Авиаперевозчик задержал вылет. Что делать, если задержали рейс. Следите, что вам предлагают взамен

Что делать если задержали рейс? К сожалению, в такой стрессовой ситуации с каждым годом оказывается все большее количество пассажиров. Такая неприятность практически всегда сопряжена со множеством сопутствующих проблем, особенно если полет на самолете был чартерным или если на месте прибытия ожидает трансфер, проводится важное мероприятие.

Кто виноват в задержке или отмене рейса

Задержка вылета - неприятное событие, с которым, к сожалению, может столкнуться каждый турист. Самая распространенная причина для этого - поломка воздушного судна. В этой ситуации виновник задержки - авиаперевозчик, который не позаботился о своих пассажирах, об обеспечении безопасности.

Вылет может задерживаться и по другим обстоятельствам, к примеру:

  1. Сбой расписания;
  2. Самолет не прибыл в аэропорт с другого рейса;
  3. Дебошир;
  4. Плохая погода.

Ответственность компании-перевозчика в РФ


По закону, авиакомпания не несет ответственности перед своими клиентами в нескольких случаях:

  1. Если задержка или отмена вылета произошла из-за стихийных бедствий, вне зависимости того, где произошли природные явления: по месту прилета или вылета;
  2. Если задержка была вызвана изменениями условий общественной жизни, которые могут отразиться на безопасности полетов;
  3. Если в стране начались забастовки;
  4. Если установлен карантин, что стало причиной для ограничения перевозок в определенных направлениях полетов;
  5. Неисправность борта, которая могла угрожать безопасности и здоровью пассажиров.

Ответственность компании-перевозчика в ЕС


Ответственность на авиакомпанию не возлагается, если отмена или задержка вылета произошла ввиду чрезвычайных обстоятельств.

Во всех прочих случаях вина за задержку лежит на авиаперевозчике, в частности:

  1. За овербукинг;
  2. За несостыковки в составлении расписания;
  3. Иные причины.

Отмена или задержка рейса в аэропорту РФ

Рейс отменен заранее

Если пассажир узнал о том, что рейс, на котором ему предстоит лететь, задерживается или отменен, заранее, он должен узнать у авиакомпании об альтернативе. Такой рейс может быть предоставлен как у изначального перевозчика, так и у сторонней компании.

Важно! Если альтернатива по каким-либо причинам не устроила пассажира, он имеет право потребовать возврата денежных средств.

Рейс отменен перед вылетом

Если ожидание рейса в аэропорту превышает 2 часа, пассажир может потребовать:

  1. Бесплатного пребывания в комнате для матери и ребенка;
  2. Две возможности связаться со своими родными и предупредить о задержке;
  3. Бесплатные напитки.

Если задержка рейса превышает 4 часа, у пассажира появляется право на бесплатное питание. В дальнейшем оно должно предоставляться каждые 6 часов (8 часов в ночное время).

В случае 8-часового ожидания (6 часов в ночное время), пассажиру предоставляется:

  1. Размещение в гостинице;
  2. Доставка транспортом до гостиницы и обратно;
  3. Хранение багажа.
Внимание! Все эти услуги предоставляются совершенно бесплатно.

Получение компенсации в РФ


За задержку или отмену рейса клиенту выплачивается компенсация в размере 25 процентов от штрафного размера МРОТ (сейчас 100 рублей) за каждый час просрочки, но не более 50 процентов от стоимости билета.

Сейчас в Государственной думе рассматривается законопроект об увеличении размеров штрафов для компаний перевозчиков в 4 раза. Такие меры необходимы потому, что авиаперевозчики часто пользуются небольшими размерами штрафных санкций и не выполняют возложенные на них обязанности.

Если рейс был задержан или отменен в аэропорту ЕС

Порядок действий и права пассажира

Действия авиаперевозчика и клиента в аэропортах ЕС практически идентична аналогичным правилам, действующим в России. Клиенту может быть представлена как альтернатива, так и предложение дождаться другого рейса.

Пассажир в период ожидания своего рейса после задержки имеет право рассчитывать на получение следующего спектра дополнительных услуг:

  1. Получение питания и напитков соразмерно времени ожидания;
  2. Проживание в гостинице (если задержка длится минимум одну ночь);
  3. Трансфер к гостинице;
  4. По два сообщения, звонка, электронных письма.

Представитель должен проинформировать пассажиров задерживающегося рейса о том, как им правильно действовать дальше.

Получение компенсации


Любой пассажир отмененного или задержавшегося рейса имеет право обратиться за получением компенсации, его гражданство не имеет никакого значения.

Размер выплаты устанавливается в зависимости от времени ожидания, дальности перелета до пункта назначения.

Задержка, отмена вылета в США

Какие права есть у пассажиров

Каждая компания вправе самостоятельно решить: будут они предоставлять бесплатные услуги при длительной задержке вылета или нет.

Сроки для возврата денег за билет


В рамках действующего законодательства не предусматривается четких сроков, в течение которых должен быть произведен возврат средств за отмененный перелет. Чаще всего деньги переводятся в течение полугода.

Для сведения! В странах ЕС перевод денег производится в течение семи рабочих дней - данный срок установлен законодательством.

Порядок получения компенсации


Если компания проигнорировала требование о компенсации, пассажир может попробовать урегулировать вопрос мирным путем.

Оптимальный вариант - отправить заказное письмо, так как у пассажира останется на руках доказательство того, что адресат получил его обращение. Рассмотрение жалобы производится в течение 30 дней, после чего должен быть дан мотивированный ответ.

На практике решить вопрос с авиаперевозчиком мирным путем самостоятельно удается редко. Поэтому лучше всего сразу обратиться к юристам, которые смогут представлять интересы пассажира в суде.

Сроки для подачи жалобы


В ЕС каждая сторона вправе определить срок, в течение которого у клиента есть возможность обратиться с заявлением о выплате компенсации.

В РФ жалоба может быть подана в течение полугода.

Скачать для просмотра и печати:

Действия пассажира при отмене рейса


В случае отмены или задержки рейса пассажир должен действовать следующим образом:

  1. Не паниковать. Прежде всего, стоит подойти за получением информации к стойке регистрации авиакомпании;
  2. Проставить отметку о задержавшемся или отмененном вылете. Это потребуется для получения компенсации;
  3. В зависимости от времени ожидания последующей посадки, можно рассчитывать на бесплатное питание и проживание в отеле (в России и странах ЕС). В США у каждой авиакомпании предусмотрены свои услуги для пассажиров отмененного рейса.

Во время всего пребывания в аэропорту нужно собирать чеки за питание и проживания. В дальнейшем они могут быть приложены к досудебной претензии.

Посмотрите видео о том, на что вы имеете право при задержке рейса

12 июля 2018, 22:40 Июл 12, 2018 22:40

Комната Матери и Ребенка должна быть предоставлена пассажирам с детьми младше 7 лет, сразу же, вне зависимости от того на сколько задерживается вылет. Даже если это всего 10-15 минут.

Прохладительные напитки должны быть предоставлены при задержке на 2 часа и больше. То есть после двух часов ожидания, вы имеете право требовать, соблюдения своих прав. Еще у вас есть право на два бесплатных звонка, или одно электронное сообщение.

Горячее питание положено при задержке свыше 4 часов. И каждые 6 часов днем, и через каждые 8 часов ночью. Еду, конечно, вам не принесут, а скорее всего, обеспечат питанием в кафе, в аэропорту.

После восьми часового ожидания днем, (6 часового ночью), вас обязаны отвезти в гостиницу, и обеспечить сохранность вашего багажа.

Не стесняйтесь спрашивать и требовать соблюдение ваших прав. Не давайте авиаперевозчику экономить за ваш счет. Для этого нужно заранее записать телефоны представителей компании, или узнать их место пребывания в залах аэропорта. Не поленитесь, и узнайте всю нужную информацию. Это поможет вам избежать лишних неудобств и неприятностей.

Зачастую задержки рейсов приводят к более крупным неприятностям для пассажиров. Вы можете опоздать на деловую встречу, или опоздать на пересадку. У вас останется незаселенным номер, в уже оплаченной гостинице, или наоборот, вас уже выселили, а рейс отложили, и вам некуда просто податься. У вас могут «пропасть» билеты на концерт или экскурсию. Для всех подобных ситуаций существуют материальные компенсации. Для ее получения надо помнить и четко знать по какой вине произошла злополучная задержка. Если по вине авиакомпании, то смело можете требовать свою компенсацию. Если причиной стала погода, или технические проблемы аэропорта, самолета (не самой авиакомпании, а арендованный), то иск вчинить будет невозможно.

Теперь о деньгах. При любом раскладе, и только если точно установлено, что задержка вылета произошла по вине авиаперевозчика, рассчитывайте, на максимум, половину стоимости вашего авиабилета. Это максимум. А так, по правилам, 25% от минимальной зарплаты, установленной по стране, за каждый час задержки. На сегодня МРОТ составляет 5554р., значит каждый час задержки, при выплате вам, обойдется компании 1388р.50 коп. Конечно, такая компенсация вряд ли покроет даже малую часть возможных убытков, но закон есть закон.

Не забудьте поставить отметку о задержке рейса (к примеру, на маршрутную квитанцию). Это могут сделать представители авиакомпании у стойки регистрации, либо у места выхода вашего рейса на стоянку самолетов. Если представителя нет, это должны сделать сотрудники аэропорта, у стойки информации.

И еще, не забывайте сохранять все чеки и квитанции ваших самостоятельных трат в часы ожидания. Не забудьте о штампе, о причинах задержки/переносе рейса.

У разных компаний правила эти могут меняться, но только в сторону улучшения для пассажира.

22 Июня 2017, 12:36

Пик задержек чартеров приходится на летнее время, когда массы отдыхающих перемещаются в теплые края. Сидеть на чемоданах в аэропорту – один из ночных кошмаров наших туристов. PROturizm собрал минимум советов по правильному восприятию этой проблемы.

Когда на табло появляется неприятная надпись «рейс задержан», главное, не паниковать. Всегда желательно, чтобы вам навстречу вышел представитель (авиакомпании или аэропорта) и объяснил, что происходит.

Причины задержек чартерных рейсов

Есть разные причины задержки рейсов. Иногда у аэропорта и авиакомпании данные отличаются. Чтобы определить точную причину, суды делают запросы в метео- и другие службы аэропортов.

  • Неприбытие самолета
  • Поломка самолета
  • Погодные (метео) условия

Если рейс задерживается по причинам, не зависящим от авиакомпании, материальную компенсацию получить не получится. Но в любом случае авиакомпания обязана предоставить вам определенные удобства при ожидании перелета.

Тут как раз и наступают первые сложности – авиакомпаниям не выгодно признаваться, а пассажиры не знают своих прав. Итак – флаг нам в руки, точнее ФАП – федеральные авиационные правила.

Обязанности авиакомпании при задержке рейса

Первое, что обязан сделать авиаперевозчик (или аэропорт) – это информировать пассажиров об изменении в расписании и о причинах изменений. Об этом говорит пункт 92 ФАП (Федеральных авиационных правил).

Если авиакомпания не оповещает пассажиров и представителя не найти, на чартерных перевозчиков можно жаловаться Росавиации и туроператорам. Первым, так как они вышестоящая организация над авиакомпанией. Вторым – как заключившим договор на чартерную перевозку, теперь они отвечают перед пассажирами за оказываемые услуги.

Что нужно делать при задержке чартерного рейса?

Если вы предполагаете предъявлять претензии – получите справку о задержке (отмене) рейса. На посадочном талоне должно быть указано (от руки) настоящее время вылета и поставлен штамп.

Если при ожидании перелета вам не предоставляют обязательных услуг – купите их самостоятельно, сохраните чеки и предъявите расходы к возмещению вашему туроператору, а он уже будет разбираться с чартерным перевозчиком. Примите во внимание, что денежную компенсацию можно получить только если доказана вина перевозчика в задержке рейса. В России величина компенсации за задержку рейса определена в 25% от МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости билета.


Права пассажиров при задержке рейса

Согласно п.99 вышеуказанных воздушных правил при задержке рейса пассажирам с детьми до 7 лет обязаны предоставить комнату матери и ребенка, а для остальных организовать хранение багажа.

Через два часа ожидания авиапассажирам за счет авиакомпании полагаются прохладительные напитки и 2 звонка по телефону или возможность отправки двух электронных сообщений.

Итак, при задержке рейса авиакомпания обязана предоставить:

  • через 2 часа – прохладительные напитки и 2 телефонные или электронных сообщения,
  • через 4 часа – горячее питание, и далее каждые 6 часов днем (или 8 часов ночью),
  • каждые 6 часов ночью (8 часов днем) – бесплатное размещение в гостинице (и доставку до нее и обратно).

К сожалению, для чартеров перенос рейсов на срок до 10 часов является допустимым. Если авиакомпания задерживает перелет на больший срок, вступает в силу Закон «О защите прав потребителей». Такая задержка рейса является существенными изменением условий договора между туристом и туроператором. При «потере суток» отдыха Роспотребнадзор встает на защиту Потребителя и можно получить компенсацию.

Что нужно знать о задержках чартерных рейсов

Разные виды ответственности разделяют перевозчиков регулярных и чартерных рейсов. В последнем случае – за перевозку отвечает туроператор, зафрахтовавший самолет, а не сам перевозчик.

При любой причине задержки рейса авиаперевозчик обязан в определенные сроки обеспечить пассажиру возможность позвонить, прохладительные напитки, горячее питание, размещение в гостинице.

Первое, что вам надо сделать – это получить штамп о задержке рейса на стойке регистрации. Тогда, если вам не предоставляют в положенное время необходимых «удобств», вы можете, в крайнем случае, заказать их сами и предъявить потом чеки к оплате авиакомпании или туроператору. Тут разборки могут довести вас до суда, но часто до этого не доходит, и претензии рассматриваются провинившейся стороной в досудебном порядке.

Вы можете подать претензию в течение полугода с даты рейса, а авиакомпания (туроператор) должен рассмотреть ее в течение 30 дней.


Последствия задержек рейсов

С начала сезона туристическое сообщество решает проблемы с переносом и отменой рейсов «ВИМ-Авиа». В случае с чартерами ответственность за транспортировку отдыхающих на место отдыха переходит к заказчику перевозки, то есть туроператору.

Уже давно перелеты на самолете вошли в обыденную жизнь человека. Передвижения с помощью авиатранспорта более удобны, занимают меньше времени, и конечно, отнимают меньше сил. За максимально короткие сроки можно оказаться в любой точке мира. Такую скорость не способен предложить ни один другой вид транспорта. А если спланировать свою поездку правильно, предварительно выяснив все нюансы, то стоимость билета на самолет может оказаться очень приятной.

С каждым новым днем все больше и больше людей отдают свое предпочтение воздушному транспорту. И это неудивительно, ведь положительные стороны такого способа передвижения видны невооруженным глазом. Количество клиентов в авиакомпаниях с каждым днем стремительно увеличивается. За все это время определенная часть людей смогла испытать на себе такую проблему, как задержка рейса. Она уже не вызывает удивление. Самолет - сложный механизм, да и чтобы поднять эту машину в воздух, необходимо согласовать целый ряд фактов. Любая ошибка или даже самая мелкая неисправность приводит к проблеме задержки рейса.

Ниже будут описаны самые распространенные причины задержки рейсов. Подобных ситуаций довольно много, поэтому их можно классифицировать по отдельным группам.

Метеорологическая ситуация


Таких причин может быть довольно много. Погода очень непредсказуемая вещь, и даже синоптики не всегда могут предоставить точный прогноз. Ввиду таких причин рейс может быть задержан, или судно приходится обрабатывать специальными средствами перед вылетом. Использование таких средств также требует временных затрат.

Очень часто возникает ситуация, что одна авиакомпания задерживает рейс до стабилизации погоды, а вот другая спокойно продолжает перевозку пассажиров. Одни не понимают причин такого поведения, другие пытаются найти, в чем личная выгода для компании. На самом деле объяснение более чем простое, у каждой компании есть свои воздушные машины, которые отличаются моделью и комплектацией. Каждый самолет имеет свой температурный порог и условия эксплуатации. Поэтому все рекомендации четко исполняются, и компания пытается максимально позаботиться о своих пассажирах.

Выявленные неисправности авиалайнера

Самолет достаточно сложный механизм, в работе которого большое значение имеют даже самые незначительные мелочи. Перед взлетом судно проверяют по всем параметрам. Выявление мелких поломок устраняется на месте, естественно, что для этих видов работы тоже необходимо время. Если поломка оказывается более серьезной, самолет снимается с рейса, и ему ищут замену. Такие ситуации случаются редко и входят в список экстренных случаев. Но все равно пассажиры будут доставлены к нужному пункту назначения.

Большинство авиакомпаний очень не любят, когда складываются ситуации подобного рода. Ведь такие задержки всегда оставляют свой след на репутации. В большинстве случаев задержка происходит из-за мелкого ремонта. Узнав о неисправностях самолета, любой пассажир может запаниковать, поэтому администрация предпочитает называть другие причины, по которым происходит задержка рейса.

Позднее прибытие авиалайнера

Это причина наиболее распространенная у администрации аэропортов. Ведь звучит она безобидно и не вызывает особого подозрения у пассажиров. Поэтому очень часто в аэропортах можно услышать именно такое обоснование задержки рейсов. Но настораживает именно то, что в определенных случаях такая причина не является правдой.

Сбой в работе наземных служб

Задержка рейса может возникнуть в период с прилета до вылета. Именно в связи с этим и могут возникать различного рода проблемы. Причин такой задержки неисчислимое количество. В большинстве случаев роль играет человеческий фактор. Это может быть опоздание обслуживающего персонала, продолжительная уборка в салоне самолета или же долгая разгрузка багажного отдела.

В подобных ситуациях задержка рейса не длится слишком долго, максимально это может занять около 30-ти минут. Обычно такое время не вызывает особой паники у пассажиров. Все происходит без нервов, да и причины довольно обоснованы. При возникновении более серьезных ситуаций, когда задержка вылета рейса происходит в связи с нарушением работы наземных служб на протяжении более двух часов, то каждый пассажир вправе требовать возмещение части от стоимости билета.

Права пассажиров

Если рейс задерживается, но при этом пассажиры не услышали объявления с обоснованиями задержки, то первым делом необходимо обратится к работнику за стойкой регистрации. В большинстве случаев четкого ответа на поставленный вопрос пассажир не получает. Чаще всего можно услышать какие-то распространенные причины, которые не должны вызвать лишнего волнения со стороны людей. И это логично, ведь любая компания дорожит своей репутацией.

Действия граждан

Как бы не складывалась ситуация, сознательный пассажир должен внести в своей билет специальную отметку о задержке рейса. Именно эта отметка даст основание требовать скидку или вообще возместить деньги за билет. Именно это право гарантировано каждому пассажиру при длительной задержке рейса.

Отмечаются особые права авиапассажиров при задержке рейса на время от 30 минут до 2-х часов. Администрация аэропорта обязана предоставить бесплатное хранение багажа, а также обеспечить бесплатное пребывание женщин с детьми в специально оборудованной комнате.

Права при задержке рейса от 2-х до 4-х часов гарантируют возможность пассажирам совершить два звонка в любую точку мира. Эти звонки должны быть оплачены авиакомпанией. Также гарантируется бесплатная раздача прохладных или горячих напитков.

Задержка рейса от 4 до 6 часов предусматривает бесплатную раздачу пищи с интервалом 6-8 часов.

Если задержали рейс на более чем 6 часов, то авиакомпания должна предоставить пассажирам место для ночлега. Естественно, это не может быть зал ожидания. Компания обязана оплатить гостиницу и все транспортные расходы.

Компенсация

Как бы там ни было, в любом случае задержка вылета - это вина транспортной компании, даже если причиной стали Каждый пассажир может возместить часть от суммы стоимости билета. Максимальная часть компенсации - это 50%. Но вместе с тем администрация обязана оплатить все денежные затраты пассажира во время ожидания рейса. Это может быть что угодно - оплата билетов на другие виды транспорта, оплата посещений разнообразных развлекательных заведений, оплата счета в ресторане или кафе. Единственным нюансом является то, что пассажир обязан предоставить все чеки, в противном случае возмещение не будет осуществлено.

Особые случаи

Если пассажиры ехали на отдых, и билет при этом включен в общую стоимость путевки, то можно предъявить претензии на оплату пропущенных дней отдыха. Если в течение 20-ти дней заявка не будет подана, в дальнейшем она не подлежит рассмотрению. Иногда перелет предусматривает пересадку, которая совершается одной авиакомпанией. Естественно, пассажир не успеет на предполагаемый второй самолет. Поэтому по прибытию администрация должна позаботиться и разместить пассажира в другой самолет абсолютно бесплатно. Причем, если человек летел эконом-классом, а места есть только в бизнес-классе, то его обязаны посадить в отделение повышенного уровня. Если же ситуация произошла в точности наоборот, то компания обязана оплатить разницу.

Каким образом нужно добиваться компенсации?

В сложившейся ситуации нужно позаботиться о наличии доказательств задержки рейса. У администрации аэропорта необходимо потребовать справку о задержке самолета. Эта бумага должна иметь печати, обоснованные причины. Человек во время ожидания своего рейса может пользоваться любыми услугами. Главное сохранять чеки, на которых будет четко видно время. Можно пойти в ресторан, снять номер в отеле и так далее.

Подобные ситуации решаются очень быстро, ведь ни одному перевозчику не нужно создавать скандалы. скажется на дальнейшей работе, поэтому желательно, чтобы пассажир был доволен.

Бывают и такие компании, которые могут отказаться возмещать денежные средства. В такой ситуации можно смело подавать в суд, приложив к делу все необходимые документы. Добиваться возращения денег через суд - трудоемкий процесс, но в большинстве случаев правда всегда на стороне пострадавшего.

Чтобы не попасть в нужно всегда иметь при себе дополнительные деньги. Ведь в таких непредвиденных ситуациях они могут очень сильно понадобиться.

Действия в случае нарушения прав пассажира

Такая ситуация очень неприятна, но оставить все, как есть, не выход. Необходимо добиться справедливости и возврата потраченных денежных средств. Для начала нужно собрать весь необходимый пакет документов, а именно:

  • Непосредственно авиабилет. На нем должны присутствовать необходимые отметки о задержке рейса.
  • Все чеки и квитанции о затратах, которые были необходимы в связи с задержкой рейса.
  • Четко расписанное письмо, в котором указываются все претензии и требования.

Все собранные документы необходимо вложить в конверт и отправить в главный офис компании.

Если на протяжении 30 суток пассажир не получил ответа от авиакомпании, то можно смело подавать заявление в суд. И уже через некоторое время справедливость будет восстановлена.

Описанные в статье правила и нормы распространяются на все виды рейсов. Даже если происходит задержка чартерного рейса, права пассажиров остаются такими же. Ответственность несет перевозчик в одинаковой степени. Потребитель должен получать качественный сервис в любом случае.

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.