Чарльз Диккенс: непревзойденный мастер сатиры и социальной критики

ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС
(1812-1870)

Чарлз Диккенс — писатель викторианской эры, который не только лишь отразил ее в собственных произведениях и поднял трудности, которые тревожили английское общество, но и пробовал их решать. Его активная литературная и общественная деятельность содействовала огромным изменениям — ликвидации долговых тюрем, реформ в области образования и судопроизводства, повышению количества благотворительных организаций и возрождению меценатства. Его любовь к бедным и обиженным была истинной, а не липовой, для него они были такими же полноправными членами общества, как и богатые, им он дарил всю силу собственного таланта, всю свою любовь, открыв им поэзию их будничной жизни, и стал эмблемой Великобритании житейской.

Родился Чарлз Диккенс 7 февраля 1812 года в семье маленького бюрократа морского казначейства Джона Диккенса. Поначалу предки Чарлза жили сравнимо благополучно, но через некое время начали появляться препятствия. Предпосылкой заморочек было то, что отец писателя очень легкомысленно относился к семейному благополучию, очень увлекался театром и вином, нередко одалживал средства, не имея способности в последнее время их возвратить. Не считая того, он третировал воспитанием отпрыска, который это навечно запомнил. Не хватало Чарльзу также материнской ласки и внимания. Мама просто не имела для него времени, так как пробовала дать совет всем своим детям (а их было восемь).

Итак, книжки и сама жизнь были самыми главными его воспитателями, изначальное образование Чарлз получил в Чатемской школе, где тогда преподавал выпускник Оксфорда Уильям Джилс; он и привил мальчугану любовь к британской литературе и к чтению в общем.

Идиллия молодых лет продолжалась недолго: отец совсем запутался в долгах, и семья отправилась в Лондон. Ситуация ухудшалась. Когда отец Чарлза попал-таки в долговую кутузку Маршалси, семья перебралась к нему (по английским законам это разрешалось). Чтоб как-то посодействовать неудаче, Чарлза устраивают на фабрику. 6 месяцев, проведенных в грязном древнем помещении, были для впечатлительного мальчугана чуть ли не самыми ужасными: одинаковая работа длилась утром до вечера. Это была и моральная травма для Чарлза, который стремился обучаться.

В это время у парня появилось очередное увлечение — Лондон. Диккенс мог часами бродить по улицам. Конкретно тут, в английских трущобах он, даже не подозревая, достал свое-истинное воспитание. Так небольшой Чарлз сделал в собственном воображении будущий диккенсовский Лондон. Он проложил пути своим героям: в каком закоулке этого городка они бы не скрывались, он побывал там ранее.

Маминого наследия, достался Джону и Уильяму Диккенсам, хватило на то, чтоб расплатиться с кредиторами и обеспечить семье более-менее благопристойную жизнь. Чарлз с большой радостью оставил фабрику и продолжил обучение в личной школе, после окончания которой начал работать младшим клерком у адвоката Блэкмора. Но, имея бойкий нрав, он посещает спектакли и, мечтая о театральное будущее, берет уроки сценического мастерства. Не считая того, Чарльза завлекала работа репортера. Потому он упрямо обучается стенографии ночам, а деньком изучает законы.

С 1832 года Чарлз работал в местной газетке, потом был сотрудником журнальчика «Зеркало парламента», который принадлежал его родственнику. Диккенс очень стремительно смог выделиться посреди других служащих редакции: его репортажи были увлекательны и еще более четкие, чем отчеты коллег, хоть всем журналистам воспрещалось делать записи. Разгадка неординарна и оригинальна: Чарлз надевал длинноватые и твердые манжеты, а позже списывал их маленьким письмом.

К проф заботам добавились и личные — семья добивалась средств, а отец опять залез в долги. Это и решило последующие шаги — Диккенс взялся за перо. Особенных усилий новенькая работа не добивалась: столько было передумано, пережито, увидено, что стоит только взяться за бумагу, а далее — то дело репортерского опыта и времени.

В конце 1833 года в журнальчике «Мансли Мэгэзин» появился рассказ «Обед на Поплар Вок», правда, без имени создателя. Читатели начали с нетерпением ожидать рассказов создателя, который решил скрыть свое имя под псевдонимом «Боз» (шутливое прозвище младшего брата Чарлза Диккенса, которое потом стало понятно соткам тысяч читателей). Так писателя продолжали именовать, когда он стал известным. Очерки, создателем которых был Боп, узрели света разных журнальчиках, иногда и вопреки желанию Диккенса, о чем свидетельствуют письма к друзьям. К жанру очерка писатель обратился не случаем: еще в детстве, ради утехи, он обожал записывать кое-что о людях, с которыми свела его судьба, про достойные внимания места, где бывал. С возрастом таких записей становилось больше — это был неоценимый материал, ожидал собственного времени.

Убедившись, что очерки имеют фурор у читателей, Диккенс отважился издать их отдельной книжкой. Так, в 1836 г. появились на прилавках «Очерки Боза» в 2-ух томах. Критики в большинстве собственном недооценивают первую книжку Диккенса, пишут о ней свысока и снисходительно: кое-кто считал, что создателю характерно многословие, вызванное неуверенностью и опаской, также желанием приглянуться читателю.

Так, в очерках можно найти много незаконченного и неидеального, но это разъясняется отсутствием литературного опыта, но никак не таланта. А ученичество — это период, через который проходит чуть ли не каждый писатель, но для 1-го он маленький, а другой до конца жизни остается учеником.
Со страничек цикла «Рисунки с натуры» перед читателем стает бурная жизнь столицы, которое изображено ярко и колоритно.

Диккенс является реальным мастером городского пейзажа. Лондон для него не только лишь населенный пункт, да и часть его жизни. Описания Диккенса — это, на самом деле, импрессионистические зарисовки, где огромную роль играют зрительные, слуховые и даже вкусовые воспоминания («Улицы. Вечер»). Диккенс уделяет свое внимание на животрепещущие трудности современности: жалкое существование низов приводит к деградации личности, которая начинает находить утешения в вине (очерк «Дома для жизни»).

Тему одиночества человека в буржуазном мире возбуждено в очерке «Мысли о людях». В очерке «Рождественский обед» Диккенс в первый раз обратился к теме Рождественского праздничка как знака домашнего благополучия и комфорта. Симпатии создателя принадлежат обычному люду, который ему близок и понятен, тогда как представитель «среднего класса» — буржуа — становится мишенью для сатирических стрел. Снобизм и тщеславие, скупость и ограниченность — вот главные черты разбогатевших людишек, которые могли быть забавными, если б не составляли опасность обычной равновесии общества. Перед читателем проходит галерея очень конкретизированных и индивидуализированных персонажей (очерки «Горацио Спаркинс», «Экскурсионная поездка на пароходе» и другие).

Значение произведений, вошедших в цикл «Рассказы», не следует недооценивать, будущий опыт Ч. Диккенс использовал в последующих произведениях.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» — произведение, сделал известным Диккенса, но современному читателю он кажется непонятным. Дело в сутках писателя, литературной ситуации.

Тогдашняя жизнь породило литературу, может быть, в почти всех случаях примитивную, но не лишенного того, за что потом британцы так будут почитать Диккенса и, здорового оптимизма, искренности и веселости. После выхода в свет «Очерков Боза» до Чарлза Диккенса пожаловал один из приятелей компании Чепмен и предложил роль в издании, которое бы частично припоминает современные комиксы. Это должен быть радостный рассказ о спортивный клуб.
Большой фурор записок принудил создателя поверить в собственные силы и он, не окончив этого произведения, подписал контракт на новый роман «Приключения Оливера Твиста».

Роман «Записки клуба» был закончен в 1837г. Имя создателя было понятно каждому британцу. Этот роман показал рост мастерства писателя, который со своими героями прошел непростой путь: от условного героя смешного рассказа до необычного человека, от писателя-юмориста до смелого бойца со злом. Это не только лишь самый оптимистичный и безоблачное произведение Диккенса, он оказался прототипом всех романов, их сюжетной структуры.

6 января 1842 г. Диккенс совместно с супругой отплыл в США. Намерение побывать за океаном появился у писателя издавна. Поначалу это было рвение поехать в Америку, чтоб самому убедиться в преимуществах американской демократии, о которой америкосы орали на весь мир. Также он желал совсем решить вопрос авторского права, так как за его отсутствие мучались английские писатели и сначала он сам.

Южноамериканские воспоминания были материалом для романа Ч. Диккенса — «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1844). Сразу он работал над повестью «Рождественская песня в прозе», основала узнаваемый цикл Рождественских повестей и рассказов.

После разрыва с издательством в 1844 г. он путешествует Италией, Францией, Швейцарией. Воспоминания от путешествия воспроизведены в цикле «Картины Италии».

Начало 50-х годов — новый шаг в творчестве Диккенса. В 1850 году он начал работу над «Историей Великобритании для малышей», которая должна была стать интересной и романтичной. В этот период Диккенс интенсивно работает в различных жанрах, но предпочтение дает романа и его жанровым формам: исторический роман («Повесть о 2-ух городках» 1859), соц роман («Крошка Доррин» 1855-1857), социально-авантюрный («Огромные надежды» 1861), детективы («Потаенна Эдвина Друда» 1870), роман-утопия («Томные времена» 1854).

Чарлз Диккенс не сумел окончить собственный последний роман «Потаенна Эдвина Друда». 8 июня 1870 года ему стало плохо; Весть о смерте возлюбленного писателя практически потрясла Великобританию. Это была государственная катастрофа. Похоронен он был в уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве.


Чарльз Диккенс. Биография и обзор творчества

Самый знаменитый английский автор романов, создатель жанра комедии и социальный критик Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 г. в Лендпорте и был вторым из восьми детей своего отца Джона Диккенса. В детстве Диккенс ходил в местную школу, однако будучи не по годам развитым, он рано прочитал всю семейную библиотеку, которая состояла из дешевых литературных изданий, и потерял интерес к учебе в школе. В 1822 г., после того как семья переехала в Лондон, финансовое положение семьи Диккенсов значительно ухудшилось. Чарльз был вынужден оставить учебу и занимался тем, что продавал книги из семейной библиотеки и закладывал столовое серебро. В возрасте двенадцати лет мальчик был вынужден пойти работать на местную фабрику по изготовлению ваксы за шесть шиллингов в неделю. Проработав там четыре месяца, он решил во что бы то ни стало вылезти из этой бедности (позже этот короткий период работы на фабрике он считал самым позорным за всю свою жизнь). В 1824 г. отца Чарльза арестовали за долги и поместили в тюрьму. Через три месяца, получив небольшое наследство, он отдал долги и вышел из тюрьмы. Наследства хватило даже на обучение Чарльза в частной школе в течение двух лет.

С 1826 г. Чарльз работает младшим клерком в адвокатской конторе, изучает стенографию и готовится стать газетным репортером. В конце 1928 г. молодой человек получает должность репортера суда, а к совершеннолетию получает право на посещение Британского музея и начинает восполнять пробелы своего образования. В 1832 г. он получает должность репортера в двух ведущих газетах и начинает выделяться на фоне остальной репортерской братии.

С 1832 г. он начинает писать очерки о жизни и типичном Лондоне. С 1833 г. он постоянный репортер «The Morning Chronicle», которая публикует отчеты о всех значимых событиях города.

В 1835 г. Чарльз женится на дочери издателя крупной лондонской газеты Кэтрин Хогарт.

А в 1836 г. все очерки писателя и несколько не публиковавшихся раньше произведений выходят отдельным сборником под названием «Очерки Боза». После выхода в свет этих очерков Диккенсу предложили написать повесть к сатирическим гравюрам карикатуриста Сеймура. На что Диккенс сделал встречное предложение — сделать гравюры к его авторским текстам, и 2 апреля того же года издается первый выпуск «Пиквикского клуба». Вначале читатели холодно приняли новое произведение, однако число почитателей росло, и в марте 1836 г., когда была издана последняя часть «Посмертных записок Пиквикского клуба», каждый выпуск раскупался тиражом в 40 000 экземпляров. Это произведение — своеобразная комическая эпопея, в которой главный герой в сопровождении своего слуги путешествует по Англии — некая пародия на «Дон Кихота» Сервантеса. Произведение блещет веселым и радостным настроением, юмором, сатирой и иногда — даже высокой комедией.

В конце 1836 г. Диккенс отказался от работы в газете и возглавил новое ежемесячное издание «Альманах Бентли». Первый номер вышел в январе 1837 г., а через несколько дней у писателя родился первый сын — Чарльз младший. А уже в февральском номере альманаха появились первые главы «Оливера Твиста», над которым писатель начал работать еще в 1835 г. После радостного и солнечного «Пиквика» Диккенс в «Оливере Твисте» отразил мрачные стороны жизни, проследив жизненный путь ма#ьчика-сироты, от работного дома до преступных трущоб. А в своем следующем романе «Николас Никльби», написанном в 1839 г., он соединил легкость и юмор «Пиквика» и мрачность «Оливера Твиста».

В марте 1837 г. Чарльз переезжает вместе со своей семьей в большой четырехэтажный дом, где рождаются две его дочери. Диккенс принимает у себя театрального критика Фостера, который стал его лучшим другом, душеприказчиком, советником в литературных вопросах, а позже — написал его биографию.

По мере роста популярности писателя росло и его положение в обществе. Его пригласили стать членом клуба «Гаррик», а после и членом клуба «Атенеум». Из-за разногласий с владельцем альманаха Диккенс прекращает работу в нем и начинает издавать еженедельник «Часы мистера Хамфри». В этом еженедельнике с апреля 1839 по январь 1841 гг. выходит его «Лавка древностей», которая собрала много поклонников.

В январе 1842 г. Диккенс с семьей отплывает в Америку, где писателя- встречала восторженная толпа поклонников. Однако впечатления от Америки у писателя остались не самые хорошие. Он был очень раздражен распространенным в Штатах литературным пиратством, с которым не хотели и не могли бороться. А на Юге страны его приняли очень плохо из-за его враждебного отношения к рабству. После путешествия Диккенс выпустил «Американские заметки», которые были восторженно приняты на родине писателя и вызвали откровенное негодование в Америке.

В 1845 г. Чарльз решает основать газету «The Daily News», однако возникшие разногласия с владельцами заставляют его отказаться от этой затеи, и он принимает решение бороться за реформы лишь при помощи своих книг. В мае 1846 г. он издает.книгу путевых заметок «Картинки из Италии», В 1848 г. выходит его роман «Домби и сын».

С 1849 г. писатель работает над самым лучшим своим творением (по мнению самого автора) романом «Дэвид Копперфилд», который во многом связан с биографией самого Диккенса.

В 1850 г. начинает издавать еженедельник «Домашние чтения», который становится очень популярным. А в конце года он совместно с Булвер-Литтоном основал литературную гильдию для помощи молодым писателям. В благотворительных целях писатель пишет комедию под названием «Мы не так плохи как кажемся», в которой сам же и играет. На премьере присутствовала даже королева Виктория. На этот момент у Диккенса было уже восемь детей и должен был родиться девятый. Зимой 1851 г. семья переезжает в более вместительный дом, расположенный на Тэвисток-сквер, и начинается работа на романом «Холодный дом». В этом произведении автор демонстрирует вершину сатирического искусства, — его видение мира становится все более и более мрачным.

Диккенс был очень недоволен положением дел в стране, его категорически не устраивало наличие бунтов, забастовок, коррупции, безработицы. Все это заставило его вступить в Ассоциацию административных реформ.

В 1857 г. Диккенс принимал участие в благотворительном спектакле Коллинза «Замерзшие пучины», во время работы над которым он влюбился в актрису Эллен Тернан. Несмотря на все уверения в том, что он был верен своей жене, Кэтрин все же покинула его дом. Старший сын — Чарльз-младший после развода уехал с матерью, а остальные дети остались жить с отцом, на воспитании сестры Кэтрин — Джорджины.

В августе 1861 г. выходит роман «Большие надежды». С 1860 г. писатель занялся публичными чтениями отрывков из своих произведений в Англии и Париже, которые имели ошеломительный успех.

Постепенно здоровье Чарльза ухудшалось, однако несмотря на это он предпринял огромное турне по Америке, которое принесло ему более 20000 фунтов дохода. Деньги привлекали писателя много меньше, чем восторг публики, который всегда был необходим писателю и его честолюбию. После месячного отдыха он начал новый тур по Европе, но в апреле 1869 г. в Ливерпуле после 74 выступлений у него онемели левая рука и нога.

Он перестал рисковать своим здоровьем и, сидя дома, начал работу над «Тайной Эдвина Друда», собираясь сделать 12 ежемесячных выпусков (роман был написан лишь наполовину). Уговорив своего врача разрешить ему дать 12 последних чтений в Лондоне, он выступал с 11 января по 15 марта 1870 г.

8 июня 1870 г. Диккенс весь день работал в саду своего дома, а вечером у него случился удар. На следующий день великий английский писатель скончался. Его тело похоронено в Вестминстерском аббатстве.

«Оливер Твист»

Роман «Оливер Твист», написанный в 1838 г., был вторым масштабным произведением, написанным Диккенсом, после «Записок Пиквикского клуба». Он стал идеальным представителем викторианского романа.

Это целиком выдуманная история о жизни мальчика-си-роты. Оливер был незаконнорожденным сыном богатого человека, который в своем завещании указал, что после его смерти Оливеру должна достаться половина его состояния по достижении им 18 лет. Однако в завещании есть один пункт, согласно которому мальчик получит наследство только в том случае, если до совершеннолетия не сойдет с праведного пути и не запятнает свое имя нечестным или преступным поступком. Вполне естественно, что брат Оливера — Монке, который вращается в светских кругах, желает избавиться от своего брата и оставить себе все семейное состояние. Для того чтобы воплотить в жизнь свои коварные планы, Монке договаривается с главой лондонской преступной шайки Феджином, и тот обманным путем заманивает в свою шайку Оливера. Однако вокруг Оливера, помимо врагов и завистников, есть -очень много добрых и хороших людей, которые помогают ему в трудную минуту, восстанавливают его честную репутацию. По традициям, сложившимся в классической английской литературе, роман заканчивается счастливо: Оливер находит свою семью и получает наследство, а бандиты жестоко наказаны.

Изначально Диккенс хотел написать авантюрно-детективный роман, с подробным описанием преступлений, интригами, с обязательным участием аристократов с безупречной-репутацией, которые на самом деле толкают людей на отвратительные преступления и сами порой совершают их. Однако по мере того как автор накапливал материал для романа, он решил насытить его наиболее остро стоящими социальными темами. Например, его Внимание привлекли работные дома (они были созданы лишь в 1834 г. для помощи беднякам), которые, согласно закону, финансировались из государственной казны, хотя раньше вся забота о нищих ложилась на плечи церковных приходов. Конечно, бедняков в этих домах заставляли работать, но взамен обеспечивали им хоть какое-то содержание (пищу и кров). Многие нищие все равно умирали от истощения, а большинство предпочитали оказаться в тюрьме за бродяжничество, лишь бы не попадать в работный дом. Очень скоро вокруг этого новшества разгорелись нешуточные споры в английском обществе. Диккенс стал ярым противником этих учреждений, в которых сам неоднократно побывал, собирая материал для романа.

В первых главах своей книги он подробно описал все увиденное им: «ферма младенцев», жестокость и грубость, царившие в работном доме, в котором рос Оливер.

Образ Оливера — чистого и доброго мальчика, специально подобран автором. Писатель намеренно утрирует и сгущает краски, чтобы вызвать в читателях вполне предсказуемые чувства. Ведь невозможно не проникнуться сочувствием к ребенку, который никогда не видел своей семьи и при этом терпел лишения и жестокие наказания. Так же, как нельзя не возненавидеть тех мерзавцев, которые остаются равнодушными к страданиям мальчика или толкают его на преступления. Диккенс вводит в свой роман героев, которым читатель не может не сочувствовать, — это люди, которые, стремясь помочь мальчику, вырывают его из цепких лап злодеев и помогают вернуться в лоно семьи.

Вся концепция викторианского романа строится именно на этих основах: предсказуемость развития сюжета, победа добра, наказание зла и какой-нибудь нравственный урок. В этом грустном произведении Диккенс сплел воедино и социальные, и семейные, и правовые проблемы. «Оливер Твист» — это первая попытка писателя проникнуть в глу* бины детской психологии, наверное поэтому образ Оливера получился наименее реалистичным: он воплощение добра и чистоты — идеальная, неиспорченная, ангельская душа, которая противостоит порокам общества. Диккенс объясняет нам столь возвышенную тс&кость чувств главного героя его благородным происхождением, текущей в его жилах аристократической кровью, хотя сам мальчик об этом не догадывается. В этом романе автор приписывает все самые низменные и порочные черты низшим социальным классам, чего уже не встретишь в его более поздних произведениях, в которых он, напротив, наделяет отвратительными чертами высшее общество. Общими усилиями добрых и положительных героев произведения (мистер Броунлоу — лучший друг покойного отца Оливера, его друг Гримуиг, Роз Мэйли, которая оказывается тетей сироты) оно подходит к счастливому завершению.

Существует еще одна сторона романа, сделавшая его таким популярным. До Диккенса в английской классической литературе было принято рисовать красивый, гордый, пышный Лондон, с его величественными зданиями, красивыми женщинами, достойными мужчинами, театрами и прочим великолепием. А Диккенс смог отразить не внешность, а внутренний мир города, его атмосферу. Он как бы вывернул город наизнанку, показав самый низ, темные закоулки, грязные подворотни, в которых по ночам грабят и убивают горожан. В этом городе проходило детство автора, которое было очень тяжелым, ведь он жил в нужде. Наверное, именно поэтому роман имел такую популярность среди современников.

Известный литературовед, человек, изучавший биографию Диккенса, X. Пирсон писал: «Диккенс — это был сам Лондон. Он слился с городом воедино, он стал частицей каждого кирпичика, каждой капли скрепляющего раствора. Какому еще писателю обязан так какой-нибудь другой город? Это, после его юмора, самый ценный и самобытный вклад его в литературу. Он был величайшим поэтом улиц, набережных и площадей, однако в те времена эта уникальная особенность его творчества ускользнула от внимания критиков».

Чарльз Диккенс — крупнейший английский прозаик, автор социально-пси-хо-ло-ги-ческих романов, воссоздававших быт, нравы и представления Великобритании эпохи раннего викторианства, а также особенности национального характера и мировосприятия. Резкая критика изъянов общества, построенного на социальном неравенстве и культе прагматичной «пользы», сочеталась в его произведениях с пафосом утверждения гуманистических идеалов. Стиль Диккенса характеризуется синтезом реалистических и романтических , бытовых и фольклорно-мифологических элементов.

Жизнь Ч. Диккенса в датах и фактах

7 февраля 1812 г. — родился в Лендпорте вблизи Портсмута в семье служащего финансового управления морского ведомства.

С 1817 по 1823 г . семья Диккенсов проживала в городе Четэм, где Чарльз начал посещать школу. Эти годы он впоследствии называл самыми счастливыми в своей жизни. Конец безмятежному детству положили финансовые неприятности, из-за которых отец был посажен в долговую тюрьму, а 11-летний Чарльз вынужден был несколько месяцев отработать на фабрике, производившей ваксу.

1824 -1826  — годы обучения в частной школе «Академия Вэллингтон‑Хаус».

1827 г.  — поступил на место младшего клерка в адвокатскую контору.

В 1828 г.  — устроился свободным репортером в судебную палату, а в 1832 г.  — парламентским корреспондентом.

В 1833 г. в ежемесячном журнале писатель напечатал свой первый очерк — «Обед на Поплар-Вок» , подписанный псевдонимом «Боз».

1836 г.  — опубликовал первые разделы романа «Посмертные записки Пиквикского клуба» , имевшие большой успех у читателей. В том же году Диккенс женился на дочери юриста и журналиста Дж. Хогарта Кейт, с которой он создал большую многодетную семью, но так и не испытал супружеского счастья.

1837-1841 гг.  — выходят в свет знаменитые романы Ч. Диккенса: «Приключения Оливера Твиста» (1839), «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839), «Лавка древностей» (1840) и др.

В 1842 г. писатель осуществил путешествие в США, во время которого пережил глубокое разочарование в американской демократии и американском образе жизни. Эти впечатления нашли отражение в романе «Мартин Чезлвит» (1844). Затем появился цикл «Рождественские повести» (1848), романы «Домби и сын» (1848), «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1850). Материал с сайта

В 1850-е гг.  — были написаны романы «Холодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854) и «Крошка Доррит» (1857). Некоторое время Диккенс работал редактором журнала «Домашнее чтение», в котором печатал собственные сочинения. После конфликта с издателями он основал аналогичный журнал «Круглый год».

С 1858 г. писатель выступал с публичными чтениями своих произведений. Эти чтения стали легендарным явлением европейской культурной жизни.

1860-е гг.  — работал над романами «Большие ожидания» (1861), «Наш общий друг» (1865), «Тайна Эдвида Друда» (1870, неоконченный).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чарльз дикенс биографыя
  • дикенс на украйнском кротко
  • краткая биография чарльза диккенса
  • дикенс крткая биография
  • чарльз диккенс краткая биография

Английская литература

Чарльз Диккенс

Биография

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 г. в городке Лендпорт, близ Портсмута. Его отец был довольно состоятельным чиновником, человеком весьма легкомысленным, но весёлым и добродушным, со смаком пользовавшимся тем уютом, тем комфортом, которым так дорожила всякая зажиточная семья старой Англии. Своих детей и в частности своего любимца Чарли мистер Диккенс окружил заботой и лаской. Маленький Диккенс унаследовал от отца богатое воображение, лёгкость слова, по-видимому, присоединив к этому некоторую жизненную серьёзность, унаследованную от матери, на плечи которой падали все житейские заботы по сохранению благосостояния семьи.

Богатые способности мальчика восхищали родителей, и артистически настроенный отец буквально изводил своего сынишку, заставляя его разыгрывать разные сцены, рассказывать свои впечатления, импровизировать, читать стихи и т. д. Диккенс превратился в маленького актёра, преисполненного самовлюблённости и тщеславия.

Однако семья Диккенса была вдруг разорена дотла. Отец был брошен на долгие годы в долговую тюрьму, матери пришлось бороться с нищетой. Изнеженный, хрупкий здоровьем, полный фантазии, влюблённый в себя мальчик попал в тяжёлые условия эксплуатации на фабрику ваксы.

Всю свою последующую жизнь Диккенс считал это разорение семьи и эту свою ваксу величайшим оскорблением для себя, незаслуженным и унизительным ударом. Он не любил об этом рассказывать, он даже скрывал эти факты, но здесь, со дна нужды, Диккенс почерпнул свою горячую любовь к обиженным, к нуждающимся, своё понимание их страданий, понимание жестокости, которую они встречают сверху, глубокое знание жизни нищеты и таких ужасающих социальных учреждений, как тогдашние школы для бедных детей и приюты, как эксплуатация детского труда на фабриках, как долговые тюрьмы, где он посещал своего отца и т. п. Диккенс вынес из своего отрочества и великую, мрачную ненависть к богачам, к господствующим классам. Колоссальное честолюбие владело юным Диккенсом. Мечта о том, чтобы подняться назад в ряды людей, пользовавшихся благосостоянием, мечта о том, чтобы перерасти своё первоначальное социальное место, завоевать себе богатство, наслаждения, свободу, - вот что волновало этого подростка с копной каштановых волос над мертвенно бледным лицом, с огромными, горящими здоровым огнём, глазами.

Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Расширившаяся политическая жизнь, глубокий интерес к дебатам, происходившим в парламенте, и к событиям, которыми эти дебаты сопровождались, повысили интерес английской публики к прессе, количество и тираж газет, потребность в газетных работниках. Как только Диккенс выполнил на пробу несколько репортёрских заданий, он сразу был отмечен и начал подыматься, чем дальше, тем больше удивляя своих товарищей репортёров иронией, живостью изложения, богатством языка. Диккенс лихорадочно схватился за газетную работу, и все то, что расцветало в нём ещё в детстве и что получило своеобразный, несколько мучительный уклон в более позднюю пору, выливалось теперь из-под его пера, причём он прекрасно сознавал не только, что тем самым он доводит свои идеи до всеобщего сведения, но и то, что делает свою карьеру. Литература - вот что теперь являлось для него лестницей, по которой он подымется на вершину общества, в то же время совершая благое дело во имя всего человечества, во имя своей страны и прежде всего и больше всего во имя угнетённых.

Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была в некоторой степени беллетристическая декларация в интересах разоряющейся мелкой буржуазии. Впрочем, эти очерки прошли почти незамеченными.

Но Диккенса ждал головокружительный успех в этом же году с появлением первых глав его «Посмертных записок Пиквикского клуба» (The Posthumous Papers of the Pickwick Club). 24-летний молодой человек, окрылённый улыбнувшейся ему удачей, от природы жаждущий счастья, веселья, в этой своей молодой книге старается совершенно пройти мимо тёмных сторон жизни. Он рисует старую Англию с самых различных её сторон, прославляя то её добродушие, то обилие в ней живых и симпатичных сил, которые приковали к ней лучших сынов мелкой буржуазии. Он изображает старую Англию в добродушнейшем, оптимистическом, благороднейшем старом чудаке, имя которого - мистер Пиквик - утвердилось в мировой литературе где-то неподалёку от великого имени Дон-Кихота. Если бы Диккенс написал эту свою книгу, не роман, а серию комических, приключенческих картин, с глубоким расчётом прежде всего завоевать английскую публику, польстив ей, дав ей насладиться прелестью таких чисто английских положительных и отрицательных типов, как сам Пиквик, незабвенный Самуэль Уэллер - мудрец в ливрее, Джингль и т. д. , то можно было бы дивиться верности его чутья. Но скорее здесь брала своё молодость и дни первого успеха. Этот успех был вознесён на чрезвычайную высоту новой работой Диккенса, и надо отдать ему справедливость: он тотчас же использовал ту высокую трибуну, на которую взошёл, заставив всю Англию смеяться до колик над каскадом курьёзов Пиквикиады, для более серьёзных задач.

Двумя годами позднее Диккенс выступил с «Оливером Твистом» и «Николасом Никкльби».

«Оливер Твист» (1838) - история сироты, попавшего в трущобы Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. На страницах романа запечатлены картины жизни и общества Англии 19 века во всем их живом великолепии и разнообразии. В этом романе Ч. Диккенс выступает, как гуманист, утверждая силу добра в человеке.

Слава Диккенса выросла стремительно. Своего союзника видели в нём и либералы, поскольку он защищал свободу, и консерваторы, поскольку он указывал на жестокость новых общественных взаимоотношений.

После путешествия в Америку, где публика встретила Диккенса с не меньшим энтузиазмом, чем англичане, Диккенс пишет своего «Мартина Чезльвита» (The Life and Adventures of Martin Chuzzlewit, 1843). Кроме незабываемых образов Пекснифа и миссис Гамп, роман этот замечателен пародией на американцев. Многое в молодой капиталистической стране показалось Диккенс сумасбродным, фантастическим, беспорядочным, и он не постеснялся сказать янки много правды о них. Ещё в конце пребывания Диккенса в Америке он позволял себе «бестактности», весьма омрачившие отношение к нему американцев. Роман же его вызвал бурные протесты со стороны заокеанской публики.

Но острые, колющие элементы своего творчества Диккенс умел, как уже сказано, смягчать, уравновешивать. Ему это было легко, ибо он был и нежным поэтом самых коренных черт английской мелкой буржуазии, которые проникали далеко за пределы этого класса.

Культ уюта, комфорта, красивых традиционных церемоний и обычаев, культ семьи, как бы воплотившись в гимн к Рождеству, этому празднику праздников мещанства, с изумительной, волнующей силой был выражен в его «Рождественских рассказах» - в 1843 вышел «Рождественский гимн» (А Christmas Carol), за которым последовали «Колокола» (The Chimes), «Сверчок на печи» (The Cricket on the Hearth), «Битва жизни» (The Battle of Life), «Одержимый» (The Haunted Man). Кривить душой Диккенсу здесь не приходилось: он сам принадлежал к числу восторженнейших поклонников этого зимнего праздника, во время которого домашний камелёк, дорогие лица, торжественные блюда и вкусные напитки создавали какую-то идиллию среди снегов и ветров беспощадной зимы.

В это же время Диккенс стал главным редактором «Daily News». В газете этой он выражал свои социально-политические взгляды.

Все эти особенности таланта Диккенса ярко сказываются в одном из лучших его романов - «Домби и сын» (Dombey and Son, 1848). Огромная серия фигур и жизненных положений в этом произведении изумительны. Фантазия Диккенса, изобретательность его кажутся неисчерпаемыми и сверхчеловеческими. Очень мало романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены наряду с «Домби и сыном», и среди этих романов надо поместить и некоторые позднейшие произведения самого Диккенса. Как мелкобуржуазные персонажи, так и бедные созданы им с великой любовью. Все эти люди почти сплошь чудаки. Но это чудачество, заставляющее вас смеяться, делает их ещё ближе и милее. Правда, этот дружелюбный, этот ласковый смех заставляет вас не замечать их узости, ограниченности, тяжёлых условий, в которых им приходится жить; но уж таков Диккенс. Надо сказать однако, что когда он обращает свои громы против угнетателей, против чванного негоцианта Домби, против негодяев, вроде его старшего приказчика Каркера, он находит столь громящие слова негодования, что они действительно граничат порой с революционным пафосом.

Ещё более ослаблен юмор в следующем крупнейшем произведении Диккенс - «Дэвиде Копперфильде» (1849-1850). Роман этот в значительной мере автобиографический. Намерения его очень серьёзны. Дух восхваления старых устоев морали и семьи, дух протеста против новой капиталистической Англии громко звучит и здесь. Можно по-разному относиться к «Дэвиду Копперфильду». Некоторые принимают его настолько всерьёз, что считают его величайшим произведением Диккенса.

В 1850-ых гг. Диккенс достиг зенита своей славы. Он был баловнем судьбы - прославленным писателем, властителем дум и богачом, - словом, личностью, для которой судьба не поскупилась на дары.

Портрет Диккенса в ту пору довольно удачно нарисовал Честертон:

Диккенс был среднего роста. Его природная живость и малопредставительная наружность были причиной того, что он производил на окружающих впечатление человека низкорослого и, во всяком случае, очень миниатюрного сложения. В молодости у него на голове была чересчур экстравагантная, даже для той эпохи, шапка каштановых волос, а позже он носил тёмные усы и густую, пышную, тёмную эспаньолку такой оригинальной формы, что она делала его похожим на иностранца.

Прежняя прозрачная бледность лица, блеск и выразительность глаз остались у него, «отмечая ещё подвижный рот актёра и экстравагантную его манеру одеваться». Честертон пишет об этом:

Он носил бархатную куртку, какие-то невероятные жилеты, напоминавшие своим цветом совершенно неправдоподобные солнечные закаты, невиданные в ту пору белые шляпы, совершенно необыкновенной, режущей глаза белизны. Он охотно наряжался и в сногсшибательные халаты; рассказывают даже, что он в таком одеянии позировал для портрета.

За этой внешностью, в которой было столько позёрства и нервности, таилась большая трагедия. Потребности Диккенса были шире его доходов. Беспорядочная, чисто богемная натура его не позволяла ему внести какой бы то ни было порядок в свои дела. Он не только терзал свой богатый и плодотворный мозг, заставляя его чрезмерно работать творчески, но будучи необыкновенно блестящим чтецом, он старался зарабатывать громадные гонорары лекциями и чтением отрывков из своих романов. Впечатление от этого чисто актёрского чтения было всегда колоссальным. По-видимому, Диккенс был одним из величайших виртуозов чтения. Но в своих поездках он попадал в руки каких-то антрепренёров и, много зарабатывая, в то же время доводил себя до изнеможения.

Его семейная жизнь сложилась тяжело. Размолвки с женой, какие-то сложные и тёмные отношения со всей её семьёй, страх за болезненных детей делали для Диккенса из его семьи скорее источник постоянных забот и мучений.

Но все это менее важно, чем обуревавшая Диккенс меланхолическая мысль о том, что по существу серьёзнейшее в его трудах - его поучения, его призывы - остаётся втуне, что в действительности нет никаких надежд на улучшение того ужасного положения, которое было ему ясно, несмотря на юмористические очки, долженствовавшие смягчить резкие контуры действительности и для автора и для его читателей. Он пишет в это время:

Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. О другой странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала «Фортнайтли ревью» (и близкий друг писательницы Джордж Элиот). Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним. Работая над «Лавкой древностей», писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от нее на разговор с кем-то из посторонних. Во время работы над романом «Мартин Чеззлвитт» Диккенсу надоедала своими шуточками миссис Гамп: от неё ему приходилось отбиваться силой. «Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!», - писал Льюис. Именно поэтому писатель обожал бродить по многолюдным улицам. «Днем как-то можно еще обойтись без людей, - признавался Диккенс в одном из писем, но вечером я просто не в состоянии освободиться от своих призраков, пока не потеряюсь от них в толпе». «Пожалуй, лишь творческий характер этих галлюцинаторных приключений удерживает нас от упоминания о шизофрении в качестве вероятного диагноза», - замечает парапсихолог Нандор Фодор, автор очерка «Неизвестный Диккенс» (1964, Нью-Йорк).

Этой меланхолией проникнут и великолепный роман Диккенса «Тяжёлые времена». Роман этот является самым сильным литературно-художественным ударом по капитализму, какой был ему нанесён в те времена, и одним из сильнейших, какие вообще ему наносили. По-своему грандиозная и жуткая фигура Боундерби написана с подлинной ненавистью. Но Диккенс спешит отмежеваться и от передовых рабочих.

Конец литературной деятельности Диккенса ознаменовался ещё целым рядом превосходных произведений. Роман «Крошка Доррит» (Little Dorrit, 1855-1857) сменяется знаменитой «Повестью о двух городах» (A Tale of Two Cities, 1859), историческим романом Диккенса, посвящённым французской революции. Диккенс отшатнулся от неё, как от безумия. Это было вполне в духе всего его мировоззрения, и, тем не менее, ему удалось создать по-своему бессмертную книгу.

К этому же времени относятся «Большие надежды» (1860) - автобиографический роман. Герой его - Пип - мечется между стремлением сохранить мелкотравчатый мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. По первоначальному плану роман должен был кончиться плачевно, в то время как Диккенс всегда избегал тяжёлых концов для своих произведений и по собственному добродушию, и зная вкусы своей публики. По тем же соображениям он не решился окончить «Большие надежды» полным их крушением. Но весь замысел романа ясно ведёт к такому концу.

На высоты своего творчества поднимается Диккенс вновь в своей лебединой песне - в большом полотне «Наш общий друг» (1864). Но это произведение написано как бы с желанием отдохнуть от напряжённых социальных тем. Великолепно задуманный, переполненный самыми неожиданными типами, весь сверкающий остроумием - от иронии до трогательного юмора - этот роман должен, по замыслу автора, быть ласковым, милым, забавным. Трагические его персонажи выведены как бы только для разнообразия и в значительной степени на заднем плане. Все кончается превосходно. Сами злодеи оказываются то надевшими на себя злодейскую маску, то настолько мелкими и смешными, что мы готовы им простить их вероломность, то настолько несчастными, что они возбуждают вместо гнева острую жалость.

В этом своём последнем произведении Диккенс собрал все силы своего юмора, заслоняясь чудесными, весёлыми, симпатичными образами этой идиллии от овладевшей им меланхолии. По-видимому, однако, меланхолия эта должна была вновь хлынуть на нас в детективном романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда» (The Mystery of Edwin Drood). Роман этот начат с большим мастерством, но куда он должен был привести и каков был его замысел, мы не знаем, ибо произведение осталось неоконченным. 9 июня 1870 г. пятидесятивосьмилетний Диккенс, не старый годами, но изнурённый колоссальным трудом, довольно беспорядочной жизнью и множеством всяких неприятностей, умирает в Гейдсхилле от инсульта.

Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращён в настоящего бога английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880-1890-х гг. затмила славу Байрона. Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его своеобразного мученичества, его метаний среди противоречий жизни. Они не поняли и не хотели понять, что юмор был часто для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни. Наоборот, Диккенс приобрёл прежде всего славу весёлого писателя весёлой старой Англии. Диккенс - это великий юморист, - вот что вы услышите прежде всего из уст рядовых англичан из самых различных классов этой страны.

Титульная страница первого тома Полного собрания сочинений (1892)

На русском языке переводы произведений Диккенса появились в конце 1830-х годов. В 1838 году в печати появились отрывки «Посмертных записок Пиквикского клуба», позднее были переведены рассказы из цикла «Очерки Боза». Все его большие романы переведены по несколько раз, переведены и все мелкие произведения, и даже ему не принадлежащие, но правленные им как редактором. Диккенса переводили В. А. Солоницын («Жизнь и приключения английского джентльмена мистера Николая Никльби, с правдивым и достоверным Описанием успехов и неудач, возвышений и падений, словом, полного поприща жены, детей, родственников и всего вообще семейства означенного джентльмена», «Библиотека для чтения», 1840), О. Сенковский («Библиотека для чтения»), А. Кронеберг («Святочные рассказы Диккенса», «Современник», 1847 № 3 - пересказ с переводом отрывков; повесть «Битва жизни», там же) и И. И. Введенский («Домби и Сын», «Договор с привидением», «Замогильные записки Пиквикского клуба», «Давид Копперфильд»); позднее - З. Журавская («Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», 1895; «Без выхода», 1897), В. Л. Ранцов, М. А. Шишмарева («Посмертные записки Пикквикского клуба», «Тяжёлые времена» и другие), Е. Г. Бекетова (сокращённый перевод «Давид Копперфильд» и другие) и др.

Близка к истине характеристика, которую даёт Диккенсу Честертон: «Диккенс был ярким выразителем, - пишет этот во многом родственный ему английский писатель, - своего рода рупором овладевшего Англией всеобщего вдохновения, порыва и опьяняющего энтузиазма, звавшего всех и каждого к высоким целям. Его лучшие труды являются восторженным гимном свободы. Все его творчество сияет отражённым светом революции».

Проза Ч. Диккенса пронизана остроумием, повлиявшим на оригинальность национального характера и образа мышления, известного в мире, как «английский юмор»

Диккенс Чарльз (1812-1870) – английский писатель. Родился 7 февраля 1812 года в городе Лендпорт в семье состоятельного чиновника. Старший Диккенс очень любил своих детей, а в Чарльзе увидел актерский талант и заставлял его разыгрывать актерские роли или читать художественное произведение. Но вскоре отец Чарльза был арестован за долги и брошен в тюрьму на много лет, а семье пришлось бороться с нищетой. Юному Диккенсу пришлось учиться в школе для бедных детей и работать на фабрике ваксы.

В это время большой интерес публики вызывали дебаты в английском парламенте, поэтому вырос спрос на газетных работников. Диккенс выполнил пробные задания и стал работать репортером.

Первая публикация «Очерки Боза» с выраженным протестом от разорившейся мелкой буржуазии в 1836 году не вызвала интерес у читателей. В этом же году выпускаются начальные главы «Посмертных записок Пиквикского клуба», которые имели большой успех среди англичан.

Через 2 года Диккенс издает «Оливера Твиста» и «Николаса Никкльби». Он становится популярным писателем.

После поездки в Америку, где также оказалось много поклонников его таланта, Диккенс пишет роман «Мартин Чезльвит» (1843) с неким ироническим описанием американского общества. Эта книга вызвала много негативной критики со стороны заокеанского государства.

Особое отношение к Рождеству писатель изобразил в 1843 году в «Рождественских рассказах». В этом же году Диккенс становится главным редактором газеты «Daily News», где он выражал свои политические взгляды.

В 1850-ые гг. Диккенс является самым известным и богатым писателем Англии. Но семейная жизнь у него была непростой, поскольку он часто ссорился с женой и переживал за болезненных детей.

В 1860 году выдается автобиографический роман «Большие надежды», который он окончил на позитивной ноте, как и большинство своих произведений. Но его начала одолевать меланхолия. Иногда писатель мог находиться в состоянии транса, наблюдать видения. В 1870 году Диккенс приступил к созданию детективного романа «Тайна Эдвина Друда», но не успел его окончить.

Произведения

Посмертные записки Пиквикского клуба

Чарльз Диккенс (сначала писавший под псевдонимом Боз) – знаменитый английский писатель. Вместе с Теккереем он – главный представитель английского и вообще европейского романа второй половины XIX столетия.

Диккенс родился 7 февраля 1812 в Лэндпорте, близ Портсмута, умер 9 июня 1870. Около 1816 он вместе с родителями переселился в Чатем, а зимой 1822-23 в Лондон. Диккенс отличался слабым здоровьем, не получил хорошего школьного образования, но уже ребенком увлекался беспрерывно чтением отечественных романистов и драматургов. Некоторое время отец Диккенса просидел узником в долговой тюрьме, а Чарльз тогда занимался в одной торговой фирме заворачиванием пакетов, за что получал 6 или 7 шиллингов в неделю. Затем обстоятельства семьи Диккенса улучшились. Чарльз стал посещать «Academy» в Хамстедроде и сделался секретарем при адвокатуре, что дало ему особый случай изучить английскую народную жизнь. Одновременно занимался он в Британском музее изучением литературы, научился стенографировать, получил место репортера в парламенте и выказал в этом своем занятии такие блестящие способности, что вскоре сделался сотрудником прессы – в «Parlamentspiegel», а позже в «Morning Chronicle».

Чарльз Диккенс. Фото 1867-68

В «Monthly Magazine», в «Morning Chronicle» и других подобных газетах Диккенс с декабря 1833 стал печатать очерки из жизни низших слоев народонаселения столицы, которые издал затем в сборнике, озаглавленном «Очерки Боза» («Sketches of London»). Псевдонимом «Boz» (сокращение имени Моисея , которым называли обыкновенно младшего брата Диккенса, Августа, по одному из детей, выведенных в романе Голдсмита «Вексфильдский священник») он впервые подписался в августе 1834.

Вторая серия «Очерков» вышла 1835. Но собственно слава Диккенса началась с его «Посмертных записок Пиквикского клуба» (1836-37). Здесь литературная техника Диккенса не особенно велика, выведенные им фигуры вначале скорее смахивают на карикатуры, и только мало-помалу достигают высокого комизма. Но все произведение, – веселое, исполненное теплоты и жизненной правды, сразу произвело на публику до того полное и непосредственное впечатление, что критике оставалось лишь констатировать блестящий его успех.

Англия Чарльза Диккенса

В 1837-39 Диккенс написал второй свой роман «Оливер Твист», рассказ из жизни низших слоев общества. Затем следовали «Николас Никльби» (1839), имевший еще больший успех, чем «Пиквик», «Часы мистера Хамфри» (1840-41), ряд рассказов, в которых особенно привлекают картины страстей, интересных приключений, описания часто безнадежной нищеты в фабричных городах (в двух рассказах «Лавка древностей» и «Барнеби Радж»), «Мартин Чезлвит» (1843-44) – произведение, полное свежести и изобретательности, в которое занесено многое из путешествия, совершенного около этого времени Диккенсом в Америку. Теперь автор всех этих романов жил уже в хорошем домике с садом в Регентспарке и получал очень дорогую плату за свои произведения.

Затем появились знаменитые рождественские рассказы: «Рождественская песнь» (1843), «Колокола» (написаны в Италии, 1844), «Сверчок за очагом» (1845), «Битва жизни» (написана близ Женевского озера 1846), «Одержимый» (1848), а также романы: «Домби и сын» (1846), «Дэвид Копперфильд» (1849 – 50), «Холодный дом» (1852), «Тяжёлые времена» (1853), «Крошка Доррит» (1855), «Повесть о двух городах» (1859), «Большие надежды» (1861), «Наш общий друг» (1864 – 65).

К этому прибавился ряд журнальных предприятий. Диккенс сделался 1845 редактором только что основанной газеты «Daily News», в которой он первоначально напечатал свои «Картины Италии». Но скоро Диккенс оставил «Daily News» и 1849 предпринял еженедельное издание «Household Words», которому хотел придать беллетристический и педагогический характер, и которое с 1860 стало выходить под названием «All the year round» и получило огромное распространение. Дополнение этого еженедельного издания составляло ежемесячное «Household narratie of current events», обзор современной истории. Интересным выражением личных взглядов Диккенса являются его «American notes» (1842), главный плод выше упомянутого путешествия, где он не очень благосклонно высказывается об американцах и многих их учреждениях. Диккенс написал также «Историю Англии для юных» (1852) и «Мемуары клоуна Гримальди».

Но чересчур напряженная работа стала пагубно действовать на его здоровье, тем более, что к этому присоединились еще утраты близких людей и семейные невзгоды (он разошелся с женой в 1858). Чрезвычайно гибельны были для его здоровья и его публичные чтения своих произведений, предпринятые им с 1858 и имевшие место в Лондоне и в провинции, затем в Шотландии и Ирландии, а в 1868 – во время второго путешествия в Северной Америке. За эти чтения Диккенса осыпали везде огромными почестями и гонорарами, но он часто чувствовал, что силы изменяют ему. Разрыв кровяных сосудов в мозгу положил конец его жизни. Диккенс умер в любимом своем доме Гэдсхилл Плейс во время работы над романом «Тайна Эдвина Друда», который так и остался неоконченным. Похоронили Диккенса в Вестминстерском аббатстве. В 12 лет, следовавших после его смерти, в Англии было продано более 4-х миллионов экземпляров его произведений. К первому полному собранию его сочинений было приступлено уже 1847.