то есть троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Туманный Альбион (Англия); царь зверей (лев); творец Макбета (Шекспир); певец Гяура и Жуана (Байрон).
ж) Аллегория , то есть иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Такое качество человека, как хитрость, показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т.п.
з) Гипербола , то есть образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения предмета, явления. Широкая, как море , магистраль; бедных арендаторов чиновники обобрали до нитки ; готов задушить в объятьях .
и) Литота , то есть образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Такие вливания в нашу экономику - капля в море .
к) Олицетворение , то есть наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов. Ужасающая бедность крепко вцепилась в африканскую страну. Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку .
Клише экспрессивно-воздействующего характера. Люди доброй воли; с чувством законной гордости; с глубоким удовлетворением; приумножать боевые традиции; политика агрессии и провокации; пиратский курс, роль мирового жандарма.
Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова, в том числе измененные. Вашингтон по-прежнему демонстрирует привычку загребать жар чужими руками . Этой фракции не привыкать петь с чужого голоса . Восстановление Ленска доказало, что мы ещё не разучились работать с огоньком . Леннон жил, Леннон жив, Леннон будет жить!
Уровень языка: Морфология
Подчёркнутая роль собирательности (использование единственного числа в значении множественного, местоимений всякий, каждый, наречий всегда, никогда, всюду и др.). Как помочь фермеру ? Эта земля обильно полита кровью наших отцов и дедов . Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над этим вопросом. Никогда ещё мир не казался таким маленьким и хрупким.
Формы превосходной степени как выражение экспрессии, высшей оценки. Самые решительные меры, наивысшие достижения, строжайший запрет.
Императивные (побудительные) формы как выражение агитационности и лозунговости (повелительное наклонение, инфинитив и др.). Призвать клеветников к ответу! Будьте достойны памяти павших! Все - на борьбу с наводнением!
Экспрессивное использование форм настоящего времени при описании событий прошлого: автор стремится представить себя и читателя как бы участниками этих событий. Сейчас я часто спрашиваю себя, что меня в жизни сделало? И отвечаю - Дальний Восток. Тут обо всём свои понятия, между людьми свои отношения. Вот, например, во Владивосток приходит китобойная флотилия «Слава». Весь город гудит . Собирает начальство всех моряков и говорит: «Если ты, подлец, завтра придёшь и скажешь, что тебя ограбили, то лучше не приходи». Утром кто-то является , конечно, ограбленный, и винится ...
Уровень языка: Экспрессивный синтаксис и риторические фигуры *
Антитеза , то есть резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Градация , то есть такое построение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое или эмоциональноэкспрессивное значение. Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку !
Инверсия , то есть расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов. С радостью было воспринято это сообщение. Не уйти террористам от возмездия.
Параллелизм , то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи, включая такие разновидности параллелизма, как анафора , то есть повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда, и эпифора , то есть повтор последних элементов в конце каждого ряда. Каждый день пенсионер приходил в администрацию района. Каждый день пенсионера не принимали. В понедельник завод не работал - делили полученные на новый заказ деньги . Во вторник тоже не работал - делили деньги . И сейчас, через месяц, тоже не до работы - делят ещё не заработанные деньги!
Смешение синтаксических конструкций (незавершенность фразы, конец предложения даётся в ином синтаксическом плане, чем начало, и др.). Наш эксперимент показал, что российские «дикие гуси» готовы воевать хоть за американцев, хоть за талибов. Лишь бы платили... У задержанного в Казани гражданина изъяли купюру, которая «фонила» в 83 раза больше нормы. Неужели у террористов появилось и такое «оружие массового поражения»?
Присоединительные конструкции , то есть такие, в которых фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют цепь присоединения. Я признаю роль личности в истории. Особенно если это президент. Тем более Президент России. Всё делали сами. И чего только не придумали! Хуже, когда за одеждой не замечают человека. Хуже, когда обижают. Обижают незаслуженно.
Риторический вопрос , то есть утверждение или отрицание чего-либо в форме вопроса, риторическое восклицание, риторическое обращение, а также вопросоответное изложение материала как имитация диалога; введение в текст прямой речи. Так мы не услышим правды от наших доблестных флотоводцев? Получи, инспектор, синий прикид! Вчера министр внутренних дел подписал рапорт ГУ ГИБДД о введении в России новой формы для её сотрудников. Стену по экватору? Запросто!
Именительный представления , то есть изолированный именительный падеж, называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания. 11 сентября 2001 года. Этот день стал чёрным днем в жизни всей планеты.
Эллипсис , то есть намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. В ваших письмах - правда жизни. Россия - в финале чемпионата мира 2002 года!
Многосоюзие или, напротив, бессоюзие в сложных и осложнённых предложениях. Команду перетряхивали не один раз. И тренера меняли. И центрового перебросили на правый фланг. И защиту разогнали. Волков бояться - в лес не ходить.

Безусловно, использование стандартных и экспрессивных средств языка в публицистическом стиле во многом зависит от жанра, от чувства меры, вкуса и таланта публициста.

Публицистический стиль считается одним из самых подвижных и развивающихся в речи. В переводе с латинского языка, этот термин значит «общественный, государственный». Стиль разбит на отдельные подстили, отражающие направленность термина. Специфические свойства публицистического стиля используются для информирования путем изложения фактов, а также для применения выразительности и влияния на эмоции слушателей.

Публицистический стиль речи относится к функциональным стилям в литературном языке. Сфера применения охватывает различные взгляды на общественную жизнь, среди которых научный, обывательский, социальный и прочие. Он включает в себя:

  • газетный жанр;
  • телевизионный;
  • ораторский;
  • рекламный;
  • коммуникативный.

В некоторых учебниках, этот стиль называют газетно-публицистическим или общественно-политическим. Однако, применяемое название и определение, больше соответствуют действительности, так как помимо газет, оно встречается в электронных СМИ и по телевидению. Помимо политики, стиль охватывает и другие тематики. Это спорт, культура, научно-популярная тематика и прочее.

Публицистика относится к журналистскому и литературному роду. В ее рамках удается определить экономический, философский, правовой, научный и иные вопросы современного общества.

А цель применения выражается во влиянии на мнение общественности и политические силы для укрепления или изменения соответствующих позиций.

Предметом жанра является жизнь в разнообразных ее проявлениях:

  • преподносимая и реальная;
  • частная и общественная;
  • в большом и малом масштабах.

Языковые функции стиля

Публицистический стиль речи выполняет две главные языковые функции:

  • сообщения;
  • воздействия.

Первые заключаются в информировании авторами широкого круга лиц о серьезных общественных проблемах. Эти функции, так или иначе, включают в себя речевые стили и подстили. Особенность отражается в тематике сообщаемой информации. Отличается и способ подачи. Например, излагается научный факт - одновременно выражается мнение и настроение авторов, размышления. Такая черта иллюстрирует отличие от официально-делового тона. Публицист сам выбирает информацию, на которую стоит обратить внимание. Он самостоятельно решает, как определить ее в сообщении.

Вместе с изложением фактов, носящих научный, общественный, политический или иной интерес, реализуются и функции воздействия. С их помощью, автор убеждает слушателей в отношении, поведении. Поэтому стиль и подстили можно определить, как тенденциозные, эмоциональные, полемичные.

В жанрах публицистического стиля, функции распределяются неравномерно. Одна из них всегда будет преобладать. Важно, чтобы они не заменяли друг друга. Это значит, что убеждение должно основываться только на достоверных данных при полном раскрытии информации.

Лексические признаки текстов

Языковые особенности публицистического стиля ярко выражаются через лексику. Обозначения: мораль и экономика, этика, культура, научный диалект, психологические переживания и прочее. Основные особенности и примеры.

  • Текст имеет готовые социальные стандарты. Они в значительной степени отражают временной период. Актуальные примеры: «инъекция лжи», «финансовая элита», «деревянный рубль» и так далее.
  • Между автором и читателями возникает такое взаимоотношение, которое напоминает связь между актером и аудиторией. Это еще одна характеристика стиля. Здесь лексика даже приобретает «сценические» оттенки. Так, говорят: «борьба за кулисами», «развернулась драма», «знаменитый трюк» и тому подобное.
  • Нередко можно услышать эмоционально-оценочные суждения, но не индивидуального, а социального плана. Среди них встречаются слова носящие одобрительную (сердобольность, процветание) и негативную (обывательский, расизм) оценку.
  • Отдельное место отдано пластам торжественного, риторического и гражданско-патетического характера (самопожертвование). А старославянизмы, вставленные в текст, придают ему страстный и слегка пафосный оттенок (держава).
  • В переносном значении используется военная терминология (мобилизация резервов).
  • Пример оценочного инструмента - архаизмы (лекари, барыши).

Морфологические признаки текстов

Данные признаки публицистического стиля обозначают такое употребление разных грамматических форм, которое отличается частотой. По сравнению с лексическими признаками, текст их содержит не так уж много. Это:

  • существительное в единственном числе, используемое вместо необходимого множественного (Учитель всегда знает ученика);
  • императивные глагольные формы (Будьте на ТВ с нами);
  • глаголы настоящего времени (1 мая продолжается);
  • причастия, заканчивающиеся на -омый (ведомый);
  • существительное в родительном падеже (выход из ситуации);
  • производные предлоги (на основе).

Синтаксические признаки текстов

Особенностью раздела является яркое выражение воздействующей функции. Из разных форм выбираются конструкции, обладающие потенциалом влияния. Они берутся не из научно-популярной, а из разговорной речи. В то же время обеспечивается доступная структура для массового восприятия. К ним относят следующие признаки и примеры:

  • Специфические предложения текста и повторяющиеся или короткие и отрывистые, иллюстрирующие общую картину происходящего.
  • Вопросы риторического характера: Хотят ли русские войны?
  • Умолчание выражается многоточием, намекая на невысказанность: Хотели, как лучше…
  • В вопросно-ответном приеме, автор сначала задает вопросы, а затем сам отвечает. Благодаря этому, у читателя газет растет интерес к теме: Как относятся к переселенцам? Считают, что они поглощают основные части средств - пособий.
  • Предложения, в которых изменен порядок применения начала и конца: Исключение составлял научный блог, вместо: Научный блог составлял исключение.
  • Восклицательные типы: Вперед, на голосование!
  • Заголовки текста рекламного содержания: Лютый февраль - такое жаркое время для распродажи.

Заголовкам присуще отражать текст через эпитеты и метафоры. Благодаря этому, в сжатом виде раскрывается противоречивость того или иного явления.

Формы выражения жанров

Особенность сегодняшнего дня заключается в том, как смешиваются жанры публицистического стиля. На их основе возникают гибридные виды. Характеристика изложения и сочетание стандартных и оригинальных средств языка, зависят от поставленной задачи. В разных обстоятельствах их решения отличаются. Виды смешанного жанра и примеры применения:

  • заметку и репортаж как разновидность информационного жанра;
  • статью, как аналитического жанра;
  • эссе или очерк, как форму художественно-публицистического.

Заметка является разновидностью информирования о происходящем в научно- или общественно-политическом, культурном и других сферах жизни. Газеты содержат их всегда. Сообщение представляет собой маленькое изложение важной новости без подробностей. Нередко, в хронике газет нет даже заголовка, но рассказывается о событии, с использованием широкого диапазона средств языка в зависимости от заданной тематики.

Репортаж

В число ведущих публицистических стилей входит репортаж. Отличительные черты:

  • объективность;
  • точность отображения происходящего;
  • яркость и эмоциональность высказываний.

Репортаж относится к динамичным жанрам. В нем соединяются примечательные эпизоды и используются многообразные стилистические выражения. Информация подается с элементами анализа и авторской оценки.

Статьи

Еще одним публицистическим жанром считают статьи, которые публикуют газеты, журналы, сайты. Их цель заключается в анализе насущных проблем. Но в отличие от СМИ, здесь информация обращена только к кругу читателей, заинтересованных в конкретной проблеме. Структура статьи:

  • начальный тезис;
  • обоснование;
  • описание эпизодов, цитаты и рассуждения автора;
  • заключение.

Использование лексики и стилистической окраски зависит от того, какая сфера затрагивается, и какой тип изложения выбирается.

Публицистическое эссе

На статью похоже публицистическое эссе - этюд, включающий рассуждения, которые раскрывают проблемы в свободной естественной форме. Его рассматривают и в виде очерка. Присутствуют яркие иллюстрации, служащие поводом для размышлений. Кроме того, изложение подается через авторское восприятие. А значит, от писателя зависит судьба эссе: от убеждений, анализа, знаний, сопереживания и способности воплощать это в речи.

Публицистика является главным рычагом возникновения и дальнейшего распространения неологизмов в языке. Она влияет на развитие живого языка. Поэтому важно, чтобы стиль изучался досконально. Небрежное и неточное влияние приводит к серьезным отрицательным последствиям при тиражировании, когда люди воспринимают речевую ошибку за норму.